Транспортировка нефти в россии и поставки за рубеж

Танкеры-гиганты

Среди танкеров, которые ввиду своих внушительных габаритов являются настоящими кораблями-исполинами, есть свои рекордсмены. Самым знаменитым представителем супертанкеров являлось судно класса ULCC Knock Nevis (называвшееся в разное время также Jahre Viking, Happy Giant, Seawise Giant и Mont), сменившее за период своей эксплуатации нескольких владельцев.

Knock Nevis до сих пор считается крупнейшим кораблём в истории человечества по показателю дедвейта — 564,763 тыс. тонн. Длина танкера составляла 458,45 метра, тормозной путь превышал десять километров. При полной загрузке осадка танкера не давала ему возможности прохождения через пролив Па-де-Кале (Ла-Манш) и Суэцкий канал. Кроме того, в силу своих габаритов корабль был не в состоянии пройти через Панамский канал.

Корабль был построен японской компанией Oppama, введён в эксплуатацию в 1976 году. До переделки длина танкера составляла 376,7 метра, дедвейт — 418,610 тыс. тонн. Три года спустя, после смены владельца на гонконгскую корпорацию Orient Overseas Line, он подвергся перестройке, в ходе которой дедвейт был увеличен почти на 150 тыс. тонн. После модернизации танкер обрёл статус самого большого судна на планете.

Судно курсировало вокруг мыса Доброй Надежды, перевозя нефть из ближневосточных стран в США. В мае 1986 года, когда между Ираном и Ираком шла война, Knock Nevis был атакован иранским истребителем в Ормузском проливе. Возник пожар, погибли трое людей. Танкер сел на мель. Был поднят и восстановлен норвежской компанией Norman International только через два года.

После того как заходы в американские и европейские порты танкеров без двойного корпуса были запрещены, транспортная «карьера» судна закончилась, и оно использовалось в качестве хранилища нефти на катарском месторождении Al Shaheed. Последний рейс корабль совершил к побережью Индии, где в течение 2010 года его разделали на металл в связи с окончанием срока эксплуатации. От танкера остался лишь один из 36-тонных якорей, который стал экспонатом Морского музея Гонконга.

Впрочем, ряд специалистов ставят под сомнение звание рекордсмена Knock Nevis, присваивая статус не только самого большого танкера, но и крупнейшего корабля выпущенному в тот же год нефтеналивному судну класса ULCC Batillus. Дело в том, что свои выдающиеся характеристики Knock Nevis получил только после перестройки. Batillus же изначально по проекту имел длину 414,22 метра и дедвейт 553,662 тыс. тонн. Таким образом, сразу после схода со стапелей он превосходил по характеристикам Knock Nevis. Танкер построила французская компания Chantiers de l’Atlantique по заказу Shell (Великобритания–Нидерланды).

После запуска Batillus совершил 25 рейсов, в основном из Персидского залива в Северную Европу. Танкер не раз простаивал в портах продолжительное время. Руководство компании не было удовлетворено низкой частотой рейсов и в 1985 году приняло решение продать танкер на слом. В том же году корабль был утилизирован в Тайване.

После утилизации самых больших танкеров Knock Nevis и Batillus статус самых крупных действующих кораблей данного типа перешёл к четырём однотипным судам ULCC-класса — TI Oceania, TI Asia, TI Africa и TI Europe, построенных силами южнокорейской Daewoo Heavy в рамках проекта Hellespont в 2002–2004 годах.

Данные корабли имеют дедвейт 441,585 тыс. тонн и длину корпуса 380 метров. Владельцем TI Oceania и TI Africa (первоначальные названия — Hellespont Fairfax и Hellespont Tapa соответственно) стала канадская судоходная компания Shipholding Group, а TI Asia и TI Europe (Hellespont Alhambra и Hellespont Metropolis соответственно) приобрёл оператор Euronav (Бельгия).

Вместимость

Главная характеристика, которая позволяет классифицировать судна по размеру – это дедвейт (DWT) или полная грузоподъемность корабля. Он обозначает вес в тоннах, который можно принять на борт до летней грузовой ватерлинии. Также при разбивке танкеров на категории учитывается навигационная обстановка, например, глубина в проливах и портах приема, размеры шлюзов.

Скрин: классификация по виду груза

Малотоннажные танкеры вместимостью 10 000–45 000 т рассчитаны на перевозку очищенных нефтепродуктов. Минимальная вместимость судна для транспортировки сырья – 45 000 т, в пересчете это 327–343 тыс. баррелей.

Таблица 1. Максимальный размер нефтяных танкеров по шкале гибкого рынка

Категория DWT, тонн Сорт, баррель (примерно)
WTI Brent Urals
Panamax 80 000 586 510 609 756 582 665
Aframax 120 000 879 765 914 634 873 998
Suezmax 200 000 1 466 275 1 524 390 1 456 664
VLCC (Very Large Crude Carrier) 320 000 2 346 041 2 439 024 2 330 662
ULCC (Ultra Large Crude Carrier) 550 000 4 032 258 4 192 073 4 005 826

Для расчета показателей использован калькулятор перевода баррелей в тонны pronpz.

Вы знали, что существуют такие огромные нефтяные танкеры?

Да Нет

Материал в тему! Сколько зарабатывают нефтяники в России и мире

bar·rel

(băr′əl)n.1. A large cylindrical container, usually made of staves bound together with hoops, with a flat top and bottom of equal diameter.

2. The quantity that a barrel with a given or standard capacity will hold.

3. Abbr. bar. or bbl. or bl. Any of various units of volume or capacity. In the US Customary System it varies, as a liquid measure, from 31 to 42 gallons (117 to 159 liters) as established by law or usage.

4. A cylindrical or hollow part, especially:a. The thicker portion of a baseball bat, from which the most powerful hits are struck.

b. The cylindrical part of a firearm through which the bullet travels.

c. A cylinder that contains a movable piston.

d. The drum of a capstan.

e. The cylinder within the mechanism of a timepiece that contains the mainspring.

5. The trunk of a quadruped animal, such as a horse or cow.

6. The tubular space inside a wave when it is breaking.

7. Informal A large quantity:

8. Slang An act or instance of moving rapidly, often recklessly, in a motor vehicle.

adj. Resembling or similar to a barrel, as in shape:

v. bar·reled, bar·rel·ing, bar·rels or bar·relled or bar·rel·ling

v.tr. To put or pack in a barrel.

v.intr. Informal To move or progress rapidly:

Idioms: on the barrel/barrelhead Granting, giving, or requesting no credit:

over a barrel In a very awkward position from which extrication is difficult:

Небоскреб на боку

Если в предыдущие десятилетия строительством супертанкеров занимались в основном европейские (например, французская верфь Chantiers d’Atlantique) и японские производители (Hitachi, Sumitomo), то сейчас на рынке доминируют производители из Южной Кореи под брендами (Daewoo, Samsung), которые мы обычно привыкли видеть на автомобилях и бытовой электронике. Строительство супертанкера гораздо больше напоминает возведение здания, нежели сборку машины. Первым делом на верфи обрабатывают стальные листы, из которых будет состоять корабль. Самое страшное для танкера — коррозия, поэтому от качественной обработки металла зависит безопасность и долговечность судна. Сталь отмывают от грязи и ржавчины, чистят абразивным порошком и наносят цинково-силикатный грунт. Затем из листов вырезают детали, а из деталей методом сварки собирают отдельные блоки конструкции. Финальная сборка корпуса судна происходит в сухом доке. Сюда сверхмощные краны грузоподъемностью несколько тысяч тонн доставляют огромные детали будущего судна, которые могут иметь габариты до 55 м.


Какой корабль самый большой? Ответить на этот вопрос не так-то просто, особенно если сравнивать друг с другом корабли разных типов. Первая тройка лидеров и по длине, и по дедвейту занимают Seawise Giant, а также супертанкеры классов Batillus и Esso Atlantic. Но… с одной оговоркой. Все эти легендарные богатыри выведены из строя, и, похоже, супертанкеров таких размеров больше не будет.

С миллиметровой точностью эти детали ставят в нужном месте собираемого корпуса и приваривают. Для подобных ювелирных операций с макрообъектами требуются высокие технологии. В частности, на верфи Daewoo для каждого такого мегаблока перед монтажом с помощью лазерной измерительной техники создается точная компьютерная 3D-модель. Далее происходит виртуальное моделирование монтажной операции с целью выяснения, насколько произведенный блок подходит по размерам. Если на компьютере все сходится, значит, можно начинать монтаж и сварку — последняя осуществляется с помощью автономного робота с элементами искусственного интеллекта, позволяющего машине самостоятельно диагностировать возникающие проблемы. В собранном корпусе монтируется силовая установка циклопических размеров, несколько десятков километров труб и все прочее необходимое оборудование. Будущий супертанкер тщательно красят, затем, когда краска высохнет, сухой док наполняется водой и буксир выводит новорожденного левиафана в море.


Другой вариант разгрузки супертанкера при отсутствии глубоководного порта — создание специальных терминалов, вынесенных в открытое море. Пришвартовавшись к такому терминалу, танкер с помощью гибких труб подсоединяется к трубопроводной системе, идущей от терминала к берегу. Такого рода терминалы создаются, например, в Мексиканском заливе, где разгрузка крупных нефтеналивных судов непосредственно в портах представляет наибольшую проблему.

Как танкеры загружают нефтью

Загрузка танкеров осуществляется с использованием нефтеналивных комплексов. Строительство нефтеналивных причалов стартовало в начале прошлого века, что было связано с бурным развитием танкерного флота и прокладкой нефтепроводов. Первый нефтеналивной причал в России возвели в Батуми в 1906 году. Через его мощности осуществлялась погрузка керосина на суда.

Современные причалы являются глубоководными, обеспечивают налив и учёт сырья, бункеровку и другие операции с танкерами в автоматическом режиме. Инфраструктура причальных комплексов включает стендеры, учётные узлы, арматуру предохранительного, регулирующего и запорного назначения, блоки предотвращения аварий при наливе и системы пожаротушения.

С помощью насосных установок нефть и продукты её переработки перекачиваются по трубопроводным системам, в том числе подводным, к стационарным или плавающим нефтеналивным причалам, после чего поступают в танкер. В свою очередь, разгрузка судна производится с применением судовых насосов через трубопроводы, проложенные в танках или по палубе. Сырьё откачивается из резервуаров танкера и поступает в ёмкости морских и речных перевалочных пунктов и баз, в состав которых входят и причалы.

При порожнем ходе (без груза) в танки судов закачивается водяной балласт. Перед приёмом груза он перемещается в очистные портовые сооружения или на нефтебазы. Существуют танкеры (такие модификации строились в том числе в СССР), конструкция которых предусматривает наличие балластных танков между двойными корпусами. Такое решение позволяет не загрязнять воды балласта нефтепродуктами. При этом балластные воды не требуют очистки перед сбросом.

Мировая нефтяная экономика

С тех пор как добыча нефти была поставлена на промышленную основу, она стала одним из определяющих факторов развития мировой экономики. История нефтяной индустрии — это история постоянного противостояния и конкуренции, а также борьбы за сферы влияния, что привело к сложнейшим противоречиям между мировой нефтяной индустрией и международной политикой.

И это неудивительно — ведь нефть можно без преувеличения назвать фундаментом благополучия, так как именно она является одним из главных факторов развития современного общества. От нее зависят совершенствование технического прогресса, развитие всех областей промышленности, топливно-энергетического комплекса, бесперебойная работа наземного, морского и воздушного транспорта и степень комфортабельности человеческой жизни.

Основным средоточием нефтяных месторождений являются такие регионы мира, как Персидский и Мексиканский заливы, острова Малайского архипелага и Новая Гвинея, западная Сибирь, север Аляски и остров Сахалин. Добычу нефти производят 95 стран мира, при этом почти 85% приходится на десятку крупнейших из всех нефтедобывающих государств.

Самое большое количество мировых нефтяных запасов приходится на страны Ближнего Востока (более 66%) и Азии (74%). И именно в этом регионе в 1960-м был создан международный картель, получивший название Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК), самая крупная и влиятельная в мировой нефтяной индустрии. На ее долю приходится 1/3 всей добываемой в мире нефти.

Цель ОПЕК — координация политики нефтедобычи и контроль за мировыми ценами на сырую нефть. В ее состав входят: Саудовская Аравия, Кувейт, Ирак, Иран, Венесуэла, Алжир, Индонезия, Эквадор, Габон, Ливия, Катар и Объединенные Арабские Эмираты.

Описание

Танкеры могут составлять от нескольких сотен тонн для судов, обслуживающих небольшие порты и прибрежные объекты, до сотен тысяч тонн для судов дальнего следования. За пределами океанов и морей танкеры работают на реках и ручьях грузоподъемностью в несколько десятков тонн. Эти «танкеры» перевозят самые разные продукты:

  • Эти углеводороды , такие как нефть , на сжиженном нефтяном газе (LPG), сжиженный природный газ (СПГ)
  • Химические вещества, такие как аммиак или хлор
  • пресноводный
  • вино
  • Лимонный сок

T Homas В. Лоусон (1902)

В T Homas W. Lawson (1902) , преобразованный в 1906 году первый в мире танкер.

Танкер является относительно новой концепцией , датируемый последние годы XIX — го  века. До этого технология не позволяла перевозить наливные жидкости. Рынок также не был ориентирован на перевозки наливом. Многие корабли перевозили самые разные товары, и поэтому все они были упакованы. Эти жидкости были , как правило , загружают в бочки, отсюда термин тоннаж , который исходит от объема бочки , транспортируемой. В этих бочках хранилась даже пресная вода, жизненно необходимая для выживания моряков. Транспортировка жидкости наливом сопряжена с множеством технических проблем:

  • Трюм: на деревянных лодках трюм не был достаточно водонепроницаемым, масляным или воздухонепроницаемым, чтобы предотвратить утечку или потерю жидкостей. разработка металла и стали для строительства клиньев решила эту проблему.
  • Погрузка и разгрузка: перекачка жидкостей. Разработка эффективных насосов и трубопроводов была жизненно важна для развития танкеров. Также были необходимы портовые сооружения и рынок для приема этой продукции. Бочки можно было разгружать с помощью обычного крана. Кроме того, бочки имеют небольшой объем, количество позволяет адаптироваться к рынку.
  • Стабильность : большое количество жидкости на борту судна влияет на его устойчивость, особенно когда жидкость движется внутри трюма в ответ на движение судна. Эффект был незначительным в бочках, но может привести к опрокидыванию, если резервуар равен ширине судна. Эта проблема была решена разделением на разные отсеки.

Танкисты были первоначально использовались в нефтяной промышленности , чтобы получить продукты переработки нефти для потребителей . Затем они перемещаются в большие резервуары на берегу, а затем разделяются для доставки в несколько мест. Использование танкеров было дешевле, чем их транспортировка в бочках, бочках с последующим хранением на складах. Пивоварня Guinness также использовала танкеры для перевозки своего портера через Ирландское море . Для специальных продуктов требуется другой транспорт, что привело к специализации таких судов, как танкеры-химовозы , нефтяные танкеры , танкеры- газовозы, разработанные для обработки соответственно опасных химикатов, нефти и сжиженного природного газа (СПГ). Эти варианты способны транспортировать один продукт или смешанные грузы, например, различные химикаты или рафинированные масла.

Среди танкеров мы выделяем супертанкеры, предназначенные для перевозки нефти через Африканский Рог или Ближний Восток . Супер- танкер Seawise Giant , разобранный в 2010 году, был 458 метров в длину и 69 метров в ширину. Эти гигантские суда являются одним из трех методов, предпочитаемых крупными нефтяными компаниями для транспортировки своей продукции по трубопроводам и железнодорожным сетям .

Несмотря на очень строгие правила, танкеры участвуют во многих экологических катастрофах, вызванных разливом нефти : Амоко Кадис , Браер , Эрика , Эксон Валдез , Престиж и Каньон Торри — лишь несколько примеров.

«За» и «против»

Транспортировка нефти морем имеет несколько преимуществ. К плюсам можно отнести тот факт, что она особенно не нуждается в дорогостоящих сооружениях. Помимо этого, экономическая эффективность танкерных перевозок велика, она уступает только трубопроводам. Таким образом, цена фрахта остается второй по дешевизне после трубопроводного транспорта. Транспортировка танкерами обходится сравнительно дёшево, причём чем больше перевозимый объём, тем он дешевле. Немаловажным фактом является то, что доставлять нефть можно в те места, куда по суше сделать это невозможно. Еще одно достоинство — маршруты можно менять без больших затрат. И, наконец, пропускная способность пути практически не ограничена.

Но есть и проблемы. Ограничения на транспортируемый объём накладывают грузоподъёмность судов и производительность берегового нефтебазового хозяйства.

В некоторых регионах морской транспорт может использоваться только в определённый сезон.

В связи с тем, что разлив нефти одного танкера может загрязнить огромный объём воды и уничтожить большое количество морской флоры и фауны, необходимо получать множество согласований и соответствовать жёстким нормам. И последнее — транспортировка нефти морем не отличается быстротой.

Нефтяные трубопроводы

Нефтепровод — это сложный комплекс сооружений, в состав которых входят наземные, подземные и подводные трубопроводы, головные и промежуточные нефтеперекачечные насосные станции, нефтехранилища, линейные и вспомогательные сооружения. Нефтепроводы бывают подводящими и магистральными. Подводящие служат для перекачки нефти с места ее добычи на головные сооружения магистральных, их протяженность — около нескольких десятков километров. Промысловые, заводские и нефтебазовые трубопроводы предназначаются для внутренних перекачек. Магистральные нефтепроводы предусматривают транспортировку на расстояния более 2 000 км, их диаметр колеблется от 200 до 1 220 мм. Для предохранения труб от пагубного влияния почвенной коррозии используют антикоррозийную изоляцию и электрохимические методы защиты.

Первый в мире нефтепровод был сооружен в США в 1865 году, его протяженность составила всего 6 км. В России первый нефтепровод проложили в 1878-м от Бакинских промыслов до перерабатывающего завода. До сих пор находится в процессе эксплуатации построенный по проекту В.Г. Шухова в 1907 году и самый протяженный по тем временам в мире нефтепровод Баку — Батуми. Его длина — 835 км, а диаметр — 200 мм.

Классификация нефтеналивных танкеров и танкеров-газовозов по размерам

Классификация судов по размерам вызвана необходимостью учитывать навигационную обстановку.

По назначению танкеры подразделяются на:

  • нефтеналивные,
  • химовозы,
  • газовозы,
  • танкеры — водородовозы, проектируются в настоящее время для доставки жидкого водорода ( LH2).

Терминология описания состоит из двух слов: 1- привязка по географии, 2- описывает размер

Suezmax

Суда типа Suezmax — это нефтеналивные танкеры, способные с полной загрузкой проходить через Суэцкий канал, и исключительно связан с нефтяными танкерами. Существуют ограничения : глубина водного пути составляет 16 м, высота моста в канале — 68 м, максимально допустимая ширина судна -70,1 м.

Capesize

Отдельная классификация танкеров по размерам, исходя из дедвейта:

  • от 10000 до 24999 тонн — танкер общего назначения;
  • от 25000 до 44999 тонн — танкер средних размеров;
  • от 45000 до 79999 тонн — танкер типа LR1;
  • от 80000 до 159999 тонн — танкер типа LR2;
  • от 160000 до 319999 тонн — очень большой танкер (Very Large Crude Carrier — VLCC);
  • от 320000 до 549999 тонн — ультра большой танкер (Ultra Large Crude Carrier — ULCC).

Классификация по размерам танкеров — газовозов:

  • Conventional, с объемом транспортируемого СПГ от 145000 — 154000 м 3 , газовоз общего назначения;
  • Yamalmax — 172 000 м 3 , — габариты которых ограничены размерами подходного канала порта Сабетта на п-ве Ямал.
  • Q-Flex , — от 210000 до 216000 м 3 , газовоз средних размеров;

Q-Max , — от 263000 до 266000 м 3 большой газовоз.

Источник

Характеристика

Длина — 295 м, ширина — 45 м, высота борта — 25,4 м, осадка — 17 м, водоизмещение — 180 тыс т, дедвейт — 150 500 т, грузоподъёмность — 143 250 т, скорость хода 15,5 узлов, мощность паротурбинной установки — 30 тыс л. с. Автономность 80 суток. Полный запас топлива — 9250 т. обеспечивает дальность плавания до 25 тыс миль (практически вокруг земного шара). Экипаж — 36 человек располагается в одноместных каютах, всего кают 45. Из общественных помещений столовая, кают-компания, курительные, библиотека, мастерская для индивидуальных занятий, спортзал, спортплощадка и открытый плавательный бассейн. В надстройке судна имеется пассажирский лифт.

В качестве движителя используется винт регулируемого шага диаметром 8,5 м. в специально разработанной осенесимметричной кольцевой насадке и два водометных подруливающих устройства в корме и носу судна упором по 10 тонн. Применение ВРШ, не требующего реверса турбин, сократило выбег судна до полной остановки в 1,5 раза (до 3 км.).

Корпус судна из стали 10ХСНД (танковая часть) и 09Г2 (оконечности) имеет двойное дно в районе танков, в котором расположены трубопроводы. Двойное дно обеспечивает защиту от утечки нефти при посадке на мель а также используется для принятия чистого балласта, одновременно балласт или груз может приниматься в танк-успокоитель качки. В режиме чистого балласта танкер может идти при волнении до 7 баллов. Танковая часть общей кубатурой 190 тыс. м3, разделена 2-мя продольными и несколькими поперечными переборками и имеет 5 центральных танков (включая танк-успокоитель качки) и 8 бортовых танков (по 4 на борт), в т.ч. 2 чистобалластных танка. Защиту от пожара и коррозии обеспечивает система осушенных инертных газов. Для совмещения грузовых и балластных операций предусмотерна вакуумная выгрузка (вакуум-танк №5 и кормовой вакуум-танк для балласта).

Котельная установка состоит из двух котлов, главного производительностью 90 тонн в час и вспомогательного (35 т/ч). Судовая электростанция имеет главный генератор с приводом от главной турбины мощностью 1350 кВт и резервный турбогенератор такой же мощности. Дополнительно имеется стояночный (400 кВт) и аварийный (200 кВт) дизель-генераторы.

Определение слова «Танкер» по БСЭ:

Танкер (английское tanker, от tank — цистерна, бак, резервуар)наливное судно, Судно для транспортировки жидких грузов наливом. Т. перевозят сырую нефть и продукты её переработки, сжиженные газы, пищевые продукты (растительное масло, молоко, патоку, китовый жир, вино и др.), химикалии (кислоты, спирт и др.), расплавленную серу, асфальт, пресную воду и т. п.Со 2-й половине 19 в. нефть и нефтепродукты начали перевозить наливом в трюмных ящиках (вкладных цистернах) или непосредственно в корпусе (ранее нефть перевозили на судах в бочках). Впервые перевозка наливом была осуществлена в России в 1873 на Каспийском море судовладельцами братьями Артемьевыми на деревянной парусной шхуне«Александр». позднее строились деревянные и металлические наливные баржи для перевозки нефти по Каспийскому морю и Волге. В 1878 был построен первый русский наливной железный пароход «Зороастр» грузоподъёмностью 250 т с 8 цилиндрическими вкладными цистернами, которые впоследствии были сняты, а нефть наливалась прямо в трюмы. Русский паровой Т.«Спаситель» грузоподъёмностью 670 т, в основных чертах послуживший прообразом для современного Т., был сооружен в 1882, на 4 года раньше английского парового Т. «Глюкауф» Дедвейтом около 3000 т почти такой же конструкции. К середине 1974 флот Т. составил почти половину объёма мирового гражданского флота, всего на это время английским«Регистром судоходства Ллойда» зарегистрировано 7855 Т. общей валовой вместимостью около 155 млн. рег. т (учитывая суда вместимостью не менее 100 рег. т). К началу 1975 общий дедвейт строившихся или заказанных 1268 Т. дедвейтом не менее 2000 т составил 168 млн.т, почти 82% от объёма заказов всего мирового флота.Т. представляет собой однопалубное самоходное судно с машинным отделением, жилыми и служебными помещениями в корме, с продольной (иногда поперечной по бортам) системой набора корпуса судна, обычно без двойного дна в грузовых танках. Грузовые помещения разделены несколькими поперечными и 1-3 продольными переборками (в зависимости от размеров Т.) на танки, некоторые из которых служат только для приёма водяного балласта. Доступ в танки — через палубные горловины небольшого размера с непроницаемыми крышками. Погрузку Т. одним или несколькими сортами груза ведут береговыми средствами, разгрузку — судовыми насосами по проложенным по палубе и в танках трубопроводам. Для подогрева застывающих грузов (парафинистой нефти, мазута, битума и др.) танки оборудуют Теплообменниками — змеевиками, по которым пропускают водяной пар.Т. снабжают средствами предотвращения пожаров и борьбы с ними (например, установками для заполнения танков инертным газом, объёмного и поверхностного тушения с помощью пара, пены, мелкораспылённой воды). С целью улучшения мореходных качеств Т. при ходе без груза предусматривается приём водяного балласта в балластные, а также грузовые танки, которые оборудуют системой мойки горячей водой под давлением и средствами очистки нефтесодержащих вод. Для предотвращения разъедания внутренних поверхностей танков их защищают антикоррозийными покрытиями, танки Т.-химовозов иногда изготавливают из коррозийностойких материалов. Т.-нефтевозы принадлежат к числу самых больших транспортных судов. В 1975 строились Т. дедвейтом около 550 тыс.т, длиной 400 м и шириной 63 м, высота их борта 35 м, осадка 28,5 м, главные двигатели — 2 паровые турбины мощностью по 26 800 квт (32 400 л. с.). Малые и средние Т. обычно оборудуются дизельными энергетическими установками, на крупных Т. преобладают паротурбинные установки.Э. Г. Логвинович.

Общие сведения о единицах объема нефти

  • А 158,988 литров – это, в свою очередь, 42 галлона.
  • 1 галлон – это 3,78543 литра (по американской системе). Не следует путать его с английским галлоном – у него объем чуть выше и равен 4,55 литра.

Откуда вообще взялись такие обозначения? Само понятие нефтяного барреля использовалось ещё с того момента, когда сырую нефть возили бочками с места добывания, а не железнодорожными цистернами или целыми танкерами. И объем барреля именно таким был выбран не зря – это размер бочки, которую можно было поднять/транспортировать сугубо человеческой силой (по несколько человек со специальными тележками) для последующей погрузки. И хоть сегодня времена уже не те, но единица измерения осталась прежней.

И на данный момент используется именно понятие «американского» барреля как общепринятое. А вот его вес не учитывается, так как нефть разных марок имеет разную и плотность:

Сорт нефти Плотность (баррелей в тонне)
Urals 7,24 – 7,33
Siberian Light 7,41 – 7,46
Tengiz 7,93 – 7,95
Kumkol 7,64 – 7,68
Turkmen Blend 7,37 – 7,41

Стоит заметить, что сырая нефть от американских добывающих компаний указывается в плотности по градусам API. А количество баррелей на тонну используется преимущественно в странах СНГ.

Примечания

  1. Н. Родионов, И. Зенова. Крупнейший советский танкер // Морской флот : журнал. — 1971. — Октябрь (№ 10). — С. 32-36.
  2. С. И. Логачев. Морские танкеры. — Ленинград: Судостроение, 1970. — 360 с.
  3. И. Д. Спасский (ред.). История отечественного судостроения. Том V. Судостроени в послевоенный период 1946-1991 гг.. — СПб: Судостроение, 1996. — 544 с.
  4. Н. Родионов, Е. Фрид. Основные характеристики нефтевоза // Морской флот : журнал. — 1969. — Ноябрь (№ 11). — С. 22-23.
  5. М. Вольфензон, В. Березинский, А. Ильин. Силовая установка отечественного танкера // Морской флот : журнал. — 1969. — Ноябрь (№ 11). — С. 23-24.
  6. Гаврилов С.В. Судовые энергетические установки. История развития. — Петропавловск-Камчатский: Камчатский ГТУ, 2003. — 383 с.
  7. Н. Родионов. Новый отечественный крупнотоннажный танкер. Каким ему быть? // Морской флот : журнал. — 1974. — Март (№ 03). — С. 41-45.
  8. Г.А. Матвеев, Л.Н. Таракановский, В.С. Шпаков, О.М. Палий, С.Ф. Абрамович. Основные результаты комплексных испытаний танкера «Крым» (рус.) // Судостроение : журнал. — 1976. — Декабрь (№ 12). — С. 3-8.
  9. При выходе из строя главного котла, включался в работу вспомогательный — КВГ-35, который мог обеспечить скорость только 6 уз.
  10. Л. Крыштын. Надежность и ремонтопригодность судов (рус.) // Морской флот : журнал. — 1981. — Июнь (№ 06). — С. 31-33.
  11. А. Алликас. Первый балктанкер советского морского флота // Морской флот : журнал. — 1974. — Июль (№ 07). — С. 40-46.

О популярных видах танкеров

Стоимость нового современного судна в зависимости от размера варьируется от 43 млн до 120 млн $.

Справка! История кораблестроения насчитывает не одну сотню лет, но перевозить жидкие грузы в танкерах начали только в 1877 г. Человечество обязано изобретением братьям Нобелям: построенное по их заказу металлическое судно «Зороастр» использовалось для транспортировки керосина из Баку в Волгоград (Царицын).

Panamax

К этой категории относят суда, чьи габариты позволяют проходить канал, соединяющий Панамский залив с Карибским морем и Атлантическим океаном. По данным сайта «Морские вести России», в 2014 г. общее количество нефтевозов составляло 415 штук. Грузоподъемность таких емкостей 60–80 тыс. тонн – это в среднем около 550–600 тыс. баррелей, в зависимости от сорта.

Интересно, сколько запасов нефти в России

Aframax

Свое название группа получила благодаря системе оценки средней ставки фрахта (с англ. AFRA) для стандартизации условий контрактов для перевозок, которую разработала компания Shell Oil. Размеры танкеров, которые попадают в эту категорию, позволяют им обслуживаться в большом количестве портов мира. Используются в бассейнах Северного, Черного, Карибского, Средиземного морей и могут перевозить до 873–915 тыс. «бочек».

Suezmax

Грузоподъемные танкеры используют на более длинных маршрутах, например, от мест нефтедобычи в Северном море в США и Китай, а также транспортировке из Нигерии. Размеры судов позволяют проходить Суэцкий канал, соединяющий Средиземное и Красное море. Именно он помогает сократить путь от богатого нефтью Востока к основным ее потребителям – Европе и Америке. Общее количество гигантов, вмещающих до 1,5 баррелей, в мире – около 490 штук.

VLCC

Фото: Kuwait Oil Tanker

По данным Российской газеты, эти суда ответственны за большинство мировых нефтеперевозок: они транспортируют горючее от основных мест добычи крупным переработчикам на дальние расстояния. Выполняют маршруты к портам Западной Африки и Средиземноморья, некоторые пролегают через Северные Терминалы. Могут проходить через Суэцкий канал. Средняя вместимость до 2,4 млн баррелей.

ULCC

Как правило, морские пути супертанкеров берут начало в Персидском заливе, откуда доставляют сырую нефть в Азию, Америку или Европу. Из-за большой грузоподъемности трудны в обслуживании: для загрузки требуется использование танкеров поменьше или строительство специальных терминалов, к которым с суши проводится трубопровод.

В мире существует только 7 таких гигантов. Поскольку большинство маршрутов великанам вместимостью до 4,2 млн баррелей недоступны, часто их путь пролегает на запад мимо мыса Доброй Надежды.

Интересно: самым длинным судном в мире по сей день остается норвежский супертанкер Knock Nevis. Его дедвейт составил 564 763 тонн, а грузовые отсеки могли вместить около 4,1 млн нефти. Расстояние от носа до кормы – 458,5 м. Осадка в 25 м лишила великана возможности проходить не только через Суэцкий и Панамский каналы, но и через Ла-Манш.

Фото: Knock Nevis

За почти 30 лет службы танкер сменил несколько названий и владельцев. В 1986 г. в ходе Ирано-Иракской войны был атакован иракским истребителем, сел на мель и считался затонувшим, пока не был куплен норвежской компанией. В 2010 г. срок эксплуатации судна истек, поэтому он был выброшен на индийский берег и распилен на металлолом. Рекорд по длине Knock Nevis удалось побить только плавучему заводу Prelude FLNG, построенному над одноименном газовом месторождении «Прелюд».

Справка! Ученые говорят, что запасов черного золота хватит на 20–50 лет

Казалось бы: перевозить нефть выгоднее сразу большими объемами – так ниже цена за баррель. Однако производство, а после обслуживание и эксплуатация нефтяного исполина обходится компаниям-владельцам очень дорого. Поэтому эффективность супертанкера сильно зависит от состояния рынка. Сегодня гигантские судна чаще используются не для международных перевозок, а в качестве плавучих хранилищ и платформ для отгрузки нефти.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бизнес журнал Мономах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: