«если надеть на микрофон носок, звук будет отличным». кристина вазовски о подкастах и способах на них заработать

Краткое содержание

Эта книга принадлежит автору нескольких десятков успешных подкастов, вышедших в сериях:

  • «Тариф: поболтать»,
  • «Иван Иванов заходил вчера»,
  • «По уши 18+»,
  • «К тебе или ко мне? 18+»,
  • «Кристина, добрый день!»,
  • «Извини, что голосовым».

Вкратце об авторе книги

Крис Вазовски – подкастерка. Ее первый выпуск вышел осенью 2018 года. На тот момент у Крис не было никакого опыта работы в этой сфере. Только любовь к подкастам, смартфон и… носок (зачем он был нужен, автор объясняет в одной из глав).

Сегодня Крис по-прежнему часто записывает выпуски на смартфон, но теперь создание подкастов – ее основная работа. Еще Вазовски сделала курс по подкастингу, а Forbes номинировал ее в престижный рейтинг «30 до 30». А затем автор написала эту книгу, в которой подробно рассказала, как создавать классные подкасты, то есть овладеть перспективным способом заработка.

Особенности подкастинга

Запустить собственное шоу может каждый желающий без каких-либо финансовых вложений, ведь если знать, как использовать подручные аксессуары по максимуму, бесплатный подкаст получится не хуже дорогих аналогов.

Конечно, в книге есть подборки программ и инструментов на разный бюджет, но есть и вариант бесплатно. Ведь чтобы начать, необязательно сразу же закупать дорогие микрофоны и прочие аксессуары. Надо начать. И поможет взять старт эта книга. Она состоит из двенадцати глав. Каждая представляет собой подробный разбор этапов создания подкаста, начиная с разработки идеи и заканчивая продвижением готового продукта. Все – с понятными примерами, упражнениями и важными чек-листами.

Глава о страхах

В этой главе Крис подробно рассказывает о самых распространенных страхах, которые мешают людям начать заниматься подкастингом и очень все усложняют на начальных этапах запуска проекта.

Вы узнаете, как справиться со страхами и даже сможете выполнить несколько упражнений, которые помогут преодолеть неуверенность на первых этапах работы подкастером. Например, в числе упражнений есть рекомендация разбить огромную основную задачу (запустить подкаст) на много маленьких. И приступить к их выполнению. Тогда страх провала на время отступит, а дело начнет продвигаться.

Глава об изучении индустрии

В этой главе автор рассуждает о мировой индустрии подкастов. Вы прочтете, как развивались англоязычный и русскоязычный подкастинги. Какие виды подкастов бывают и где их отыскать. А также о перспективах русского подкастинга.

Эта информация поможет вам легче находить перспективные форматы и темы, чтобы в итоге создать действительно популярный подкаст, а готовые подкасты сложить в стройную систему и отстроиться от конкурентов.

Как много из выпускников курса потом запускают подкасты?

Кристина: По моим ощущениям – в районе 30%, может быть чуть побольше. В чём прикол: некоторые не приходят на курсы запускать подкаст. Одни просто покупают курсы, вторым хочется потусоваться, третьи запускают подкаст, но через полгода, после того как курс прошёл.

Мне сначала хотелось, чтобы каждый, кто придёт на мой курс, выложил подкаст, запустил, сделал двадцать эпизодов минимум. Но это перенос своих амбиций на других людей. Потом я немного подуспокоилась: вспомнила, как я сама покупала курсы, но не проходила. Подписку на мастер-класс за 180 баксов я, например, ежегодно обновляю и очень этому радуюсь.

У людей могут быть разные задачи и главное, чтобы они получили на курсе удовольствие от процесса.

На самом деле не так важно, закончится это подкастом или нет: если они хотят, чтобы закончилось так, я сделаю всё, что в моих преподавательских силах, чтобы это случилось, а если нет – я не буду давить на чувство вины. Все взрослые люди, и сами несут ответственность за свои финансовые решения

«Главное, чтобы меня взяли, а уже на месте разберусь». Как устроиться в галерею современного искусства

Год я проработала в лондонской галерее современного искусства. Это безумно конкурентная среда, поэтому когда я устраивалась, придерживалась принципа: буду говорить на собеседовании то, что от меня хотят услышать. Главное, чтобы меня взяли, а уже на месте разберусь, каких мне навыков не хватает. 

У меня было одно предложение из галереи в Mayfair и одно – из крупной галереи в Peckham. Я выбрала второе, потому что там были супер милые люди, и мне понравился вайб. 

Сначала я пришла в галерею на стажировку, и хотя батрачила как все и даже больше, платили мне примерно ничего. Я занималась любым визуалом – делала каталоги, афиши, рекламу. Хотя у меня нет образования графического дизайнера, я верстала все в Фотошопе, потом научилась пользоваться Индизайном. Через пару месяцев меня взяли на нормальную ставку, и я продолжила работать в галерее – в основном как арт-директор, но также помогала в организации выставок кураторам.

В апреле прошлого года я оттуда уволилась, потому что к тому моменту начала заниматься подкастами и увлеклась ими настолько, что мотивация работать в галерее у меня пропала. Мне было неудобно перед работодателями, что я прихожу на работу, но мне на самом деле неинтересно. 

Страха уходить вникуда не было, так как я довольно привилегированная в этом смысле тварь – я знаю, что у меня есть семья и много друзей, которые, если что вдруг случится, меня поддержат: приютят, покормят, помогут оплатить аренду. Это не то, чем я регулярно пользуюсь, но все равно я чувствую себя социально защищенной. При этом я прекрасно осознаю, что это привилегия, данная не всем. И никогда не выступаю в роли лайф-коуча, который кричит: «Следуй за своей мечтой! Оставь все позади!» У каждого свои обстоятельства.

Skillbox

Вы научитесь превращать свои идеи в подкасты: выбирать темы, привлекать аудиторию и монетизировать записи. Вместе с автором подкаста «Давай поговорим» создадите свой проект и узнаете, как сделать его заметным и прибыльным.

Чему вы научитесь?

  • Создавать подкасты
    Узнаете, как создать успешную идею и придумать привлекательное название для своего проекта. Сможете оформить подкаст заметной обложкой и записать запоминающийся трейлер.
  • Красиво и чётко говорить
    Освоите ключевые упражнения на развитие речи и научитесь говорить так, чтобы вас было приятно слушать. Избавитесь от зажатости голоса и прокачаете речевые навыки.
  • Делать контент в разных жанрах
    Научитесь создавать увлекательные выпуски в формате сторителлинга, журналистского расследования и других. Наполните свой подкаст разнообразным контентом и сможете заинтересовать больше слушателей.

Tvkinoradio

На сайте представлен материал в 4 частях по запуску подкастов с нуля.

Что может подкаст:

Построить личные отношения с вашей аудиторией;
Проверить ваши идеи с помощью аудиоверсии разрабатываемого контента (самый простой вариант здесь — читать сценарии по ролям);
«Прокачать» ваши навыки сторителлинга;
Совершенствовать умения работы с аудиоматериалом;
Помочь завести новые полезные знакомства (подумайте, кто может оказаться слушателем вашего подкаста);
Обеспечить рост узнаваемости и популярности вас лично и ваших произведений.

О курсе:

  • Разговор пойдет о причинах для организации подкаста, его возможностях и «местах обитания»
  • Определяются умения, которые для этого потребуются, а также поговорите про определение формата шоу
  • Записываете первый выпуск и подготовите его к публикации
  • Представляете ваше шоу всему миру

Благодарности

Спасибо маме, которая поддерживает меня и все мои безумные идеи, и сестре Энрике, которая посвящает невероятное количество своего времени и внимания моим успехам и помогает им случаться.

Спасибо моей команде – Юле Сафоновой, Кате Шведовой, Максу Сергееву, Кате Волковой, Кате Пироговой – за их невероятную поддержку, вовлеченность и мемы.

Отдельное спасибо Серафиме Старостиной, без которой этой книги бы не было. Именно она подхватила работу, когда я уже была готова сдаться, и превратила набор разрозненных идей в настоящую книгу.

Спасибо Егору Егорову, Виолетте Зеленицкой, Саше Смирновой, Ане Удрас, Оле Полищук за ваше терпение и нежность. Я люблю вас!

И последнее (огромное!) спасибо моим слушателям, друзьям и гостям подкастов. Объем страницы не позволяет перечислить всех поименно, но без вашей поддержки тех замечательных событий, которые привели к написанию этой книги, не случилось бы.

«У меня больше не будет русскоязычного бойфренда». Чем Лондон лучше Москвы

Мне нравится жить в Лондоне. Здесь очень дорого – это минус. В Москве, зарабатывая столько же, я жила бы гораздо комфортнее. Зато Лондон ставит прикольные цели по заработку. Кроме того, я здесь не отвлекаюсь на бесконечные встречи: в Москве, мне кажется, я только и ходила бы со всеми на кофе по десять раз в день.

У меня литовское гражданство, российского нет уже год, поэтому я совсем не вижу себя в России. К тому же после моего нового подкаста про секс, в котором я много чего о себе рассказала, у меня скорее всего, больше не будет русскоязычного бойфренда. Только какой-нибудь иностранный, который ничего из этого не поймет!

Академия Подкастинга

7 бесплатных уроков о том, как эксперту создать свой курс. Для участия понадобится регистрация на сайте.

Программа курса:

  1. Почему подкасты, а не видео или тексты?
  2. Форматы подкастов
  3. Роли в подкастинге
  4. Модель участия
  5. Что такое бренд?
  6. Какую роль подкаст играет в создании личного бренда эксперта?
  7. Темп и глубина

Эксперт. Подкаст. Профит. Цена: 5900р.

Онлайн-практикум для авторов и экспертов по разработке, записи и продвижению подкаста с нуля.

Фишка курса

  • Под ключ. Для своих клиентов они делают подкасты под ключ. И вас проведут вас от идеи до первых слушателей, гарантируя тем самым, что вы получите результат.
  • Сопровождение. На всем пути вас будут сопровождать кураторы курса, а проверять задания лично автор курса. Это также гарантирует, что вы достигните обозначенных целей.

«С одной стороны, арабские палатки, с другой – богатые англичане». Почему West Hampstead

Я живу в West Hampstead и работаю из дома. Но чтобы совсем там не загнивать, я хожу здесь на рынки, у меня есть любимые кофейни – каждый день я нагуливаю по району 10 000 шагов, это мой ритуал. И меня уже знают все: мясник, продавец помидоров, продавец бананов, баристы во всех кофейнях. Мне нравится это ощущение коммьюнити и то, что я чувствую себя его частью.

Район я не то чтобы выбирала. В Лондоне ведь обычно как – ты исходишь из того, сколько у тебя есть денег, и держишь в голове максимум еще один-два критерия. 

Раньше я жила с бойфрендом, потом начала жить одна (наверное, я была единственным человеком до 30 в Лондоне, который жил один!), а после того, как ушла с работы и стала заниматься подкастами, съехалась с подругой – ради сокращения костов. Поскольку она театральный режиссер и дома ее почти не бывает, это как жить одной, только я плачу в два раза меньше!

West Hampstead – очень хороший район. С одной стороны, арабские палатки и полный мультикультурализм. С другой – богатые англичане чуть за 30 с маленькими детьми. И они вместе как-то отлично уживаются. А я в разные дни чувствую себя то чуваком из арабского квартала, то 30-летней женщиной в дорогих шмотках. И поэтому я очень естественно там себя ощущаю.

Жизнь в Лондоне – как секс в долгосрочных отношениях

Свои сегодняшние отношения с Лондоном я бы сравнила с сексом в долгосрочных отношениях. Страсть пропадает, но вы становитесь скорее родственниками. 

Иногда ты начинаешь поглядывать на других чуваков вокруг. Съездила в Берлин и думаешь: «Блин, а ты ничего!» Но потом понимаешь: с Лондоном вы третий год вместе, и так будет со всеми на третий год отношений. Если что-то не так, нужно не бежать при первых проблемах, а сходить к семейному психотерапевту. И в этом смысле классно, что Лондон разный. Открывая для себя новые места и районы, ты будто находишь себе новых любовников. 

Еще полезно уезжать ненадолго куда-то. Например, я недавно была в Колумбии, и когда вернулась, поняла, какой же кайф, когда у тебя интернет хорошо ловит и тебе не страшно доставать телефон на улице. Так ты начинаешь ценить свой город гораздо больше.

Фото: Катерина Никитина

Читайте нас в Телеграме
и
смотрите в Инстаграме

«Работа с подкастами – это система». Что самое сложное, а что не очень

Когда я начинала, у меня вообще не было никакой аудитории, никакой уверенности в публичной сфере. И это непонимание – ты делаешь ок, или ты делаешь фигню – самое сложное вначале. Все остальное: монтаж и прочее – в итоге быстро осваивается и встает на место. 

Еще сложно – писать с просьбой об интервью незнакомым людям, особенно людям для тебя значимым. Понятно, что ничего страшного не случится, даже если они не ответят или откажутся. Но ты же в своей голове с этим человеком уже практически подружился, ты читаешь его телеграм-канал третий год, смотришь все его инстаграм-сторис. Ты-то считаешь его своим другом, даже если он тебя вообще не знает. И ты воспринимаешь отвержение не как от незнакомого человека, а как от друга. В твоей голове этот человек как будто бы говорит: «Ты делаешь фигню!»

Тысяч 20 прослушиваний одного выпуска считаются в подкастах хорошей цифрой. «Это провал» у меня примерно столько и набирает, остальные подкасты, в том числе совсем новые, пока нет. При этом «Провал» уже зарабатывает на рекламе и помогает таким образом существовать другим проектам. 

Помимо выпуска собственных подкастов, я также занялась продюсированием чужих идей.

Работа с подкастами – это система. Я отдала на аутсорс монтаж, дизайн, написание анонсов, с героями мне тоже помогают договариваться. То есть сейчас вокруг моей работы формируется команда из нескольких человек, и только так получается держать на плаву пять собственных подкастов и сколько-то чужих.

Что такое подкасты

Подкаст – это аудиодорожка с чьей-то речью. Один или несколько человек собираются, обсуждают что-то, записывают обсуждение и выкладывают в формате аудио – получается подкаст. Фактически это как радио, только в записи.

Слово «подкаст» – совмещение от iPod и broadcast («трансляция»). Впервые формат появился в 2004 году, а название сложилось случайно из шутки журналиста The Guardian, который перебирал варианты, как назвать сие явление.

И вот, в 2021 году только в США аудитория подкастов достигла 80 млн человек, почти трети от всего населения. К слову, даже Нетфликс смотрит меньше людей. Это и неудивительно: кто-то после трудового дня включает ТВ, Ютуб, а то и Ютуб на ТВ. Другие же предпочитают расслабляться за чтением книг или статей. Хорошо, потребность в досуге и отдыхе закрыта, а что делать в остальное время, когда вроде и дела есть, но и развлечься хочется? Ровно то же самое: кто-то слушает аудиокниги, другие же музыку или подкасты.

Этим формат и прекрасен – слушать можно на пробежке, прогулке, в магазине или по дороге на работу. Еще до бума подкастов в России я включал лекции-беседы на Ютубе и слушал в дороге.

Тоже своего рода подкаст

К слову, аудитория слушателей в РФ не сильно меньше, чем на Западе – согласно исследованию Tiburon Research, это 26 % от всей аудитории рунета. Причем, две трети из них на постоянной основе слушают всего один подкаст.

Тут стоит упомянуть о 3 ключевых особенностях жанра:

Концепция. Обычно подкаст имеет одну большую тематику, то есть позиционирование. Например, подкаст «про маркетинг» или подкаст «про кино». Включая «Радио Шансон», вы примерно понимаете, какой будет контент. Песни могут быть разными, ротации меняются, однако жанр остается общим.
Проще всего, когда подкасты ведут от лица бренда. Например, включая подкаст SMMplanner, вы ожидаете, что рассказывать будут про маркетинг, контент и фриланс. Подкаст ВкусВилла, скорее всего, будет о еде, напитках и кулинарии в целом.

Эпизодичность. Подкаст – это что-то регулярное, как «самые честные новости» Артемия Лебедева

Раз в неделю, раз в месяц – не так важно, как сам факт того, что будет следующий выпуск, в котором расскажут что-то интересное. И уже внутри эпизодов тема может меняться – заметьте, не тематика всего подкаста, а тема беседы этого выпуска.

Разговор

Если вы зачитываете материал с листочка, это будет аудиолекция, аудиокнига – что угодно, кроме подкаста. Поэтому людям так и нравятся подкасты, это что-то вроде «разгонов» ютуб-комиков – кто-то обсуждает, а мы, как слушатели, словно участники этого обсуждения.

Это как слушать рассказ друга о недавних событиях или его экспертный ответ на один из наших вопросов. Как стать свидетелем интересной беседы за соседним столиком в кафе. Вроде и молчим, а ушей, бывает, не оторвать.

Ну давай, расскажи мне…

InLiberty

Подкасты пока не очень много слушают по-русски, их мало кто умеет делать, но о них точно много говорят. Каждый подкаст — это маленькое медиа, очень демократичное и одновременно требующее знаний и навыков. Преподаватели хотят, чтобы хороших русскоязычных подкастов стало намного больше — и для этого создали студию «Либо/Либо». Они сами любят, бесконечно слушают и производят подкасты, а теперь и вас научат их придумывать, записывать и распространять.

Курс длится четыре дня. Занятия проходят в группе от 20 до 30 человек. Учителя не хотят набирать слишком большую группу, чтобы каждый участник успел получить индивидуальные консультации.

Курс состоит из коротких лекционных модулей, практических занятий, дискуссий и открытого финального питчинга, на который пригласят представителей разных медиа. Возможно, они выберут ваш подкаст и предложат делать его вместе. Вы попробуете сделать подкаст самостоятельно и научитесь задавать вопросы, отвечать на них и защищать свои идеи.

В чем фишка подкастов во ВКонтакте

Выпуск подкаста в ВК – решение само собой разумеющееся, если вы не просто занимаетесь ведением тематического подкаста, а полноценно ведете сообщество и вкладываетесь в контент-маркетинг.

Подкасты можно выкладывать на специальные хостинги – сайты и приложения, откуда подкаст будет доступен по удобной ссылке, с описанием и всем прочим. Самые популярные хостинги: SoundCloud, PodBean, Podster.FM, Castbox.fm, Anchor.fm.

Однако хостинг – это, по сути, лишь место для хранения подкаста. А вот чтобы получить аудиторию слушателей, подкаст следует размещать на популярных площадках: ВКонтакте, Яндекс.Музыка, Apple Podcasts. У каждой из них есть свои плюсы и минусы, но мы здесь, чтобы определить козырного туза ВК – почему загружать стоит именно сюда и почему мы посвящаем этому процессу целую статью.

Ребята из Kuji Podcast иногда собирают залы и снимают беседу, которая затем все равно станет подкастом

В отличие от конкурентов, ВКонтакте – самая популярная соцсеть в СНГ. Практически все население страны, с доступом к интернету, так или иначе присутствует в ВК. Сюда заходят кекать с мемов, вникать в новостную повестку, воевать в комментах, покупать и продавать. А еще слушать музыку, смотреть фильмы, стримы и даже снимать Клипы.

А на Яндекс.Музыку и Apple Podcasts заходят, чтобы… слушать музыку и подкасты.

Сила ВК – в разнообразных внутренних сервисах и огромной аудитории, которая давно привыкла ими пользоваться. Поэтому, если даже сейчас у вас нет собственного паблика, ваш бизнес никак не представлен в ВК – не стоит отказываться от огромного количества потенциальных слушателей. И уж тем более, если вы активно ведете сообщество и подкаст создаете, чтобы усилить свою контент-стратегию – однозначно стоит озаботиться и разместить подкаст именно во ВКонтакте.

Как и что делать тем, кто хочет попасть в сейлз-хаус?

Кристина: Можно написать на [email protected] и рассказать про свой подкаст. Мы не продаём рекламу, если меньше пяти тысяч прослушиваний на выпуск, просто потому, что очень сложно объяснить брендам, но всё равно можно написать. Часто мы не включаем предложение в сейлз-хаус сразу, но у нас бывают конкретные запросы, например, про родительство, а в нашем основном пуле нет таких. И мы тогда даём клич по нашим выпускникам и по тем, кто отправил заявки – такое тоже бывает довольно часто.

Даже если подкаст классный, но маленький, мы обычно включаем его в наши подборки в соцсетях или в какие-то подборки в СМИ, поэтому всё равно можно и нужно писать.

Creative Writing School

Это курс в формате эфиров для тех, кто мечтает записывать подкаст, но не знает, с чего начать.

К 2020-тому году информация поглотила человечество. Глаза в постоянной работе — просматривают телеграм-каналы, смотрят сторис в инстаграм, читают посты на фейсбуке. Визуального контента слишком много. Как найти свободную нишу? Правильно: передавать информацию в аудио-формате.

Ниша подкастов в России только начинает заполняться. Если ты любишь поболтать на интересные темы, если мечтаешь найти своего слушателя и делиться с ним контентом, не выходя (почти!) из комнаты, то начинай записывать подкаст.

На курсе «Мама, я подкастер!» ты узнаешь, что такое подкасты и почему они на гребне волны, как найти свой формат и голос, как приступить к записи и куда нести готовый материал. А ещё с тобой поделятся опытом авторы самого хулиганского книжного подкаста и расскажут, зачем любому творческому (и не только!) человеку нужен подкаст.

Курсы Кристины Вазовски

Курс «подкаст + комьюнити + психотерапия» позволит найти себя через аудио: превратить страхи в импульс к действию, найти свое уникальное звучание и запустить подкаст за 3 недели.

Участники прошлых потоков сходятся во мнении, что основные причины, почему подкасты остаются идеями и не запускаются — это внутренние барьеры, самокритика и неуверенность в себе. Именно поэтому четвертый поток курса сделан в партнерстве с сервисом по подбору психологов Alter. На этой неделе ты определишься с хостингом и сделаешь план продвижения подкаста на 2 месяца вперед, а трейлер твоего подкаста станет доступен на всех подкаст-платформах.

Автор курса, Кристина Вазовски — подкастерка и основательница подкаст-студии Толк. Кристина живёт в Лондоне, где выпускает подкасты на русском языке. Её подкасты часто попадают в подборки изданий – например, Афиши и Wonderzine, все оказывались в топе iTunes, а «Это Провал» вошел в число лучших подкастов в 2019 по версии Apple.

«Аудитория пока не очень понимает, что такое подкасты»

Кто монетизируется из подкастов на твой взгляд лучше других?

«Медуза», Либо/Либо, «Подкастерская», «Норм» — люди, которые занимаются подкастами как студии. Сколько они зарабатывают — не знаю. Есть монетизация через продажу мерча, услуг, образования. Мой соведущий в подкасте про секс Егор Егоров, практикующий психотерапевт, монетизируется через подкасты — оттуда к нему приходят клиенты.

— В чем разница между подкастами в Англии и в России?

— Англоязычный рынок гораздо больше. Как пример: мой бывший молодой человек — фанат ФК «Арсенал». Когда мы начали встречаться, я решила узнать побольше про клуб и начала гуглить подкасты про него. Там было больше 10 отдельных подкастов, посвященных клубу. А в России 10 подкастов про футбол в целом. То есть в Британии очень много подкастов про все на свете.— Может, потому что в России не совсем еще привыкли к этому формату?— В англоязычной среде подкасты стали набирать популярность лет 10 назад. В России были волны, которые угасали. Не все еще знают, что такое есть. В Британии подкасты — это как YouTube.

— Как часто ты сталкивалась с тем, что тебя не воспринимали всерьез из-за возраста?

— Я никогда не говорила о нем. Когда у меня был бренд одежды (VAZOVSKY. — Прим. Rusbase), я себе немного прибавляла возраста. А с точки зрения подкастинга публично заявила, когда вышел лонг-лист Forbes. 

23 года — это нормально. А в 21 было сложно — я часто по жизни сталкивалась с эйджизмом. Это неприятно. Людей восхищает, как много я сделала в молодом возрасте — это может быть дополнительный инфоповод

Но я никогда не позиционировала себя через возраст — мне кажется, это неважно. 

— Что для тебя значит успех в работе?— Моя работа — это тысяча разных вещей. Иногда классно сторговаться с клиентом и подписать чек на большую сумму. Иногда — задать глубокие интересные вопросы герою. Сделать и запустить продукт без опечаток на сайте. У меня нет глобального мерила успеха, но случаются разные удачи в течение дня.— В чем, на твой взгляд, специфика работы в подкастах?— Если говорить с точки зрения ведущей подкаста, то это очень демократичная вещь. Ты можешь записывать подкасты с нулевым бюджетом и делать классно. Можно работать из кровати.

Если говорить про работу с точки зрения управляющего, то пока аудитория не очень понимает, что заходит, а что нет, как трекать эффективность. Большие компании неповоротливые, бюрократизированные — там много людей, принимающих решения. Моя задача как руководителя студии — объяснить на понятном языке, что такое подкаст, что с ними делать, как сотрудничать, чтобы всем было хорошо и прибыльно.

  • 27% подписчиков «Яндекс.Музыки» включают подкасты хотя бы раз в месяц, это в 6 раз больше по сравнению с прошлым годом.
  • Большинство пользователей проводят за подкастами от часа в день, а 20% от общего числа слушателей подкастов — более четырех часов в день. Самые активные поклонники подкастов — пользователи «Яндекс.Станции».

Наиболее популярные темы подкастов — юмор, общество и культура, научпоп, образование, музыка, в числе самых популярных подкастов у слушателей по итогам июня: «Планетроника», «TED на русском языке», «Гармония и баланс», «Подкаст лайфхакера» и «Деньги пришли».

Советы от Кристины, которые помогут записать подкаст самому:

Самый хороший звук получается, если писать его локально, то есть каждый из собеседников записывает только собственный голос, а потом эти две дорожки сводятся в одну.⠀

  1. Созваниваетесь с гостем через любую программу. Например, Zoom, Skype, Hangouts.
  2. Надеваете наушники (чтобы на одной дорожке не было слышно собеседника).
  3. Берете телефон и надеваете на него носок: это будет фильтр, который отсеивает резкие звуки. 
  4. Включаете диктофон и держите телефон близко ко рту. 
  5. Попросите гостя сделать тоже самое, а потом прислать запись.
  6. Сводите две дорожки на монтаже.
  7. Успех.

Загружаем готовый материал во ВКонтакте

Итак, за спиной длинный путь от знакомства с вводными данными до записи первого полноценного подкаста. А, возможно, у вас и так были готовые подкасты, и вы хотите узнать, как их залить и продвинуть во ВКонтакте – тогда ваш путь начинается отсюда.

Получаем возможность заливать подкасты в ВК

Просто так залить подкаст в ВК не получится – сначала придется подать заявку на вступление в Общество разговорного жанра. Перед этим ознакомьтесь с рекомендациями и требованиями. Если коротко: необходимо иметь сообщество, от лица которого выйдет подкаст, а также готовую запись, название и тематику.

Если все готово, действуем по инструкции:

Начинаем диалог с Обществом разговорного жанра.

предварительно подкаст нужно залить на Soundcloud

Отвечаем на вопросы – ниже пример, как мы подключали SMMplanner.

Даем ссылку на последний эпизод подкаста и ссылку на паблик, в котором будем публиковатьсяЗаявку одобрили ровно за 28 часов и 40 минут

Если вы все сделали правильно, в ближайшее время заявку одобрят – нам одобрили уже на следующий день.

Публикуем свой первый подкаст

Дело за малым:

  1. Открываем паблик, убеждаемся, что раздел с подкастами включен. Если нет – включаем в настройках.
  2. Находим этот раздел и загружаем свой первый эпизод.

Жмем «Добавить эпизод»Добавляем файл, внимательно ознакомьтесь с правилами размещенияПрописываем название эпизода и описаниеДобавляем обложку

Также можно выбрать, для кого будет виден загруженный выпуск подкаста, а еще добавить трейлер или вовсе исключить эпизод из экспорта.

Есть подкаст Льва Пикалёва «Про людей». Он рассказывал, что на ранних этапах он только задавал вопросы, чтобы в центре выпуска всегда был герой, а сейчас акценты смещаются, и он начинает на равных участвовать в разговоре. Менялась ли твоя роль в диалоге?

Кристина: Роль менялась только в противоположную сторону. В первых выпусках концепт был такой, что меня там практически столько же, сколько и гостя: я рассказываю свои истории, гость свои. И чем дальше в лес, тем меньше меня становится. Это осознанно: мне интересно в первую очередь подсветить человека.

Иногда мне мои историю кажутся безумно захватывающими. Но когда ты делаешь еженедельный подкаст, то они повторяются, потому что я не успеваю столько нажить по теме. Иногда ты понимаешь, что эта история ничего не даёт, хотя она – твоя любимая, но если бы она была не моя, я бы вырезала. Поэтому я вырезаю её и у себя.

Зачем подкасты бизнесу

Лучшее решение – то, к которому мы приходим сами. Или к которому нас ненавязчиво направили маркетологи. Например, продавец может сколько угодно нахваливать смартфон, но если в новом фильме любимый Райан Гослинг пользовался исключительно айфоном – рука сама потянется за ним.

Именно этим и хороши подкасты – своей ненавязчивостью. Вы слышите только голоса и приятную музыку: никакого визуального ряда, точно не будет рекламных пауз на 5 минут, надоедливых баннеров – идеальная, абсолютно комфортная атмосфера. Вы уже здесь, пришли сами, а значит, не нужно тратиться на разогрев.

Как и другие инструменты контент-маркетинга, подкасты работают на вовлечение пользователя. Цель – не продать конкретный товар, а создать доверительную связь. Сначала – между слушателем и ведущим. Работают личный бренд и сочетание экспертности и харизмы подкастера, человек приходит послушать конкретного человека.

А уже после первого знакомства слушатель начинает доверять подкасту, а вместе с ним и бренду. При этом бренд может запустить свой подкаст, а может стать спонсором уже существующего – тем самым закрывается аудиоветка инфополя, охватывается больше аудитории, бренд получает потенциальных клиентов.

ВкусВилл делает выпуск про бодипозитив. За счет этого они не только развлекают своих постоянных слушателей, но и привлекают новых – всех неравнодушных к теме, которая, казалось бы, с едой напрямую не связана. На них транслируется позиция бренда. И если мысли понравятся, слушатель, скорее всего, продолжит знакомиться с контентом, а значит, и с брендом. А чем ближе это знакомство, тем больше вероятность, что следующая доставка вкусняшек будет именно из ВкусВилла.

Если резюмировать, то подкасты нужны бизнесу, чтобы:

  1. Получать больше охвата за счет популярного контент-канала.
  2. Знакомить людей с мыслями и позицией бренда.
  3. Создавать связь «человек-человек-бренд», которая гораздо крепче, чем «пользователь-продукт».

Мастерская блогинга Стеллы Васильевой

Какие вопросы разбираются в этом подкастном видеокурсе?
В разделе “Учебный план” вы можете посмотреть более подробный список видеоуроков:

  • Из каких этапов состоит работа над подкастом и с чего стоит начинать
  • Какая требуется техника для записи и как монтировать подкаст
  • Как придумать идею подкаста, выбрать правильные название и брендинг
  • Какие бывают форматы подкастов и как выбрать свой
  • Длина эпизодов и регулярность выхода подкаста
  • Как составить контентный план
  • Разные виды записи: удаленная, живая, интервью
  • Разбор ошибок во время записи
  • Что такое подкастный хостинг и зачем он нужен
  • Где разместить подкаст и как опубликовать его в Itunes
  • Запуск подкаста по шагам
  • Продвижение подкастов – сложности и перспективы
  • Как готовиться к записи выпуска
  • Подготовка к интервью с гостями
  • Монетизация
  • Неденежная выгода от ведения подкаста
  • Сложные моменты в работе над подкастом
  • Как построить регулярную работу над подкастом
  • Сомнения, страхи, неуверенности и работа с негативной обратной связью
  • Работа с голосом: дикция и постановка речи

Но изначально ты делала подкаст сама. Как тебе далось это распределение обязанностей?

Кристина: Я просто признала, что у меня нет времени заниматься всем этим. Поэтому, когда появились Катя и Макс, освободилось безумное количество времени, а качество не пострадало, если не улучшилось.

Изначально было сложно, потому что это классическое творческое «я так вижу». «Почему ты не чувствуешь, что вот тут пауза должна быть на две секунды подольше, чтобы передать глубину этого настроения?», «почему здесь осталась эта фраза, она здесь не нужна?». Просто тут нужно признать, что твой подкаст слушают, когда моют пол или в метро, пока играют в телефон, и, скорее всего, такие нюансы замечает 1%.

Выпуски с плохим звуком не делаются случайно. Есть внутренняя комиссия: мы садимся, слушаем и принимаем решение: перевешивает ли контент репутационные потери из-за качества звука. Иногда мы говорим «да», а иногда «нет».

«На этапе документа понимаю, зайдет ли подкаст»

— Из чего состоят твои рабочие процессы?

— 50% времени занимает менеджмент: у нас большая команда, поэтому много переписки, утверждения планов, пушей и коммуникаций. 25% — придумывание больших задач, идей, проектов. 10% — запись и прослушивание подкастов. 

Обычно я начинаю работать в 9 утра и заканчиваю часов в 8-9. По выходным стараюсь отдыхать. — Как ты придумываешь идеи для подкастов? Ты долго крутишь их в голове и потом выдаешь? Или просто пробуешь разные идеи, оцениваешь реакцию и затем понимаешь — делать из этого историю или нет?

— Дороже всего в подкастах — придумать и запустить первый эпизод. На личных подкастах у меня было время поэкспериментировать, но сейчас наша студия делает клиентские проекты — там нет права на ошибку. К счастью, у меня уже есть наслушанность, поэтому я заранее, еще на этапе драфта в Google Doc, понимаю, зайдет ли идея и какой у нее аудиторный потенциал. 

— Продюсер «Парфенона» Илья Овчаренко рассказывал, что на YouTube за три выпуска можно понять, зашел влог или нет. Если что-то подобное в подкастах? Как ты понимаешь на уровне текста, почему оно должно зайти: исходишь из трендов или интересов аудитории?

— Я знаю как продвигать подкасты, плюс у меня есть своя аудитория, которая помогает дать первый толчок. Для меня это не магия — я могу разложить по полочкам, почему что-то заходит, а что-то нет. Не знаю, как это назвать. Это не про чутье: опять же, если ты не так много слушаешь подкастов и не анализируешь их, ты вряд ли услышишь, что цепляет меня.

— Как удерживать аудиторию, чтобы после первого выпуска она не отвалилась?

— Есть конкретные шаги, завязанные на продвижении: соцсети подкаста, выкладывание анонса, стимулирование подписки — супербазовые вещи. Но главное — классный контент. Когда он цепляет, люди сами хотят еще

И на этой волне, когда люди прослушали и испытывают эмоции, им важно организовать подписку или сообщить, когда будет новый выпуск

1. Реклама в подкасте

Плюсы: легко в производстве, хорошо оплачивается.

Минусы: рекламодатели с опаской относятся к рекламе в подкастах, потому что это для них неизведанная территория. В 95% случаев рекламодатель не разбирается в подкастах и пытается приравнивать цифры из статистики к цифрам Instagram и YouTube, что не релевантно. Если вы работаете с крупными рекламодателями, то от первого письма до конкретных денег может пройти несколько месяцев.

2. Patreon⠀

Плюсы: фиксированная сумма в месяц — это как минимум приятное чувство стабильности.

Минусы: это новая для России система, у нас люди еще не привыкли донатить

Производителям контента приходится прилагать дополнительные усилия для того, чтобы рассказать, что такое Patreon и почему это важно и безопасно.⠀

3. Создание собственных продуктов — услуг, мерча, консультаций, инфопродуктов

Плюсы: это очень классный способ, если вы предоставляете понятные услуги, эффективность от рекламы которых легко посчитать. Тут всё просто: ваши слушатели — это ваши потенциальные клиенты.

Минусы: сложно, если ваши услуги специфичны. На маленькой аудитории их сложно продать.

  • Согласно данным совместного исследования IAB Russia и Mediascope, 51% потребителей аудиоконтента в России слушают подкасты. При этом 85% слушателей аудиорекламы готовы согласиться на рекламу в обмен на доступ к бесплатному контенту.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бизнес журнал Мономах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: