Как в россии устроена система высшего образования

Грамотность и образование (по переписи 1897 г.)

Рассматривая показатели грамотности населения по материалам переписи 1897 г., следует отметить, что всего грамотных в стране было 21,1% (Население России в ХХ веке: исторические очерки. Т. 1. С. 35.). Грамотность населения Кубанской области, по данным переписи, была невысока. Грамотных обоего пола насчитывалось 16,76%, причем среди сельского населения этот показатель составлял 15,15%, а среди городского – 29,16%. По всей стране грамотных мужчин было в 2,3 раза больше, чем женщин.

Грамотность среди мужского сельского и городского населения различается почти в 1,6 раза, у женщин этот разрыв еще значительнее, число грамотных в городе в 3,2 раза выше, чем в селе. Распределение грамотного населения по отделам области достаточно равномерное. Несколько выделяются Ейский отдел с наибольшим числом грамотных и Баталпашинский с меньшими показателями грамотности среди мужского населения и с высокими среди женщин. Низкий показатель грамотности, вероятно, определяется значительной долей коренных горских народов в составе населения данного отдела, а также в Майкопском и Екатеринодарском отделах.
Еще более заметна разница в уровне грамотности по возрастным группам. Самый значительный процент грамотных у мужчин в возрасте 20–29 лет, у женщин – 10–19 лет. По мере перехода к более старшим возрастам наблюдается снижение уровня грамотности. В сравнении с показателями по стране уровень грамотности населения Кубанской области в целом несколько ниже, однако в отдельных возрастных категориях показатели более высокие, например, у мужчин в возрастных группах 30–39, 40–49, 50–59 лет. Показатели грамотности у женщин существенно ниже.

Рассматривая показатели грамотности, нельзя обойти вопрос о соотношении уровня грамотности и сословного распределения населения. Так, среди дворян, чиновников в Кубанской области процент грамотных составлял среди мужчин 73,14%, а среди женщин – 60,67%. Еще выше эти показатели были у лиц духовного звания всех христианских вероисповеданий и их семей, причем как у мужчин, так и у женщин. У первых этот показатель составлял 74,16%, у вторых – 65,63%. Значительно ниже процент грамотных в двух других группах: 1) почетные граждане, купцы, мещане, городские сословия; 2) лица сельского состояния (казаки, крестьяне, иностранные поселенцы). Доля грамотных в первой группе составила у мужчин 36%, у женщин – 14%. В группе казаков и крестьян мужчин грамотных было 24,6%, женщин – 4,7%43.
Грамотное население в Черноморской губернии, определенное переписью, составило 31,2% общей численности населения. Процент этот достаточно высок. Среди населения в возрасте старше 7 лет процент грамотных соответственно еще выше – 37,7%.

Грамотность среди городского населения распространена значительно больше, чем среди сельского.
Так, среди горожан грамотных было 50,3%, среди сельских жителей – 25,8%. Значительная разница наблюдается и в относительном количестве грамотных в мужском и женском населении. Грамотные мужчины среди городского населения составляют 62,5%, в сельском – 37,9%. Грамотных женщин в городах соответственно 37,6%, в сельской местности – 14,4%.
Высокий процент грамотности объясняется прежде всего тем обстоятельством, что значительная часть населения Черноморской губернии проживала в городских поселениях и крупных поселках, где представлялась большая возможность получить образование, хотя общее число школ в конце XIX в. здесь было невелико. В 1897 г. в 53 школах Черноморской губернии обучалось 2000 учеников.
Рассматривая грамотность мужчин и женщин в разных возрастных группах, следует отметить, что более всего грамотных среди мужского населения в возрастной группе от 20 до 39 лет. В городском населении наибольший процент грамотности в группе в возрасте от 15 до 19 лет – 71% грамотных. У женщин наибольшая доля грамотных как в городском, так и в сельском населении приходится на возрастную группу от 15 до 19 лет, а затем процент грамотных начинает сокращаться.

Рождаемость в России по годам с 1950 по 2020

Рождаемость в РФ сейчас уменьшается. Но были, в том числе в новейшей истории России, периоды, когда она росла. Для наглядности мы собрали данные о числе родившихся детей за последние 20 лет в таблицу. Для справки указаны также некоторые показатели времен СССР.

Год

Родившихся, чел.

Коэффициент рождаемости

1950

2 745 997

26,9

1960

2 782 353

23,2

1970

 1903 713

14,6

1980

2 202 779

15,9

1990

1 988 858

13,4

1995

1 363 806

9,3

2000

1 266 800

8,7

2001

1 311 604

9,0

2002

1 396 967

9,7

2003

1 477 301

10,2

2004

1 502 477

10,4

2005

1 457 376

10,2

2006

1 479 637

10,3

2007

1 610 122

11,3

2008

1 713 947

12,0

2009

1 761 687

12,3

2010

1 788 948

12,5

2011

1 796 629

12,6

2012

1 902 084

13,3

2013

1 895 822

13,2

2014 *)

1 942 683

13,3

2015

1 940 579

13,3

2016

1 888 729

12,9

2017

1 690 307

11,5

2018

1 604 344

10,9

2019

1 481 074

10,1

2020

1 435 800

9,8

2021

1 402 834

9,6

*) отсюда и далее с учетом сведений по Республике Крым и г. Севастополю.

Как видим, рождаемость стране в 50-е и 60-е годы снижалась, затем в 70-е росла, в 80-е и 90-е снова сокращалась, в 2000-е росла, а в последние 10 лет опять уменьшается.

Какие максимальные места заняли российские вузы в мировых рейтингах

Инфографика: Polina Vari для Skillbox Media

В этом году результаты российских вузов в ряде самых престижных международных рейтингов оказались лучше, чем в прежние годы. Так, в последний QS World University Rankings вошли 48 российских вузов — на 16 больше, чем год назад. По представленности в рейтинге Россия оказалась на четвёртом месте — впереди США со 177 университетами, Великобритания (90) и Китай (58).

В рейтинг лучших университетов мира по версии THE вошли 60 российских вузов (в прошлый раз участников из России в ранжируемой части списка было 48, а за год до того — 39). Однако до мест в топах-10 российским вузам пока по-прежнему далеко, за исключением «Трёх миссий университетов» и репутационного рейтинга RUR, но особенность этих двух списков в том, что они составляются в России.

А вот в мировой Шанхайский рейтинг (ARWU) на этот раз вошло меньше наших вузов, чем в прошлом году.

Из всех российских вузов самые высокие места традиционно занимает МГУ.

Заметим, что в предметных рейтингах, где оценивается не университет в целом, а его успехи в конкретных предметных областях, у российских вузов более высокие места. Так, в предметном рейтинге THE МГУ на 44-м месте по искусству и гуманитарным наукам, а МФТИ — на 71-м и 72-м по физическим и компьютерным наукам. Кроме того, МГУ и МФТИ попали в десятку в рейтинге лучших университетов развивающихся стран THE.

Динамика

Динамика численности населения в России (1989-2010 гг.):

  1. За период с 1989 по 2002 год показатель сократился на 1,85 млн. человек. Среднегодовые темпы убыли составляют 142,69 , тыс. (7,69% в год).
  2. За период с 2002 по 2010 год показатель сократился на 2,31 млн. человек. Среднегодовые темпы убыли составляют 288,7 тыс. (12,5% в год).
  3. За период с 2010 по 2020 год показатель вырос на 3,88 млн. человек. Среднегодовой прирост составил 388,0 тыс. (10,0% в год).

Динамика в сфере образования (1989-2010 гг.):

  1. Начальное образование в 2010 году получило на 8 246 028 человек меньше (-230,3%). Из расчета на 1000 человек показатель снизился на 75 (-238,9%).
  2. Основное образование в 2010 году получило на 6 856 671 человек меньше (-153,02%). Из расчета на 1000 человек показатель сократился на 65 (-159,1%).
  3. Среднее образование в 2010 году получило на 1 211 735 человек больше (+5,98%). Из расчета на 1000 человек показатель вырос на 3 (+1,68%).
  4. Начальное профессиональное образование в 2010 году получило на 8 150 554 человека меньше (-224,73%). Из расчета на 1000 человек показатель сократился на 74 (-232,15%).
  5. Среднее профессиональное образование в 2010 году получило на 15 020 706 человек больше (+169,18%). Из расчета на 1000 человек показатель вырос на 120 (+162,5%).
  6. Неполное высшее образование в 2010 году получило на 3 458 270 человек больше (+279,34%). Из расчета на 1000 человек показатель увеличился на 29 (+270,6%).
  7. Высшее образование в 2010 году получило на 14 094 437 человек больше (+210,63%). Из расчета на 1000 человек показатель вырос на 115 (+201,77%).

Примечание. При расчете данных на 1000 человек учитываются лица в возрасте 15 лет и старше.

Динамика по видам источников дохода (2002-2010 гг.):

  1. Трудовая деятельность (+ по совместительству). В 2010 году показатель увеличился на 4 300 тыс. человек (+106,92%).
  2. Подсобное хозяйство. В 2010 году количество граждан сократилось на 4 475 тыс. человек (-132,6%).
  3. Стипендия. В 2010 году число граждан уменьшилось на 566 тыс. человек (-120,5%).
  4. Пенсия (инвалидность не входит). В 2010 году количество граждан сократилось на 8 121 тыс. человек (-134,13%).
  5. Пенсия по инвалидности. В 2010 году число граждан сократилось на 698 тыс. человек (-117,4%).
  6. Пособие (кроме пособия по безработице). В 2010 году показатель увеличился на 21 890 тыс. человек (+231,6%).
  7. Пособие по безработице. В 2010 году количество граждан увеличилось на 245 тыс. человек (+121%).
  8. Иные виды государственного обеспечения. В 2010 году число граждан сократилось на 554 тыс. человек (-139%).
  9. Сбережения, дивиденды. В 2010 году показатель увеличился на 258 тыс. человек (+173,8%).
  10. Сдача имущества в аренду, доход от патента, авторских прав. В 2010 году количество граждан увеличилось на 103 тыс. человек (+145,8%).
  11. Иждивение, алименты. В 2010 году число граждан сократилось на 5 037 тыс. человек (-113,11%).
  12. Иные источники. В 2010 году количество граждан сократилось на 2 086 тыс. человек (-1979,3%).
  13. Не указали источник дохода. В 2010 году показатель вырос на 1 757 тыс. человек (+216,83%).

Уровень образования

Уровень образования жителей России: высшее образование имеют 23.1% (33 720 294 человека),
неполное высшее — 2.5% (3 649 383 человека),
среднее профессиональное — 36.1% (52 697 083 человека),
11 классов — 16.1% (23 502 023 человека),
9 классов — 9.1% (13 283 752 человека),
5 классов — 7.8% (11 386 073 человека),
не имеют образования — 0.8% (1 167 802 человека),
неграмотные — 0.2% (291 951 человек).

Высшее

33 720 294 / 23.1%

Неполное высшее

3 649 383 / 2.5%

Среднее профессиональное

52 697 083 / 36.1%

11 классов

23 502 023 / 16.1%

9 классов

13 283 752 / 9.1%

5 классов

11 386 073 / 7.8%

Без образования

1 167 802 / 0.8%

Общие тенденции и показатели

Сколько женщин и мужчин в России в 2022 году можно понять по данным Росстата, они публикуются ежегодно. Кроме того, в 2021 году был проведена Всероссийская перепись населения.

Какие данные она показала в совокупности со сведениями Росстата:

  • в 2021 году в России проживало 147, 1 млн постоянных жителей;
  • на 2022 год данные по сведения Росстата следующие — 145,6 млн человек;
  • естественная убыль (смертность за минусом рождаемости) за 2021 год составила 1,04 млн, это антирекорд, который сформировался, в том числе, из-за пандемии, каждая четвертая смерть зафиксирована от ковида, в некоторых регионах РФ умер каждый 50-й житель;
  • население в России распределено крайне неравномерно, около 65% проживают в европейской части на 20% территории страны;
  • городского населения почти 75%, сельского 25%;
  • русские составляют немногим более 80%, есть шесть крупных этнических групп, численностью более 1 млн человек: татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне.

Демографический спад связан с продолжающимся влиянием потерь в ВОВ (порядка 27 млн человек, по большей части — мужчин). Кроме того, в 90-е сильно упала рождаемость, и сейчас это малочисленное поколение подошло к детородному возрасту. Население России быстро стареет, молодежи становится меньше, а пожилых людей больше.

ЛИТЕРАТУРА и ПРИМЕЧАНИЯ

108.; В. А. Мельянцев «Россия за три века: экономический рост в контексте мирового развития» 109.; Примечание: в некоторых источниках приводятся и более низкие оценки, но они сомнительны. Так А. И.Уткин в своей книге «Первая мировая война». М.:Алгоритм, 2001 в разделе «Экономический подъем России»(Уткин. ПМВ Глава 1) приводит цифру 30%, но в той же главе в разделе «Позиция противостояния с Германией» он пишет: «В России лишь 20% населения были грамотными». А в главе 2 читаем: «Слабые стороны русской армии обнаружились довольно быстро. Прежде всего они отражали факт бедности основной массы населения России, неграмотность половины ее населения» (Уткин ПМВ, Глава 2) — так 20%, или 30%, или 50% были грамотными? Соответственно, 80%, или 70%, или 50% были неграмотными? В шестой главе А. И.Уткин пишет о «трех четвертях неграмотного населения» (к 1917 году). — Вероятно, заслуженно уважаемый автор просто не изучал вопрос грамотности в РИ, поскольку для его книги этот вопрос был на периферии его внимания 110. ;Malevsky—Malevitch P. Russia. USSR. Complete handbook. Publisher: William Farquhar Payson, 1933. 111. ;ГромыкоМ.М. Миррусскойдеревни. М. «Молодая гвардия», 1991 112.; Громыко М. М. Мир русской деревни. М. «Молодая гвардия», 1991 113.; Громыко М. М. Мир русской деревни. М. «Молодая гвардия», 1991 114.; «Вестник Псковского губернского земства» № 12 от 27 марта 1916 г. 115.; Начальное народное образование // Новый энциклопедический словарь: Пг., 1916 — Издание АО «Издательское дело бывшее Брокгауз-Ефрон» — Т.28 — стр. 123−149 116.; Начальное народное образование // Новый энциклопедический словарь: Пг., 1916 — Издание АО «Издательское дело бывшее Брокгауз-Ефрон» — Т.28 — стр. 123−149 117.; НЭС. Петроград: изд-во бывшее Брокгауз-Эфрон, 1916. Т.28, Начальное образование. с. 123−149 118.; Сапрыкин Д. Л. Образовательный потенциал Российской Империи. М.: ИИЕТ РАН, 2009 119.; Культурное строительство СССР. Статистический сборник. / М.-Л.: Госпланиздат. 1940. С. 39, таблица 1 120.; Труды ЦСУ, т.12, выпуск 1, Народное образование по основному обследованию 1920 года (на 1 ноября 1920 года). М.: 1922. С. 10−14 121.; Сапрыкин Д. Л. Образовательный потенциал Российской Империи. М.: ИИЕТ РАН, 2009 122.; История России. Век XX. 1894−1939\\ под ред. А. Б.Зубова. М.: АСТ-Астрель, 2010 123.; Рожков А. Ю. Борьба с беспризорностью в первое советское десятилетие // Вопросы истории, 2000. № 11. С. 134. 124.; Что такое ЛикБез? — LikBez. by — ликвидация безграмотности — Белорусский книжный интернет магазин 125.; Общество «Друзья Детей» // Бурят-Монгольская правда. № 261 (653) 13 ноября 1925 года. стр.6 126.; История России. Век XX. 1894−1939\\ под ред. А. Б.Зубова. М.: АСТ-Астрель, 2010 127.; Конечно, в дальнейшем в абсолютных цифрах расходы на образование в СССР быстро росли, но, как отмечает тот же Д. Сапрыкин, «доли в 8−9% от имперского бюджета и в 15−17% от консолидированного бюджета, имевшие место накануне Первой мировой войны никогда не достигались ни в СССР, ни в Российской Федерации» . 128.; Павлова Л. В. Ликвидация неграмотности взрослого населения. 1897−1939 гг.: На материалах Оренбуржья (автореферат канд. ист. Наук). Оренбург, 2006 215 с. РГБ ОД, 61:06−7/628. 129.; Ковалевский М. А. Льготы сельских учителей в жилищно-коммунальной сфере: историко-правовой и конституционно-правовой аспекты // Ежегодник российского образовательного законодательства. Том 2. 2007. С. 128−165. 130.; Волков С. В. Интеллектуальный слой в советском обществе 131.; Ковалевский М. А. Льготы сельских учителей в жилищно-коммунальной сфере: историко-правовой и конституционно-правовой аспекты // Ежегодник российского образовательного законодательства. Том 2. 2007. С. 128−165. 132.; Труды ЦСУ, т.12, вып.1, М., 1922, (стр.11−12) 133.; Перепись населения 1937 года: вымыслы и правда. А. Г. Волков. — Перепись населения СССР 1937 года. История и материалы. /Экспресс-информация. Серия «История статистики». Выпуск 3−5 (часть II). М., 1990 134.; Всесоюзная перепись населения 1937 г. М.: изд-во ИРИ РАН, 1991 135.; Поляков Ю. А., Жиромская В. Б., Киселев И. Н., Полвека под грифом «секретно. — М.: Наука, 1996 136.; Сапрыкин Д. Л. Образовательный потенциал Российской Империи. М.: ИИЕТ РАН, 2009 137.; Российская педагогическая энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993

Для пособия на третьего и последующего ребенка

Постановление правительства Пермского края от 19 ноября 2018 года 712-п «Об утверждении порядка и условий оказания финансовой поддержки нуждающимся семьям в случае рождения в 2019–2021 годах третьего ребенка или последующих детей» (с изменениями от 21.05.2021 года № 301-п) устанавливает основания и порядок назначения и осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением третьего или последующих детей.

Срок

Среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной денежной выплаты рассчитывается за 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за указанный расчетный период на число членов семьи.

Состав доходов

Ежемесячная денежная выплата предоставляется семьям, среднедушевой доход которых не превышает двукратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в Пермском крае за II квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты.

В доходах учитывают все зарплаты, компенсации, вознаграждения, пенсии, пособия и иные социальные выплаты, кроме пособий на третьего ребенка и последующих детей, выплат на опекаемых детей, пособия по уходу за ребенком-инвалидом, и выплат в случае ЧС.

Из дохода исключается сумма уплаченных алиментов.

Состав семьи

При определении права заявителя на ежемесячную денежную выплату учитываются предыдущие дети заявителя, родные и усыновленные, проживающие с ним, за исключением детей:

  • находящихся на полном государственном обеспечении;
  • в отношении которых заявитель лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;
  • переданных под опеку (попечительство) третьим лицам;
  • находящихся на воспитании в приемной семье;
  • достигших возраста 18 лет (в случае обучения в образовательных организациях по очной форме обучения по достижении возраста 23 лет).

НАЧАЛО и ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ОСНОВА ЛИКБЕЗА

Одну из главных проблем, вследствие Гражданской войны и массового голода начала 1920-х годов, представляли беспризорники. По разным данным, в 1921—1923 гг. их было от 4.5 до 9 миллионов.. Число неграмотных постоянно пополнялось за счёт беспризорных подростков. Практические шаги к решению проблемы возраставшей при большевиках безграмотности (как среди взрослых, так и, особенно, среди детей и подростков) начались в 1920 году. В 1920 Совет народных комиссаров принимает декрет об учреждении Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности (ВЧК ликбез), постановления которой имеют обязательный характер. Она образуется для выполнения принятого в 1919 году декрета о ликвидации безграмотности и будет в 1920—1930 руководить обучением неграмотных и малограмотных. Ведал делами этой комиссии нарком просвещения Анатолий Луначарский.

1-й Всероссийский съезд по ликвидации неграмотности (1922) признал необходимым первоочередное обучение грамоте рабочих промышленных предприятий и совхозов, членов профсоюзов и других трудящихся в возрасте 18—30 лет. Срок обучения на ликпункте устанавливался в 7 месяцев (6−8 часов еженедельно).

14 августа 1923 вышел декрет Совнаркома РСФСР «О ликвидации безграмотности», дополняющий декрет от 26 декабря и устанавливающий количество инструктивных школ 1072 (574 ликвидационных пункта и 498 школ для малограмотных). Осенью 1923 года было создано Всероссийское добровольное общество «Долой неграмотность».

27 января 1921 года была создана «Деткомиссия ВЦИК» (Комиссия по улучшению жизни детей) во главе с Феликсом Дзержинским. Главным, после обеспечения жилья, мероприятием, осуществляемым в ходе борьбы с беспризорностью, стало обучение беспризорников грамоте. Помимо Наркомата просвещения этими проблемами занимались и общественные организации, в т. ч. «Фонд имени В. И. Ленина для оказания помощи беспризорным детям». В 1925 году в СССР была создана общественная организация «Друзья детей». К началу 1928 года по всему СССР насчитывалось около 300 тысяч беспризорных, но в начале 1930-х гг их число вновь возросло, и говорилось о 2−2.5 миллионах беспризорниках.(с.928), появившихся вследствие нового массового голода («голодомора») начала 1930-х годов. Только 31 мая 1935 года в постановлении СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» было заявлено, что массовая беспризорность в стране ликвидирована. В ходе борьбы с беспризорностью, сочетающейся с одновременным обучением детей грамоте, а затем и другим дисциплинам, проявился талант крупнейшего советского педагога А. С. Макаренко, автора «Педагогической поэмы».

Большой проблемой в 1920-х гг. как для развития школьного образования, так и для организации ликвидации безграмотности была катастрофическая нехватка средств. Д. Сапрыкин пишет: «По самым оптимистичным оценкам при Советской власти в середине 20-х годов «образовательные» статьи расходов в советских бюджетах составляли около 3% и в абсолютных цифрах упали более чем в 10 раз по сравнению с дореволюционным«.

Количество школьников

По данному показателю в последние 18–19 лет наблюдалась противоречивая динамика. На начало 2000/2001 учебного года в стране было 20553,5 тысяч школьников. На начало 2011/2012 учебного года их было 13737,8. После этого начинается их рост. На начало 2013/2014 учебного года в школах училось 13877,4 тысяч человек. В 2017 году количество школьников составило 15705,9 тысяч человек. В 2018 году школьников было уже 16137,3 тысяч.

Однако судя по динамике рождаемости, обольщаться не стоит. Имевший место рост объяснялся некоторым увеличением рождаемости из-за рождения детьми довольно многочисленным поколением второй половины 80-х годов, введением материнского капитала, некоторым улучшением уровня жизни, которое имело место в России в первое десятилетие XXI века. Сейчас специалисты отмечают новый спад рождаемости, который объясняется двумя факторами:

  • экономическими трудностями в стране и ухудшением уровня жизни за последние 5 лет;
  • вступлением в активный детородный возраст немногочисленного поколения второй половины 90-х годов.

В связи с этим, через несколько лет, количество школьников в России начнёт, скорее всего, сокращаться.

Рейтинг регионов России по рождаемости

В статистике принято высчитывать так называемый коэффициент рождаемости – это число появившихся на свет детей на 1000 человек населения. Этот показатель наиболее высок в некоторых национальных республиках и округах России.

Регионы с наибольшим и наименьшими значениями коэффициента рождаемости в 2020-2021 году:

Субъект РФ

Коэффициент рождаемости

2021 г.

2020 г.

Чеченская Респ.

20,1

20,2

Респ. Тыва

20

20

Респ. Ингушетия

16,3

16,6

Респ. Дагестан

14,1

14,9

Респ. Алтай

13

13,4

В среднем по РФ

9,6

9,8

Владимирская обл.

7,3

7,5

Тамбовская обл.

7,3

7,4

Пензенская обл.

7,3

7,4

Тульская обл.

7,0

7,4

Ленинградская обл.

6,9

7,1

Респ. Мордовия

6,8

7,1

Смоленская обл.

6,7

7,0

В 34-х субъектах РФ значение коэффициента рождаемости выше, чем по России, а в 46 – ниже, а в 5-и — равно среднероссийскому.

Рождаемость в регионах России: рейтинг по данным Росстата

(коэффициент рождаемости, по данным Росстата в 2020-2021 году)

Центральный федеральный округ

Субъект РФ

Коэффициент рождаемости

2021 г.

2020 г.

Москва

10,4

9,8

Московская область

9,6

10,3

Калужская область

8,7

9

Ярославская область

8,3

8,5

Воронежская область

8,1

8,3

Курская область

8,1

8,3

Белгородская область

8

8

Липецкая область

8

8,3

Костромская область

7,9

8,6

Брянская область

7,7

8

Тверская область

7,6

8

Ивановская область

7,5

7,6

Орловская область

7,5

7,9

Рязанская область

7,4

7,9

Владимирская область

7,3

7,5

Тамбовская область

7,3

7,4

Тульская область

7

7,4

Смоленская область

6,7

7

В целом по России коэффициент рождаемости снизился с 10,1 в 2019 году до 9,8 в 2020-м и 9,6 в 2021 г.

Однако, надо отметить, что в некоторых регионах рождаемость продолжает расти и сегодня. Это относится, например, к Челябинской и Псковской областям, а также республике Адыгея.

В целом ряде регионов коэффициент рождаемости в 2021 году, по сравнению с 2020-м, остался без изменения. Например, в республиках Тыва, Северная Осетия и Карелия, Пермском крае, Самарской, Белгородской, Волгоградской и Саратовской областях.

Количество школ и школьников в России

Как ни странно, количество школ в ежегодник не попало. Находим его в другом источнике (правда, самые свежие данные – за 2018 год), и видим следующее:

Год 2005/2006 2010/2011 2015/2016 2016/2017 2017/2018
Количество школ, в тысячах 63,2 50,8 43,4 41,8 42,0
Количество учителей, в тысячах 1591,4 1079,0 1077,3 1074,1 1079,9

Теперь сравниваем с количеством учеников:

Год 2000/2001 2010/2011 2017/2018 2018/2019 2019/2020
Обучающихся по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования, тысяч 20550,2 13642,4 15705,9 16137,3 16565,6
… из них – в городах, тысяч 14446,4 9834,8 11845,5 12232,7 12624,6
… из них – в сельской местности, тысяч 6103,7 3807,6 3860,4 3904,6 3941,0

Получается, что количество лицеев, как и обычных школ, падает, при этом количество учеников любой ступени общего образования тоже падает, но – куда меньшими темпами. Вот с какой скоростью падает количество школ:

[править] Смертность

Исследования дифференциальной смертности в России, проведённые на материалах российской государственной статистики в 1970, 1979, 1989, 1994 годах (годы переписей и микропереписи населения) и по данным за 1998 год свидетельствуют о существовании в стране значительных различий в смертности взрослого населения в зависимости от уровня образования и характера труда. Уровень смертности у занятых преимущественно физическим трудом существенно выше, чем у занятых умственным. Самая низкая смертность — в группе лиц с высшим образованием, и она существенно возрастает по мере снижения образовательного уровня.

Индекс смертности мужчин с высшим и незаконченным высшим образованием в возрасте 30 лет и старше в 1989 году был на 23 % ниже, чем в 1979 при общем снижении индекса на 17 %.

В период значительного повышения уровня смертности в России в 1989—1994 годах стандартизованный индекс смертности в возрастах 30 лет и старше мужчин с высшим и незаконченным высшим образованием увеличился на 24 %, при общем росте на 48 %, а у женщин с высшим образованием уровень смертности не увеличился.

В период с 1994 по 1998 год общий индекс смертности мужчин в возрасте 30 лет и старше снизился на 20 %, а с высшим образованием — на 17 %.

Мужчины

Стандартизованные коэффициенты смертности мужчин с высшим образованием в России в 1998 году от основных классов и отдельных причин смерти (на 1000):

  • все причины — 169,8;
  • болезни системы кровообращения — 99;
  • ишемическая болезнь сердца (всего) — 54,6;
  • гипертоническая болезнь (всего) — 14,8;
  • несчастные случаи, отравления и травмы — 17,3;
  • случайные отравления алкоголем — 1;
  • самоубийство — 2,3;
  • убийства — 1,9;
  • повреждения без уточнения их случайного или преднамеренного характера — 3,4;
  • болезни органов дыхания — 4,9;
  • острые пневмонии (всего) — 1,5;
  • бронхит хронический, эмфизема лёгких — 1,9;
  • новообразования — 33,9;
  • злокачественные новообразования трахеи, бронхов, и легких — 7,1;
  • злокачественные новообразования пищевода — 0,7;
  • злокачественные новообразования желудка — 5,4;
  • злокачественные новообразования предстательной железы — 2,6;
  • инфекционные и паразитарные болезни — 0,8;
  • туберкулез органов дыхания — 0,5;
  • симптомы, признаки и неточно обозначенные состояния. — 3,1;
  • болезни органов пищеварения — 5,7;
  • цирроз печени — 1,9;
  • болезни нервной системы и органов чувств — 1;
  • психические расстройства — 0,5;
  • другие причины — 3,6.

Женщины

Стандартизованные коэффициенты смертности женщин с высшим образованием в России в 1998 году от основных классов и отдельных причин смерти (на 1000):

  • все причины — 88,6;
  • болезни системы кровообращения — 53,7;
  • ишемическая болезнь сердца (всего) — 24,2;
  • гипертоническая болезнь (всего) — 9,7;
  • несчастные случаи, отравления и травмы. — 4,5;
  • случайные отравления алкоголем — 0,2;
  • самоубийство — 0,6;
  • убийства — 0,5;
  • повреждения без уточнения их случайного или преднамеренного характера — 0,8;
  • болезни органов дыхания — 1,5;
  • острые пневмонии (всего) — 0,5;
  • бронхит хронический, эмфизема лёгких — 0,5;
  • новообразования — 20,9;
  • злокачественные новообразования трахеи, бронхов, и лёгких — 1,2;
  • злокачественные новообразования пищевода — 0,1;
  • злокачественные новообразования желудка — 2,4;
  • злокачественные новообразования молочной железы — 4,3;
  • злокачественные новообразования женских половых органов — 3;
  • инфекционные и паразитарные болезни — 0,3;
  • туберкулез органов дыхания — 0,1;
  • симптомы, признаки и неточно обозначенные состояния — 1,6;
  • болезни органов пищеварения — 2,6;
  • цирроз печени — 0,8;
  • болезни нервной системы и органов чувств — 0,7;
  • психические расстройства — 0,3;
  • другие причины — 2,4.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бизнес журнал Мономах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: