В рублях и долларах
Итак, вот вам прайс. Вожделенная «Волга» ГАЗ-21Р (75 л.с.) стоит 1145 руб., или 1272,22$, «Москвич-408» с 50-сильным двигателем – 780 руб. (866,67$), самый доступный «Запорожец» ЗАЗ-965А (27 л.с.) – 500 руб., или 555,56$, пишет ABW.BY.
Лишь немного дешевле мотоцикл с коляской «Урал-2 М-63», оснащенный 2-цилиндровым 4-тактным двигателем мощностью 28 л.с., – 460 руб.( 511,11$). И ровно столько же стоит другой мотоцикл с коляской – «К-750М» (26 л.с.). Куда дешевле «ИЖ-Юпитер-2» с 2-цилиндровым двухтактным двигателем объемом 350 куб.см (18 л.с.): 271,50 руб. (301,67$) с коляской и 195 руб. (216,67$) без нее.
Сами по себе цены, даже в долларах, ни о чем не скажут, ведь стоит учитывать инфляцию за более чем 50 лет. Но если «погуглить», становится понятно, что покупательная стоимость доллара изменилась почти на порядок: сумма 1000$ в 1967 году эквивалентна 129,2$ в декабре 2019-го. Или, чтобы было нагляднее: 867,67$ за «москвич» в 1967 году – это 6708$ сейчас. Вполне сопоставимо со стоимостью простой «Гранты». К слову, средняя зарплата в СССР в том году составляла 100 руб., или 111,11$.
Первые механические стиральные машины
В Советском Союзе первые отечественные модели стиральных машин ЭАЯ появились в Прибалтике в 1950 году. Производились они на Рижском заводе. Нужно заметить, что первые экземпляры отличались высоким качеством исполнения. Ремонтировать их, в случаях возникновения поломки, было очень легко. Бытовые приборы оснащались круглой небольшой центрифугой и лопастями для перемешивания воды и белья. Машина справлялась со стиркой, полосканием и отжимом. Один цикл занимал примерно 30 минут, однако все зависело от плотности ткани и степени загрязненности. Отжим занимал около 3-4 минут. Продолжительность работы машины хозяйка должна была определять самостоятельно. Первые модели не были оснащены насосом для выведения отработанной воды.
Стоили подобные агрегаты порядка шестисот рублей. Их себестоимость составляла 1 500 рублей. Это была очень высокая цена, поэтому остаток заводам выплачивало государство.
Другой моделью старого типа является стиральная машина Ока. Лопасти, перемешивающие воду и белье, находились в нижней части бака. Конструкция надежна и могла функционировать очень долго, если ее правильно использовали. Основной неисправностью, которая, впрочем, встречалась нечасто, была протечка мыльного раствора через уплотнители. Нарушение герметичности происходило после нескольких лет эксплуатации машины из-за износа уплотнителей. Некоторые модели оснащались таймером, при помощи которого задавалось время работы. Кстати, экземпляры Ока встречаются на рынке и сейчас. Это весьма неприхотливые агрегаты, которые отличаются хорошей работоспособностью и не требуют врезки в водопровод. Стоят они сегодня около 3 тысяч рублей.
Еще одной машиной механического типа была Волга-8. Это самая излюбленная бытовая помощница многих хозяек того времени, даже несмотря на некоторые неудобства, с которыми они сталкивались. Как правило, полоскание и отжим выполнялись вручную, так как предусмотренные функции были весьма неудобными. В условиях дефицита приобрести заветную машину было не так уж просто. Очередь иногда растягивалась на несколько лет.
К аппаратам второго поколения можно отнести стиральные машины Рига-54 и Рига-55, выпущенные на Рижском заводе РЭС. Они появились на свет после того, как главный инженер завода посетил выставку в Москве. Машина стала аналогом шведской модели «Хускварна».
Как покупали машины
Даже при наличии нужной суммы советские граждане не могли пойти в магазин и купить себе понравившуюся машину. Чтобы приобрести автомобиль, нужно было несколько лет отстоять в очереди. До 1973 года машины распределялись по регионам Советами министров республик. Далее их распределяли между учреждениями и предприятиями горисполкомы.
После 1973 г. распределение стало более упорядоченным. Машины направлялись на предприятия по категориям граждан, к примеру для передовиков производства, тружеников села, работников леспрома и, конечно же, в порядке живой очереди.
Смотрите на небо: микро-медитации помогут зарядиться энергией на работе
Полуавтоматические советские стиралки
Первым полуавтоматом стала машина Эврика, выпущенная в семидесятых годах. Это был настоящий прорыв в области производства бытовых устройств. Изделие обладало улучшенным функционалом и конструкцией барабанного типа. Оно позволяло обработать существенное количество белья за один цикл. Вещи загружались в барабан, который затем устанавливался в устройство. После этого добавлялась горячая вода, и запускалась стирка. Отработанная вода выводилась посредством насоса, после этого производилось полоскание. Отжим не требовал извлечения белья из барабана.
В восьмидесятых годах широкое распространение получили модели небольших габаритов. Одним из подобных устройств была стиральная машина Малютка, разработанная на заводе «Уралмаш». Внешне она напоминала небольшой ящик, снабженный электроприводом. Она не занимала много места, помещалась в небольшой ванной комнате и прекрасно справлялась со своими обязанностями. Изделие подходило студентам, холостякам и семьям, которые не могли себе позволить полноразмерную машину. Полюбили ее и жители хрущевок. Малютка пользуется популярностью у некоторых потребителей и сейчас.
Также к устройствам категории полуавтомат можно отнести машину Волга-10, выпускаемую на заводе имени Чапаева в Чебоксарах. На сегодняшний день подобные устройства присутствуют во многих домах престарелых. Основным недостатком моделей данного типа является то, что воду в емкость для стирки нужно заливать вручную.
Какие страны покупали советские автомобили
Согласно статистике «Внешней торговли СССР», в 60—70 годах Союз продавал автомобили в Афганистан, Ирак, Вьетнам, на дружественную Кубу, в Европу и даже Африку. В 1959-ом Хрущев поставил целью выйти на американский рынок. В том же году на выставке в Нью-Йорке были представлены «Волга», ЗИЛ и «Чайка».
Но как бы генсек не мечтал покорить рынок главного идеологического врага СССР, ничего не вышло. Штаты упорно не желали заключать контракты на поставки советского легкового транспорта. Зато их заключали африканские, азиатские и некоторые европейские страны.
В 1965—1968 годах Москвич-408 стал в Финляндии самым продаваемым автомобилем. В 1966-ом в Ираке и Египте было продано порядка 2,5 тысяч советских авто. В конце 60-х сильно ухудшились внешнеполитические отношения Союза с Китаем, поэтому поставки в эту страну прекратились
Вместо этого СССР переключил свое внимание на Европу
В 1964-ом широкую известность приобрело предприятие «Scaldia-Volga», которое было основано совместно с бельгийцами. На нем отечественные «Москвичи» и «Волги» предварительно дорабатывались, прежде чем уехать к требовательному европейскому покупателю.
В итоге всей этой бурной деятельности по покорению мирового рынка уже в 1970-ом Союз продал за рубеж 85 000 легковушек. Покупателями стали 50 стран мира.
Что можно было купить на зарплату в СССР
Получается, что на эту зарплату можно было купить почти 2 тыс. буханок черного бородинского хлеба, который стоил как пол-литра молока, 710 белых батонов, 61 кг докторской колбасы, 39 кг сливочного масла, 67 кг говядины, 76 кг курятины, 43 бутылки водки или 33 бутылки шампанского.
Конечно, ощутимо подорожали коммунальные услуги, да и широкий ассортимент товаров, несравнимый с советским, ощутимо бьет по карману. Вместе с тем, если рассматривать исключительно товары первого потребления, то союзные цены сильно проигрывают по сравнению с современными.
Кто-то может заметить, что тогда было другое качество, но и тут не все так однозначно, поскольку советские ГОСТы не были безупречными, пусть в них и не наблюдалось такого чудовищного количества эмульгаторов, красителей и консервантов, как сейчас.
Автоматические стиральные машины
Первая машина-автомат выпущена в Советском Союзе под названием Вятка. Производились они на Кировском заводе, построенном по лицензии итальянской компании «Марлони», сейчас она именуется «Индезит». Оборудование выполнено по зарубежным аналогам и оснащено 12 режимами работы, позволяющими стирать различные виды тканей, в том числе и деликатные. Машина прекрасно справлялась с трудно выводимыми загрязнениями. Она отстирывала полотна различной плотности, хорошо очищала цветные ткани. Машина самостоятельно ополаскивала белье и осуществляла его отжим.
Загружать по-прежнему можно было небольшое количество белья, до 2,5 килограмма. Именно поэтому хозяйкам приходилось стирать в несколько приемов. Чтобы постирать, например, комплект постельного белья, нужно было сначала загрузить пододеяльник, а затем простынь и наволочки. Однако появление машины существенного упростило процесс стирки, так как теперь не нужно было самостоятельно нагревать и заливать воду, следить за состоянием шланга, отжимать белье и контролировать каждый этап. Женщина могла оставить аппарат без внимания и заняться другими хозяйственными делами.
Стоимость подобной техники была очень высокой, поэтому очередь на ее покупку не выстраивалась. Техника отличалась повышенной энергоемкостью, поэтому требовала особых условий к электросети. Так как проводка в домах, выстроенных до восьмидесятых годов, не могла выдержать такой нагрузки, установить машину могли не все. Приобретение стиральной машины-автомат в то время было настоящим событием, посмотреть на усовершенствованное изделие приходили даже жители соседних подъездов. Понять обывателей тех времен можно, ведь объектом их внимания был «робот», который самостоятельно выполнял все функции.
После выпуска первой машины были и другие попытки производства стиралок. Однако все модификации также были изготовлены по зарубежным аналогам.
Преимущества и недостатки
Основным достоинством советских моделей считалось то, что все изделия обладали простым механизмом. Деталь, вышедшая из строя, легко заменялась. Отыскать запасную часть можно было без проблем, да и стоила она немного. Подобные манипуляции не требовали от мастера особых навыков, поэтому неполадки обычно устранялись в домашних условиях. Стиральные аппараты, выпущенные на советских заводах, могли прослужить несколько гарантийных сроков. Неполадки в основном возникали по причине перегрузки, то есть тогда, когда устройство использовалось несколько циклов подряд. Заводом-изготовителем указывалась необходимость обеспечения кратковременного перерыва между двумя стирками для того, чтобы машина отдохнула.
К недостаткам советских стиральных машин можно отнести:
- Нагревать воду нужно было на плите, а затем заливать вручную. Это крайне неудобно, требовало от хозяйки много сил и времени.
- Если вода поступала из водопроводной сети при помощи шланга, нужно было следить за заполнением бака. Нередки были случаи затопления соседей по вине невнимательности или забывчивости хозяев.
- Модели, оснащенные насосами для слива воды, требовали участия человека. Все действия контролировались человеком, поэтому оставить работающее устройство без присмотра было невозможно.
- При работе бытового прибора вода зачастую выплескивалась наружу и попадала на пол. Именно поэтому нужно было постоянно подтирать следы и собирать излишнюю влагу.
- Предусмотренные в некоторых конструкциях отжимные валики практически не применялись. Они были неудобными в использовании. Зачастую белье наматывалось на крутящиеся элементы и приносило массу неудобств.
Дешевле для них или дороже для нас?
Судя по всему, «экспортные» цены от «Внешпосылторга» действительно были гораздо ниже, чем «внутренние» для рядовых советских граждан. Но вот вопрос: это иностранцам продавали в разы дешевле, но за валюту или нашим соотечественникам в разы дороже, но за советские рубли?
Здесь отчасти поможет сравнение цен с иномарками. Итак, ГАЗ-21Р стоил 1272,22$, и это почти в два раза меньше американской цены Ford Mustang в 1964-м – 2368$. При этом заметим, что Mustang считался довольно доступным молодежным автомобилем, в то время как «Волга» была для советского человека пределом мечтаний, но по меркам американцев являлась моделью среднего класса. Chevrolet Chevelle Sport Coupe в 1968 году стоил 2899$, Chevrolet Malibu – 2663$.
В общем, в сравнении с «американцами» «Волга» «на экспорт» стоила заметно дешевле. Но если взять «внутреннюю» цену 5600 руб., то получим 6222$ – за такие деньги она в США была не нужна, как и вообще в любой стране.
Или давайте переведем по-другому. Если считать по официальному курсу, выходит, что Mustang в 1964 году должен был стоить 2131 руб., а Chevrolet Malibu в 1968-м – 2369 рублей. И если бы их за эти деньги выставили в свободную продажу в СССР, то вряд ли бы кто-то становился в очередь за «москвичом» за 4500 рублей. Другое дело, если бы он стоил 780 руб. для любого желающего.
На чем предпочитали ездить граждане СССР
Разумеется, судить об уровне жизни граждан СССР по стоимости лишь автомобилей нельзя. Цены на другие товары в 70-е годы были примерно такими:
- сахар — 90 коп.;
- сапоги женские (ГДР) — 55 руб.;
- холодильник ЗИЛ — 300 руб.;
- картошка — 13 коп.
Не повезло в плане стоимости в Советском Союзе только именно легковушкам. Долгое время такое средство передвижения считалось в стране практически роскошью. Наличие «Волги» же едва ли не автоматически становилось признаком нетрудовых доходов ее хозяина. В Советском Союзе даже был введен косвенный налог «на роскошь», целью которого было заставить цеховиков и спекулянтов поделиться с народом.
Расти популярность легковых автомобилей в СССР начала лишь к концу 70-х годов. Если в 1970 г. в стране, согласно статистике, было продано 123 000 авто, то в 1980 г. — уже 1 163 000 машин, то есть в 10 раз больше.
ТОП-5 лучших моделей советских стиральных машин
Наиболее востребованными моделями стиральных машин были следующие.
ЭАЯ-2
Это первая советская машина, выпущенная на Рижском электромеханическом заводе. Модель была оснащена лопастями, которые работали в режиме стирки и полоскания, перемешивая мыльный раствор и вещи. В режиме отжима вращался барабан, излишки влаги удалялись при помощи центробежных сил через отверстия, проделанные в нижней части бака. Перевод аппарата из режима стирки в режим центрифуги осуществлялся при помощи специального рычажка. Машина легко перемещалась в нужное место при помощи маленьких колесиков. В рабочем режиме она фиксировалась посредством резиновых опор.
Рига-54
Еще одна помощница в быту, которая присутствовала во многих домах. Обладала более усовершенствованной конструкцией, чем предыдущая модель. К основным функциям добавлена возможность автоматического слива воды при помощи насоса. Однако заливать воду нужно было вручную. Для этого использовались ведра или шланг. Управление машиной осуществлялось при помощи ножных педалей. Левая педаль отвечала за стирку, а правая – за отжим. Аппарат прокручивал за несколько минут до двух с половиной килограммов белья.
Волга-8
Это простые и надежные агрегаты, которые практически не ломались и служили десятилетиями своим хозяйкам. Емкость бака составляла 30 литров, в ней за один раз можно было постирать полтора килограмма сухого белья. Процесс стирки не был удобным, так как для полоскания нужно было удалить грязную воду из бака, промыть его, а потом залить чистой водой. Отжим осуществлялся посредством специальных валиков и рукоятки, которые устанавливались на верхнюю часть изделия.
Эврика
Первое устройство барабанного типа позволяло загружать до трех килограмм белья. Оно обладало многими достоинствами. Позволяло стирать и сливать воду по таймеру, было оснащено шлангом для слива отработанной воды, выполняло отжим без извлечения вещей из барабана. Однако все еще требовало полного контроля и участия человека.
Вятка-автомат
Выпущена в 1981 году по лицензии итальянской компании. Модель стиральной машины имеет схожую конструкцию с зарубежным аналогом. Обладает целым рядом функциональных возможностей, присутствующих у современных стиральных агрегатов:
- самостоятельно нагревает воду;
- автоматически отжимает и ополаскивает;
- обладает многопрограммным управлением;
- стирает различные виды тканей;
- позволяет выбрать нужную температуру воды.
Конечно, старые советские стиралки нельзя сравнить с современными усовершенствованными приборами, оснащенными программным управлением и различными опциями. Однако советские хозяйки были благодарны своим неприхотливым помощницам, так как они существенно облегчали их труд. Советская техника служила долго, ремонтировалась легко и не требовала особого ухода.
Особенности советских стиральных машин
Стиральные машины на многих советских предприятиях были побочным продуктом, так как в то время огромное внимание уделялось обороноспособности государства. В соответствии с поставленными руководством задачами, производство стиральных устройств развивалось, но технически они оставались еще очень примитивными
Тогда наиболее распространенными были механические и электрические варианты машин. Устройства активаторного типа не имели вращающегося барабана. Конструкция предусматривала наличие движущихся лопастей и неподвижного вертикального бака, в котором перемешивался моющий раствор с бельем. Конструкция барабанного типа появилась позднее.
Первые агрегаты потребляли колоссальное количество электрической энергии. Даже по тем меркам, когда стоимость энергоресурсов была низкой, затраты на стирку были существенными. Наука и техника в советские времена стремительно развивались, однако автоматические бытовые устройства требовали доработки. Большинство аппаратов плохо переносили вибрационные нагрузки и воздействие влаги. Производство осуществлялось на предприятиях, где значительный объем работы выполнялся вручную. Именно это способствовало тому, что ухудшалась надежность оборудования.
И наконец, стоимость популярных машин тогда и сейчас
А что же транспорт, причем как личный, так и городской? Оказывается, чтобы приобрести «Жигули», советскому гражданину приходилось выкладывать 3,5 тыс. деревянных или 26 средних зарплат, тогда как «Запорожец» обходился в 19 доходов. Примечательно, что сегодня за такие деньги вполне реально приобрести Hyundai Solaris, притом что разница между этими моделями колоссальная.
Волга – настоящий шик того времени, стоила около 9 тысяч, а ведь это больше 2 миллионов сегодня! Что же касается возможностей, которые открывает эта сумма, то счастливый обладатель 2 миллионов может приобрести BWW третьей серии, Audi A4 или Mercedes A-класса. То есть преимущества очевидны, притом что Союз снова в проигрыше, ведь никакой ГАЗ не сравнится ни с одной перечисленной моделью.
А вот проезд в общественном транспорте стоил в 5 раз дешевле (по крайней мере, в Москве), хотя этот недочет полностью компенсирует стоимость бензина, который сегодня гораздо дешевле, чем в светлом советском прошлом.
Сколько стоили автомобили в СССР
Как говорил Остап Бендер — “Автомобиль это не роскошь, а средство передвижения”. Правда, не для граждан СССР. Обычному работяге, получающему среднюю заработную плату, пришлось бы копить очень долгое время, а потом еще и искать, у кого занять денег, чтобы купить вожделенное транспортное средство.
И это учитывая то, что в Союзе был достаточно широкий автомобильный парк, который мог предоставить заинтересованному покупателю как автомобили высокого класса, так и рассчитанные на менее требовательную прослойку населения.
Первые послевоенные года
В первое время, с окончанием советско-немецкой войны, разрушенному государству было не до пополнения своего внутреннего рынка новыми моделями авто.
Но промышленность, в том числе и транспортная, восстанавливались семимильными шагами, и в 49-ом году любой желающий с достаточной суммой на кармане мог купить себе уже легендарный Москвич-401 за 8000 рублей.
pxhere.com
Сумма очень немаленькая, да и время тяжелое, однако всегда находились те, которые были готовы отдать свои кровные. Не менее легендарную ГАЗ М20В “Победа” можно было приобрести уже значительно дороже за 16 тысяч руб. А самым элитным и дорогим считался ГАЗ-12. Это машина для номенклатуры. Его цена была на уровне 40 тысяч руб.
Вторая половина 50-х гг
Это время характеризуется активным появлением на авторынке новых «Москвичей», которые сильно полюбились обычному советскому гражданину.
Первая половина 60-х
В это время прошла деноминация валюты и авто стали заметно дешевле по сравнению с прошлыми годами. Но также стоит понимать, что и зарплаты снизились соответствующе. Например, Москвич-407 теперь можно было приобрести за 2500 рублей, что в 10 раз меньше, чем цена прошлого десятилетия. Вроде бы замечательно, но не все так радужно за машину пришлось бы отдать практически 31-у среднестатистическую зарплату обычного гражданина СССР.
А Волга модели ГАЗ-21 обошлась бы и того дороже — 5100 рэ. В эту сумму помещались практически 53 зарплаты. А самым доступным считался Запорожец ЗАЗ-965, известный в народе под кличкой “горбатый”. За него отечественный производитель требовал 1800 рублей, что было на уровне примерно 22-х зарплат.
Конец 60-х
В это время вышла новая модель Москвича 408-я, которая существенно подлетела в цене. Теперь за авто требовали 4500 рублей, что вмещало в себя 45 зарплат. ГАЗ-21 немного подорожала до 5600 рублей. Запорожец, после выпуска новой модели ЗАЗ-966, тоже возрос в цене 2200 рублей.
70-е года
Это время ознаменовалось для автолюбителей из Союза появлением автомобиля-классики Жигулей. Именно в 1971-м году была спущена с конвейера первая модель этой легендарной марки.
За новенький ВАЗ-21011 требовали очень солидную сумму 5620 рублей. Чуть дешевле можно было купить обновленный 412-ый Москвич практически 5000 деревянных. Подтянулась и Волга, обновившая свой авторяд новенькой ГАЗ-24, цена на которую в разное время колебалась от 8500 до 9500 рублей. Самой бюджетной моделью все так же оставался Запорожец 3000-3500 рублей.
80-е
За это время Жигули успели несколько раз обновить свою серию сначала ВАЗ-2101, потом ВАЗ-21013, и финальный аккорд ВАЗ-21063.
Цены были соответствующие. Наиболее дорогой считалась последняя модель 10000 рублей. Существенно ниже стоил ВАЗ-21013 7300 рублей. А вот на “копейку” сумма колебались от 6300 до тех же 7300 рублей. Москвичи тоже обновили свою линейку стоили Москвич-2140 и Москвич-2141 соответственно 7500 и 9000 рублей.
Цена на модифицированную Волгу модели ВАЗ-24-10 возросла теперь до космических цифр 16500 рублей. Но так как она все так же оставалась авто для элиты, то с ценником проблем не возникало.
Как видно, авто стоили в СССР достаточно дорого и были далеко не каждому по карману. Но все же, это не помешало отечественному автопрому найти своих фанатов и почитателей.
Самые первые машины
Сразу после окончания ВОВ стране было не до легковых автомобилей. Все силы отдавались на восстановление промышленности и сельского хозяйства. Однако предприятия в СССР восстанавливались семимильными шагами. Уже в 1949 г. любой желающий мог купить «Москвич-401» за 8000 руб. «Победа» стоила 16 тыс. руб. Самым же дорогим автомобилем был ГАЗ-12 — машина советской номенклатуры. Стоило это авто около 40 тыс. руб.
В 50-х годах появились новые модели «Москвичей», мгновенно завоевавшие огромную популярность у населения страны. В 60-е годы в Советском Союзе прошла деноминация, и стоимость авто снизилась. Но при этом снизились и зарплаты советских граждан. «Москвич» можно было купить уже всего за 2500 руб. При этом на такую машину у среднестатистического жителя СССР уходила примерно 31 зарплата.
Ещё два туроператора начнут отправлять россиян в Турцию
Постоянные клиенты, актуальность: стоит ли открывать магазин автозапчастей
Прибыльно, модно: стоит ли начинать бизнес пончиковой и какие особенности дела
«Волга» в те времена стоила 5100 руб., то есть около 53 зарплат. Цена на «Запорожец» ЗАЗ-965 составляла 1800 руб. (22 зарплаты).
Цены на самые продаваемые модели
Через 5 лет «копейка» подорожала всего на 700 марок. FIAT стоил уже 9 500 марок. При таком соотношении цен не удивительно, что советские легковые авто неплохо продавались в ФРГ и других странах. Во Франции, например, в 1986-ом было реализовано порядка 20 000 единиц продукции тольяттинского авто продавалась лучше Volvo, Nissan и других популярных марок.
Неплохим спросом пользовались и советские «Запорожцы». ЗАЗ-965Э в Бельгии стоил чуть меньше 44 000 франков, что по курсу 1969 года равнялось $880. Для сравнения: покупка BMW 2002 обходилась в $4 200.
Низкие цены на отечественные автомобили обуславливались двумя факторами. С одной стороны, даже после существенных улучшений на Scaldia-Volga они едва ли могли конкурировать с западными аналогами
С другой, Советскому Союзу было важно занять свою нишу на мировом рынке, который и так был наполнен высококачественной продукцией известных западных производителей