Глава и хозяин губернии

О работе на Путина

Владимир Путин и Борис Ельцин начало двухтысячных Фото: ТАСС

Вам приписывают цитату, в которой Вы заявляете, что работаете как профессионал, но выбираете политиков, прежде всего, как гражданин. Стали бы Вы сегодня работать в администрации Владимира Путина?

Минтусов И.Е.: Это вопрос сложный и зависит от совершенно конкретного предложения в конкретной ситуации. Конечно же, я не могу сказать, что однозначно бы стал, но и не могу сказать однозначно, что не стал бы. Здесь все зависит от того, была бы у меня возможность влиять на конкретную политическую ситуацию на моем рабочем месте, у моего рабочего «станка». И насколько это будет соответствовать или не соответствовать личным убеждениям. Поэтому я затруднился бы ответить на этот вопрос.

Сколько их

Для простого гражданина губернатор – это собирательное понятие, обозначающее главу власти в регионе. Однако в разных районах должность может называться по-разному: президент или глава республики, председатель правительства, глава администрации и даже мэр – если речь идет о городе федерального назначения. Полномочия каждого из должностных лиц прописываются в основных местных документах – уставах, конституции и т.д.

Количество госслужащих, регулирующих исполнительную власть в регионе, определяется числом субъектов РФ. В 2020 г. насчитывается 85 должностных лиц. Из них 60 – губернаторы.

Интересно! Для обозначения высших региональных чиновников в мире используются разные названия: в Германии это министр-президент, в Австрии – глава земель, в Польше – воеводы и маршалы. 

Годовая динамика: численность населения России и её изменения по годам

Теперь стоит проанализировать, как изменялось население нашего государства по годам, в первую очередь в период ХХ столетия. Именно для этого отрезка времени характерна очень интересная динамика. Численность населения России за это время увеличивалась очень стремительно, несмотря на многочисленные войны и другие социальные катаклизмы. Статистические данные представлены ниже, в виде таблицы.

Численность населения России по годам, с 1897 по 2015 год
Год Количество жителей
1897 67,5 млн
1928 103,2 млн
1939 108,4 млн
1950 101,4 млн
1960 119,0 млн
1970 130,1 млн
1980 138,1 млн
1990 147,6 млн
2000 146,9 млн
2010 142,8 млн
2015 146,3 млн

Ради справедливости стоит отметить, что значительный скачок численности населения в 2015 году, увы, не был вызван улучшением основных демографических показателей. Он связан прежде всего с присоединением к России в марте 2014 года Республики Крым.

Для получения более ясной демографической картины стоит детальнее изучить данные последних 24 лет (с того момента, когда Россия обрела свою независимость). Численность населения России по годам (с 1991 года) представлена ниже, в виде графика.

Как мы видим, население РФ до 1996 года медленно, но возрастало. Но после 1996 года началось его заметное сокращение, что в науке демографии называется процессом депопуляции. Сокращение населения России продолжалось вплоть до 2010 года. Прирост населения за последние 5 лет ученые объясняют не столько улучшением соотношения рождаемости и смертности, сколько увеличением притока мигрантов из-за рубежа.

Количество и динамика

Росстат не публикует официальной статистики о числе полицейских в России. Однако ежегодно президент РФ устанавливает предельную штатную численность сотрудников органов внутренних дел, включая полицию. Норматив показывает максимальное количество должностей силовой структуры, в том числе вакантные.

Рассмотрим, как изменилось число силовиков за 8 лет с момента окончания реформы ведомства на основе официальных документов. Поскольку штатная численность именно полицейских чаще в указах не приводится, возьмем динамику количества сотрудников ОВД – то есть всех, кто проходит службу в МВД, имея звание.

График 1. Предельная штатная численность в ОВД. Составлено автором на основе указов президента с 2011-2018 г.

С 2018 г. норматив не менялся, поэтому плановое количество должностей ОВД на сегодняшний день – 746 859 единиц. Фактическое значение же может отличаться. В 2019 г. сократился уровень укомплектованности ОВД личным составом – показатель достиг минимума с 2012 г. и составил всего 92,6%. Это значит, что в органах служит только около 691 591 человека, и это при условии, что за минувший год ситуация не претерпела серьезных изменений.

Эксперты Счетной палаты считают, что количество полицейских уменьшается, поскольку они попросту торопятся выйти на пенсию. Служащие опасаются, что для них пенсионный возраст будет увеличен, как и для гражданских.

Согласно исследованию издания «Проект», МВД занимает второе место по количеству сотрудников среди силовых структур РФ. Первенство удерживает армия. В 2018 г. в Минобороны было застраховано около 793,5 тыс. человек.

От редактора! По данным президентского указа № 555, штатная численность военнослужащих – 1 013,6.

Однако если посчитать штат сотрудников МВД в совокупности со служащими другого ведомства – Росгвардии, то общая численность силовиков превысит количество солдат. В Национальной гвардии служит от 300–400 тыс. человек.

Структура ведомства нуждается в реформах. По словам главы московского профсоюза полицейских Михаила Пашкина, при дефиците основного кадрового состава в штате большое количество надзорных должностей. Герман Греф также предлагал сократить численность полицейских, повысив нагрузку на служащих и увеличив зарплаты. В 2020 г. Владимир Путин сократил число сотрудников центрального аппарата МВД.

Разберемся в понятиях

Полиция – это правоохранительный орган, призванный охранять здоровье, жизнь, имущество общественный правопорядок и безопасность граждан. Кроме того, согласно закону № 3-ФЗ от 7 февраля 2011 г., одна из важнейших функций ведомства – содействие органам власти.

Многие считают, что полицейские – это все сотрудники Министерства Внутренних дел. Строго говоря, это не совсем так.

Полиция – это не самостоятельное обособленное ведомство, а только часть централизованной системы МВД, куда также входят многочисленные надзорные органы, кадровые службы и делопроизводители, связи с общественностью, НИИ и курорты, а также подразделения, отвечающие за обслуживание и обеспечение работы органа.

Фото: Михаил Брацило @ moscultura

В свою очередь, структура госоргана также состоит из служб, организаций и ведомств на разных уровнях – федеральном и территориальном. Например, полицейским можно называть сотрудника:

  • управлений по вопросам миграции, уголовного розыска, по контролю за оборотом наркотиков;
  • ГИБДД;
  • отдела организации дознания;
  • оперативного отдела;
  • дежурной части;
  • центра по противодействию экстремизму и т.д.

Стоит отметить, что Росгвардия создана на базе МВД, но при этом не входит в состав полиции, подчиняется не центральным структурам министерства, а напрямую президенту.

Современная демографическая ситуация в стране

Специалисты ООН охарактеризовали современную демографическую ситуацию в России как демографический кризис. Так, в нашей стране наблюдается крайне высокий уровень смертности людей. Причинами большей части смертей россиян (почти 80 %) являются сердечно-сосудистые, а также онкологические заболевания.

Средняя продолжительность жизни в России сегодня составляет 66,8 лет. В последние годы наблюдается позитивная динамика этого показателя. Но, несмотря на это, такая продолжительность жизни — это очень низкая цифра для европейских стран.

Стоит отметить, что, начиная с 2008 года, отмечается некоторое сокращение темпов депопуляции в РФ. Это не может не радовать. К тому же в последнее время заметно увеличился приток иностранных мигрантов, что наполовину компенсирует негативный естественный прирост в стране.

Тем не менее демографические прогнозы на ближайшее будущее остаются неутешительными. Так, эксперты предполагают, что экономический кризис, начавшийся в 2014 году, негативно отразится на демографических показателях. И в ближайшие годы следует ожидать, что прирост населения в России снова станет отрицательным.

Суть реформы

1 ноября 1775 года императрица Екатерина 2 приняла Указ “Учреждение для управления губерний Всероссийской империи”. Так началось изменение местного управления. Суть губернской реформы (изменения системы местного управления) Екатерины 2 тезисно может быть выражена так:

  • Система Губерния — Провинция — Уезд менялась на Губерния — Уезд. Тем самым убиралось 1 звено управления, что должно было сократить бюрократию.
  • Каждая губерния включала в себя 300-400 тыс человек. Вместо 20 тем самым получилось 50 губерний. Уезды насчитывали 20-30 тыс человек.
  • Подчинение всех воинских частей губернии губернатору.
  • Вся губернская власть делилась по функциям исполнения: судебная, административная и финансовая.
  • Менялась система суда, он становился сословным. Очень хорошо раскрывают суть судебной системы названия органов. Для дворян — суд. Для горожан — магистрат. Для крестьян — расправа.

Реформа создавало губернское правление, состоящее из: губернатор (1 чел), прокурор (1 чел) и сотник (2 чел). Все назначались лично императором. Они подчинялись генерал-губернатору, который курировал несколько соседних губерний, а через него непосредственно императору(рице). Функции губернского правления:

  • Управление и контроль за деятельностью всех государственных учреждений и чиновников.
  • Публикация и исполнение всех законов.

В целом же структура управления после реформы была следующей.

Система губернского управления по реформе 1775 года

Таблица: Система управления губерниями по губернской реформе 1775 года Екатерины 2
Административное деление Управляющий Особенности
Генерал-губернаторство Генерал-губернатор Контролировал несколько губерний. Лично подчинялся царю.
Губерния Губернатор Получал всю полноту власти в конкретной губернии.
Город Городничий Управлял городом. Подчинялся губернатору. Назначался Сенатом.
Уезд Капитан-исправник Управлял уездом и его органами власти. Подчинялся губернатору. Избирался уездными дворянами на 3 года.

Основные органы управления россией по реформе:

  • Казенная палата. Ведала сбором всевозможных налогов и управлением предприятиями.
  • Губернское правление. Это исполнительный орган власти в губернии, которые обеспечивал и контролировал работу всех госучреждений.
  • Приказ общественного призрения. Контролировал работу социальных объектов. В основном ему подчинялись приюты, больницы, школы, богадельни.
  • Управа благочиния. Осуществляла полицейские функции. Во главе стоял полицмейстер, избираемый.
  • Уездное дворянское собрание. Орган исполнительной власти в уезде.

Губернская реформа Екатерины 2 от ноября 1775 года

О Росселе и Кудрине, которые работали вместе с Ельциным

Эдуард Россель на выставке «Время первых» в Ельцин Центре Фото: Рамблер

На федеральном уровне из региональных политиков ельцинского периода остался только Эдуард Россель, который продолжает быть сенатором. Как бы Вы охарактеризовали этого деятеля тогда и сейчас?

Минтусов И.Е.: Без сомнения, это выдающийся регионал. Несмотря на то, что создал много проблем тогдашнему федеральному центру, в частности, Борису Ельцину. Тем не менее, он вписал свое имя достаточно яркими буквами в историю Свердловской области. Чего у него больше — достижений или промахов — об этом судить уральцам. Но насколько я понимаю, мнение о нем у местного населения сохранилось в общем и целом положительное.

От ельцинского периода на федеральном уровне есть еще и Алексей Кудрин, который, правда, региональной политикой не занимался, но в последнее время начал говорить в поддержку федерализма. Как считаете, это его возвращение в качестве главы Счетной палаты можно считать политическим возрождением или это просто вхождение в публичное поле?

Минтусов И.Е.: Кудрин однозначно находится на политической доске и является одной из фигур российской современной политики. Сомнений в этом нет. Он действующий активный политик, сохранивший свои либеральные взгляды, которые имел еще при Ельцине.

Фото на превью: ТАСС

Несамостоятельные губернаторы

Губернаторы сейчас являются куда менее влиятельными фигурами, чем они были при Ельцине.  Сегодня фактически кандидат на пост губернатора выбирается Кремлем Фото: belprauda.org

Как сильно изменилась региональная политика с уходом Бориса Ельцина?  

Минтусов И.Е.: Губернаторы сейчас являются куда менее влиятельными фигурами, чем они были при Ельцине. Тогда губернаторы определялись волеизъявлением граждан данной территории, административный ресурс влиял на этот процесс на порядок меньше по сравнению с тем, что происходит сейчас. Сегодня фактически кандидат на пост губернатора выбирается Кремлем и, де-юре и де-факто кандидатам, «одобренным» Кремлем создаются максимально благоприятные условия на выборах  по сравнению с конкурентами от оппозиции. В этом смысле губернаторы сейчас куда более зависимы от Кремля, чем от населения регионов, потому что в первую очередь им нужно оказаться «избранниками» Кремля и попасть в кремлевский шорт-лист кандидатов на пост главы региона.

Губернаторы-тяжеловесы «нулевых» и сейчас. Кто сейчас руководит территориями? Не мешает ли им самим эта частая сменяемость, когда ежегодно происходит около 10 отставок?

Минтусов И.Е.: Здесь вопрос связан исключительно с тем, по какому критерию мы оцениваем (не)успешность действий того или иного губернатора. Много вариантов ответов может быть. Если успешность оценивается по степени его лояльности к федеральному центру и количестве голосов, поданных за «Единую Россию» на региональных или федеральных выборах, то это одна система оценок. Другой подход, это когда социально-экономические показатели региона становятся главными в оценке деятельности губернатора. И третья система оценок связана с общественным мнением населения региона в целом или на выборах, если они проходят в конкурентной борьбе. Там, где в итоге побеждает «народный избранник». И это будет главным фактором для оценки работы главы региона. Поэтому в зависимости от того, какой фактор в голове держит эксперт, отвечающий на этот вопрос, он и даст ответ, причем, манипулятивный.  Есть три разных варианта в зависимости от той системы критериев, которую использует эксперт. Сказать однозначно, не фиксируя тот критерий, по которому оценивается губернатор, нельзя. В противном случае это будут ответы, исходя из разных логических оснований.

Фото: ТАСС

Можете ли Вы сказать, что со времен Ельцина полномочия у губернаторов только сокращаются?

Минтусов И.Е.: Да, могу, так сказать. Полномочия губернаторов становилось все меньше и меньше. Это такая очевидная тенденция, которая, на мой взгляд, делает глав субъектов федерации все более зависимыми от федерального центра.

И с чем это связано? Сейчас боятся сильных регионов или считают, что страна слишком слаба, чтобы сохранять целостность при относительно независимых территориях?

Минтусов И.Е.: Здесь другая философия построения государства. Одним политикам кажется, что страна слабая и может развалиться, поэтому надо укреплять власть вокруг центра принятия решений. Другие наоборот считают, что сила в регионах, поэтому необходимо развивать федерализм. Это связано, повторяю, с той философией, которую разделяет политик, находящийся у руководства страны.

А можно это считать продолжением курса, который был задан в последние годы Ельциным, или происходящее сейчас — совсем другая история?

Минтусов И.Е.: Скорее нет, чем да. Думаю, что это совсем другой курс и другая история.

Согласны ли Вы с тем, что нацпроекты стали еще одним итогом завышенного спроса федерального центра с региональных властей? Когда при сохранении текущего положения в перераспределении налоговых доходов ответственность за результаты федеральных программ в социальной и экономической сферах перекладывается на плечи губернаторов?

Минтусов И.Е.: Все так и происходит. Количество налогов, которыми может распоряжаться регион, постепенно снижается, вместе с этим возрастают нагрузки на региональные бюджеты. Можно сказать, например, что требования, которые предъявляются, должны вести к росту эффективности расходования средств из региональных бюджетов, и это можно было бы одобрить. Но также это можно оценивать и негативно, потому как у регионов итак нет денег, а нагрузку на бюджет им только увеличивают. Это все равно, если на советском заводе рабочим цеха поставили бы задачу по увеличению производительности труда, никак не связывая ее с количеством имеющихся ресурсов или с увеличением заработной платы у рабочих. Просто бы требовали работать более эффективно при прежних исходных ресурсах. По этой же схеме, сейчас от регионов добиваются необходимых показателей по нацпроектам, на мой взгляд.

Начало

В Российской Империи в январе 1722 г. император Петр I утвердил первый в России Закон о порядке государственной службы, известный больше как «Табель о рангах» – 14 чинов по старшинству и последовательность чинопроизводства.

Справка. Чину II класса соответствовала должность министра, его заместителя — III и т.д.

Существовало всего два способа, чтобы повысить чин:

  • 3-4 года выслуги, причем наличие вакантных мест никак не влияло на назначение;
  • получение определенного ордена (для каждой награды он свой).

Таблица 1. Численность чинов

Годы Тыс. человек На душу населения
1800 20,0 1 на 2250
1856 82,3 1 на 929
1874 98,8
1902 161,0 1 на 335

Цели и средства реформы

Губернская реформа 1775 года преследовала цели:

  • Укрепление местной власти для борьбы с восстаниями и беспорядками.
  • Выстроить эффективную вертикаль власти, для управления на местах.
  • Упорядочивание процесса сбора налогов.

Цели губернской реформы 1775 года

Для решения этих целей Екатерина 2 выделила дворянство в качестве господствующего класса. Дворяне теперь были лично заинтересованы в порядке на своих землях, в результате чего они должны были сами управлять на местах с большей эффективностью, прежде всего, в вопросах сохранения порядка

Важное изменение в этом плане — лишение казачества части своих привилегий. Так, в 1775 года на Дону была запрещена “Запорожская Сечь” и казацкое управление

На этих землях вводилось управление, сопоставимое с управлением всей страной.

Национальный состав Российской Федерации

Россия — это многонациональное государство, в котором все этносы живут в мире и согласии. О многонациональности страны упоминается даже в Конституции РФ. Около 180 разных народностей проживает на её территории.

Согласно последней проведенной переписи населения (2010 года), около 77% населения составляют русские. За ними идут татары (3,7%), украинцы (1,4%), башкиры (1,1%), чуваши (около 1%), чеченцы (около 1%) и армяне (0,8%).

В последние годы в этническом составе России наблюдается интересная картина. Так, доля народностей европейского происхождения сокращается, а доля азиатских народов, наоборот, растет. Максимальный прирост среди народностей России фиксируется ежегодно у киргизов и узбеков.

Экскурс в историю: как губернаторы появились в России

Название должности имеет латинские корни и происходит от слова gubernator. Однако в древнеримском государстве так называли не государственных служащих, а кормчих – рулевых, управляющих судном.

Россия созданию института губернаторства обязана царю-реформатору – Петру I. Некоторые историки считают, что должность впервые появилась после 1902 г., когда фаворит императора Александр Меншиков получил отвоеванные шведские земли и новый титул. Фактически, граф стал первым губернатором.

Фото: граф Меншиков

Первая губерния появилась вместе с основанием Санкт-Петербурга. Уже в 1908 г. Петр поделил страну на 8 административно-территориальных единиц местного управления. Их главами были назначены военачальники – прототипы современных руководителей регионов. Главными их обязанностями стало принятие решений во время нападений, забота о состоянии крепостей и довольствием солдат, сбор налогов и соблюдение других обязанностей.

Интересно, что изначально губернаторы не получали зарплаты. Они довольствовались царским вознаграждением, которое назначалось, если регион перечислил в казну денег сверх плана либо предоставил больше рекрутов. Существовала и система штрафов: за провинности могли забрать даже личное имущество слуги государства.

Власть губернаторов только укреплялась последующими реформами. Так, Николай I назвал служащих представителями высшей власти в регионе, а положения и приказы других царей добавляли должности все больше полномочий.

Главе административной единицы к тому времени было положено жалование около 1 тыс. руб. Для сравнения, зарплата простого рабочего в среднем составляла только 35–40 руб.

В Российской империи к 1914 г. насчитывалось 78 губерний и 21 область, а также 2 округа. После революции должность была упразднена, а фактические функции управленцев были возложены на секретарей обкомов и райкомов. После распада Советов институт губернаторства был восстановлен первым президентом РФ. Кандидаты назначались на должность непосредственно главой исполнительной власти.

Однако в 1995 г. был введен порядок избрания губернаторов путем проведения прямых выборов. В течение десятилетий положение дел несколько раз менялось, пока в 2012 г. снова не доверили избрание на должность гражданам.

Ситуация в мире

Чтобы сравнивать соотношение сил, брошенных на обеспечение правопорядка внутри разных стран, используют более объективный показатель – количество представителей силовых ведомств на 100 тыс. гражданских.

Фото: cocoparisienne/pixabay

Согласно последним опубликованным данным интерактивного сервиса ООН, в России в 2017 г. на 100 тыс. человек приходилось 411,99 полицейских. Рассмотрим, что происходило в мире в аналогичный период.

Таблица 1. Численность полицейских в других странах

Государство Количество силовиков в общем, человек На душу населения, единиц
Канада 69 027 187,92
США 670 279 206,19
Южная Корея 116 584 228,16
Германия 246 638 298,38
Франция 219 278 338,17
Мексика 443 659 355,56
Испания 167 592 359,27
Греция 53 191 503,25

Нужно отметить, что Россия имеет внушительный штат полицейских неспроста: РФ входит в пятерку стран по числу убийств. В 2017 г. было совершено 13 293 тяжких преступления против личности. Безусловные лидеры рейтинга опасных стран, опередивших Россию, – Бразилия, Мексика и США.

Губернаторы-рекордсмены

Кого считают одним из самых эффективных политиков на посту? Победителем регулярно обновляемого национального рейтинга в октябре 2020 г. стал президент Татарстана Рустам Минниханов. По словам членов экспертного сообщества, это один из самых внимательных к населению чиновников.

Отмечается стабильно хорошее экономическое состояние республики. Минниханов также лидирует в народных рейтингах интернет-издания Губернаторы.ру: пользователи портала отдают свои голоса политику в рубриках «доверие к главе», «уровень жизни населения» и «качество дорог и инфраструктуры».

Самыми влиятельными руководителями регионов в октябре были признаны мэр Москвы Сергей Собянин и Рамзан Кадыров. Что касается заработков, то самый высокооплачиваемый чиновник – глава Оренбуржья, Денис Паслер. Согласно поданной декларации, в 2019 г. его доход составил более 202 млн руб.

Абсолютным политическим долгожителем можно назвать руководителя Белгородской обл. Евгения Савченко: его называют «последним ельцинским губернатором». Был назначен на пост еще в 1993 г., работал в должности 7 сроков подряд. Савченко ушел в отставку только в сентябре 2020 г., пробыв у власти почти 27 лет.

Самым молодым главой региона в новейшей истории России можно назвать Дмитрия Артюхова – руководителя Ямало-Ненецкого АО. Он был назначен на должность в полных 30 лет – именно с этого возраста можно претендовать на пост. К слову, молодой чиновник входит в топ-25 народного рейтинга, значительно опережая Сергея Собянина и губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова.

В современной России

Президент РФ издает указы о сокращении чиновничьего аппарата, но почему-то он не становится меньше. Конечно, по сравнению с пиковым значением 2014 г. численность госслужащих сократилась почти на 5%. Но вот с начала нового тысячелетия она выроста в 1,8 раза.

На каждые 10 000 граждан России приходится 147 государевых слуги. Слава страны чиновников в свое время прочно закрепилась за Советским Союзом. Но в РСФСР после 1960 г. этот показатель выше 95 не поднимался, а в 1990 г. равнялся 60. Последние пять лет мы наблюдаем 143-154 человека на 10 000 граждан.

Это интересно! Сколько в России министров

Если анализировать распределение чиновников, наибольшая их доля приходится на исполнительные органы (86,9%). В судах и прокуратуре трудится 10,6%, а занимается законотворчеством 1,4%.

Таблица 2. Сколько госслужащих в разных ветвях власти, тыс. чел. на начало года

Наименование органа 2017 2018 2019 2020
Законодательные 30,6 30,6 30,6 30,2
Исполнительные 1 861,7 1 888,3 1 873,2 1 875,7
Судебные и прокуратура 230,6 230,3 228,9 228,1
Другие 20,9 21,4 21,3 21,5
Итого 2 146,3 2 173 2 156,3 2 158

На 1 января 2020 г.  чиновники трудились:

  • в федеральных государственных органах – 1 440,1 тыс. человек, или 67,1%;
  • структурах субъектов РФ – 256,7 тыс. , или 12%;
  • на муниципальной службе – 461,1 тыс. , или 21,5%.

Примечание! Сведения за 2020 г. Росстат опубликует не раньше мая 2021 г.

Основные понятия

В современной России к чиновникам относят государственных служащих, обладающих определенным чином. На 1 января 2020 г. их в стране насчитывалось более 2,158 млн. Это на 0,08% больше прошлогоднего показателя.

Признаки госслужащего:

  • наличие должности в государственном органе и его аппарате;
  • получение дохода за свою работу за счет средств федерального, регионального или муниципального бюджета;
  • осуществление деятельности по выполнению функций государства.

В законе РФ от 27.07.2004 г. №79-ФЗ и в других нормативных актах страны нет единого понятия служащего. Чиновниками в России называют всех, кто служит в госорганах.

Все они делятся на категории:

  • должностные лица – наделены правом издавать правовые акты, подписывать важные документы, выполнять регистрационные действия и т.п.;
  • оперативный состав – выполняют властные функции, но по отношению к гражданам никаких юридических актов совершать не могут;
  • технический – осуществляют конкретную служебную деятельность, пример – технический секретарь;
  • вспомогательный и обслуживающий состав.

Главный вид ответственности у всех таких работников – политический. Они уходят в отставку, отстраняются от должности, а если это относится к политическому деятелю, в его отношении проводится процедура импичмента.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бизнес журнал Мономах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: