Что мы сделали
В компании есть собственная библиотека, в которой более сотни книг по разным сферам. Сотрудникам предлагалось брать книги из библиотеки или прочитать свои (по профессиональной тематике).
Механика игры была довольно проста.
Весь коллектив разделили на четыре команды. Создали игровое поле, как в настольной игре «ходилки», определили стоимость одного шага. Игра была запущена на пол года.
Новые сотрудники, пришедшие в компанию после запуска игры, добавлялись к действующим командам. Промежуточные итоги подводились на еженедельной основе.
Каждая прочитанная книга в команде за неделю – один ход. Отсутствие прочтенной книги в команде две недели подряд – ход назад.
Главное в игре было не прочитать книгу, а найти полезные, интересные инструменты для своей работы и применить их! За каждое внедренное полезное действие, команда продвигалась на три шага вперед.
8 правил мотивации, без которых все бесполезно
Мотивированный сотрудник дышит энтузиазмом и приносит больше денег. Нужно лишь найти правильный стимул. Существует более десятка теорий мотивации, основанных в том числе на пирамиде потребностей Маслоу, психоанализе Фрейда и гедонистическом подходе Юнга. На теоретическую основу наложился опыт практиков, благодаря чему вам не придется постигать тонкости психологии: все уже придумано — бери и делай.
Но прежде чем перейти к главному, ознакомьтесь с этими правилами: если их не соблюдать, то никакие способы повышения мотивации персонала вам не помогут.
Чем ближе стимул к интересам сотрудника, тем сильнее его эффект. Зарубежная командировка мотивирует лучше, чем поездка в соседний город.
Стимулирование, основанное только на ощущениях руководителя, не работает. Вряд ли абонементы на йогу повысят энтузиазм работников-любителей бокса.
Измеряйте уровень мотивации каждого работника, например, путем анкетирования. Можно взять готовый тест на мотивацию по Герчикову, мотивационный профиль личности по Ричи и Мартину или же разработать свой опросник.
Всегда пользуйтесь одной и той же методикой измерения, это позволит отследить динамику.
Измерения проводите раз в квартал.
Поощряйте работников всех категорий, а не только продавцов.
Вводите новые способы мотивации каждые полгода: сработает эффект новизны.
С помощью нематериальной мотивации решайте тактические задачи
Например, при наборе в штат сотрудников важно обучить их стандартам работы. Мастер-классы и тренинги помогут в этом, а для работников станут приятным бонусом.
Создайте приятную компенсационную систему
Это оклады, премии и прочие денежные надбавки, который вы платите работникам за их труд. Если компенсации не будут их устраивать, то они от вас уйдут или станут хуже работать.
Как избежать ошибок в процессе внедрения элементов игры
Долгое время не было системного подхода к геймификации: единичные примеры внедрения интересных технологий были направлены в основном на улучшение результатов бизнеса в кратковременной перспективе. Но эта проблема уже решена: сегодня есть подробные инструкции, как «обыграть» рабочие процессы, а также специалисты, которые помогают грамотно внедрить эти методики с учетом всех особенностей конкретной организации.
Для руководителей есть несколько советов, как избежать наиболее распространенных ошибок в геймификации рабочих процессов:
- ставить достижимые цели;
- вводить четкие системы измерения результатов;
- не терять «связь с реальностью» — условия «игры» должны быть понятными и реальными;
- следить за атмосферой в коллективе, чтобы конкуренция не стала «нездоровой»;
- постоянно анализировать показатели работы.
В идеале можно привлечь к «игре» и третью сторону — клиентов. К примеру, те же сотрудники отдела продаж могут получать баллы в зависимости от отзывов покупателей. При этом довольны будут все: клиенты получат хороший сервис, сотрудники — поощрение покупателей и работодателей, а руководители — приверженность потребителей и мотивированный коллектив.
Пример анализа и оптимизации бизнес-процессов
Исходные данные Предприятие по производству мебели из натурального дерева.
После проведенного анализа бизнес-процессов, стало очевидно, что в компании есть проблемы:
- слишком большие сроки поставки, о чем свидетельствуют жалобы клиентов;
- производственный отдел регулярно простаивает из-за задержек поставок лакокрасочных материалов (ЛКМ).
На основании выявленных проблем были поставлены цели:
- организовать поставку ЛКМ в срок;
- ускорить изготовление и поставку готового продукта клиентам до прописанных в договоре 10 дней.
В рамках оптимизации решено предпринять следующие меры:
Ключевые аспекты
При игрофикации, как правило, актуальны:
- динамика — задействуются сценарии, при которых нужно быстро реагировать для достижения требуемого результата;
- механика — применяются сценарные элементы — специальные виртуальные награды, очки, статусы, другие подобные поощрения;
- эстетика — создаётся игровое впечатление, эмоции вовлекают в процесс;
- социальное взаимодействие — поощряется совместное решение задач.
В современном игрофицированном ПО используется следующая терминология:
- игроки — участники;
- действия — реакции, необходимые от участников;
- уровни — разделение пользователей по уровням получения результатов;
- мотивация — побуждение к надлежащим реакциям и действиям.
Моделирование бизнес-процессов
Моделирование необходимо, чтобы представить бизнес-процесс в таком виде, который максимально точно и полно опишет его с учетом поставленной задачи.
На практике применяют различные подходы к моделированию, что позволяет выделить три основных вида:
- Структурное моделирование – применяется для исследования текущих и разработки новых систем. Здесь есть три подвида:
- функциональное – бизнес-процесс показан как последовательность действий, использующих конкретные ресурсы, от входа к выходу;
- имитационное (второе название – моделирование поведения) – схема строится с учетом временных интервалов, показывает, что происходит под воздействием внутренних и внешних условий;
- информационное – демонстрирует связи между объектами и их свойства.
- Объектно-ориентированное моделирование – процессы представлены в виде набора объектов с событиями и условиями, детализация отсутствует. Говоря об объекте, подразумевают любой предмет, преобразуемый по ходу выполнения процесса.
- Интегрированное моделирование – включает модели разных видов и позволяет создать схему, которая представит комплексно объект моделирования.
Нотации моделирования бизнес-процессов
Существуют стандартизированные условные обозначения или нотации бизнес-процессов, которые используются во всем мире.
- BPMN – помогает демонстрировать бизнес-процесс представителям разных аудиторий.
SADT – используется для создания функциональной модели.
DFD – стандарт для макропроцессов в бизнесе.
WFD – стандарт для бизнес-процессов нижнего уровня с возможностью демонстрации последовательности работ с учетом времени.
ARIS – применяется для создания, анализа, внедрения и улучшения бизнес-процессов.
EPC – показывает вход и выход процесса в ходе моделирования сложных комплексов.
STD – показывает, как ведет себя система при внешнем управляющем воздействии.
UML – описывает требования к ИС.
ERM – описывает концепцию бизнес-процесса.
FCD – описывает действия, исполнителей, оборудование и данные с помощью символов.
RAD – описывает и анализирует функциональные элементы, наглядно демонстрирует их взаимодействие.
ANSI – набор блок-схем для демонстрации хода процесса.
IDEF – набор инструментов для разделения и объединения блоков (IDEF0), изображения процесса (IDEF3) и др.
Unified Modeling Language – средства визуализации, конструирования, документирования систем и процессов.
Цветные сети Петри – демонстрируют переходы, изображают события и действия.
Дорожки Брюса Силвера – дополнение к другим нотациям, применяется, чтобы показать, как переходит ответственность от одного участника к другому.
Карты потоков создания ценности – набор условных обозначений, которые показывают затраты времени и ресурсов.
Сравнение нотаций
Выше перечислено много различных нотаций, но на практике чаще всего применяется две наиболее популярные – BPMN и ARIS eEPS. Сравним их.
BPMN |
ARIS eEPS |
|
|
Как мотивировать себя?
Начну с того, что немотивированный руководитель никого замотивировать не сможет. Вы можете сколько угодно притворяться и изображать заинтересованность — фальшь всегда будет заметна. Поэтому я всегда начинаю решение проблемы с работы над собой.
Идеальный руководитель должен гореть своей идеей настолько сильно, чтобы заражать ею остальных. Если Вы не можете похвастаться таким запалом, обратитесь к ряду методик:
- Делайте сложное простым. Приступая к проекту, оцениваете предстоящий фронт работ и в ужасе откладываете задачу на потом? Я называю такую реакцию эффектом чистого листа: ситуация, когда не сама работа, а подготовка к ней отнимает все больше сил. Не приписывайте себе статус жертвы — не думайте о предстоящих сложностях. как о великих проблемах. Мне хорошо помогает метод дробления крупных задач на составные части — это позволяет мне увидеть основные камни преткновения и преодолеть страх перед неизвестным.
- Бросайте себе вызов. Я по натуре азартный человек, поэтому всегда с готовностью доказываю себе свое могущество. Ведь так приятно осознавать, что никакая задача не может поставить Вас в тупик и заставить дрожать — это стоит попробовать.
- Описывайте светлое будущее. Приступая к глобальным проектам, я всегда знаю, что принесет их достижение. Передо мной есть цель, есть задачи, которые приведут к ней — остается только действовать.
- Следите за прогрессом и радуйте себя. Маленькие победы, вроде выполнения части важных задач, должны быть отпразднованы. Дарите себе маленькие радости: скушайте любимый тортик, сходите на прогулку, уделите пару часов своим желаниям. Такие короткие передышки становятся путеводными маяками, которые выводят Вас из глубин дедлайнов.
- Посмотрите на свое окружение. Прежде всего это Ваш круг общения — есть ли вокруг Вас люди, которые мотивируют Вас на действия? Если таких нет, найдите. Комфортно ли Вам дома и на работе? Жизнь в дискомфорте провоцирует стресс, который гасит Вашу мотивацию. Устраните раздражители, добавьте положительные триггеры.
Ваша мотивация не должна ослабевать ни на минуту, вне зависимости от обстоятельств. Помните: только мотивированный руководитель может требовать мотивации от работников.
Работа мотивации
Для действия каких бы то ни было игровых механик необходимо выполнять, как упоминалось выше, некоторые действия.
Мотивации способствуют четыре следующих элемента:
- награда — когда игрок знает, что за свои действия будет вознаграждён, его мотивация оказывается выше. Например, так действуют карты лояльности и кэшбэки. Если требуется платить кредиткой, чтобы вернуть 10% от покупок назад на счёт;
- соревнование — людям нравится выигрывать у других. Что-то, демонстрирующее победу над другими участниками, тоже мотивирует. Подобным образом действуют публичные рейтинги. Например, просят добавить информации и фотографии в профиль для получения бонусов;
- достижение — человек должен ощущать значимость, для чего применяются бонусы, уровни, бейджики, разнообразные статусы — скажем, те же банковские карты могут иметь приятный золотой статус обслуживания. Программы лояльности авиафирм предполагают различные классы обслуживания в полёте;
- обратная связь — в идеале человек должен видеть немедленную реакцию, скажем, повышение уровня, начисление бонусов и т.д.
https://youtube.com/watch?v=5sMPHM8-wCY
Геймификация – новая концепция бизнеса
Как вы уже поняли, геймификация – это принципиально новый бизнес- нструмент, используемый для привлечения и удержания клиентов. Его суть – внедрение игровых методов в неигровые процессы.
Внедрение игровых элементов в бизнес решает 3 задачи:
Привлекает пользователей
Удерживает их внимание. Монетизирует посещения
Как это работает на практике? Игровой элемент не только привлекает новых посетителей, но и возвращает тех, кто ранее пользовался услугами вашего сервиса. Возвращающимся клиентам проще, потому что они знакомы с вашим бизнесом, товарами и услугами.
Задача геймификации – захватить и удержать внимание посетителей, заставить их взаимодействовать с сайтом или приложением максимально долго. С этой целью онлайн-бизнес внедряет инструменты дополнительной активности
Сайты ипотечного кредитования устанавливают калькуляторы расчета первоначального взноса и процентов, сравнение выгод нескольких предложений. Компании, занимающиеся продажей земельных участков, предлагают воспользоваться онлайн-конструктором и спроектировать дом мечты.
Монетизация – следствие привлечения и удержания внимания. Увеличение доходов происходит за счет увеличения времени, проведенного пользователем на сайте, и за счет роста количества посещений. За 5-7 минут, проведенных на сервисе, потенциальный клиент увидит больше основных товаров – вероятность конвертации посетителя в покупателя возрастает вдвое.
При этом стоимость привлечения покупателя с использованием игровой механики на порядок дешевле привлечения с помощью рекламы.
История развития геймификации
В самом начале 21 века дизайнер Ник Пеллинг ввел данное понятие в оборот. Он предложил при продвижении товаров внедрять игровые техники. А уже в 2007 году Bunchball стали использовать геймификацию в маркетинговой кампании, чтобы выгодно отстроиться от конкурентов. Позже термин все основательнее проникает в сознание людей и все шире применяется во многих процессах. В следующем десятилетии многие компании уже не представляли свою деятельность без элементов геймификации.
Если посмотреть на степень проникновения игр в нашу жизнь, то порой начинает казаться, что она зашкаливает. Так, дети разбираются в устройстве смартфона практически с пеленок, взрослые становятся фанатами World of Tanks, мобильные приложения банков и сотовых операторов похожи на встроенные в телефон games. Элементы игры прочно обосновались в продажах и обучении представителей нового поколения современного общества.
Примеры геймификации в бизнесе посредством внедрения на сайт
Пример 1
Интересный сервис по проверке способности распознавания лиц, чем дальше, тем сложнее становится распознать.
Пример 2
Необычная регистрация на сайте и взаимодействие с 3D фоном. Понадобится указать свое имя и фотографию.
Пример 3
Создание простых 3D объектов на основе городской инфраструктуры с приятной музыкой на фоне. Сайт очень популярен за рубежом несмотря на простоту.
Пример 4
NASA выложила интерактивную 3D модель марсохода, который ездит по бескрайним просторам марса.
Пример 5
Резюме специалиста с визуальным оформлением тех технологий, которые он освоил.
Пример 6
Театр Lalka, креативное оформление сайта, с размещением графика предстоящих выступлений.
Пример 7
IT компания решила представить себя в ином свете, через не большие интерактивные элементы и с мрачной музыкой.
Пример 8
Для вовлечения дополнительной аудитории популярное в Испании издательство Lab — RTVE решило сделать
необычный эксперимент «Your first day at El Caso» — интерактивный короткометражный фильм.
Виды и критерии геймификации
Различают геймификацию внутреннюю, внешнюю и меняющую поведение человека:
Какая | Для кого применяется | Зачем |
Внутренняя | Для наемных работников | Для сплочения сотрудников внутри коллектива, повышения качества производимого продукта и увеличения объёмов продаж, а также улучшения уровня обслуживания клиентов |
Внешняя | Для клиентов и пользователей | Для повышения узнаваемости продукта и/или бренда, привлечения новых клиентов, повышения лояльности, и как следствие, – увеличения дохода |
Меняющая поведение | Для сотрудников и клиентов, для любых участников (если речь идёт о социальных задачах) | Для формирования новых привычек |
Независимо от цели геймификации при ее создании важно учитывать шесть главных критериев:
-
Прописанные и понятные для всех правила.
-
Каждый участник самостоятельно решает – играть или нет.
-
Дает возможность побывать в иной реальности. Людьми движет желание попробовать что-то неизведанное.
-
Переход от этапа к этапу. На каждом уровень сложности повышается, но человек осознаёт, что справится.
-
Возможность взаимодействия с другими участниками.
-
Развитие внутри игры характерно не только для геймеров. Трансформируется и сама игра – регулярно в ней происходит что-то новое.
Это совершенно не означает, что теперь вся жизнь должна превращаться в игру. Есть риск и вовсе загеймиться. Иногда достаточно лишь внедрить пару игровых элементов и нужный эффект достигается. Все определяет конкретная ситуация и преследуемая цель.
Кейс: VT-metall
Узнай как мы снизили стоимость привлечения заявки в 13 раз для металлообрабатывающей компании в Москве
Узнать как
Эффективная система мотивации: что учесть, чтобы всё работало
Внедрять систему мотивации лучше постепенно — так сотрудники поймут, что изменения необходимы, и привыкнут к ним. Вот несколько советов, как сделать так, чтобы система мотивации функционировала хорошо и вдохновляла сотрудников работать качественно и эффективно.
Определить цели компании и привязать к ним показатели премирования. Премирование должно зависеть от результатов компании за обозримый период — месяц, квартал или год. Критерии премирования должны быть измеримыми и понятными всем сотрудникам.
Фото: PeopleImages.com — Yuri A / Shutterstock
В идеале должна получиться косвенная зависимость между результатами каждого работника и главной целью компании. Например, для отдела кадров можно установить критерий укомплектованности штата — не ниже 95%. Здесь зависимость будет такой: если незаполненных вакансий много, то страдают производство и прибыль — и премии будут ниже.
Менять показатели премирования. Нельзя разработать одни показатели и использовать их постоянно. Чтобы система мотивации работала эффективно, её нужно периодически пересматривать. Как часто? Это зависит от того, как развивается компания, насколько она стабильна.
Например, в небольшом стартапе показатели премирования можно утверждать каждый квартал. В более стабильных компаниях их утверждают на год и больше. При достижении одних показателей в систему премирования нужно добавлять другие.
Контролировать количество показателей. Вы заложили в систему премирования показатели, которые важны для компании. Но чем их больше, тем меньше вес каждого такого показателя. В результате на некоторые показатели сотрудники не будут обращать внимания. Пострадают цели, которые вы ставили, когда разрабатывали систему мотивации.
Анализировать систему мотивации. Выясните, понимают ли работники цели и задачи, которые перед ними поставили. Определите, что мешает выполнять эти задачи. Такой анализ покажет, что в системе нужно доработать. Анализ лучше проводить не раньше чем через три месяца после запуска системы мотивации. А потом — ежеквартально.
Книги по геймификации в бизнесе
Если вас вдохновили удачные примеры внедрения игровых механик в бизнес, вас наверняка заинтересуют книги на эту тему:
«Вовлекай и властвуй: игровое мышление на службе бизнеса». Кевин Вербах и Дэн Хантер;
«Геймификация в бизнесе
Как пробиться сквозь шум и завладеть вниманием сотрудников и клиентов». Гейб Зикерманн и Джоселин Линдер;
Actionable Gamification — Beyond Points, Badges, and Leaderboards
Yu-kai Chou;
Gamify: How Gamification Motivates People to Do Extraordinary Things. Brian Burke;
Gamification by Design: Implementing Game Mechanics in Web and Mobile Apps. Gabe Zichermann.
Поймите, к какой категории игроков относится целевая аудитория
Люди, которые играют в игры, принадлежат к разным типам
Важно определить, какому типу соответствует ваша целевая аудитория. Если применить неподходящий типу игроков инструмент, ничего не получится.
Для этого существует базовая модель психологических типов игроков, разработанная профессором и исследователем в области игрового дизайна Ричардом Бартлом. Согласно модели, участники делятся на четыре типа:
Социальщики. Главное для них — общение, коммуникации, нетворкинг. Эти клиенты хотят делиться своими успехами в соцсетях, общаться с единомышленниками внутри сервиса. Я знаю многие супружеские пары, которые познакомились в онлайн-играх, и встречал игры, в которых всё держится только на сообществе.
Исследователи. Они хотят изучить все возможности и места вашего условного игрового мира. Заядлые путешественники, стремящиеся посетить каждый уголок планеты, — лучший пример игроков-исследователей.
Накопители. Эти игроки хотят получить всё ценное, что вы им предложите. Они становятся коллекционерами, нумизматами, занимают себя другими подобными хобби. Им подойдёт накопление баллов, сбор серии коллекционных фигурок или фишек. Таких клиентов пытаются привлечь банки — ведь им выгодно, чтобы деньги оставались внутри компании. Поэтому они предлагают своим клиентам различные копилки, бонусные системы и тому подобное.
Киллеры. Психотип с дерзким названием
Для его представителей важно соревноваться и быть первыми, к этому типу относятся многие звёзды спорта. Киллеры — потенциальные клиенты именитых брендов
Тех, что выпускают машины, одежду, аксессуары и другие имиджевые вещи. В коммуникации со своими клиентами эти бренды подчёркивают, что только исключительные люди используют их товары.
Людей, которые относятся только к одному из этих типов, почти не бывает. Каждый человек имеет качества нескольких из них, но черты одних типов преобладают над другими.
Коллекция карточек в Steam. Скриншот: официальное приложение Steam
Когда мы анализируем целевую аудиторию, то описываем портрет идеального клиента. Мы можем понять, к какому типу игроков клиент, скорее всего, принадлежит. Теперь нам нужно создать инструменты геймификации, которые ему подходят. Киллеров не получится заставить коллекционировать карточки — они не будут этого делать. Социальщиков можно завлечь только чатами и интеграцией с соцсетями.
Бесконечная игра
Таким образом, применять геймификацию можно практически в любых сферах занятости, но особое внимание стоит уделить этому вопросу руководителям компаний, которые связаны с продажами. Именно игровые элементы помогут «раскачать» работу персонала, у которого нет четких объективных оценок выполненной работы и индексов эффективности (KPI)
К таким специалистам относятся юристы, экономисты, административно-хозяйственные работники. С помощью искусственно созданных уровней работы и показателей продуктивности они получат возможность оценить свои результаты и сравнить их с коллегами.
Важно не забывать, что игровой элемент должен «мягко» мотивировать и вовлекать работников, но никак не превращать работу в бесконечный марафон или жестокие бои за призы. Внимательное наблюдение за атмосферой в коллективе поможет избежать этих ошибок
И еще: «игра» на работе никогда не заканчивается надписью «Game over». После завершения очередного уровня или потери интереса к этим правилам обязательно должен начаться новый этап, новые квесты, а у руководителей организации должны появиться новые, еще более амбициозные цели.
Что наша жизнь? Игра!
Говорят, что предприниматели, которые первыми внедрили лендинги в свой бизнес, получили лучшие результаты от этого инструмента, чем их последователи. Это произошло по очевидной причине.
У последователей результаты немного другие, чем у первооткрывателей. Так было всегда и будет. Это я к тому, что компании, которые первыми внедрили геймификацию в свой бизнес, получили результаты лучше нежели те, которые сделали это значительно позже.
Взять ту же наболевшую задачу привлечения клиентов. С появлением различных шаблонных платформ и конструкторов, количество лендингов в сети превысило все разумные пределы. Теперь человек, который только появился в Интернете с целью заработать деньги, может за 10 минут запустить собственную страницу или сайт для продажи.
Последствия агрессивного маркетинга
Это привело к тому, что люди перестали реагировать на эти большие контрастные кнопки с надписью “Купить!” или “Заказать!”. Так же они игнорируют любую анимацию и спецэффекты на странице
Все то, что раньше хоть как то привлекало внимание посетителей, перестало работать за каких-то 3-4 года
И геймификация решила эту задачу. По крайней мере на некоторое время. Лендинги плавно трансформируются в квиз-сайты. В чем смысл данного новшества?
Вместо того, чтобы заставлять целевую аудиторию ознакамливаться с УТП и читать большой массив информации, предлагается игра, в виде квеста или тестирования. Вот несколько скриншотов того, как это реализовано в одном из наших проектов.
На этом экране нет предложения ввести номер телефона, чтобы менеджер перезвонил и сказал цену дизайн-интерьера. Здесь плавная подводка к тому, чтобы человек прошел по кнопке тест и сам рассчитал стоимость ремонта. Вдобавок, для дополнительной мотивации посетителей, есть обещание бонуса, который клиент сам выберет в конце.
На следующем шаге предлагается выбрать помещение, где будет проходить ремонт. Да еще и оформлено все в визуальной форме, чтобы даже школьнику было понятно о чем идет речь. Данная страница предназначена для холодного типа трафика. Поэтому в квизе всего несколько слайдов, чтобы не сильно утомлять посетителя.
Ответив на несколько типовых вопросов по стилистике, площади помещения и сроках ремонта, клиент переходит на слайд с выбором обещанного бонуса. Естественно, что мы наперед знаем, какой из этих подарков будет выбран).
Ну а дальше все по традиции: результаты теста в обмен на контактные данные.
В чем смысл?
Одним инструментом решается несколько задач
- Посетитель задерживается на странице, фиксируя в своей голове наше утп
- Происходит эмоциональное вовлечение в процесс. Как известно, эмоция равно продаже.
- Ответив на типичные вопросы, менеджер звонит по заявке уже подготовленным, зная о чем говорить и какие дополнительные вопросы нужно уточнить.
- Ну и конечно же, получаем контактные данные и монетизируем входящего клиента.
Если провести аналогию с World of Tanks, то там подход точно такой же. Вначале идет бесплатная регистрация и выбор оружия. После нескольких сражений игрок понимает, что с оборудованием по умолчанию шансов выжить на поле битвы больше чем 5 минут, минимальное. Поэтому дальше ему предлагается купить уже за реальные деньги оружие получше.
Разбираемся в методах мотивации персонала: материальных, нематериальных, прямых и косвенных
Все методы мотивации персонала делят на две большие группы — материальные и нематериальные.
Материальная мотивация. Это деньги, которые сотрудник получает за свою работу. Включает в себя постоянную и переменную части. Постоянная часть установлена договором — это оклад. Переменная часть зависит от производительности сотрудника. Она может представлять собой:
- Процент или комиссионные. Сотрудник получает процент от стоимости товаров или услуг, которые он продал. Этот вариант используют как в сочетании с постоянным окладом, так и без него. Во втором случае из комиссионных состоит вся зарплата сотрудника.
- Премии за достижение целей. Сотруднику платят, когда он качественно выполняет задачи или даже превосходит целевые критерии. Например, делает задачи быстрее, чем это предусмотрено планом, или экономит ресурсы компании.
- Премии за ценность сотрудника. Выплаты за владение уникальными навыками или выплаты особо значимым специалистам, чей уход из компании нежелателен.
Нематериальная мотивация. Не касается оплаты труда и включает в себя всё, что получает от компании сотрудник, кроме зарплаты. Меры нематериальной мотивации могут быть и вещественными — например, когда компания предоставляет бесплатные обеды.
Такие меры или рассчитаны на всех сотрудников компании по умолчанию, или применяются как вознаграждение за хорошую работу.
Примеры способов нематериальной мотивации:
- социальные гарантии и льготы — медицинские страховки, питание, транспорт до работы;
- обучение за счёт компании и участие в профессиональных конференциях;
- помощь в релокации;
- возможность путешествовать, работая в разных филиалах компании;
- модернизация рабочих мест;
- корпоративные награды и доски почёта;
- корпоративные мероприятия — например, соревнования или общие выезды на отдых.
Фото: Dmitry petrov 1986 / Shutterstock
Что такое прямая мотивация? Это все перечисленные выше способы — материальные и нематериальные. Методы прямой мотивации направлены на самих сотрудников.
Что такое косвенная мотивация? Это поддержка и льготы для семей сотрудников:
- рабочие места для супругов — это особенно актуально для малонаселённых регионов, где тяжело найти работу;
- путёвки в детские лагеря, дома отдыха;
- транспортные билеты в период отпуска;
- льготные места в детских садах;
- новогодние подарки;
- деньги на образование детей.