Авиабилеты в ссср стоили 2–3 коп. за километр пути

Дешевле для них или дороже для нас?

Судя по всему, «экспортные» цены от «Внешпосылторга» действительно были гораздо ниже, чем «внутренние» для рядовых советских граждан. Но вот вопрос: это иностранцам продавали в разы дешевле, но за валюту или нашим соотечественникам в разы дороже, но за советские рубли?

Здесь отчасти поможет сравнение цен с иномарками. Итак, ГАЗ-21Р стоил 1272,22$, и это почти в два раза меньше американской цены Ford Mustang в 1964-м – 2368$. При этом заметим, что Mustang считался довольно доступным молодежным автомобилем, в то время как «Волга» была для советского человека пределом мечтаний, но по меркам американцев являлась моделью среднего класса. Chevrolet Chevelle Sport Coupe в 1968 году стоил 2899$, Chevrolet Malibu – 2663$.

В общем, в сравнении с «американцами» «Волга» «на экспорт» стоила заметно дешевле. Но если взять «внутреннюю» цену 5600 руб., то получим 6222$ – за такие деньги она в США была не нужна, как и вообще в любой стране.

Или давайте переведем по-другому. Если считать по официальному курсу, выходит, что Mustang в 1964 году должен был стоить 2131 руб., а Chevrolet Malibu в 1968-м – 2369 рублей. И если бы их за эти деньги выставили в свободную продажу в СССР, то вряд ли бы кто-то становился в очередь за «москвичом» за 4500 рублей. Другое дело, если бы он стоил 780 руб. для любого желающего.

Что можно было купить на зарплату в СССР

Получается, что на эту зарплату можно было купить почти 2 тыс. буханок черного бородинского хлеба, который стоил как пол-литра молока, 710 белых батонов, 61 кг докторской колбасы, 39 кг сливочного масла, 67 кг говядины, 76 кг курятины, 43 бутылки водки или 33 бутылки шампанского.

Конечно, ощутимо подорожали коммунальные услуги, да и широкий ассортимент товаров, несравнимый с советским, ощутимо бьет по карману. Вместе с тем, если рассматривать исключительно товары первого потребления, то союзные цены сильно проигрывают по сравнению с современными.

Кто-то может заметить, что тогда было другое качество, но и тут не все так однозначно, поскольку советские ГОСТы не были безупречными, пусть в них и не наблюдалось такого чудовищного количества эмульгаторов, красителей и консервантов, как сейчас.

Затраты на обслуживание авто

«День приобретения машины должен оставлять в памяти покупателя ничем не омраченное ощущение праздника», – директор автомагазина И. Киселев.

Но это чувство исчезало, когда дело доходило до обслуживания и ремонта авто. На всю страну в 1972 г. было только 694 СТО, а обеспечение запасными частями не превышало 37%.

Рис. 9. СТО в Москве, 1980 г.

По подсчетам журнала «За рулем», содержание ВАЗ-2101 в 1976 г. обходилось в 6 руб. 26,4 коп. на 100 км пробега:

  • амортизация – 1,98 руб.;
  • топливо – 2,06 руб.;
  • техобслуживание и эксплуатационные материалы – 0,75 руб.;
  • текущие ремонты – 0,533 руб.;
  • стоянка, гараж – 0,271 руб.;
  • шины – 0,67 руб.

Материал в тему! Сколько денег нужно на покупку и содержание личного автомобиля

Что это за авиакомпания

«Айр Азия» — это бюджетный авиаперевозчик из Малайзии. Компания выполняет внутренние и международные перелеты. С 2001 по 2019 год этот лоукостер перевез 600 млн пассажиров.

Особенности

«Эйр Эйша» признана крупнейшим лоукостером Азии и неоднократно получала звание лучшей бюджетной авиакомпании в мире. Главный транзитный узел (хаб) компании – Международный аэропорт Куала-Лумпур (Малайзия).

История авиакомпании

Компания была создана в 1993 году, однако первые годы работы были убыточными.

В 2001 году компанию вместе с долгами купили Тони Фернандес и Датук Камарудин (за символические 25 центов).

Новое руководство добилось максимального снижения расходов и самой высокой производительности. Уже в 2002 году Air Asia начала приносить прибыль. С каждым годом расширялась маршрутная сеть компании, открывались новые подразделения.

В 2007 году была создана дочерняя компания Air Asia X для межконтинентальных перелетов в Австралию, Англию и Францию.

В 2010 году авиакомпания «Эйр Эйша» предлагала самую низкую в истории авиаперевозок стоимость за километр – 3,5 цента на место.

К 2012 году компания владела самым большим количеством Аэробусов A-320 (234 единицы) среди всех авиакомпаний мира.

Новая история Аэрофлота — создание и деятельность ПАО

Конец 90-х годов был ознаменован скандалом, в котором оказались замешанными бывшие руководители авиакомпании, а также Борис Березовский. В результате сговора с генеральным директором на счет швейцарской компании было перечислено около 250 миллионов рублей. Слушания по этому делу продолжались в течение нескольких лет, а к 2004 году суд вынес приговор. Подсудимые получили сроки до трех лет, и благодаря амнистии и истечению срока давности, оказались на свободе.

Следующим этапом истории создания и деятельности ПАО Аэрофлот стало создание двух ответвлений:

  • Официальной школы Аэрофлота.
  • Высокотехнологичного Ситуационного центра.

К 2006 году авиакомпания имеет почти десятую часть всего рынка, и в ее планах поглощение более мелких предприятий. В этом же году зафиксирован рекордный пассажиропоток, который составил почти 22 миллиарда человек.

Сегодня наибольший пакет акций находится в руках государства (больше 61%), оставшаяся часть — у юридических и физических лиц. «Львиную» долю парка составляют самолеты А320, но техника постоянно обновляется и руководство практически ежегодно заказывает новые аппараты. Кроме отечественных самолетов, в рейсы оправляются Боинги, а также летательные аппараты компании Airbus (А320). Средний возраст летательных аппаратов на 2017-й — 4,1 года.

В 2010 году было принято решение об объединении Аэрофлота и других государственных компаний, но со временем планы были пересмотрены, и от некоторых авиалиний Аэрофлот отказался. В 2013 году авиакомпания стала официальным перевозчиком крупнейшего футбольного клуба Англии Manchester United. В 2015-м были выкуплены акции убыточной на тот период компании Transaero, а в сентябре этого же года Аэрофлот попал под санкции Украины. Это сказалось на прибыли.

В расписании Аэрофлота пять трансатлантических и 12 трансконтинентальных рейсов. Наиболее продолжительным является маршрут из Москвы в Лос-Анжелес — 13 часов (9782 км), а наиболее коротким — Москва-Воронеж (75 минут).

Как и почем мы путешествовали

«Главное управление гражданского воздушного флота» создано 17 марта 1923 г. На самом деле, в него входило несколько государственных предприятий, которые были известны людям под общим названием. Через 15 лет Аэрофлот стал крупнейшей в мире компанией по количеству перевозимых пассажиров. Первое место он занимал вплоть до 1991 г.

Поскольку организация была монополистом, цена авиабилета в СССР на один и тот же рейс устанавливалась одинаковой, где бы его ни покупали. Сеть маршрутов, предлагаемая гражданам, в советские годы являлась достаточно обширной. Перелеты были прямые или с пересадками во все аэропорты страны.

Кроме того, осуществлялись рейсы на пять из шести континентов: Северную и Южную Америку, Европу, Африку и Азию.

Таблица 1. Цены на прямые полеты из Москвы, руб.

Куда Сумма, руб. Куда Сумма, руб.
Анапа 30 Магадан 168
Астрахань 29 Минск 18
Баку 40 Новокузнецк 62
Батуми 36 Новосибирск 56
Вильнюс 20 Норильск 83
Владивосток 134 Одесса 27
Вологда 15 Омск 46
Волгоград 22 Петропавловск-Камчатский 178
Грозный 34 Рига 21
Днепропетровск 21 Свердловск 32
Душанбе 62 Симферополь 28
Ереван 40 Таллин 24
Иваново 12 Тамбов 14
Иркутск 83 Ташкент 56
Казань 19 Тбилиси 37
Калининград 26 Уфа 27
Караганда 52 Фрунзе 60
Киев 20 Хабаровск 122
Кишинев 27 Челябинск 34
Ленинград 18 Чита 92
Липецк 14 Южно-Сахалинск 150

Дешевле всего можно было улететь в Иваново – 12 руб. Самые дорогие билеты в дальневосточном и Северном направлениях – Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Магадан.

Скриншот страницы справочника, издание 1980

Главный критерий оценки стоимости воздушного транспорта – это ее сравнение с билетами на поезд. Приведем несколько популярных направлений:

  • Анапа – 20 руб.;
  • Батуми – 25 руб.;
  • Владивосток – 79 руб.;
  • Казань – 13 руб.;
  • Калининград – 18 руб.;
  • Ленинград – 12 руб.;
  • Новосибирск – 28 руб.;
  • Свердловск – 19 руб.;
  • Ташкент – 28 руб.;
  • Хабаровск – 69 руб.

Очевидно, что по близким направлениям поезд стоил меньше примерно на 45–50%. Для дальних городов цены дешевле почти на 70%, однако и время путешествия несопоставимо больше.

В целом тариф 1 км пути на самолете равнялся 2–3 копейкам, причем верхнее значение распространялось на билеты в города с более суровым климатом, например Магадан.

Это интересно! Проезд в первом поезде в 19 веке из Петербурга в Павловск через Царское Село стоил от 40 коп. до 2,5 руб.

8. «Таджик Эйр» (Таджикистан)

Эта небольшая авиакомпания с пассажиропотоком всего 356 тыс. человек в год — одна из старейших в отрасли: ее история началась в 1924 г. Таджикистан — бывшая среднеазиатская республика СССР, должно быть, одно из немногих мест на Земле, где самолеты появились раньше автомобилей и поездов. «Таджик Эйр» в советское время работала в качестве одного из региональных дочерних подразделений «Аэрофлота». Самостоятельной организацией она стала, обретя независимость одновременно со страной, в начале 90-х гг. 20 века. Компания пережила Вторую мировую войну и распад Советского Союза, но не финансовую нестабильность последних лет, и прекратила свое существование в январе 2019 г.

Кодшеринговые соглашения Japan Airlines

Japan Airlines имеет кодшеринговые соглашения с компаниями-партнёрами Oneworld, в состав которой JAL входит с 2007 года, и примерно с 30 другими авиакомпаниями, что означает совместную коммерческую эксплуатацию авиарейса. То есть билеты продает JAL, но фактически летает авиакомпания-партнер.

Альянс авиакомпаний Oneworld начал свою деятельность в 1999 году. В настоящее время Oneworld объединяет крупнейшие авиакомпании Европы, Азии, Америки, Австралии и обслуживает около 15% мирового рынка авиаперевозок.

Компании-партнеры JAL по Oneworld:

  • American Airlines — крупнейшая в мире американская авиакомпания по общему количеству пассажиро-километров, размеру пассажирского флота, доходу, пассажиропотоку и количеству обслуживаемых направлений. Является одной из основателей Oneworld. Компания вместе со своими региональными партнерами обладает обширной международной и внутренней сетью маршрутов и выполняет в среднем более 6200 рейсов в день.
  • British Airways – национальный авиаперевозчик Великобритании, одна из самых известных авиакомпаний в мире и одна из крупнейших в Европе. Является сооснователем альянса Oneworld. Авиакомпания и ее филиалы обслуживают около 200 пунктов назначения в почти 90 странах по всей Европе, Северной Америке, Южной Америке, Азии, Африке и Австралии. Главные пересадочные узлы имеет в аэропортах Хитроу и Гатвик в Великобритании.
  • Cathay Pacific Airways – основанная в 1946 году, является ведущей авиакомпанией Гонконга и одной из основателей альянса Oneworld. Авиакомпания обслуживает более 90 направлений в 35 странах Азии, Тихого океана, Европы, Северной Америки, Ближнего Востока и Африки.
  • Finnair была основана в 1923 году и является флагманским перевозчиком Финляндии. В состав альянса Oneworld вошла в 1999 году. Авиакомпания обслуживает более чем 65 пунктов назначения в 30 странах.
  • Iberia – национальная авиакомпания Испании со штаб-квартирой в Мадриде, является ведущим перевозчиком между Европой и Латинской Америкой. В состав альянса Oneworld вошла в 1999 году. Авиаперевозчик осуществляет рейсы в 110 пунктов назначения в 40 странах Европы, Африки, Ближнего Востока и Северной и Южной Америки.
  • Qantas – австралийская авиакомпания, является одной из самых признанных в мире. Принимала участие в основании альянса Oneworld. Обслуживает почти 80 пунктов назначения в 20 странах. Как единственная австралийская авиакомпания в любом глобальном альянсе авиакомпаний, предлагает обширную внутреннюю сеть, помимо пунктов обслуживания в Азии, южной части Тихого океана, Европе, Северной и Южной Америке, Африке.
  • S7 Airlines – крупнейший авиаперевозчик в России. В состав альянса Oneworld авиакомпания вошла в 2010 году. Главные пересадочные узлы имеет в новосибирском аэропорту Толмачёво и московском аэропорту Домодедово. Авиакомпания выполняет рейсы в более 100 пунктов назначения в 30 странах по всей Европе, на Ближнем Востоке и в Азии с обширной сетью в СНГ.

И наконец, стоимость популярных машин тогда и сейчас

А что же транспорт, причем как личный, так и городской? Оказывается, чтобы приобрести «Жигули», советскому гражданину приходилось выкладывать 3,5 тыс. деревянных или 26 средних зарплат, тогда как «Запорожец» обходился в 19 доходов. Примечательно, что сегодня за такие деньги вполне реально приобрести Hyundai Solaris, притом что разница между этими моделями колоссальная.

Волга – настоящий шик того времени, стоила около 9 тысяч, а ведь это больше 2 миллионов сегодня! Что же касается возможностей, которые открывает эта сумма, то счастливый обладатель 2 миллионов может приобрести BWW третьей серии, Audi A4 или Mercedes A-класса. То есть преимущества очевидны, притом что Союз снова в проигрыше, ведь никакой ГАЗ не сравнится ни с одной перечисленной моделью.

А вот проезд в общественном транспорте стоил в 5 раз дешевле (по крайней мере, в Москве), хотя этот недочет полностью компенсирует стоимость бензина, который сегодня гораздо дешевле, чем в светлом советском прошлом.

Послевоенный период

За время Великой Отечественной в стране резко возросла денежная масса – в 4 раза. Большие суммы осели в карманах спекулянтов. В 1947 г. Сталин решил провести реформу:

  • был произведен обмен денег: вклады до 3 000 руб. пересчитывались 1:1, до 10 000 руб. – сокращалась 1/3, свыше – 2/3;
  • зарплата осталась прежней;
  • цены снизились;
  • отменили карточную систему.

Таким способом добились нескольких положительных моментов:

  • уровень жизни простых людей существенно увеличился;
  • часть средств у спекулянтов была изъята;
  • денежная масса сократилась втрое;
  • установлен новый курс – 4 руб. за 1 $. Он не менялся до 1961 г.

Реформа позволила ликвидировать экономические последствия Великой Отечественной войны, Сталин снизил долларовую зависимость. Смотрите видео о том, как ему это удалось:

Какие страны покупали советские автомобили

Согласно статистике «Внешней торговли СССР», в 60—70 годах Союз продавал автомобили в Афганистан, Ирак, Вьетнам, на дружественную Кубу, в Европу и даже Африку. В 1959-ом Хрущев поставил целью выйти на американский рынок. В том же году на выставке в Нью-Йорке были представлены «Волга», ЗИЛ и «Чайка».

Но как бы генсек не мечтал покорить рынок главного идеологического врага СССР, ничего не вышло. Штаты упорно не желали заключать контракты на поставки советского легкового транспорта. Зато их заключали африканские, азиатские и некоторые европейские страны.

В 1965—1968 годах Москвич-408 стал в Финляндии самым продаваемым автомобилем. В 1966-ом в Ираке и Египте было продано порядка 2,5 тысяч советских авто. В конце 60-х сильно ухудшились внешнеполитические отношения Союза с Китаем, поэтому поставки в эту страну прекратились

Вместо этого СССР переключил свое внимание на Европу

В 1964-ом широкую известность приобрело предприятие «Scaldia-Volga», которое было основано совместно с бельгийцами. На нем отечественные «Москвичи» и «Волги» предварительно дорабатывались, прежде чем уехать к требовательному европейскому покупателю.

В итоге всей этой бурной деятельности по покорению мирового рынка уже в 1970-ом Союз продал за рубеж 85 000 легковушек. Покупателями стали 50 стран мира.

Современные реалии

В последние два десятилетия перелеты вновь набирают популярность. После развала СССР путешествия авиалайнерами были практически не доступны для россиян. Многие рейсы отменили, часть аэропортов закрыли, да и цены «кусались». Сегодня же зачастую путешествие воздушным транспортом обходится дешевле, чем на поезде.

Такая ситуация сложилась из-за высокой конкуренции между авиаперевозчиками, в то время как РЖД является монополистом в своей области.

Справка! В настоящий момент в РФ работает более 100 компаний. В пятерку самых крупных входят: Аэрофлот, S7Airlines, Россия, Уральские линии и ЮТэйр.

Для перевода на современные деньги умножим стоимость авиабилетов в СССР на коэффициент изменения за прошедшие годы. По данным портала «Уровень инфляции» он равен 103,46. Кроме того, для лучшего понимания приведем действующие сегодня цены.

Таблица 2. Стоимость перелета, руб.

Куда 1980 2019 Куда 1980 2019
Анапа 3 104 3 500 Магадан 17 381 11 000
Астрахань 3 000 4 600 Минск 1 862 2 762
Баку 4 138 10 767 Новокузнецк 6 415 11 525
Батуми 3 725 12 838 Новосибирск 5 794 7 200
Вильнюс 2 069 4 982 Норильск 8 587
Владивосток 13 864 14 509 Одесса 2 793 8 495
Вологда 1 552 Омск 4 759 4 100
Волгоград 2 276 4 048 Петропавловск-Камчатский 18 416 22 390
Грозный 3 518 5 365 Рига 2 173 3 825
Днепропетровск 2 173 9 455 Свердловск (Екатеринбург) 3 311 3 600
Душанбе 6 415 13 123 Симферополь 2 897 3 650
Ереван 4 138 5 737 Таллин 2 483 6 340
Иваново 1 242 7 066 Тамбов 1 448
Иркутск 8 587 10 921 Ташкент 5 794 11 409
Казань 1 966 2 138/ Тбилиси 3 828 11 560
Калининград 2 690 2 485 Уфа 2 793 2 916
Караганда 5 380 12 203 Фрунзе (Бишкек) 6 208 12 615
Киев 2 069 6 180 Хабаровск 12 622 10 756
Кишинев 2 793 5 873 Челябинск 3 518  5 890
Ленинград (Санкт-Петербург) 1 862 2080 Чита 9 518 15 325
Липецк 1 448 4 273 Южно-Сахалинск 15 519 16 560

Тарифы на перелет стали дороже практически по всем направлениям. Какой-либо закономерности в увеличении цен нет. В Хабаровск стало ездить дешевле, а в Латвию, Казахстан, Киргизию и Украину как минимум в два раза дороже.

И все же проведем еще одно сравнение. Средняя зарплата 2019 г., по данным министерства труда, – 40 302 руб. Чаще всего из Москвы и в Советское время, и сейчас летают в Санкт-Петербург и Калининград, т.к. многие люди живут в этих городах, а работают в столице. Конечно, при таких условиях их доход наверняка выше, но для объективности анализа воспользуемся именно этими цифрами.

Таблица 3. Количество билетов, шт.

Куда 1980 2019
Санкт-Петербург 9 19
Калининград 6 16

Все очевидно и не требует комментариев.

И еще немаловажный момент. Если в СССР тарифы устанавливались один раз на несколько лет и не менялись в зависимости от сезона и времени, то сегодня с этим гораздо проще. Авиакомпании сами решают, когда и какие скидки сделать, а граждане при желании сэкономить всегда могут найти билет по очень низкой цене. К факторам уменьшения стоимости относятся:

  • месяц и порой даже неделя перелета;
  • время: день или ночь;
  • скидки к определенным датам;
  • длительность периода от покупки до поездки.

Материал в тему! Как выглядит и сколько стоит бизнес-класс у разных авиакомпаний

Доступность авиаперелетов возрастает с каждым годом. Высокая конкуренция, возможности приобретения билетов на рейсы с пересадками и без обеда и багажа – все это позволяет снизить цены. А поскольку РЖД не стремится снизить стоимость перевозок, большое количество людей решают путешествовать именно по воздуху.

Смотрите видео о том, какой была гражданская авиация в СССР:

Черный рынок и особенности обмена

Существование столь низкого курса американской валюты еще не говорит о том, что рубль является сильным. Эти цифры устанавливались государством, и к реальной цене доллара в СССР не имели практически никакого отношения. Они использовались для официальных расчетов при импорте товаров. Гражданам же разрешалось покупать иностранные деньги только в случае поездки за границу в командировку или на отдых. Да и то, сумма была сильно ограничена.

Обмен по государственному курсу при выезде в отпуск осуществлялся в пределах 20-100 $ по справке, выданной КГБ, но что такое 20 $? Согласно данным калькулятора инфляции на портале «usinflationcalculator», 1 $ 1980 г. соответствует 62,2 $ 2019 г. Много на эти деньги не купишь? Однако, если они все же оставались, люди были обязаны сдать их обратно в банк по той же цене.

В связи с невозможностью законного приобретения, несмотря на жесткое наказание, в стране существовал «черный» рынок. Им пользовались не только граждане, получившие разрешение отправиться за границу, но и те, кто хотел сохранить какие-то накопления, и просто спекулянты.

Фото: справка для обмена

В 50-60 гг., когда официальный курс был равен 4 руб., доллары фарцовщики продавали по 40 руб. Они же их сбывали уже по 60 руб. Подобные цены держались даже несмотря на то, что использовать иностранные деньги по назначению никто не мог, т.к. вывезти их за границу возможности не существовало.

Справка! В СССР за покупку или продажу валюты полагалось несколько лет тюрьмы или даже расстрел.

В 70-х цены снизились, соответственно снижению государственных курсов. Теперь в среднем по Союзу доллар стоил 6-6,5 руб. В 80-х – 8-10 руб.

В незначительной мере все зависело от региона. По воспоминаниям жителей, в Киеве и Калининграде – 4-5 руб. Подобная обстановка была характерна для столичных городов, куда приезжало много иностранцев. В небольших населенных пунктах стоимость доходила до 15-20 руб. за 1 $.

Вам приходилось покупать валюту во времена СССР?

Да
Нет

По этому курсу люди могли купить не так уж и много валюты. На среднемесячный доход – 17-21 $.

Таблица 2. Зарплата

Параметр 1980 2019
руб. $ руб. $
Молодой специалист 70 7-8 20 000 307
Инженер со стажем 200 20-25 56 717 872
Ведущий инженер 350 35-43 270 000 4 153
Терапевт 115 11-16 35 000 538
Учитель 136 13-17 38 419 591
Врач-кардиолог 150 15-18 50 000 769
Шахтер 600 60-75 86 000 1 323
Пенсия 70 7-8 15 149 233
Стипендия 50 5-6 5 119 78

Результат явно не в пользу Советского Союза. Можно с уверенностью сказать, что те, кто утверждает, что в 80-е доллар стоил дешевле, чем сегодня, очень заблуждаются. Это видно и по оплате труда, которая была невысокой у большинства жителей, и по продуктам, которые они могли купить.

1 $ – это сколько

В 70-80 гг. рубль, на первый взгляд, являлся более дорогим, чем сегодня. Но давайте взглянем на него с точки зрения средней зарплаты в Союзе и покупательской способности.

Что можно было приобрести

Сравним стоимость основных продуктов питания и прочего и посмотрим, сколько их реально купить. Средний курс в 80-х годах равен 0,6953 руб.

Таблица 1. Товары

Показатель 1980-1990 2019
Руб. $ Шт. в 1 $ Руб. $ Шт. в 1 $
Билет в метро 0,05 0,07 14 55 0,85 1
Картошка, кг 0,09 0,13 7 60 0,92 1
Батон 0,13 0,18 5 30 0,46 2
Бензин, л 0,38
Молоко, л 0,46 0,66 1 60 0,92 1
Гречка, кг 0,46 0,66 1 46 0,71 1
Сахар, кг 0,90 1,29 0,7 35 0,53 1,8
Яйцо, 1 шт. 0,10 0,14 7 6,7 0,10 10
Масло подсолнечное 1,65 2,37 0,4 65 1 1
Свинина, кг 2,00 2,87 0,35 500 7,69 0,13
Масло сливочное, кг 3,10 4,46 0,22 1 000 15,38 0,065
Черная икра, кг 39 56,09 0,017 45 000 692

Из таблицы видно, что какие-то товары стоили больше, какие-то дешевле. Например, общественный транспорт был более доступен, а масло и мясо – в разы дороже.

Доходы

В 80 годах в Советском Союзе средняя заработная плата, по данным архивов ЦБ РФ, составляла 169 руб., что соответствовало 243 $. В 2019 г. – это 40 302 руб., или 620 $.

Материал в тему! В Центробанке посчитали, сколько в России валюты сейчас и было в прошлом

История и деятельность Japan Airlines сегодня

В 1951 году правительство Японии приняло решение создать собственную авиатранспортную систему. Уже в 1954 году самолет новой авиакомпании совершил первый трансокеанский рейс в США.

В результате слияния в 2002 году Japan Airlines с третьим по величине авиаперевозчиком страны Japan Air System (JAS) образовался холдинг JAL Group. С 1 октября 2006 года Japan Airlines International и Japan Airlines Domestic (новое название JAS с 2004 года) стали использовать единую торговую марку — Japan Airlines International (JAL).

Политика авиакомпании базируется на таких основных принципах:

  • материальный и интеллектуальный рост сотрудников,
  • предоставление беспрецедентного сервиса,
  • повышение корпоративных ценностей,
  • содействие в улучшении жизни общества.

Авиакомпания ценит время своих клиентов: в 2017 году JAL была названа самой пунктуальной крупной авиакомпанией Азиатско-Тихоокеанского региона на внутренних и международных рейсах.

С 60-х до 90-х

К шестидесятым годам количество американских денежных знаков в мире превысило весь золотой запас США. Это существенно «подкосило» валюту. Многие государства стали требовать обратно свои слитки драгоценного металла, хранящиеся в Форт-Ноксе. Штаты сразу ввели частичную отмену права на возврат.

Постепенно к 1970 г. золотое обеспечение доллара снижалось, а в 1971 г. и вовсе было отменено.

О безопасности американской валюты речи больше не шло. Страна могла спокойно наложить аресты на счета прочих государств. Это привело к выводу средств не только СССР, но и другими.

Изменился и курс – 1 января 1961 г. он пересмотрен и установлен в размере 0,90 руб., а после 1971 г. начал постепенно снижаться, дойдя к декабрю 1991 г. до 0,5571 руб. за 1 $.

Способы покупки нового авто в 70-е: кто мог себе позволить

Но даже собрав за несколько лет 5 000–10 000 руб., в СССР невозможно было просто прийти в автосалон и приобрести понравившуюся модель.

До 1973 г. авто распределялись по регионам Советами министров республик, после чего рай- или горисполкомами между учреждениями и предприятиями. Для поступления в продажу необходимо было решение специальной комиссии. По состоянию на 1972 г., по всей стране работало не больше 180 автомагазинов, в основном в больших городах.

После распределение упорядочили. Рыночные фонды централизовано распределялись по направлениям.

Таблица 4. Распределение авто по назначению в 1975 г.

Направление Распределение Кол-во, шт.
Передовики производства предприятия;

организации министерств

175 000

+30 000 резерв

Труженики села система потребкооперации 300 000
Работники леспрома ОРС (отделы народного снабжения)
Централизованные получатели Министерство среднего машиностроения;

ДОССАФ;

Министерство обороны;

и др.

100 000
Гражданам в порядке очереди (по открыткам) Республиканские министерства 100 0000
Гражданам, которые получали зарплату в валюте Через «Березки» 20 0000

Из общего числа купленных авто, по сведениям Управления ГАИ МВД СССР, 9,6% были реализованы через комиссионки. Именно так оформлялась продажа на вторичном рынке. Однако стоили б/у машины в СССР на порядок выше новых.

«Владельцы, потерявшие совесть и движимые жаждой наживы, требуют за «Москвич-412» 9-10 тыс. при стоимости 5 200 руб., а за «Волгу» – 18–20 тыс. руб. при цене 9 тыс. руб.», – из письма гражданина, проживающего в Ростове, Косыгину – председателю Совета министров СССР, 1972 г.

Было развито коммерческое дело с перепродажей машин в союзных республиках. Из РСФСР и Украины барышники везли авто в Прибалтику, Грузию, Узбекистан, Армению.

«Покупает спекулянт машину в Ленинграде и Москве и везет в свою республику, где продает втридорога. Тысячи рублей оседают в их кошельках. Такие комиссионные магазины организованы для миллионеров, а не для трудящихся. Честные люди не могут купить автомобиль». Из письма рабочих завода «Электросила», г. Ленинград.

Несмотря на трудности с приобретением, в 1970-х гг. покупка машины стала массовым явлением. По отчету, опубликованному в сборнике «Народное хозяйство СССР», в 1970 г. было продано 123 тыс. авто, а в 1980 г. – 1 163 тыс. машин.

Интересная статистика! Мы посчитали, сколько в России легковых автомобилей и было в СССР

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бизнес журнал Мономах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: