It-технологии в морской индустрии

Закрытие портов

1 марта логистическим компаниям из РФ сообщили, что крупнейшие европейские порты приостанавливают обработку и размещение товаров российского экспорта и импорта.

Еще одна неприятнейшая новость, которая вчера была донесена до нас — три крупнейших порта — Гамбург, Роттердам и Антверпен отказались обрабатывать грузы, принимать и размещать у себя в портах и отправлять грузы, следующие в Россию и из нее. Исключением являются медикаменты и товары первой необходимости. Остальные грузы обрабатываться не будут

Георгий Властопуло

гендиректор компании «Оптимальная логистика»

Он предположил, что за этим последуют уведомления о блокировании российских грузов и из других европейских портов, в том числе Гданьска, Амстердама и других.

4 ловушки стратегии голубого океана

Итак, голубой океан создан. Поздравляем! Однако существуют и капканы алого океана. Нужно действовать незамедлительно, если вы обнаружили один из них в своей компании.

Получайте клиентов с сайта каждый месяц

В гарантированном объеме

Подробнее

Ловушка в том, что компания верит: голубой океан может быть создан только вне сферы их деятельности, а это всегда несет определенные риски. По словам авторов книги, не нужно покидать привычную область производства – голубой океан создается и внутри. Например, компания Стива Джобса Apple и его iMac.

Не обязательно придумывать продукт, которого еще не было на рынке. Известная сеть Starbucks является ярким примером. Для приготовления кофе они не используют сложных ингредиентов, процесс всегда понятен, поэтому они так любимы во всем мире. Безусловно, технологии могут помочь при создании продуктов, однако это не является обязательным пунктом

Чтобы найти то, что приведет вас к голубому океану, задайтесь вопросом: а ваш товар/услуга прост в использовании или защищает окружающую среду? Важно понимать, что не новинки в технологии, а инновация ценности приведет вас к открытию нового рыночного пространства.

Ошибочным является также то, что многие реально полагают – голубой океан может быть создан только первой компанией на рынке. Это не так

Вы имеете шанс быть первым, если начнете сочетать инновацию и ценность. Помните, Phillips не был первым производителем чайников, а iPhone – не первым в мире смартфоном.

Те компании, которые чем-то выделяются, могут создать голубой океан. Важно понимать, что в этой стратегии работает принцип не «или-или», а «и-и».

Мы не стали раскрывать все принципы и факторы голубого океана. В книге «Стратегия голубого океана» Чан Кима и Рене Моборн проанализировано намного больше разных примеров. Советуем прочитать ее, чтобы узнать, с чего начать работу, почему «неклиенты» могут оказаться полезны, как разрабатывали стратегии известные компании.

Изменилось ли что-то сегодня?

Статистика говорит — что да. Так, Институт океанологии им. П. П. Ширшова Российской академии наук сообщил, что в сезоне 2011–2013 шапка полярных льдов в летние месяцы имела площадь на треть меньше, чем десять лет назад2. Эти изменения отчетливо заметны и на сравнительных картах ледяного покрова и его толщины за последние несколько лет3.

Кил Холмен — директор Норвежского Полярного Института (НПИ) после проведения буровых исследований в Арктике в 2012 сообщил: «Это — большее изменение, чем мы могли даже вообразить 20 или даже 10 лет назад. Происходящее застало нас врасплох, и мы должны адаптировать наше понимание системы, привести в порядок научный подход и приспособить наши ощущения к меняющейся окружающей среде»4.

Предсказать точные сроки и масштабы освобождения северных морей ото льда достаточно проблематично — это не прогноз погоды на одну неделю — тем не менее, сама тенденция очевидна. К 2020 году, по прогнозам министерства обороны США, пролив Беринга будет свободен ото льда 160 дней в году (плюс по 35–45 дней промежуточных периодов весной и осенью). К 2080 году по данным норвежских ученых в Арктике не останется льда вообще.

Какие бывают морские профессии

Следует отметить, что для связи с морем не обязательно уходить в долгие плавания. Сегодня есть профессии и на большой земле, связанные с водой.

Условно морские профессии можно разделить на тех, кто уходит в плаванье, и на тех, кто остается на суше.

Если вы хотите ходить по морю, можно выбрать одну из следующих основных профессий:

  • капитан – старшина судна, который несет ответственность за полный состав команды: планирует маршрут, руководит погрузкой/разгрузкой. Зарплата капитана стартует от 460 000 рублей ежемесячно, а если речь идет о судне с опасным грузом – и того больше;
  • старший механик – руководитель машинного отделения, который управляет машинистами, механиками и рядовым составом. В его обязанности входит обеспечение бесперебойной работы судна и техобслуживание. Старший механик получает от 300 000 рублей (в зависимости от дальности рейса и сложности судна);
  • помощник капитана – заменяет капитана в его отсутствие и обязан знать маршруты и навигацию, уметь правильно организовать команду. Таких помощников у капитана может быть несколько (старший, первый, второй и т.д.) в зависимости от сложности и размера судна, размера команды, объема груза. Зарплата стартует от 200 000 рублей;
  • помощник старшего механика – как и помощник капитана этот специалист помогает старшему механику, поэтому должен уметь делать все то же самое. За это он будет получать от 200 000 рублей ежемесячно;
  • боцман – член палубной команды, который управляет всеми матросами: он составляет график смен и осуществляет контроль. За это ему платят от 100 000 рублей в месяц;
  • матрос – младший работник палубной команды занимается швартовкой корабля, выполняет команды помощника капитана и боцмана. За месяц дальнего плавания ему платят от 60 000 рублей;
  • моторист – младший работник машинного отделения. В его обязанности входит контроль работы механизмов корабля и проведение профилактических работ. Зарабатывает в среднем столько же, сколько и матрос – от 60 000 рублей.

Вообще на корабле нет «чистых» специальностей. Каждый обязан совмещать сразу несколько профессиональных обязанностей

Впрочем, если вы хотите быть в море, но не привыкли к долгим разлукам с любимыми, можно стать профессиональным рыбаком, технологом рыбной ловли и переработки улова крабов, креветок, кальмаров, специалистом холодильного и вакуумного оборудования.

Если же вы не можете надолго покидать дом, вот список подходящих специальностей из сферы кораблестроения:

  • судостроитель – тот, кто создает суда. Зарплата стартует от 100 000 рублей;
  • инженер-судостроитель – тот, кто проектирует суда, чтобы их потом смог построить судостроитель. В среднем получает около 75 000 рублей;
  • судовой электрорадиомонтажник – выполняет ремонт, установку и настройку радиоаппаратуры на корабле, от чего будет зависеть общая навигация судна. В зависимости от навыков получает в среднем около 45 000 рублей ежемесячно;
  • судовой слесарь-механик – устраняет механические неисправности судна и получает за это около 75 000 рублей в месяц. 

Судостроение тоже относится к морским специальностям

Это неполный список того, какие морские профессии востребованы на сегодняшний день. Как можно заметить, выше перечислены преимущественно мужские профессии, потому что работа в море рассчитана на людей с особой физподготовкой и выносливостью. Но есть и морские профессии для девушек на корабле, которые могут принести немаленький заработок. 

Освоение русских земель

Пока мировые державы осваивали океан, русские первопроходцы осваивали одну шестую часть суши — огромные пространства Российского государства.

После завоевания Казанского и Астраханского ханств был открыт путь к Поволжью и Уралу. Колоссальные малонаселенные просторы могли стать источником богатства, но могли и погубить путешественников, осмелившихся вторгнуться в неизведанное.

Привилегии и огромные территории, дарованные Иваном Грозным купцам Строгановым, положили начало заселению Урала и развитию там сначала торговли, а потом и промышленности — добычи горных руд, пушнины и соли.

В 1577 году на восток двинулись казачьи отряды атамана Ермака, призванного Строгановыми для защиты от сибирского хана. В 1582 году Сибирское ханство было завоевано и присоединено к Российскому государству.

В. И. Суриков «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» (1891-1895)

XVII век ознаменовался множеством географических открытий: было достигнуто устье Енисея, освоены нагорья Таймыра, нанесены на карты великие сибирские реки Лена, Яна, Оленек.

И вот уже следуют имена, известные каждому: Иван Москвитин, Семен Дежнёв, Ерофей Хабаров, Владимир Атласов. Шаг за шагом они открывают и осваивают для потомков Колыму и Чукотку, Анадырь и Амур, Камчатку и Курилы…

Поделиться ссылкой

Страшнее, чем удар с орбиты

«Посейдон» — средство глобального удара. Его потенциальное воздействие с моря для США страшнее, чем ракетный удар с космической орбиты. «Посейдон», заверяет разработчик КБ морской техники «Рубин», практически невозможно перехватить. И поясняет причину создания дрона: только агрессивные действия Вашингтона вынудили российское руководство прийти к разработке асимметричного ядерного сдерживания.

wikipedia.org
Самая быстрая американская торпеда Mk 48 (на снимке) не сможет уничтожить «Посейдон».

Военно-морские силы — одно из преимуществ США в стратегическом противостоянии в последние десятилетия, и вот это превосходство теперь сведено к нулю. Во многом виной тому — компактный ядерный двигатель «Посейдона». Противоторпеды ВМС США не могут остановить «Посейдон». Во-первых, торпедам не по зубам скорость свыше 200 км/ч благодаря ядерному двигателю и эффекту кавитации, практически воплощённому, по всем данным, только в России. Скорость самой быстрой американской торпеды Mk 48 не больше 100 км/ч. И она не сможет достать «Посейдон» на «его» глубине.

Во-вторых, противолодочная глубоководная натовская торпеда MU90 IMPACT на максимальной скорости 93 км/ч способна проплыть лишь считанные километры. «Посейдон», к тому же, может лихо маневрировать, ведомый навигатором по карте морского дна. Его рельеф определяется 3D-сонаром, находящемся в аппарате.

Добавим сюда гидроакустическую станцию, обладающую способностью кругового прослушивания. «Посейдон» в районе подводного залегания может находиться сколь угодно долго. Он может активно и результативно вести разведку. 

Неуютно жить на восточном побережье США, не без оснований предполагая, что где-то неподалеку на морском дне притаился этакий аппарат апокалипсиса, таящий в себе заряд колоссальной мощи. Неуютно и руководству США, американским военным. «Надо же что-то делать!» — подбадривают генералов политики. И попытки наверстать далеко ушедшую вперёд Россию предпринимаются. Во всю длительную историю США и СССР-России мы в гонке вооружений, как правило, догоняли. Сегодня картина изменена на противоположную.

Кругосветное путешествие Фернана Магелана

Фернан Магеллан (1480-1521) — португальский и испанский мореплаватель, совершил первое кругосветное путешествие, открыв пролив, ведущий из Атлантического океана в Тихий

Двадцать последующих лет испанские и португальские корабли без устали бороздили океанские просторы. Стало совершенно очевидно, что Америка не Индия, а новый континент. Но пока от нее почти не было доходов, и она казалась досадной помехой на западном пути к пряностям и золоту Индии. Мореходы искали возможность обойти это препятствие.

Поэтому не было ничего удивительного в том, что в 1518 году в испанский совет по делам обеих Индий обратился португальский военный моряк Фернан Магеллан — он предложил рассмотреть план западного маршрута к Молуккским островам, где производились дорогие пряности. Забавно, что к испанской короне вновь обратился чужеземец, и вновь потому, что его проект был отвергнут португальским монархом. И снова, как и в случае с Колумбом, Испания не прогадала, согласившись финансировать экспедицию.

Опытный моряк брался отыскать пролив, который позволил бы проплыть в Азию, не огибая огромный американский континент ни с севера, ни с юга.

Путешествие Магеллана стало одним из тяжелейших в истории того времени. Оно продлилось более трех лет. Из пяти кораблей, отправившихся в экспедицию, обратно в испанский порт вернулось только одно, из двухсот шестидесяти пяти человек вернулись лишь восемнадцать. Сам Фернан Магеллан погиб в стычке с туземцами на одном из Филиппинских островов, уже найдя знаменитый пролив, который впоследствии назовут его именем, и находясь на обратном пути в Европу.

Переоценить значение первого кругосветного путешествия невозможно. Были окончательно разрешены давние споры о форме планеты, единстве Мирового океана и преобладании воды над сушей, о чем велись споры еще в Средневековье.

КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ

В 2017 году кибератаки показали уязвимость в навигационных и других информационных системах на судах и в портах. Например: имело место вмешательство в системы автоматической идентификации и электронные карты, глушение глобальных систем позиционирования и манипулирование системами управления грузами и судами, в том числе, путем внедрения вредоносных программ, программ-вымогателей и вирусов.
На сегодняшний день международные правила кибербезопасности для морской отрасли еще не приняты. При этом руководящие принципы ИМО по управлению рисками кибербезопасности в морских портах содержат рекомендации высокого уровня в отношении защиты международного судоходства от существующих и потенциальных угроз в сфере кибербезопасности. Эти рекомендации позволяют снизить сопряженную с ними уязвимость. Принципы ИМО содержат пять функциональных элементов для эффективного управления рисками в морской отрасли, а именно: выявить, защитить, обнаружить, отреагировать и восстановить. Для эффективности эти элементы должны быть включены во все аспекты операций судоходной компании и управления персоналом. В настоящее время вопросы культуры безопасности разрабатываются в рамках Международного кодекса по управлению безопасностью (МКУБ).

Основная цель Кодекса заключается в создании международного стандарта по безопасному управлению и эксплуатации судов и предотвращению загрязнения окружающей среды. В нем установлены цели управления безопасностью, а также предписано, чтобы судовладелец или любой другой управомоченный (например: оператор или фрахтователь по бербоут-чартеру, принявший на себя ответственность за эксплуатацию судна), создал систему управления безопасностью и установил соответствующую политику для достижения целей безопасности. В соответствии с Резолюцией Комитета ИМО по безопасности на море № 428(98) в вопросе управления кибер-рисками в системах управления безопасностью, администрация обязуется обеспечить учет кибер-рисков в информационных системах, определенных в Кодексе, не позднее первой ежегодной проверки после 1 января 2021 года.

Нутригеномика

Нутригеномика — это изучение сложных взаимосвязей между пищей и экспрессией генома. Учёные, работающие в этой области, стремятся к пониманию роли генетических вариаций и диетических реакций на то, как именно питательные вещества влияют на геном.

Еда действительно оказывает огромное влияние на здоровье — и начинается всё в буквальном смысле на молекулярном уровне. Нутригеномика работает в обоих направлениях: изучает, как именно наш геном влияет на гастрономические предпочтения, и наоборот. Основной целью дисциплины является создание персонализированного питания — это нужно для того, чтобы наша еда идеально подходила нашему уникальному набору генов.

Трудности в построении и применении стратегии голубого океана

Мы разобрали основные принципы построения стратегии голубого океана. Пришло время поговорить о тех трудностях, с которыми вы можете столкнуться в процессе работы. Возможно, это переубедит вас покидать алый океан.

Снижение ценности продукта

Как уже упоминалось выше, одна из главных составляющих голубого океана – ценность вашего товара/услуги.

К сожалению, ценность не статична. Она может уменьшиться не только для производителя, но и для клиента. Разберем, почему это может произойти:

Издержки. Увеличение затрат на перевозку, складирование и комплектующие изделия.

Конкуренты. Другая компания на рынке имитирует ваш продукт.

Актуальность. Со временем актуальность продукта может быть снижена, что приводит к уменьшению ценности его в глазах клиентов.

Необходимо помнить о возможных рисках, не зацикливаясь на причинах. Поэтому при создании стратегии учитывайте этот момент.

Низкая результативность

Продуктивность и качество рабочего процесса зависят от уровня доверия персонала, их готовности самостоятельно и добросовестно выполнять поставленные задачи.

Какие факторы лежат в основе этого процесса:

Ясность. Каждый член коллектива должен иметь представление о своей роли, каким образом будет проходить оценка его работы.

Участие в обсуждениях. Сотрудник имеет право стать полноценным участником собраний и дискуссий о будущих задачах и целях;

Открытость объяснений. Все работники проинформированы о принятых решениях компании, о путях развития.

Отсутствие даже одного из вышеперечисленных факторов может негативно отразиться на рабочем процессе. Как вы видите, у персонала может возникнуть чувство недоверия и демотивации. А это сильно мешает при выполнении работы.

Недостатки в организации работы

В процессе перехода к голубому океану компаниям часто приходится решать множество проблем. Некоторые из них могут значительно приостановить движение к поставленной цели. Выделяют три основных фактора:

Отсутствие достаточного количества ресурсов. Задач, которые нужно выполнить, так много, что всех ресурсов недостаточно.

Личностные проблемы. Сотрудники компании не мотивированы или не доверяют выбранному пути развития.

Внешние трудности. Имеются в виду политические проблемы, экономические кризисы, происки конкурирующих фирм.

Пластиковая электроника

Обычно электроника связана с инертными и неорганическими проводниками и полупроводниками вроде меди и кремния. Но новая отрасль электроники использует проводящие полимеры и проводящие небольшие молекулы, основой которых является углерод. Органическая электроника включает в себя разработку, синтез и обработку функциональных органических и неорганических материалов наряду с развитием передовых микро- и нанотехнологий.

По правде говоря, это не такая уж и новая отрасль науки, первые разработки были сделаны ещё в 1970-х годах. Однако свести все наработанные данные воедино получилось только недавно, в частности, за счёт нанотехнологической революции. Благодаря органической электронике у нас скоро могут появиться органические солнечные батареи, самоорганизующиеся монослои в электронных устройствах и органические протезы, которые в перспективе смогут заменить человеку повреждённые конечности: в будущем так называемые киборги, вполне возможно, будут состоять в большей степени из органики, чем из синтетических частей.

2 инструмента стратегии голубого океана

Стратегическая канва

Суть метода в том, чтобы собрать информацию о факторах, по которым фирма проводит анализ собственной и конкурирующей стратегий.

В основе инструмента содержится сравнение товара или услуги по важнейшим характеристикам, которые являются ценными именно для вашей потенциальной аудитории. Маркетологи объясняют это проще: по каким основным параметрам вы ведете конкуренцию.

Каждая отрасль имеет свои уникальные черты и особенности, но существует один параметр, который присущ каждому продукту – это цена. Несколько вариантов определения этих показателей:

Спросить сотрудников компании. Они напрямую общаются с потенциальными клиентами, поэтому знают их потребности.

Узнать непосредственно у покупателей. Получить информацию о том, что сегодня востребовано, из первых рук.

Собранные данные группируются, и на их основе создается график ценностей. Он представляет собой кривую, где по горизонтальной прямой отмечены ключевые параметры, а по вертикальной – величина значимости.

С помощью построенного графика компания получит целостную картину того, что является важным и малозначащим для конкурентов.

Проведенный аудит потребностей даст толчок к важным изменениям в стратегии компании. Вы сможете грамотно оценить факторы, чтобы затем прийти к верному решению – начать работу над уникальным продуктом или провести ребрендинг старого.

Аналитическая решетка

Метод объединил в себе два аналитических инструмента, поскольку из одного логически вытекает другое. Сначала необходимо ответить на четыре вопроса, чтобы найти баланс и создать новую кривую ценностей. Затем строится четырехклеточная матрица.

Какие факторы необходимо упразднить, даже если они давно известны и присутствуют в отрасли?

Какие факторы следует существенно снизить относительно других значимых показателей в отрасли?

Какие факторы следует существенно повысить относительно других значимых показателей в отрасли?

Какие факторы, которые до этого не существовали в отрасли, следует создать?

На основе первых двух ответов компания узнает, что именно нужно предпринять, чтобы снизить количество затрат. Ответы на два последних вопроса предоставят наглядную стратегию того, как увеличить ценность товара/услуги в глазах покупателей.

Модель четырех действий является основой для создания аналитической решетки.

Проще говоря, решетка «упразднить-снизить-повысить-создать» представляет собой конкретные шаги в четырех направлениях для осуществления стратегии голубого океана. Данное руководство предоставит возможность изменить ценности, чтобы дать потребителю необходимый продукт.

Кейс: VT-metall

Узнай как мы снизили стоимость привлечения заявки в 13 раз для металлообрабатывающей компании в Москве

Узнать как

Васко да Гама и его путь в Индию

Васко да Гама (1460/1469 — 1524) — португальский мореплаватель эпохи Великих географических открытий. Командовал первой экспедицией, проплывшей из Европы в Индию

С открытием пути в Индию связаны десятки кораблей и плаваний, сотни моряков, три правителя, сменившие друг друга на троне, — а в историю вошло имя сурового и жестокого мореплавателя, первым из европейцев достигшего Индии морским путем, — Васко да Гамы.

В июле 1497 года его армада из трех кораблей — «Сан-Габриэл», «Сан-Рафаэл» и «Берриу» — отправилась в путь. Флотилию ждали суровые испытания: встречные ветра и течения, жара Экваториальной Африки, цинга, поразившая экипаж на полпути к мысу Доброй Надежды… Но четыре с половиной месяца спустя Васко да Гама обогнул южную оконечность африканского континента и повернул на северо-восток.

В отличие от Колумба португалец действительно открыл путь в Индию. Да, впереди были многочисленные столкновения с арабами, давно и прочно освоившими эту часть света, еще нужно было обустраивать фактории и налаживать торговые связи с местными властителями, но главное было сделано. Португалия стала одной из богатейших и могущественнейших морских держав мира. С мая 1498 года и вплоть до открытия Суэцкого канала для судоходства в 1869 году основные торговые пути из Европы в Азию шли морем.

Законодательные особенности морских профессий

Есть положение: граждане России, которые отсутствуют на территории страны больше 183 суток, освобождаются от уплаты налогов. Это частично повлияло на огромные размеры заработной платы моряков.

Один из самых важных минусов на законодательном уровне – работа моряков РФ не идет в трудовой стаж даже при заключении постоянного/временного контракта. Поэтому юридически моряки, месяцами блуждающие по морям, являются безработными. То есть в случае потери трудоспособности или при достижении пенсионного возраста им не положены какие-либо выплаты и компенсации.

Время работы судна в порту спланировано таким образом, чтобы у моряков оставались свободные часы только вечером или ночью. И именно в это время в прибрежных регионах особенно опасно из-за любителей легкой наживы и отсутствия защиты со стороны полицейской системы

Умное стекло

Подобные технологии по-настоящему манят.

Прочное, гибкое, умное… стекло? Да, мы, возможно, того сами не замечая, входим в «эру стекла». Обладая возможностью становиться прозрачным и непрозрачным, оставаться прочным и небьющимся и даже вести себя как сенсорная панель, новый тип стекла сможет изменить наши дома и рабочие места до неузнаваемости.

Стены в таких домах при желании смогут вести себя как окна, контролируя объем пропускаемого ультрафиолетового излучения, тепла и делая наши жилища и транспорт гораздо энергоэффективнее. Только представьте, что каждая поверхность вашего дома будет способна трансформироваться из стены в окно, а из окна в экран телевизора просто по движению вашей руки.

Северный морской путь в цифрах и фактах

Порты и моря Северного морского пути: Северный морской путь начинается от незамерзающего порта Мурманск и далее проходит через Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море вплоть до бухты Провидения с одноименным портом. В более широком смысле можно рассматривать в качестве начальной и конечной точки маршрута Санкт-Петербург и Владивосток, хоть они и расположены значительно южнее. Тем не менее именно они а не Мурманск и Провидение входят в число ключевых транспортных узлов современной России в сфере морских перевозок. В таком случае к морям Северного морского пути необходимо также добавить Берингово море.

Самые крупные порты Северного морского пути в порядке следования: (Санкт-Петербург) — Мурманск — Архангельск — Мезень -Нарьян-Мар — Варандей — Амдерма — Сабетта — (Игарка) — Дудинка — Диксон — Хатанга — Тикси — Зеленый мыс — Певек — Мыс Шмидта — Провидения — (Эгвекинот — Анадырь -Петропавловск-Камчатский — Магадан — Корсаков — Ванино — Находка — Владивосток). Всего на пути следования судов идущих Северным морским путем встречается порядка 70 перевалочных пунктов и портов, некоторые из них расположены не прямо у берега, а в глубине континента вверх по реке (например, Дудинка и Игарка расположены на Енисее в нескольких сотнях километров от берега Карского моря, порт Хатанга — аналогично на реке Хатанга).

Период навигации: июль-октябрь, то есть 2-4 месяца в году — беспрепятственно, остальное время — в сопровождении атомных ледоколов. 

Северный морской путь на карте России. Порты Северного морского пути на карте России

Протяженность Северного морского пути в сравнении с другими маршрутами:

  1. по Северному морскому пути = 14 280 км
  2. через Суэцкий канал = 23 200 км
  3. через мыс Доброй Надежды = 29 400 км

ИНТЕРНЕТ ВЕЩЕЙ

Технология «Интернет вещей» представляет собой сеть подключенных устройств с уникальными идентификаторами в виде адресов интернет-протоколов, обладающих встроенными технологиями или оснащенных технологиями, которые позволяют им воспринимать, собирать данные и сообщать о среде, в которой они находятся, и/или о них самих.

В шиппинговой индустрии все чаще используются данные, полученные со спутников и датчиков, связывающих оборудование, системы и механизмы для поддержки принятия обоснованных решений по оптимизации маршрутов, отслеживанию объектов и техническим обслуживанием механизмов. К приложениям, применимым в этой области, можно отнести, например, программу, использующую данные, полученные с помощью спутников, для определения наиболее эффективного маршрута и оценки сроков прибытия судов в режиме реального времени, а также новейшие интеллектуальные контейнеры, использующие датчики и телемеханику для отслеживания показателей температуры, вибрации, влажности и качества воздуха во время морских перевозок. К примеру, «Maersk» и «MSC» применяют эти технологии для отслеживания перемещения рефрижераторных контейнеров.

Также Интернет вещей все чаще используется в отрасли для улучшения связи между судном и берегом, для интеллектуального управления трафиком. Более тесный интерфейс между судами и портами включает в себя, например, анализ больших баз данных для сокращения времени на перевозку и времени, затраченного на вход судов в порты и в другие районы с интенсивным движением, тем самым способствуя снижению перегруженности портов. Например, инициатива по сотрудничеству в области оцифровки между портом Роттердам и IBM способствует подготовке этого порта для дальнейшего принятия судов, находящихся на расстоянии до 42 км с целью повышения безопасности и эффективности работы порта.

Аналогичную совместную инициативу проявили также Морская и портовая администрация Сингапура, академические институты Сингапура и компания «Fujitsu», для внедрения технологии Интернета вещей и Искусственного интеллекта чтобы обеспечить долгосрочный прогнозов трафика, расчет точек доступа и формирования интеллектуальных координационных моделей.

Интернет вещей также используется для разработки систем, поддерживающих навигацию в сложной обстановке, например, при неблагоприятных погодных условиях или на перегруженных водных путях. Так, в марте 2018 года компания «Роллс-Ройс» запустила интеллектуальную систему информирования, в состав которой входят несколько датчиков с интеллектуальным программным обеспечением для создания трехмерной модели находящихся поблизости судов и опасных зон, в целях повышения безопасности.

Другие сферы применения Интернета вещей — дистанционный контроль отхода судов без вмешательства человека, дистанционный контроль перехода и автоматическая постановка в док.
Как только станет возможной фиксация отхода судов в режиме реального времени, появится возможность оптимизировать операции с использованием технологии блокчейн, например, для отслеживания резервных мощностей, улучшения связи между различными этапами маршрута перевозки и улучшения пропускной способности портов.

Аугментация людей

Может, мы сможем «слышать» цвета или «чувствовать» электрические поля или даже загружать новую информацию в наш мозг, как в фильме «Матрица».

Бионика меняет лицо человечества. В буквальном смысле. Чем больше мы становимся зависимыми от машин, тем быстрее мы приближаемся ко времени, когда наши возможности станут на порядок выше и шире, чем те, которыми мы обладаем сегодня.

Имплантация видеокамер в глаза, улучшение способности выше прыгать и быстрее бегать, или же даже контролирование электронных устройств силами нашего разума — граница между машиной и человеком медленно, но верно становится все более размытой. Благодаря новым способностям мы, вероятнее всего, сможем даже почувствовать и получить совершенно незнакомый для нас до этого опыт.

Соперничество Испании и Португалии

В XV веке Испания и Португалия делили пальму первенства среди морских держав. Чтобы две могущественные короны не враждовали, открывая новые территории, в 1452-1456 годах римские папы Николай V и КаликстIII закрепили за Португалией право владения землями к югу и востоку от мыса Бохадор, и Испания признала это право.

Старинная карта Европы («Большой атлас», или «Космография Блау», 1667)

Однако открытия Колумба 1492 года резко изменили ситуацию. Поскольку адмирал считал, что открыл западный путь в Индию, а Португалия претендовала на индийские земли, к которым шла восточным путем, оба королевства теперь оспаривали права владения друг у друга.

К счастью, опасный спор сумел разрешить римский папа Александр VI Борджиа, который в мае 1493 года установил демаркационную линию, разделявшую испанские и португальские колонии. Кастилии отныне принадлежали земли к западу от «папского меридиана», Португалии — к востоку, о чем 7 июня 1494 года был подписан Тордесильясский договор. Этот документ не только разграничивал сферы влияния двух держав, но и фактически закреплял за ними владение Мировым океаном, исключая из этого остальные европейские страны.

Экзометеорология

Юпитер

Наряду с экзоокеанографами и экзогеологами, экзометеорологи заинтересованы в изучении природных процессов, происходящих на других планетах. Теперь, когда благодаря мощным телескопам стало возможно изучать внутренние процессы на близлежащих планетах и спутниках, экзометеорологи могут следить за их атмосферными и погодными условиями. Юпитер и Сатурн со своими невероятными масштабами погодных явлений — первые кандидаты для исследований, так же как и Марс с регулярными пылевыми бурями.

Экзометеорологи изучают даже планеты за пределами нашей Солнечной системы. И что интересно, именно они могут в итоге найти признаки внеземной жизни на экзопланетах путём обнаружения в атмосфере органических следов или повышенного уровня углекислого газа — признака индустриальной цивилизации.

ВЫВОДЫ

Хотя и существует целый ряд преимуществ ІТ-технологий, однако по-прежнему имеют место проблемы в их реализации, к которым относятся, в частности и особенности: кибербезопасность, безопасность, связанная с отсутствием экипажа на борту, влияние на профессию моряка и фрахтовые ставки. Кроме того, остается вопрос, будут ли страховщики и клубы взаимного страхования предлагать страховое покрытие для торговых полностью автоматизированных судов. Также особое беспокойство вызывает потенциальная утрата морских профессий в развивающихся странах. Вообще, социальные эффекты развития ІТ-технологий во всех деталях предвидеть невозможно. Конечно, в краткосрочной перспективе могут иметь весьма болезненные процессы в экономических и социальных, например, трудовых отношениях. Это особенно актуально для стран, отстающих в экономическом и техническом отношениях.

Тем не менее, в долгосрочной перспективе благотворное влияние ІТ-технологий на все сферы общественной жизни совершенно очевидно. Тем более, что остановить прогресс в сфере автоматизации и информатизации индустрии вообще и морской индустрии в частности невозможно. Таким образом, речь может идти лишь о поиске таких решений и путей развития, которые смягчили бы болезни роста, ни в коей мере не препятствуя достижению высоких темпов развития ІТ-технологий. В особенности это относится к технологии блокчейн, которая обеспечивает развитие множества связанных с ней институтов, например, смарт-контрактов. Стабильный рост Интернета является условием внедрения технологий типа Искусственного интеллекта и Интернета вещей. Разумеется, риски, связанные с развитием информационных технологий, нуждаются в особенном управлении. Однако не подлежит сомнению, что прогресс в этой сфере открывает новые возможности для обеспечения безопасности и компенсации возможных негативных последствий в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бизнес журнал Мономах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: