Еда
Саудовская Аравия это рай для гурмана. Множество вариантов где перекусить на любой вкус и кошелек, от дешевых индийских закусочных, традиционных саудовских кафе с шовармой, куриных фаст-фудов на гриле и до модных и дорогих ресторанов. Саудовская классика это тарелка риса с курицей или мясом, стоит 20−25 риалов. Египетские, ливанские и турецкие рестораны тоже встречаются и столь же недороги и вкусны.
Большинство заведени открыты до полуночи даже до поздней ночи, а вот в выходные (пятница и, суббота) могут быть нюансы, поскольку днем все будет закрыто и дай бог, если откроются к вечеру. Вы помните, что пятница — не просто выходной день для мусульман, но прежде всего день молитв. В небольших городах, где я оказывался в пятницу — вообще не мог найти где мне поужинать. Планируйте свое время соответственно. Некоторые цены: фалафель 3 риала, маленькая шоварма 5 риалов, большая шоварма с картофелем фри и салатом 10 риалов, сок фреш 5−8 риалов, кофе 2−3 риала, чай 1 риал.
Деньги
Банкоматы есть везде, даже в небольших городах и в сельской местности. Они есть даже на некоторых заправках и в супермаркетах. Международные карты принимаются, у меня никогда не было проблем с банкоматами в Саудовской Аравии. В любом супермаркете и в большинстве ресторанов и отелей можно также платить карточкой. В сельской местности надо быть готовыми платить наличными, но и согласитесь, было бы странно ждать от уличного продавца чая, либо шовармы наличия терминала. Поэтому мораль такова: в 80% я пользовался карточкой, в 20% требовались наличные. Рассчитывайте свои финансы соответственно и берите с собой какую-то сумму в виде наличных.
Отели
В Саудовской Аравии отелей много и они чаще всего достаточно хорошие и недорогие. Более того, отели еще и могут иметь кухонный уголок. Можете бронировать их заранее, или находить уже на месте — цена не особо меняется. Если вы приходите с улицы, то небольшой торг в пределах 10% вполне уместен, но здесь не Египет и сбросить полцены не получится.
Здесь вас и не пытаются обмануть изначально. Средняя стоимость двухместного номера в районе 100−140 риалов, но встречаются и дешевле, например за 70. Чистота и комфорт разнятся, читайте отзывы на Трипадвейзере и приехав в отель обязательно поднимитесь и посмотрите комнату. Завтрака как правило не будет. Даже за отдельную плату. Это особенность отелей в Саудовской Аравии — заморачиваться с кухней и готовкой они не хотят. Чаще всего интернет в отеле будет, но его качество может быть разным, иногда совсем еле тянет. И последнее — отели могут быть расположены в странных местах, например на выезде из города и вы оттуда замучаетесь добираться в исторический центр. Поэтому внимательно смотрите не только на рейтинг отеля, но и на его расположение. Рейтинги ставят те, у кого свой автомобиль и им дела нет до того факта, что до центра города например 8 километров и нет автобусов.
Еще меня спрашивают, можно ли в отелях селиться с попутчиком (цей), если он не является вашим супругом? Ответ прост — ограничения касаются исключительно граждан Саудовской Аравии, а до вас как иностранцев и не мусульман никому нет дела. Я ездил с приятельницей из Швейцарии и ни разу и в ни одном городе у нас не было проблем с отелями. Никто не спрашивал, являемся ли мы супругами и тем более не просил свидетельство о браке.
Цены
Признаться, зная что Саудовская Аравия это страна достаточно богатая, то опасался попасть на значительные расходы во время путешествия. Но на практике она оказалась очень даже бюджетной, и я бы сравнил ее по ценам с такими странами, как Турция или Болгария. Вероятно, будет каплю дороже России и вдвое дороже Украины. Несколько примеров цен в Саудовской Аравии (1 доллар = 3,80 риала):
- Порция шовармы 10 риалов;
- Рис с курицей 20 риалов;
- Недорогой номер в отеле 100 риалов;
- Литр бензина 2 риала;
- Такси 1,5 риала за километр и 5 за посадку;
- Прачечная 15 риалов за 4 кг белья (за дополнительные 10 вам их еще и погладят);
- Автобус SAPTCO из Абхи в Джазан (200км) 50 риалов;
- Авиаперелет Эр-Рияд — Джедда (900 км) 45 долларов.
А вот туристическая сфера и разного рода экскурсии далеко не бюджетные, поскольку ориентированы на небедных европейских и американских экспатов, для которых выложить 200 долларов в день за место в джип-туре по пустыне это сущие копейки. К этим видам услуг лучше не приближаться. Гораздо проще взять машину в прокат, договориться с такистами, или частными лицами.
Погода
Саудовская Аравия — жаркая страна и это не просто слова. Давайте я напишу большими буквами — ЖАРКАЯ страна и находиться там начиная с апреля по ноябрь попросту невозможно. Температуры зашкаливают за +40 в тени, что вкупе с пылью и отсутствием зелени делают путешествие изнурительным и даже опасным для жизни. Улицы пустынны, никто до захода солнца не выходит из дома и офиса. Поэтому категорически не рекомендую ехать в эту страну в летний период. Лучшее время это зима, начиная с ноября и до апреля, когда температуры держатся на уровне примерно 22−24 градусов тепла со знаком плюс. Разве что захватите с собой легкий свитер, поскольку вечером может быть прохладно, в районе +17.
Саудиты
Местные люди на мой взгляд одни из самых гостеприимных арабов, которых вы встречали на Ближнем Востоке. Возможно потому, что туризм тут явление новое и они еще к иностранцам с рюкзаками за спиной не привыкли, равно как и не знают как на нас делать деньги. В некоторых удаленных местах я был фактически первым путешественником, которого они видели и соответственно встречали крайне радушно. Меня нередко подвозили и даже обижались, когда предлагал за это деньги, пару раз люди бежали через весь парк, чтобы позвать присоединиться к их семейному чаепитию. Бывало незнакомые люди на улице подходили и спрашивали меня, все ли в порядке и оставляли номера своих телефонов на всякий случай.
Что посмотреть
Меня спрашивают, на что больше похожа Саудовская Аравия и является ли это копией соседних Эмиратов? Мой ответ таков, что они похожи, но далеко не во всем.
Эмираты (равно как Катар и Бахрейн) это слишком уж искусственные образования возникшие на пустом месте благодаря нефти и сегодня там пара миллионов населения при десяти миллионах иностранных рабочих. Все крутится вокруг исключительно нефти и сферы равлечений и отмывания денег. Саудовская Аравия в этом смысле другая, она во-первых является хранителем главных святынь ислама и древней истории и иностранцев в ней меньше 25% населения.
Например в Эмиратах приезжих 70% населения, а в Катаре иностранцев и вовсе 85% населения. Так что саудиты куда более аутентичны и живут по своим устоям, сохраняя самобытность и культуру. Да и достопримечательностей в Саудовской Аравии куда больше, чем во всех странах Залива вместе взятых, исключая разве что Султанат Оман. Да, если сравнивать Саудовскую Аравию с другими странами Залива, то ближе всего не Эмираты и не Катар, а именно Оман.
Несколько слов про саудовские города. Если уберем в сторону святыни Мекки и Медины, куда не мусульманам вход запрещен (подчеркну, что посещать нельзя непосредственно эти две мечети, но в целом вы свободно можете посетить двухмиллионную Мекку, разве что делать в ее спальных районах нечего, хотя музей Хиджазской железной дороги на окраине Мекки весьма хорош), то саудовские города абсолютно неинтересны. Разве что старая Джедда (Аль Балад) сохранила старую застройку и достойна того, чтобы погулять там день. Все остальные города одинаковы, современны, скучны и задерживаться в них более, чем на день нет никакой необходимости. Тем более, с учетом проблем с транспортом, описанных выше.
Взять для примера столицу страны, Эр-Рияд. Огромный 7 миллионый мегаполис, вытянувшийся на сумасшедшие 80 километров в длину и 40 километров в ширину. Он на 90% состоит из 2−3 этажных однообразных жилых кварталов, разбросанных на огромной территории и связанных между собой автострадами по 5−7 рядом движения в каждую сторону.
Восстановленный форт Масмак и рядом с ним средней симпатичности центральная мечеть (куда вас все равно не впустят) расположены в одном конце города, а например национальный музей в 10 километрах оттуда. При этом, ж. д вокзал в 6 километрах от крепости, автовокзал SAPTCO в 8 километрах, а аэропорт в 45 километрах. Район же с бюджетными отелями (Batha) в 5 километрах. Добавляем сложности с общественный транспортом и что называется, делайте выводы. Деловая часть города в 20 километрах от крепости и там многочисленные небоскребы и пара смотровых площадок для панорамной сьемки города.
Города поменьше они словно уменьшенная копия Эр-Рияда, столь же неинтересны и значительны по размерам.
Из всего сказанного вывод, что Садовская Аравия интересна не городами, а природой и памяниками архитектуры. При этом, 90% всех достойных внимания достопримечательностей расположены на юге страны, в горных районах близ городов Абха и Джазан и около Йемена. И еще красивейшие места напоминающие иорданский Вади Рам есть на северо-западе, неподалеку от города Табук.
Иностранцы
Иностранцы в Саудовской Аравии это преимущественно индусы, пакистанцы и филиппинцы работающие тут по контракту. Они живут в беднейших районах городов, получают ничтожно малую (в сравнении с саудитами) зарплату и выглядят очень печальными. По статистике, иностранных рабочих в стране около 8 миллионов, что составляет 25% населения королевства.
Если вы бюджетный путешественник, то ваши отели часто будут как раз в районах, где живут иностранцы и вас будут окружать кафе и рестораны индийский кухни и ощущать вы себя будете словно это не Ближний Восток, а пригород Мумбая.
В целом, они достаточно дружелюбны и вполне безобидны. Есть в стране и пара сотен тысяч европейцев и американцев, которые занимают гораздо более высокую социальную ступень и зарабатывают существенно больше. Живут обычно в богатых пригородах, где корпорации им арендуют жилье и ваш шанс с ними пересечься маловероятен, только если вы с ними знакомы лично.
Армия и полиция
Признаюсь, что немного переживал, что местная полиция и в особенности полиция нравов (мутаввин) могут испортить мне поездку. Вы понимаете, все эти фокусы из серии «сюда нельзя», «там не фотографируй», «в шортах не ходи», «на женщин не смотри», «к мечети не подходи» и прочее. Допускаю, что раньше так и было. Сейчас никаких проблем с властями нет и более того, маловероятно, что вы встретите представителей властей во время вашего путешествия.
На автодорогах изредка встречаются полицейские посты и иногда документы всех пассажиров транспорта проверяют. В городах полиция также очень изредка встречается на ключевых перекрестках и возле различных министерств и ведомств. До вас им нет никакого дела и если вы не пытаетесь их фотографировать, или вести себя неадекватно — то и никаких контактов с ними не возникнет.
2022: Инвестирование в израильские инструменты для шпионажа
В начале августа 2022 года саудовские власти заключили контракты, включающие огромные инвестиции с израильскими шпионскими компаниями в рамках запуска программы Cyberk по развитию сектора кибербезопасности в Саудовской Аравии.
Осведомленные источники сообщили изданию Saudi Leaks, что контракты предусматривают ежегодное расходование миллионов долларов на импорт израильских технологий шпионажа и наблюдения в Саудовскую Аравию для развития ее возможностей в этой области. Источники подтвердили, что растущие секретные отношения с израильскими шпионскими компаниями являются основой для запуска программы Cyberk по развитию сектора кибербезопасности в Саудовской Аравии.
Саудовская Аравия инвестирует огромные средства в израильские инструменты для шпионажа
О запуске программы объявило Саудовское национальное управление кибербезопасности, заявив, что она является одним из основных факторов, способствующих достижению целей национальной стратегии кибербезопасности. В заявлении Управления говорится, что программа направлена на развитие и наращивание национального потенциала, специализированного в области кибербезопасности, локализацию методов кибербезопасности и учебного контента в этой области, а также стимулирование местной промышленной системы и инноваций в области кибербезопасности в государстве. Управление пояснило, что программа Cyberk на первом этапе включает некоторые инициативы, в частности, обучение сотрудников национальных органов власти и ускорение работы по кибербезопасности, направленной на стимулирование местной промышленной системы. Национальное управление кибербезопасности указало, что на первом этапе программа направлена на увеличение числа стартапов в области кибербезопасности путем поддержки и создания более 60 национальных компаний в этой области.
В конце 2021 года источник в королевском дворе сообщил, что наследный принц Мухаммед бин Салман предложил взять под контроль израильскую шпионскую компанию NSO, которой грозит неминуемое банкротство. Источник сообщил Saudi Leaks, что бин Салман выразил интерес к инвестициям в израильскую компанию NSO и экономическим доходам, которые она может получить в будущем, если будут выплачены ее долги. Однако источник уточнил, что саудовская сделка по приобретению израильской компании все еще сталкивается с препятствиями, учитывая, что Израиль считает компанию национальной безопасностью для своей страны.
Саудовские женщины
Можно ли спрашивать у женщин дорогу, фотографировать их, или здороваться за руку? Такие вопросы я себе задавал перед поездкой. Однозначного ответа нет, поскольку зависит от конкретной женщины.
Есть саудовские женщины, которые ведут себя почти как европейки, они будут с вами общаться, шутить, смеяться и позволять себе в вашем присутствии снимать никаб и распускать волосы. В дружеской компании вы можете от них услышать весьма скабрезные анекдоты, от которых покраснеет даже всякого повидавшая москвичка. Это одна сторона медали и мы говорим про достаточно образованных и продвинутых саудовских женщин. Но есть и другие, в особенности в провинциальных городах, выросшие в консервативной среде и для которых даже поздороваться с посторонним мужчиной это нечто близкое с сексом с ним. Не надо к ним тянуть руки — они испугаются, не надо их фотографировать (они будут возмущаться) и вообще держитесь от них подальше.
Общее правило такое: если женщина вам незнакома, то не ищите с ней контакта. Даже спрашивать ее не надо, как пройти на автовокзал. Поищите лучше мужчину, он чаще всего и английский будет знать лучше и объяснит доступнее и может быть подвезет на своей машине.
Транспорт
Саудовская Аравия это страна отданная целиком и полностью автомобилям, посему аренда автомобиля — лучший, а иногда и единственный вариант, который у вас есть. Если вы без машины (как я), то ваша судьба будет сложной и героической. Общественный транспорт развит не просто слабо, а он совсем не развит. В крупных городах, таких как Эр-Рияд и Джедда функционирует несколько автобусных линий, связывающих спальные районы с промзонами и центром города.
Чаще всего эти линии никак не будут вам полезны, а с учетом того, что автобусы курсируют от силы раз в час и не совсем туда, куда вам нужно — то и вовсе бесполезны. Вы можете пользоваться такси, которое сравнительно дешево (5 риалов посадка, 1,5 за километр), тем более что в стране работают все эти приложения Uber и местный Careem. Но даже с учетом их сравнительной дешевизны, вскоре вы выложите серьезные суммы за такси если будете пользоваться ими на постоянной основе несколько раз в день. В Эр-Рияде активно строят метро и обещают его запустить к 2022 году, будем ждать.
Саудовские города не просто страдают от отсутствия общественного транспорта, но они еще и огромны по территории. Высотные дома только в деловом центре, а основная часть городов — однообразные 2−3 этажные дома на несколько семей. Например, 4-миллионная Джедда занимает территорию примерно как 15-миллионная Москва. Аэропорты размещены очень далеко за пределами центров и общественного транспорта оттуда в города нет. Только такси. Из аэропорта Джедды в центр (Балад) такси стоит 50 риалов и это 25 километров пути, а из аэропорта Эр-Рияда такси стоит 80 риалов и там 40 километров. Там еще и наценка за то, что аэропорт.
Даже провинциальные саудовские города довольно большие. Взять Аль-Хуфуф близ Даммама, где население всего-то 150 тысяч жителей, но он имеет примерно 10 километров в длину. Просто та же история: 2−3 этажная застройка, перемежающаяся с пустырями, финиковыми плантациями и промзоной. Для путешественника без своего автомобиля это испытание, это многие часы на ногах. Некоторым спасением в таких местах является автостоп, благо, останавливают хорошо и часто отказываются от денег. Если же попросят денег (деньги хотят обычно индусы), то 10−15 риалов будет достаточно.
Междугородное сообщение организовано чуть лучше, чем городское. Во-первых, самолет и это самый выгодный вид транспорта с учетом большой территории страны. Авиакомпаний несколько: Saudia, Nas, Adeal, Saudi Gulf. Последние три являются бюджетными и на них я и летал по ценам, не превышающим 50 долларов за перелет в одну сторону внутри страны. Билеты покупаются онлайн, оплачиваются карточкой — все как обычно. Чекин тоже делаете как обычно и можете либо распечатать посадочный заранее, либо сделать это в аэропорту на стойке регистрации (бесплатно).
Отдельной проблемой с автобусами является тот факт, что во-первых, станции нередко расположены в очень неудобных местах на окраине города, а во-вторых, автобусов мало и может так статься, что по вашему направлению они курсируют раз в сутки, или например четыре раза в неделю. В качестве бонуса примите тот факт, что почти всегда есть свободные места и нет необходимости брать билет задолго заранее онлайн. Что до самих автобусов, то я был удивлен тем, что они достаточно старые и пыльные, без розеток для зарядки телефонов и без wi-fi. И еще внутри как правило нет туалета, даже если ехать 10 часов. Предполагается, что водитель пару раз в пути остановит, либо по просьбе. Все это не очень удобно.