О повторных денежных взысканиях за 1 нарушение в течение суток
Могут ли инспекторы выписать сразу несколько протоколов за одно нарушение при нескольких остановках автотранспортного средства? В данном вопросе очень многие путаются. Это связано с тем, что ранее инспекторы забирали автомобильные номера на 1 день, чтобы нарушитель устранил неисправности. Например, такой способ наказания применялся к авто с тонированным лобовым стеклом.
Сейчас эта мера отменена. По логике получается, что если нет установленного времени на устранение нарушения, то водителя ждут два или несколько штрафов за 1 проступок. Инспектор останавливает автомобиль с неправильной тонировкой, штрафует и после начала движения вновь наказывает водителя. Имеет ли сотрудник ГИБДД так поступать?
Для этого необходимо понимать, в каких ситуациях возникает состав нарушения. Он должен включать субъективную и объективную сторону, объект и субъект. Иначе основания для назначения денежного взыскания отсутствуют.
Разберём на примере с тонированием. Если водитель получил штраф за нарушение правил тонировки, то при старте с места инспектор не имеет права выписывать второй штраф. Причина – отсутствие субъективной стороны. Водитель не может удалить плёнку на месте. Необходимо доехать до ближайшего техцентра, где тонировка будет снята.
Водитель, продолжая движение с нарушением, руководствуется пунктом 2.3.1 ПДД. В нём сказано, что водитель имеет право следовать к месту стоянки или ремонта, так как неисправность (тонировка лобового стекла) автотранспортного средства, не относится к случаям, запрещающим дальнейшее передвижение.
Аналогичная ситуация с ксеноном. Эту проблему не решить на месте. Если сотрудник ГИБДД выписал один штраф, то не должен выписывать повторный при начале движения.
Чтобы лучше понять разницу, обратимся к такому простому нарушению, как езда без пристёгнутого ремня безопасности. Шофёра останавливает инспектор, штрафует и после отпускает. Однако по невнимательности водитель снова забыл пристегнуться.
Если сотрудник ГИБДД выписал один штраф, второй раз будет законен, так как автомобилист мог принять необходимые меры (использовать ремень безопасности) независимо от 1 наказания.
Имеет ли право росгвардеец проверять документы на машину?
Совсем недавно в законодательной базе произошли некоторые изменения, касающиеся полномочий сотрудников Росгвардии. О чем же идет речь?
Остановка автомобиля
В конце 2018 года в законодательной базе появилось новое постановление правительства РФ №1215. В нем говорится об изменениях работы госнадзора в области безопасности ДД. Так, согласно данному документу, сотрудники национальной службы входят в число служб, которым предоставлена возможность надзора за водителями, а конкретнее:
- росгвардейцы имеют право остановить автомобиль;
- у них теперь есть полномочия досматривать и осматривать ТС;
- отслеживание изменений конструкции транспортного средства.
На первый взгляд покажется, что Росгвардию сравняли с ГИБДД. Но нет! Есть важная тонкость данного законодательного постановления: право останавливать ТС и проводить административные мероприятия по отношению к водителю и пассажирам в 2022 году Росгвардейцам предоставлено только по части отдельных функций по надзору внутри Росгвардии. А в отношении исполнения водителем пункта 2.1.1 ПДД следует иметь в виду, что росгвардеец не является формально сотрудником полиции.
Говоря более понятным языком, проверка документов и остановка транспортного средства может проводиться сотрудниками национальной гвардии исключительно в рамках служебных автомобилей.
Исходя из вышесказанного, становится понятно, что сотрудники Росгвардии не имеют законных прав останавливать автомобиль на дороге с целью проверки каких-либо документов.
Даже если постановление предполагало бы такие полномочия, то это бы шло против ПДД. Ведь полагаясь на пункт 2.1.1, водитель обязан передавать документы для проверки только сотрудникам полиции. А поскольку Росгвардия не является службой такого ранга, то и законных оснований на проведение подобных административных процедур они не имеют.
Проверка документов
Каковы же права сотрудников Росгвардии:
- росгвардеец имеет право остановить и задержать гражданское лицо в порядке, установленном для него законом;
- осмотр ТС исключительно в рамках проведения спецопераций должен подтверждаться документально;
- участие в оцеплении отдельных дороги в рамках проведения операций;
- пресекать административные правонарушения – к примеру, если водитель едет по встречной полосе, сотрудник Росгвардии имеет право воспрепятствовать нарушению ПДД, но привлекать нарушителя к ответственности он не может;
- в случае необходимости проверка документов гражданского лица – речь идет только о паспорте, а не о ВУ, СТС и ОСАГО;
- при наличии оснований росгвардеец имеет право доставить нарушителя в отделение полиции;
- досмотр ТС, личный осмотр граждан – исключительно на объектах, подконтрольных национальной гвардии.
Может ли ППС составлять протокол?
Может, но далеко не по любым правонарушениям. Здесь законодательство 2021 года работает более приоритетными актами, нежели приказы и уставы. В дело вступает Кодекс об административных правонарушениях. И нас интересует его статья 28.3, которая указывает на 2 важные вещи:
- протоколы имеют право составлять должностные лица, которые уполномочены рассматривать соответствующее дело – то есть, если речь идёт о нарушениях ПДД, то рассматривать такие дела могут, в основном, только ГИБДД,
- но пункт 2 этой статьи говорит о том, что есть также «иные случаи», когда протоколы могут составляться полицейскими.
В частности, подпункт 1 этого пункта предписывает следующие правонарушения по части дорожного движения, протоколы по которым уполномочены составлять любые представители МВД, в том числе ППС:
- 12.2, часть 4 – езда с подложными госномерами,
- частями 2 и 2.1 статьи 12.3 – вождение без водительского удостоверения или полиса ОСАГО с собой, а также осуществление деятельности такси без получения разрешения,
- вся статья 12.4 и 12.5 – по незаконным цветографическим схемам и нарушениям по установке и управлению со спецсигналами, кроме тонировки,
- часть 2 статьи 12.7 – вождение водителем, лишённым прав,
- вся статья 12.8 – нетрезвое вождение, передача управления автомобилем лицу в состоянии опьянения,
- часть 7 статьи 12.9 – повторное превышение скорости на 80 км/ч и более,
- часть 3 статьи 12.10 – повторное нарушение проезда через ж/д пути,
- часть 5 статьи 12.15 – повторный выезд на встречную полосу,
- часть 3.1 статьи 12.17 – повторное движение против хода по односторонней дороге,
- 12.24 – причинение вреда здоровью при ДТП,
- 12.26 – отказ от медицинского освидетельствования,
- части 2 и 3 статьи 12.27 – если вы уехали с места ДТП или употребляли алкогольные напитки или наркотические вещества после ДТП и до приезда сотрудников ГИБДД,
- 12.34 – нарушения при содержании, эксплуатации и ремонте дорог.
Кроме того, согласно пункта 1 Приказа МВД №685 от 30.08.2017, составлять протоколы за нарушение ПДД могут и другие сотрудники полиции, помимо ГАИ, но только «с учётом осуществляемых полномочий». А полномочий по 664 приказу у ППС на дороге нет.
Полномочия сотрудников Росгвардии
Росгвардия была создана в 2016 году указом В. В. Путина и с тех пор данный орган получал все больше и больше полномочий. Так, в 2018 году они получили некоторые полномочия в сфере регулирования дорожного движения, а некоторые СМИ стали утверждать, что росгвардейцы получили все полномочия сотрудников ГИБДД. Так ли это на самом деле?
Закон о Росгвардии
Безопасность дорожного движение регулируется довольно большим количеством законов, например, ПДД, КоАП, Приказ №664, а также ППРФ №716 от 19.08.2013, в который были внесены изменения от 26.09.2019, добавляющие Росгвардию в список органов, которым позволено регулировать дорожное движение.
У них появляются следующие полномочия:
- останавливать ТС;
- проводить осмотр и досмотр ТС;
- проверять наличие изменений в конструкции авто.
Может ли росгвардеец останавливать гражданское авто?
На первый взгляд, кажется, что Росгвардию по полномочиям практически сравняли с Госавтоинспекцией, однако это совсем не так. Все полномочия Росгвардии в сфере дорожного движения они реализуют только в отношении транспорта своей же службы. То есть останавливать и проверять они должны только служебные, а не гражданские автомобили.
Если обратиться к ПДД, то можно найти п. 2.1.1, который обязывает водителей предоставлять свои документы (в/у, СТС, ОСАГО) по просьбе сотрудников полиции. Росгвардия же относится не к полиции, а к Внутренним войскам Министерства внутренних дел. Следовательно, они не должны и не имеют права брать на себя обязанности и полномочия ГИБДД.
Какие права имеют росгвардейцы?
Несмотря на то, что росгвардейцы не имеют полномочий ГИБДД в сфере дорожного движения, они по-прежнему остаются важной силовой структурой. Росгвардия имеет следующие полномочия, касающиеся водителей:
Росгвардия имеет следующие полномочия, касающиеся водителей:
- задержание, проверка документов (гражданского паспорта) и сопровождение до отделений полиции лиц, подозреваемых в нахождении в розыске или в совершении преступления, или при наличии других оснований для задержания;
- в рамках спецопераций вскрывать автомобили, оцеплять участки дороги;
- пресекать правонарушения (они могут остановить автомобиль, например, с пьяным или едущим по встречке водителем, но составлять протокол должны именно сотрудники полиции);
- проводить досмотр автомобиля и личный досмотр на пропускных пунктах.
Обязаны ли граждане подчиняться росгвардейцам?
Вновь обращаемся к определению Росгвардии: она является органом исполнительной власти. В ФЗ «О Росгвардии» указано, что граждане обязаны исполнять законные требования ее сотрудников при реализации ими своих полномочий. Если росгвардеец находится при исполнении и его требования законны, то гражданин обязан следовать им. Неповиновение сотруднику Росгвардии наказывается так же, как неповиновение сотруднику полиции.
Остановка инспектором ДПС
Кстати, есть некоторые нюансы и в тех случаях, когда вас останавливают сотрудники ДПС. Только на первый взгляд может казаться, что тут не бывает никаких подводных камней. В действительности это не так. Если не знать нюансов, то кажется, что у обычного сотрудника ДПС есть право останавливать любое транспортное средство.
Конечно, такое право у него есть, но только тогда, когда он находится на службе при исполнении своих обязанностей. Подтверждением того, что сотрудник ДПС находится на службе, будет не только наличие служебной формы и удостоверения, но и нагрудного значка, а также жетона с личным номером, которые выдаются сотрудникам, заступающим на службу. После того как наряд дорожной полиции получает приказ о прекращении дежурства, нагрудный знак сдается в соответствующее подразделение. То есть по наличию этого нагрудного знака и можно определить, находится ли инспектор в данный момент на службе.
Как только вас останавливает инспектор ГИБДД, обратите внимание, есть ли у него этот нагрудный знак. У сотрудников ДПС он округлой формы, в отличие от представителей других работников правоохранительных органов, у которых этот знак овальный
На значке должен быть изображен российский герб (двуглавый орел), а под ним надпись «ДПС», далее указывается код региона и личный номер самого инспектора, по которому его всегда можно идентифицировать.
Если у инспектора такой знак отсутствует, значит, в данный момент он находится не на службе и не имеет права кого-либо останавливать и оформлять протоколы о нарушениях. Единственное, он может стать свидетелем допущенного вами нарушения, как и любой другой очевидец. Теперь вы знаете, кто может останавливать транспортное средство.
Также обязательно стоит обратить внимание, на каком автомобиле передвигается инспектор. Законом строго запрещено использование ТС, не являющихся патрульными автомобилями, во время службы
Отличить патрульный автомобиль от любого другого не составит труда. Это должен быть автомобиль, автобус или мотоцикл, который находится на балансе органов правопорядка. При этом закон предусматривает, что в широком смысле патрульный автомобиль может не иметь специальной цветографической схемы на бортах с символикой Российской Федерации и сирену. Но это не относится к автомобилям, которые используются для контроля движения на дорогах. Для этих транспортных средств данные атрибуты являются обязательными. Если на машине инспектора, который вас остановил, их нет, то и сама остановка незаконна.
Полномочия сотрудников ППС
В большинстве случаев автомобилиста останавливают на дороге и могут потребовать документы сотрудники Госавтоинспекции. Но иногда инициативу за порядок на дорожном полотне берут на себя работники патрульно-постовой службы полиции – ППСП. А имеют ли право «ППСники» требовать документы и каковы основания для проверки?
Остановка автомобиля
Полномочия полиции регулирует Административный регламент МВД, введённый Приказом №664, и он по части остановки машин не имеет разграничений между ГИБДД и патрульно-постовыми служителями закона.
Итак, причины остановки ТС следующие.
- Инспектор зафиксировал признаки нарушения – визуально либо с помощью специального технического устройства.
- Есть ориентировка, что авто либо пассажиры, находящиеся в нем, причастны к дорожному происшествию, преступлению или административному правонарушению.
- Машина числится в угоне.
- Водитель авто является свидетелем ДТП либо совершенного преступления.
- Инспектор хочет привлечь водителя как понятого.
- Водитель понадобился для выполнения распорядительно-регулировочных действий.
- Остановка авто с целью возникновения необходимости предоставления авто врачам, сотрудникам Госавтоинспекции.
- При необходимости оказания помощи пострадавшим либо сотрудникам полиции.
- Проверка как часть специальных мероприятий, проводимых полицией на основании распорядительных актов – Трезвый водитель, Безопасность ребенка и прочие спецоперации.
Проверка документов
Какие документы они имеют право потребовать, мы разобрались ранее. Но речь шла о сотрудниках Госавтоинспекции. А есть ли такие полномочия у работников патрульной службы?
Согласно Уставу ППС, в полномочия и требования к работникам патрульной службы включены:
И конкретно из обязанностей и прав сотрудникам ППС предписано:
- знание и использование в работе правил дорожного движения;
- в случае необходимости сотрудники ППС обязаны предотвратить управление ТС водителями, которые находятся в нетрезвом состоянии;
- при наступлении дорожно-транспортного происшествия поставить в известность о произошедшем сотрудников ДПС;
- помогать работникам дорожной полиции устранять помехи, препятствующие ДД;
- оказать первую медицинскую помощь пострадавшим;
- до прибытия дорожно-патрульной службы обеспечить безопасный объезд места аварии;
- до прибытия сотрудников следственно-оперативной группы установить все данные по произошедшему ДТП: личность водителей, пассажиров, марку и цвет авто, регистрационный номер и прочие сведения, которые смогут помочь разобраться в деле;
Сотрудники ППС – это та же полиция. Следовательно, согласно действующему закону, они имеют право остановить для проверки машину. Для этого нужны те же основания, что и для инспектора ДПС – подозрения в совершении правонарушения или преступления.
Может ли выписать штраф?
- составление протокола – это возбуждение дела с занесением его материалов на бумагу, и до штрафа здесь пока ещё далеко,
- вынесение постановления – это уже и есть назначение штрафа.
И именно второй пункт не является компетенцией ППС, а только ГИБДД. Но ППС могут и обязаны при наличии состава правонарушения составить протокол (и далее направить его на рассмотрение в отделение ГАИ). Правда, есть существенные ограничения по нарушениям, за которые ППС могут составлять протоколы. И к ним, согласно вышеприведённому Приказу, относятся нарушения, образующие состав для наказания по статьям КоАП:
- 12.1 – нарушение правил регистрации автомобиля,
- 12.2 – госномера,
- 12.3 – документы на машину (сотрудник ППС может не только проверить их, но и возбудить дело за отсутствие любого из необходимых для предъявления),
- 12.6 – непристёгнутый ремень,
- 12.7 – езда без прав,
- 12.10-12.20 – нарушения ПДД, по части движения через ж/д пути, на автомагистрали, нарушения знаков и разметки, расположения, проезда светофоров и перекрёстков и остановки перед стоп-линией, автобусной полосы и неуступления дороги маршрутным ТС, пешеходов, остановки и световых/звуковых приборов,
- 12.25 – неостановка по требованию сотрудника ППС,
- 12.29 – у ППС есть право возбудить дело в отношении пешехода,
- 19.3 – неисполнение законного требования сотрудника полиции,
- 20.25 – привлечение за просрочку оплаты штрафа (при этом, проверять их у инспектора-патрульника полномочий нет).
Алгоритм общения с инспектором ГИБДД
Порядок остановки транспортного средства сотрудниками ГИБДД подробно прописан в законе. Требуя остановиться, инспектор должен явно указать, где автомобиль необходимо припарковать. Это должно быть разрешенное для остановки места, за исключением особых случаев, описанных выше.
Остановив транспортное средство, сотрудник ГИБДД должен назвать свое имя и должность, сообщить о причине остановке. Кстати, ему разрешено скрыть от водителя истинную причину, по которой остановлен автомобиль, но только в том случае, если водителя или кого-то из его пассажиров подозревают в участии в преступлении или организации ДТП. Их задержание входит в обязанности сотрудников Госавтоинспекции.
Обратите внимание, что по правилам остановки сотрудникам ГИБДД запрещается требовать, чтобы водитель вышел из транспортного средства. Есть только несколько исключений, когда требования сотрудника ДПС выполнить необходимо
Водитель обязан выйти, если его подозревают в том, что он находится в состоянии наркотического, алкогольного или токсикологического опьянения, а также для устранения поломки авто или при выявлении нарушений правил транспортировки грузов, в случае если водители или пассажиры подозреваются в преступлении или помощь нужна другим водителям.
Также инспектор должен предъявить служебное удостоверение. Но тут есть оговорка, что делать это необходимо только по требованию водителя. Конечно, не все на такое решаются, может возникнуть психологический барьер при общении с представителем власти, преодолеть его не всегда удается. Предъявляя удостоверение, сотрудник дорожной полиции не должен передавать его в руки водителю, но должен по требованию сообщить номер своего нагрудного знака. Если остановка произошла по причине нарушения, то полицейский обязан подробно и ясно объяснить, в чем было нарушение.
У инспектора есть право произвести осмотр вашего ТС. Правда, водитель может потребовать составления протокола. Этот документ может вам пригодиться в том случае, если придется оспаривать действия полицейских, а также для решения спорных ситуаций. Кстати, если начать настаивать на оформлении протокола, инспекторы нередко отказываются от досмотра автомобиля, потому что не хотят погрязать в бюрократических документах.
Остановив транспортное средство, сотрудник должен провести все необходимые действия в максимально короткий срок. При этом протестовать против того, что вас задерживают слишком долго, практически бессмысленно. Потому что фактически инспектор может задержать вас на срок до трех часов. Конечно, проверка ваших документов и даже оформление протокола, если водитель что-то нарушил, не являются поводом, чтобы задерживать водителя так долго.
Пока водитель знакомится с протоколом, в котором зафиксировано нарушение, инспектор обязан проинформировать его о правах. Это его прямые обязанности, которые он должен соблюдать неукоснительно. Нарушение этого предписания может привести к привлечению сотрудника ГИБДД к ответственности.
Следует отметить, что в разных регионах России сейчас действуют различные формы протоколов, поэтому с каждым необходимо внимательно знакомиться, прежде чем ставить под ним свою подпись. Если с чем-то вы не согласны, обязательно напишите об этом, обосновав максимально подробно свою позицию. В случае возникновения спорной ситуации именно этот документ будет предоставлен при судебном разбирательстве. Наши советы помогут вам освежить в памяти свои права и обязанности, когда вас останавливает сотрудник правопорядка. Так вы обезопасите себя от полицейского произвола, который сейчас хоть и все реже, но все-таки встречается на российских дорогах.
Могут ли за игнорирование требования остановиться привлечь за неповиновение сотруднику полиции?
[media=https://www.youtube.com/watch?v=ZQrcDPjRQAI]
Как мы уже выше сказали, в том случае, если вы увидели законное требование сотрудника полиции остановить машину но не выполнили его, то вам грозит административная ответственность согласно части второй статьи 12.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 500 до 800 рублей.
Но это не единственная статья, которая предусмотрена за игнорирование требования сотрудника ГИБДД.
А дело в том, что в Административном кодексе РФ есть еще и статья 19.3, которая прописывает административную ответственность за неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции.
Так, согласно первой части статьи 19.3 КоАП РФ — неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от 500 до 1000 рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Мы специально опять выдели красным жирным шрифтом предусмотренную меру ответственности, которая может быть применена к лицу, которое не выполнило требование сотрудника полиции. Но вы со своей стороны можете сказать,- при чем здесь игнорирование требования инспектора ДПС в плане остановиться?
А все дело в том что, если вы не заметили или специально проигнорировали требования сотрудника полиции (инспектора ГИБДД) об остановке, то скорее всего за вами может начаться погоня или о вашем автомобиле сообщат ближайшему экипажу ДПС. В этом случае вы вряд ли отделаетесь статьей 12.25 КоАП РФ. Чаще всего при погоне, находящимся за рулем автомобиля водителям вменяют статью 19.3 КоАП РФ — Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции. Но как такое может быть?
Все очень просто. В составленном протоколе укажут, что вы не хотели выходить из машины после ее остановки и даже сопротивлялись. В этом случае вам придется доказывать свою не виновность уже в суде, что этого не было и это не так. К большому сожалению, согласно судебной практике известно, что суды почти всегда верят словам сотрудников полиции указывая затем в судебных решениях такую формулировку: «нет оснований не доверять сотрудникам Госавтоинспекции находящимся при исполнении служебных обязанностей».
Как видите друзья, казалось бы, что небольшой штраф за неостановку машины по требованию сотрудника ГИБДД не должен вас пугать. Но не тут-то было, есть еще одна грозная статья 19.3 КоАП РФ, которой любят пугать сотрудники ГИБДД. Так что господа, лучше будьте внимательны и всегда останавливайтесь в случае требования сотрудника полиции остановить автомобиль в указанном им месте. Иначе могут быть большие проблемы с законом и даже существует риск оказаться под арестом.
Может ли сотрудник ППСП (ППС) остановить автомобиль для проверки документов?
Перейдем к правовой составляющей данного вопроса.
Так как ППСП это и есть полиция, то на нее распространяется действие Закона «О полиции». Действие этого же закона распространяется и на инспекторов ГИБДД.
В правилах дорожного движения закреплены права полицейских и обязанности водителей. Проанализируем с точки зрения правомерности остановки транспортного средства.
Согласно Закону «О полиции» (подпункт 20 пункта 1 статьи 13) полиция имеет право останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления, наличие страхового полиса ОСАГО.
Согласно ПДД (пункт 2.1.1.) водитель в случае остановки по требованию полиции обязан передать водительское удостоверение, регистрационные документы на автомобиль (СТС, если СТС не получен, то ПТС), страховой полис ОСАГО и другие документы.
Получается, что Закон «О полиции» дает право полицейскому (а им является и сотрудник ГИБДД, и ППСП) останавливать транспортное средство, а ПДД обязывает водителей подчиняться указанным требованиям.
Не совсем понятно, а особенно настораживает фраза «если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения». Встает обоснованный вопрос: «А возложены ли на ППСП обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения?».
Обратимся к Уставу ППСП.
В пункте 218 Устава перечислены полномочия ППСП по обеспечению безопасности дорожного движения, а именно:
- знать ПДД (видно законодатель настолько хорошо знаком с блюстителями порядка, что решил дополнительно закрепить обязанность по соблюдению ПДД именно сотрудниками ППСП)
- предотвращать управление транспортным средством водителями, находящихся в нетрезвом виде (как предотвращать не раскрывается, видно уговорами, а для этого сначала нужно остановить транспортное средство)
- при ДТП сообщать дежурному или наряду ДПС
- во взаимодействии с ДПС устранять помехи дорожного движения
- оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим
- до прибытия ДПС принимать меры по организации безопасного объезда места происшествия
- до прибытия следственно-оперативной группы устанавливать личность водителей, пассажиров, марку, цвет регистрационный знак автомобилей, скрывшихся с места происшествия
Также обратимся к Административному регламенту, утвержденному приказом МВД России № 664.
Согласно данному регламенту контроль и надзор за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения возложены на ГИБДД и ее подразделения (ДПС). Другие подразделения полиции могут осуществлять контроль и надзор за безопасностью дорожного движения, совместно с ДПС ГИБДД. Здесь ключевое слово – совместно.
Проанализировав данный правовой акт можно сделать вывод — останавливать автомобиль сотрудники ППСП могут только в случаях:
- проведения спецмероприятий
- предотвращения преступлений
- регулирования движения
Таким образом, останавливать автомобиль сотрудник ППСП может, но в большинстве случаев в качестве регулировщика.
Вроде бы полномочий по остановке в целях проверки документов и за нарушение ПДД нет. Но мы изучили часть полномочий. Изучаем законодательство дальше. Сотрудники ППСП реализуют права в соответствии со статьей 13 Закона «О полиции»!!! (пункт 211 Устава). Что это означает? А то, что право на остановку автомобиля и проверку документов имеет не только ГИБДД, но и ППСП.
Кроме того, в статье 27 Закона «О полиции» закреплена обязанность полиции в случае выявления административного правонарушения, принять меры по предотвращению или пресечению административного правонарушения. Нарушение ПДД и является административным правонарушением.
Таким образом, если водитель нарушает правила дорожного движения, то сотрудник ППСП обязан предотвратить и пресечь нарушение (остановить автомобиль). Предотвратить правонарушение можно несколькими способами: сообщить ближайшему наряду ДПС данные об автомобиле или самому осуществить остановку автомобиля, и проверить документы.
Итак, остановить и проверить документы сотрудник ППСП (ППС) вправе при совершении водителем правонарушения (нарушение ПДД) или готовящимся совершить правонарушение (водитель собирается управлять автомобилем в состоянии алкогольного опьянения). Возникает очередной вопрос: а может ли сотрудник ППСП (ППС) составить протокол об административном правонарушении?