Санитарные правила, регулирующие укомплектованность групп в детских садах

Бесплатные приюты для детей рабочих и крестьян

Деревенские дети. 1890-1909. ГМИИ им. А. С. Пушкина/russianphoto.ru

В первой половине XIX века в России не было специальных учреждений, в которых родители могли бы оставить детей, пока сами работают. Каждый находил свои способы справиться с этой проблемой.

«У дворянских детей были няни, гувернеры, бонны, — рассказывает кандидат педагогических наук и автор научных публикаций по истории дошкольного образования Людмила Волобуева. — У детей рабочих вместо нянек были бабушки, которые уже не могли работать, старшие сестры или братья. Уже в 6-8 лет дети нянчили малышей, своих и чужих, могли приготовить обед и убраться в доме. Маленькие дети крестьян тоже оставались со старшими родственниками, подросшие — шли помогать родителям в поле. Если не было других возможностей, детей оставляли одних, что иногда приводило к трагедиям. Именно поэтому российские меценаты с 1837 года стали открывать приюты для приходящих детей».

Первые приюты появились в Санкт-Петербурге под руководством писателя и благотворителя Владимира Одоевского, а затем распространились по всей России. Приюты создавались в городах и селах и были бесплатными, поэтому в них могли оставлять детей на время работы и городские рабочие, и крестьяне. В «Положении о приютах», созданном Одоевским, было сказано, что с детьми в приютах необходимо заниматься ручными работами, счетом, чтением — для этого Одоевский даже написал букварь.

«На деле все происходило по-разному, — рассказывает Людмила Волобуева. — Приюты существовали только на средства благотворителей. В некоторых приютах не хватало денег, и работники были не заинтересованы в детях. Они не учили детей, а занимали старших ручным трудом, например, починкой одежды или шитьем, а младшим давали «жевки» с травами, чтобы те спали и не отвлекали взрослых».

У смотрительниц не было педагогической подготовки. Одоевский в своем «Наказе лицам, непосредственно заведывающим детскими приютами» писал: «Лучшее приготовление для намеревающейся поступить в должность смотрительницы есть следующее: пробыть несколько времени в каком-либо уже существующем заведении сего рода, оставаясь там от самого входа детей до минуты их выхода». Но в некоторых, особенно городских, приютах старались как могли: с детьми беседовали о Боге, о природе, о добрых и злых качествах, разучивали духовные песни, учили кроить, шить, вышивать, готовить еду. В свободное время дети играли в мяч, кубики, куклы, гуляли».

Фребелевские сады — как в Германии и Швейцарии

Дети во дворе дома Мяздриковых, 1890-е. Муромский историко-художественный музей/russianphoto.ru

В том же 1837 году, когда в России открывались первые приюты для приходящих детей, в Германии педагог Фридрих Фребель открыл первый «детский сад» — воспитательное заведение, которое облегчало матерям труды по воспитанию детей, когда они заняты по хозяйству. Детским садом это заведение называли по двум причинам: во-первых, Фребель в своих работах сравнивал детей с растениями, требующими тщательного ухода, во-вторых, рядом со зданием действительно был сад, в котором дети играли и знакомились с природой. О детских садах Фребель написал несколько книг, а также создал дидактические материалы и пособия по воспитанию детей. К концу XIX века детские сады, как частные, так и государственные, открылись в Европе, Америке и Японии.

В Российской империи первый детский сад открылся в 1859 году — в городе Гельсингфорсе, нынешнем Хельсинки. На территории современной России первый детский сад открылся в Санкт-Петербурге 27 сентября 1863 года. Учредительницей стала Софья Люгебиль, жена известного филолога Карля Люгебиля. Теперь именно 27 сентября в России отмечают день работников дошкольного образования.

«Медленно, но верно садов становилось все больше, — рассказывает Людмила Волобуева. — В 1874 году в России их было 56, а в 1881 году уже 84. Все первые сады были частными, их создавали на собственные деньги педагоги, просветители и общественные деятели. Почти все они перед тем, как создать собственные заведения, лично бывали во фребелевских садах, открытых в Германии и Швейцарии, — смотрели, как работают «садовницы» — женщины, ухаживавшие за детьми, изучали дидактические материалы». Если в приютах за детьми просто присматривали, то детские сады открывались для того, чтобы детей воспитывать и готовить к школе».

Почти все сады были платными, оплата зависела от размера города, в котором создан сад, и составляла от 50 до 150 рублей в год. За детьми в них присматривали «садовницы». Существовали и бесплатные сады — их устраивали и занимались там с детьми сами родители. Чаще всего занимались не в специальных помещениях, а на дому то у одной, то у другой семьи.

Как подтвердить статус многодетной семьи

Чтобы подтвердить статус, рекомендуется предоставить пакет документов в орган социального обеспечения граждан. Чтобы облегчить себе работу и не стоять в очередях, можно подать документы онлайн, зарегистрировавшись на портале государственных услуг, в личном кабинете.  При возникновении вопросов можно обратиться за помощью тех.поддержки на портале. 

Пакет документов, которые необходимо предоставить в УСЗН, МФЦ или на Госуслугах:

  • заполненное заявление установленного образца;
  • справка о составе семьи (выдается в паспортном столе, годная ровно месяц);
  • свидетельство о рождении каждого ребенка (при наличии — паспорт);
  • документы, подтверждающие личность родителей (паспорта) — оригинал и копия;
  • справка из образовательного учреждения, подтверждающая очное обучение ребенка от 18 до 23 лет;
  • свидетельство о заключении брака между родителями.

После получения статуса семье бесплатно выдается документ – удостоверение. Оно может быть на одного из родителей, на того, кто подавал документы, или для всей семьи. После его получения разрешается претендовать на преференции. Срок действия удостоверения определяется для каждой семьи в отдельности, и его получение предусмотрено только на региональном уровне. На федеральном уровне выдача удостоверения не является обязательной процедурой. 

Бороться или подчиниться системе

Такая ситуация с детскими садами и школами происходит в Краснодаре не первый год. И, возможно, не последний. Родители пишут письма, обращаются к президенту, устраивают митинги, но проблема не решается.

Администрация города обещает новые сады, но пока строится один сад, возникает острая необходимость еще в трех новых, и так по кругу. Жителям Краснодара приходится либо смириться с ситуацией и водить детей в переполненную группу, оставляя их в спартанских условиях, либо платить за частные детские сады, которые все чаще стали открываться в городе.

Количество детей в группе или классе — это не взятая с потолка цифра, а точный расчет, согласно санитарным нормам (СанПиН 2.4.1.1249-03). Так, для детей от 3 до 7 лет группа должна состоять из 20 человек максимум.

Изменения, внесенные реформой системы образования

Закон о предоставлении места в детском саду внес следующие корректировки:

  1. Изменение содержания статьи 65.
  • разработка и организация деятельности центров, которые будут предназначены для консультации по приоритетным вопросам нуждающихся, молодых семей;
  • уменьшение количества групп в 1,5 раза;
  • оказание безвозмездных услуг в учебных группах, фундаментом процесса работы которых является область просвещения детей.
  1. Изменение содержания статьи 66.
  • дошкольные организации наделяются правами, которые позволяют им расширить спектр своих услуг. Однако воспользоваться данным актом государство не обязывает, а только рекомендует;
  • повышение уровня обязательной компенсации за услуги назначаются в соответствии с рыночными ценами в 100% объеме;
  • государство возмещает данную оплату в зависимости от ситуации. Размеры ее имеют следующий вид: на первенца – 20 %, на 2-го – 50%, на 3-го и последующего нового гражданина предусмотрена компенсация величиной 70% от суммы оплаты.
  1. Изменение содержания статьи 86.
    • возраст ребенка для детского сада по закону останется прежним, но появится нюанс. Детские сады получат возможность отказывать, если по факту, вакантных мест нет.
    • как в возмещении неудобств для граждан, в вышеприведенном пункте, у них появится право на получение места в другом районном учреждении.

Ожидается, что Президент, опираясь на принятие целого ряда постановлений, подпишет указ о выделении дополнительных средств. Предполагается, что эти ресурсы будут направлены на строительство новых детских садов.

Нормы питания в 2022 году

К°Ã¶Ã´ÃÂù ÿÃÂþôÃÂúÃÂ, úþÃÂþÃÂÃÂù ñÃÂôõàÿþôðý ýð ÃÂÃÂþû òþÃÂÿøÃÂðýýøúðü ôõÃÂÃÂúþóþ ÃÂðôð, þñÃÂ÷ðÃÂõûÃÂýþ ôþûöõý øüõÃÂàÃÂð÷ÃÂõÃÂøÃÂõûÃÂýÃÂù ôþúÃÂüõýÃÂ, ÃÂôþÃÂÃÂþòõÃÂÃÂÃÂÃÂøù úðÃÂõÃÂÃÂòþ ø ñõ÷þÿðÃÂýþÃÂÃÂàÿøÃÂø ò ÃÂþþÃÂòõÃÂÃÂÃÂòøø áðýÃÂøàò 2022 óþôÃÂ. ÃÂÃÂþüõ ÃÂþóþ, þÃÂôõûÃÂýÃÂàúðÃÂõóþÃÂøàýþÃÂüðÃÂøòþò ÃÂþÃÂÃÂðòûÃÂÃÂàÿÃÂðòøûð ÃÂÃÂðýõýøàøýóÃÂõôøõýÃÂþò ø ÿþÃÂÃÂôþú øàÿÃÂøóþÃÂþòûõýøÃÂ.

äþÃÂüøÃÂþòðýøõ üõýàñûÃÂô ÿÃÂþøÃÂÃÂþôøàýð þÃÂýþòðýøø óûðòýÃÂàÿþÃÂÃÂõñýþÃÂÃÂõù ôõÃÂÃÂúþóþ þÃÂóðýø÷üð, ýõþñÃÂþôøüÃÂàôûàýðôûõöðÃÂõóþ ÃÂø÷øþûþóøÃÂõÃÂúþóþ ÃÂð÷òøÃÂøÃÂ. çÃÂþ øüõõàýõÿþÃÂÃÂõôÃÂÃÂòõýýþõ þÃÂýþÃÂõýøõ ú òþ÷ÃÂðÃÂÃÂàüðûÃÂÃÂõù.

âðñûøÃÂð â 2 ëÃÂøÃÂõòðàÃÂõýýþÃÂÃÂàñûÃÂôû

ÃÂþ÷ÃÂðÃÂàò üõÃÂÃÂÃÂðàÃÂðûþÃÂøùýþÃÂÃÂààðÃÂÃÂøÃÂõûÃÂýÃÂõ ñõûúø, ó ÃÂøòþÃÂýÃÂù ñõûþú, % þàþñÃÂõóþ òõÃÂð ÃÂõñõýúð ø÷ ÃÂðÃÂÃÂõÃÂð 1ó/1úó ÃÂøÃÂÃÂ, ó à

ãóûõòþôÃÂ, ó

0-3 115 â â 6,5 13
4-6 115 â â 6 13
7-12 110 â â 5,5 13
13-24 1200 36 75 40 174
25-36 1400 42 65 47 203
37-84 1800 54 60 60 261

ÃÂõúþÃÂþÃÂÃÂõ þÃÂûøÃÂøàÿÃÂõôÃÂÃÂüþÃÂÃÂõýàôûàòþÃÂÿøÃÂðýýøúþò, úþÃÂþÃÂÃÂõ ýðÃÂþôÃÂÃÂÃÂàýð úþüñøýøÃÂþòðýýþü òÃÂúðÃÂüûøòðýøø, ÃÂþ õÃÂÃÂààÃÂþòüõÃÂõýøõü óÃÂÃÂôýþóþ ø ôþÿþûýøÃÂõûÃÂýþóþ ÿøÃÂðýøÃÂ.

ÃÂõàõôøýÃÂàÃÂÃÂõñþòðýøù ú þÃÂþÃÂüûõýøàüõýàÿþ áðýÃÂøàôûàôõÃÂÃÂúøàÃÂðôþò ò 2022 óþôÃÂ, ÿþÃÂúþûÃÂúàýõþñÃÂþôøüþÃÂÃÂàÿþÃÂÃÂõñûõýøàÃÂð÷ûøÃÂýÃÂàÿÃÂþôÃÂúÃÂþò ÃÂòÃÂ÷ðýð àþÃÂþñõýýþÃÂÃÂÃÂüø úðöôþóþ ÃÂõóøþýð. ÃÂþ ÃÂðÃÂÿþÃÂÃÂôþú ÿÃÂøõüð ÿøÃÂø þÃÂýþòÃÂòðõÃÂÃÂàýð ÃÂðÃÂÿøÃÂðýøø ôýàò ÃÂðôøúõ. ÃÂÃÂø úÃÂÃÂóûþÃÂÃÂÃÂþÃÂýþü ýðÃÂþöôõýøø ò ôþÃÂúþûÃÂýþü þñÃÂð÷þòðÃÂõûÃÂýþü ÃÂÃÂÃÂõöôõýøø ÿÃÂõôÃÂÃÂüþÃÂÃÂõýþ:

  • ôòð ÷ðòÃÂÃÂðúð;
  • þñõô;
  • ÿþûÃÂôýøú;
  • 2 ÃÂöøýð.

Что такое СанПиН?

Данный свод нормативов представляет собой список основных требований, которые распространяются на все частные и государственные учреждения, принимающие участие в воспитании и образовании детей. То есть в данную группу организаций относятся не только детские садики, но и дошкольные развивающие центры, художественные кружки и другие.

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-45-06 Москва; +7 (812) 467-35-49 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-10-92 Бесплатный звонок для всей России. Кроме того, в тексте документа содержатся рекомендации, в соблюдении которых необходимости нет

Но они помогают улучшить микроклимат в группах, а также повысить эффективность обучающего процесса в детских садах

Кроме того, в тексте документа содержатся рекомендации, в соблюдении которых необходимости нет. Но они помогают улучшить микроклимат в группах, а также повысить эффективность обучающего процесса в детских садах.

Скачать СанПиН для детского сада частично утратившим силу в 2022 году можно здесь.

Скачать новый СанПиН для детского сада в 2022 году можно здесь.

Детские сады после революции

Детский сад в Ливадии. 1925 год. Архив Ольги Григорьевны Жокиной/russianphoto.ru

С каждым годом количество государственных садов возрастало. После революции 1917 года в ведение Наркомпроса перешло 250 частных и общественных садов. Постепенно частных садов становилось все меньше, но полностью их не закрывали. Государство могло обеспечить садами только детей рабочих и крестьян — служащим мест не хватало, и они пользовались частными платными садами. Не хватало и кадров для детских садов, поэтому в 1918 году в МГУ был открыт педагогический факультет с дошкольным отделением.

В 1934 году была создана первая образовательная программа для детских садов — государству было важно, чтобы детей учили социалистическим ценностям, вели антирелигиозную пропаганду. В 1938 году детские сады окончательно стали похожи на те, что мы знаем сейчас, — в них открылись ясельные группы

Туда принимали младенцев начиная с двух месяцев, а матери могли брать специальный перерыв на работе, чтобы приехать в сад и покормить ребенка грудью.

Благодарим за помощь в подготовке материала Людмилу Волобуеву, заведующую кафедрой дошкольной педагогики МГПУ, доцент, кандидат педагогических наук, автор исследований об истории детских садов в Москве и России, исследований о педагогических обществах. 

При подготовке использованы материалы:

Разъяснения Роспотребнадзора по применению некоторых норм СанПиН 2.4.1.2660-10

10 января 2013 года Роспотребнадзор в своем письме № 01/25-13-32 дал некоторые разъяснения, касательно применения некоторых норм санитарных правил СанПиН 2.4.1.2660-10.

В частности, пункт 4 данного письма говорит о том, что при применении пункта 1.10 санитарных правил исходить нужно из того, что при увеличении укомплектованности групп ДОУ можно учитывать не «списочное» а фактическое количество детей.

Иначе говоря, при игровой площади в 50 кв.м. руководство детских садиков может укомплектовать группу дошкольников в количестве 25 детей, и это является «перенасыщением» группы. Однако если фактически группу посещает 20 детей, то все нормально, и никаких нарушений нет. Только вот, кто определяет фактическое количество детей, и как происходит такое определение, никто не знает. Например, если из группы в 25 человек 5 детей заболели, и месяц не появляются в садике, то фактически группу посещает 20 человек. Но ведь через месяц они все-таки придут в группу, и что тогда?

Голодные игры

Из-за большого количества детей в садике возникают проблемы, на которые родители и дети уже не могут закрывать глаза. Детсад №178 не был готов к такому наплыву малышей, поэтому началась нехватка не только игрушек, но и посуды, шкафчиков для вещей, воспитателей.

Мамы детей из группы «Солнышки» рассказывают, что иногда кашу разливали в обычные кружки, так как тарелок не хватало. За немногочисленные игрушки иногда начинаются драки и споры, а воспитатель и нянечки просто не успевают всех разнимать.

К проблеме подключились родители из других детских садов Краснодара. Например, в саду №176 «Карандаш» тоже переполнена группа: изначально рассчитывали на 38 детей, а в реальности ходит почти 70.

livekuban.ru

«Детям приходится делить не только шкафчик для одежды, что еще полбеды, но и кровати! Малыши спят валетом, так как кроваток в два раза меньше, чем детей. В саду не хватает не только воспитателей, но и другого персонала. Нам нередко приходится стирать постельное белье дома, — рассказывает одна из родительниц детсада №176.

Почему это важно?

  1. Несмотря на увеличенное количество детей, количество воспитателей остается прежним. Им труднее уследить за каждым ребенком.
  2. Сложнее в таких условиях организовать процесс обучения и развития.
  3. У некоторых деток могут возникнуть психологические проблемы при постоянном нахождении среди большого количества людей.
  4. Чем больше детский коллектив, тем меньше пространства для двигательной активности.
  5. Чем больше малышей находится в замкнутом помещении, тем больше вероятности обмена заразными заболеваниями.
  6. В группах с повышенной комплектностью сложнее уследить за безопасностью.
  7. Кроме того, эта ситуация может привести к тому, что не будет хватать кроватей, шкафчиков, стульев, полотенец и других вещей, которые должны быть индивидуальными.

Чем грозит несоблюдение норм

Формирование многочисленной группы в детском саду — большой риск. Нахождение в толпе, в тесном помещении, дефицит внимания пагубно сказываются на психическом и физическом состоянии детей

Малыши чаще болеют, отказываются идти в садик, плачут, нервничают, страдает память, внимание, сон

Группа детского сада – это небольшое государство. Со своими интересами, целями, задачами и особенностями. А живут в нем наши дети, так сказать, граждане маленькой страны

Для гармоничного пребывания друг с другом 5 дней в неделю, не менее 8 часов каждые сутки, важно создавать оптимальные для этого условия. Одним из показателей правильной работы администрации сада является комплектование групп

От того, сколько детей будет в группе детского сада, зависит:

  1. Эффективность образования

Даже в ясельных группах ведутся занятия по рисованию, лепке, развитию речи. Образовательные программы прописываются согласно возрасту и уровню здоровья дошкольников. Обучение ведется вплоть до выпуска детей в школы.

Проводить занятия с небольшим количеством детей в саду легче и эффективнее, чем в массово переполненной группе.

  1. Психическое состояние

Детский организм, психика – тонкая материя. Постоянное нахождение в толпе, одиночество, отсутствие заботы и внимания от педагога пагубно влияют на развитие личности. При расчете норм по количеству воспитанников ДОУ этот факт учитывается.

  1. Уровень здоровья

Медицинские исследования последних десятилетий указывают на понижение уровня здоровья новорожденных. Являются абсолютно здоровыми только 5–7 процентов первоклассников, 40 процентов малышей уже рождаются с патологиями, остальные заболевают в дошкольный период. Деятельность дошкольных образовательных учреждений направлена на улучшение показателей медицинских исследований.

  1. Обеспеченность свободной площадью в помещении для игр, движения

Чем больше детей в группе, тем масштабнее площадь. Каждый имеет право на свободное пространство для активных игр, общения с ровесниками, индивидуальных занятий.

  1. Безопасность

Представьте себе, что вам нужно одновременно держать в поле зрения 20 человек или 50. Какой вариант кажется реальнее? Скорее, первый. От возможности наблюдать, следить за всеми на прогулке, в процессе занятий зависит безопасность малышей в ДОУ (дошкольное образовательное учреждение).

Родителям важно «отвоевать» положенные по закону метры в помещении, личный стул, шкафчик для одежды, кровать. Нельзя допускать переполненности группы, размещения вещей нескольких детей в один шкаф для верхней одежды

Это грозит педикулезом, эпидемиями, распространением инфекций.

В теории попасть в садик просто

Внешне устроить ребёнка в детский сад совсем несложно. Всего три шага до до заветного места.

Шаг первый — заявление о постановке на учёт для зачисления в детский сад

Заявление можно подать через портал Госуслуг, МФЦ, сайт Департамента образования или при личном обращении.

Перечень документов, необходимых для подачи заявления, закреплён на федеральном уровне, поэтому требовать что-то сверх этого местные власти не могут.

Чтобы подать заявление в детский сад, потребуются:

  1. Паспорт одного из родителей или законного представителя.
  2. Свидетельство о рождении ребёнка.
  3. Свидетельство о регистрации ребёнка по месту жительства или пребывания (если есть).
  4. Документ, подтверждающий внеочередное, первоочередное или приоритетное право на детский сад (если есть).

Часто возникает вопрос о прописке: нужна она или нет при определении ребёнка в детский сад. Иногда это становится причиной отказа, что неправомерно.

Законом «Об образовании» регламентированы только три причины, по которым могут отказать в предоставлении места в детском саду:

  1. Нет мест.
  2. Детский сад с углублённым изучением отдельных предметов, поэтому туда принимают на конкурсной основе.
  3. Детский сад, в который пытаются попасть родители, специальное учреждение Министерства иностранных дел.

Как видим, регистрация в другом регионе (её отсутствие) в список не входит и не может быть причиной отказа. 

На практике местные власти могут устанавливать свои правила формирования очереди в детский сад. В некоторых регионах дети с пропиской будут получать садик в первую очередь. Это не значит, что в садике откажут совсем.

Пример распределения мест в детском саду. Фото: kirovegu.ru

После того, как заявление отправлено, его проверяют. Если сведения указаны недостоверные, то родителей об этом уведомят, заявление аннулируют, но сохранят право написать ещё одно.

Если же заявление будет зарегистрировано, то ему присвоят регистрационный номер, по которому можно будет отслеживать место в очереди. В некоторых регионах после подачи заявления (пусть даже через Госуслуги) надо получать талон регистрации. Для этого придётся идти в Департамент образования. Без талона не дадут направление в садик.

Шаг два — направление на зачисление ребёнка в детский сад

Зачисление в детский сад производится в течение всего учебного года. Но с оговоркой — при наличии мест.

Если заявление написано и подошла очередь получать место, то родителей уведомляют о направлении в садик через портал Госуслуг, электронную почту, звонком по телефону или в СМС. В сообщении будет указано наименование садика, адрес, время работы и перечень необходимых для зачисления документов.

В зависимости от региона может незначительно отличаться процедура получения направления. Где-то надо идти в Департамент и получать соответствующую бумагу, где-то надо сразу идти в садик с документами.

Шаг три — заявление в детский сад

Это последний этап. Если на сайте детского сада есть техническая возможность подать документы в электронном виде, можно воспользоваться ею. Нет — придётся идти в садик лично.

Для зачисления надо предоставить ряд документов:

  1. Паспорт законного представителя ребёнка.
  2. Свидетельство о рождении + 2 копии.
  3. Направление Департамента образования.
  4. Заявление о приёме ребёнка в детский сад (заполняется в садике).
  5. Согласие на обработку персональных данных (заполняется в садике).
  6. Договор об образовании (заполняется в садике).
  7. Медицинская карта ребёнка по форме № 026-у.
  8. Карта профилактических прививок по форме № 063-у.
  9. Сертификат прививок.

Отсутствие прививок не может быть основанием для отказа в зачислении. Но во время эпидемии ребёнка могут отправить на карантин.

Насколько обеспечены жители городов социальными объектами

Законодательство нормирует количество мест в детских садах, школах и число пациентов, которые могут обратиться в поликлиники. Но почти везде нормативы не выполняются, хоть и отследить это достаточно сложно. Например, все дети школьного возраста обеспечены местами в школах – но некоторым приходится долго добираться на учебу, а многие вынуждены учиться в две смены. Из-за нехватки поликлиник и врачей в них получить помощь в плановом порядке сложно, как и экстренную помощь.

Что касается школ, то в 2019 году 22,8 тысячи школьников учились в третью смену – это 145 школ по всей России, еще 2,1 миллиона учеников ходили в школу во вторую смену. При этом в одну мену работают только 73,7% школ. Сложно представить, насколько качественное образование можно получить в третью смену, но даже наличие вторых смен – это уже серьезная проблема для образования.

Но с детскими садами ситуация обстоит еще хуже. В 2017 году правительство отчитывалось, что российские регионы обеспечены детскими садами аж на 98,96%, причем в 70 регионах «Майские указы» в этой сфере выполнены полностью, еще в 8 субъектах – на 95-99%. Полная доступность – это когда в регионе нет очереди в детские сады среди детей в возрасте от 3 до 7 лет.

И формально все это так и есть: в целом по региону дефицита мест в детских садах нет. Но в реальности внутри регионов есть явный дисбаланс: если в сельской местности дефицита нет (и даже есть свободные места), то в крупных городах есть и очереди, и переполненные группы. Так, в целом по крупным городам группы в детских садах заполнены на 108%, в некоторых – на 130-160%.

А как показало недавнее исследование «Проекта», на самом деле обеспечены местами в детских садах вообще меньше половины регионов. Хуже всего ситуация в таких субъектах:

  • Санкт-Петербург – не хватает 33,6 тысяч мест;
  • Башкортостан – не хватает 31,1 тысячи мест;
  • Московская область – не хватает 30,3 тысяч мест;
  • Татарстан – не хватает 24,8 тысячи мести;
  • Тюменская область – не хватает 23,4 тысячи мест, и т.д.

То есть, только в 5 регионах дефицит мест в детских садах достигает практически 150 тысяч – это население среднего по величине города. По сути, только в них не хватает 5 тысяч групп, или сотен детских садов.

При этом по официальным данным на начало 2021 года в очереди на детские сады состоят 153 тысячи детей в целом по России, а в течение года власти обещают построить 767 детских садов общей вместимостью в 112 тысяч детей.

Откуда такие расхождения? Все дело в особенностях подсчета. Так, детские сады посещают лишь около 65% детей, имеющих на это право по возрасту. Соответственно, часть из остальных 35% ждет места в очереди, а другие родители решают даже не ввязываться в это из-за нехватки мест. В итоге чиновники учитывают только тех, кто официально подал заявление на прием, но сотни тысяч семей, которые решили даже не пытаться, в статистику не попадают.

В любом случае, даже по официальным данным в России огромный дефицит мест как в школах, так и в дошкольных образовательных учреждениях, и эту проблему нужно как-то решать.

Как это все происходит на практике

Семейный детский сад – это не просто способ получить немного денег от государства для многодетной семьи. Это настоящая работа, с требованиями, обязанностями и зарплатой. За работу родитель-воспитатель получает еще и трудовой стаж, поэтому получит право на пенсию.

Стоит ожидать достаточно частых проверок – сначала при открытии такого детского сада (когда проверяется соответствие площади и других условий), и потом комиссии будут приходить регулярно – примерно раз в 3 месяца. Проверяют все тщательно – например, в квартире должны быть огнетушители, планы по эвакуации, замки на оконных ручках, заглушки на розетках и другие средства безопасности для детей. Проверяют даже температуру в комнатах, в идеале там должно быть от 22 до 24 градусов.

В каждом семейном детском саду может числиться от 3 до 9 детей. Как только старший выпускается и идет в первый класс школы, ему на замену придется подбирать нового воспитанника – если их число будет меньше 3, такую группу закроют. Кстати, у родителей-воспитателей часто появляются новые дети во время такой карьеры, тогда можно уйти в декретный отпуск на 3 месяца, после чего принять своего же ребенка к себе в группу.

Как рассказывают сами воспитатели, за счет небольших групп детям уделяется больше внимания, а также они не так часто болеют. Поэтому проблем с поиском новых воспитанников быть не должно – часто туда вообще устраиваются по знакомству.

Образовательный и воспитательный процесс в семейных детских садах идет по тем же стандартам, что и в обычных детских садах – родители могут получать помощь от методистов своего детского сада – им помогают разрабатывать программы, подбирать мероприятия и даже могут организовать консультацию психолога.

Работать придется стандартную пятидневку, такие группы обычно принимают детей 5 раз в неделю с 8 до 16 часов. По зарплате – все зависит от конкретного детского сада, в Москве есть те, что платят около 30 тысяч рублей в месяц (например, как за неполную группу), а есть и зарплаты около 60 тысяч рублей. Как правило, помощник воспитателя (родитель без педагогического образования) получает чуть меньше, чем воспитатель.

Что же касается оформления, то чаще всего администрация образовательных учреждений всячески идет навстречу таким инициативным родителям, и даже помогает быстрее оформить все формальности и открыть свою домашнюю группу.

Тотальная нехватка мест в детских садах

Как бы ни следили контролирующие органы за численностью детей, находящихся в детсадах, но факт остается фактом – по закону состав детей в группе любого государственного или частного детского сада, в расчете на занимаемую площадь, не может превышать 20 человек в возрасте до 3-х лет, и выше – 25 человек.

Однако в реальности наполняемость превышает эти нормы практически на 41%, особо острая ситуация складывается в российских муниципальных учреждениях, состоящих на балансе у государства. При этом здания и сооружения, входящие в территорию дошкольных учреждений, рассчитаны совсем на другую численность малышей.

Новые детские сады не спешат строить, при этом рождаются новые и новые дети, с потоком которых давно построенные учреждения уже не справляются. Для того чтобы малыш попал в сад, сегодня необходимо записываться и становиться в очередь чуть ли не с момента его рождения.

Специалисты подчеркивают, что массовое переуплотнение детей в группе детского сада не может пройти бесследно. Так, с каждым годом наблюдается:

  1. Снижение качества образовательных процессов и развития малышей в группе.
  2. Увеличивается показатель риска заболеваемости в целом.
  3. Дети быстрее устают.
  4. Увеличение показателя травматизма.
  5. Уменьшение активности детей.

Таким образом, дети и родители уже сейчас сталкиваются с тем, что на их нужды просто «забивают», процесс хождения в государственный детский сад превращается в мучение, поэтому часто родители вынуждены переводить свое чадо в коммерческие структуры, которое также не всегда обеспечивают должный уровень комфорта.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бизнес журнал Мономах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: