Цифровые рельсы логистики: почему с инвестициями в эту сферу следует поторопиться

Сервисные и другие виды потоков в логистике

Материальные потоки традиционно считаются основными в логистике. С ними тесно взаимосвязаны информационные и финансовые потоки. Но на этом все разнообразие потоков в логистике не исчерпывается! Например, часто выделяют сервисные потоки или, иначе, потоки услуг.

Сервисный поток — определенный объем услуг оказанных клиентам за конкретный период времени.

К особой разновидности материальных потоков можно причислить грузовые потоки.

Грузовой поток (англ. «Freight traffic») — объем груза, перевезенного за определенный период (как правило, один год), по конкретному маршруту отдельными видами транспорта.

Можно выделить и другие виды потоков в логистике: транспортные, потоки клиентов, трудовые, потоки заявок, энергетические.

Галяутдинов Р.Р.

ИсточникиПоказать

  1. Алесинская T. В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления. — Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005.
  2. Гаджинский А. М. Логистика: Учебник. – 20-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2012. – 484 с.
  3. Герасимов Б. И., Жариков В. В., Жариков В. Д. Основы логистики: учебное пособие. – М.: ФОРУМ, 2008. – 304 с.: ил. – (Профессиональное образование).
  4. Григорьев М. Н. Логистика. Базовый курс: учебник / М. Н. Григорьев, С. А. Уваров. — М .: Издательство Юрайт, 2011. — 782 с. — (Основы наук).
  5. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов / Под общ. и научн. редакцией проф. В. И. Сергеева. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 976 с.

Цифровизация транспорта в ЕАЭС

Теме цифровизации транспорта на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС) посвящен опубликованный в 2020 г. Департаментом транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) аналитический доклад «О принципах и подходах цифровой логистики в сфере транспортных услуг государств-членов ЕАЭС». Напомним, что в состав ЕАЭС входят Россия, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызская Республика. В 2019 г. странами была разработана концепция экосистемы цифровых транспортных коридоров, а в январе 2020 г. утвержден план мероприятий по ее формированию. Завершается подготовка концепции развития электронного документооборота в морских пунктах пропуска.

В докладе отмечается, что если вчера потребителям транспортных услуг достаточно было вовремя отправить и получить в целости и сохранности груз, то сегодня они хотят отслеживать, в каком состоянии и где он находится, где и почему происходит задержка, как обеспечивается сохранность, и с учетом этой информации оптимизировать логистические процессы. Сделать это можно только путем цифровизации.

Беспилотный транспорт на дорогах

По мнению авторов доклада, самыми перспективными в сфере транспорта и логистики являются проекты по внедрению интеллектуальных транспортных систем (ИТС), систем автономного вождения и беспилотного транспорта, применение искусственного интеллекта, цифровых платформ, доставки дронами, использование больших данных.

Развитие ИТС предусмотрено транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 г. Отдельные мероприятия прописаны и в национальном проекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги» — здесь речь идет, в основном, об обеспечении безопасности дорожного движения.

Тестирование беспилотного транспорта уже началось в отдельных регионах России. Одновременно разрабатывается нормативная база для эксперимента по беспилотной перевозке грузов в рамках «регуляторных песочниц». В списке пока не решенных вопросов порядок расследования нарушений ПДД с их участием. В работе участвуют крупнейшие российские компании, такие как «Сбер», «Яндекс», КАМАЗ, группа ГАЗ. Планируется, что первые беспилотники появятся на дорогах уже к 2024 г.

Доставка посылок автомобилем и коптером

Что касается дронов, то пока их можно использовать только при доставке грузов до 3 кг на 10–15 км в городской среде и 3–6 кг на 30–100 км в труднодоступных районах. Нормативная база для эксперимента по перевозке грузов до 500 кг только прорабатывается в рамках «регуляторных песочниц».

Не пропустить сигнал

Буксовавшая с внедрением технологий логистика теперь встала на рельсы цифровизации.

Одновременно с этим отрасли, которые обеспечивают спрос на перевозки, консолидируются вокруг крупных игроков.

Это является стимулом для роста конкуренции в области цены, качества и надежности услуг, что также ведет к увеличению затрат на автоматизацию бизнес-процессов.

Цифровизация – очевидный инструмент для роста транспортных компаний, как для преодоления появляющихся экономических трудностей, так и борьбы на конкурентном рынке.

Новый стимул к развитию столь обширной индустрии – безусловный сигнал не только для участников рынка, но и для тех, кто хочет выйти на этот рынок. В том числе, для венчурного капитала.

Максимальное ускорение

В тренде — решения, направленные на ускорение поставки, одну из ключевых задач торговой розницы.

Для офлайн-ритейлера при доставке товаров с нескольких различных складов, как собственных так и арендованных, или напрямую от множества поставщиков выгодно консолидировать все товары на одном складе (или распределительном центре) с последующей развозкой по магазинам сети. Тогда, применяя современные технологии, можно отслеживать и своевременно пополнять запасы продукции.

Ускорить процесс доставки позволяет кросс-докинг — совокупность операций по перегрузу и распределению отправлений из большегрузных автомобилей в малотоннажные для доставки до магазинов. Ускорение происходит за счет оперативной комплектации заказов без хранения на складе.

Становится все более явственной необходимость более глубокой автоматизации процессов управления. Например, среди типичных проблем e-commerce-ритейлеров — отсутствие информации об остатках товаров в течение дня у всей цепочки поставок, что грозит сбоями в формировании заказов. Решить эту проблему позволяет автоматизация процесса контроля запасов в рамках всей цепочки поставок.

«Сегодня нет признаков того, что в ближайшее время автоматизация глубоко затронет складские процессы ритейлеров, — говорит директор по логистике и операциям Х5 ОМНИ Артем Холин, — поскольку до сих пор технологии «товар к человеку» не дают должной отдачи от инвестиций. При этом внутренние процессы может затронуть определенная перенастройка — в рамках оптимизации товарного запаса ритейлерам необходимо учитывать товарные запасы, находящиеся в пути, что потребует создания объединенной системы управления всеми источниками поставки в цепочке, включая склады, магазины, сток поставщиков и т. д. В целом, интеграция, бесшовное взаимодействие и обмен информацией между IT-системами станут необходимыми при управлении многоплечевыми цепочками поставок. В частности, современные локеры и пункты выдачи заказов при реализации такого подхода могут стать своеобразными хабами доставки «до двери» и работать в связке с uber-курьерами».

Поток в логистике: понятие, особенности, типы

Как уже было сказано, объект изучения логистической науки — поток. А предмет изучения — оптимизация потоков, оптимальное управление ими.

Потоковые процессы наблюдаются в любой логистической системе (от маленькой фирмы до гигантской транснациональной корпорации, ), потоки окружают нас в повседневной жизни. Транспортировка груза, перемещение деталей по заводскому конвейеру, отгрузка товарной продукции, люди в метро, ток в проводах — все это те или иные виды потоков.

В тоже много внимания уделяется потокам, пусть даже не всегда движение трудовых ресурсов или капитала называют именно так. Еще в 1960-х годах в Лондонской школе экономики применялись гидравлические модели для изучения экономических процессов: резервуары символизировали «производственные предприятия» или, например, «домохозяйства», а соединяющие их трубки, по которым текла вода — потоки денег и товаров.

Несомненно, понятие потока — одно из важнейших не только в логистике, но и в экономической науке в целом. Поэтому стоит начать с формулировки определения этого основополагающего для логистики термина.

Поток — целостная совокупность объектов, существующая как процесс на конкретном интервале времени и оцениваемая в абсолютных величинах за данный период (шт/мин, км/ч).

При этом объекты, входящие в состав потока, могут обладать как вещественной природой, так и быть нематериальными. В соответствии с этим уместно привести следующую классификацию базовых видов потоков в логистике (по составу):

  1. Основные потоки — материальные;
  2. Вспомогательные потоки (не обязательно имеющие вещественную природу):
    • информационные;
    • финансовые;
    • сервисные;
    • другие (трудовые, транспортные).

Классификация потоков в логистике

Как изменился рынок

Актуальность технологических внедрений лишь подчеркнул вирус Covid-19 и общемировая ситуация.

Цифровизация этой сферы еще два года назад была самым эффективным способом сократить издержки, оптимизировать бизнес-процессы и предложить рынку новые конкурентные преимущества – в том числе за счет оказания новых услуг. 

Лихорадочные 2020-й и 2021-й годы лишь приблизили тот час, когда решение о цифровизации откладывать стало нельзя.

Одним из следствиев проникновения «цифры» в логистическую сферу станет сокращение числа посредников между заказчиком услуг и исполнителем.

Одно это автоматически повысит качество сервиса, которое постепенно выходит на первый план для большинства компаний на рынке.

Фоном рынок меняется и под действием регулятора – ФНС старательно борется за чистоту этой сферы, последовательно улучшая условия для «белых» компаний. 

Параллельно с тем пандемия существенно сократила долю рынка, занимаемую малым и средним бизнесом.

Большой сформировавшийся рынок, стоящий на грани технологического прорыва, всегда означает для инвестора большие перспективы. Большим «но» стала его консолидация вокруг крупных игроков, что автоматически подбросило входной ценник до небес.

Планирование и прогнозирование

В международной логистике присутствует много факторов, которые влияют на проектирование оптимального мультимодального маршрута. Такие маршруты строятся не только с точки зрения подходящего маршрута движения груза, но и с точки зрения оптимизации затрат. Поэтому в данном виде логистики особенно важен инструмент планирования и прогнозирования. Например, автоматический расчет различных вариантов мультимодальной доставки груза с учетом разных видов транспорта и сроков доставки.

Современные информационные системы при планировании используют адаптивные алгоритмы, которые позволяют в короткие сроки просчитать несколько вариантов маршрутов с разными показателями оптимальности (мультимодальный калькулятор). Также использование биллинговых подсистем и исторических данных позволяют качественно повысить скорость расчета маршрутов и значительно снизить риски компании.

Использование аналогичных инструментов приводит к значительной экономии. Компании могут предлагать своим клиентам более привлекательные тарифы, снижать свои риски, не браться за невыгодные или низкомаржинальные перевозки. А главное, превзойти ожидания грузовладельца по скорости взаимодействия.

Все чаще логистические компании стали внедрять инструменты планирования потребности в ресурсах (например, транспортных средствах). За счет данных инструментов можно получить большую отдачу от каждой единицы ресурса (более плотную загрузку) и при этом избежать нехватки ресурса.

Новое в логистике: elastic logistics

Elastic Logistics или «гибкая» логистика становится сегодня новым модным термином. На наш взгляд, это обусловлено текущими экономическими условиями. «Гибкая» логистика — это дополнительная возможность для экспедитора за счет улучшения качества и гибкости обслуживания клиентов, и в том числе за счет объединения всех бизнес-процессов, предоставить новый уровень сервиса и тем самым повысить привлекательность компании и лояльность клиентов.

Сейчас для экспедитора умение гибко управлять цепочкой поставки, то есть умение компании оперативно и с наименьшими затратами реагировать на изменения внешней среды и нарушения регламентов, является важным конкурентным преимуществом.

Инструментом для этого, в первую очередь, служит хорошая информационная ИТ-система, которая помогает менеджерам и облегчает их работу. Система должна настраиваться не только под процессы компании, но и под потребности грузовладельцев, а также иметь возможность зафиксировать все нюансы работы с тем или иным грузом. Сюда можно отнести сложные архитектурные инструменты, которые позволяют гибко управлять грузом на всех этапах его транспортировки с возможностью:

  • перепланировать план перевозки на любом этапе;
  • предложить более оптимальный маршрут при появлении новых условий;
  • в ходе перевозки разделить груз на грузовые места и в дальнейшем вести учет по грузовому месту;
  • выделить этапы перевозки до границы и после границы и т.д.

Помимо этого, есть и более простые, но при этом не менее важные инструменты по сопровождению клиента:

  • настраиваемые формы ввода или загрузки заказов;
  • индивидуальные формы детализации по счету;
  • детальное описание услуги в счете (например, номер контейнера, маршрут, сроки и т.д.).

Будущее онлайн-платформ

Генеральный директор компании Lorus SCM, ГК «Соллерс», Ольга Наумова считает, что платформенные решения — это будущее грузоперевозок: «Мы развиваем бизнес без активов, для нас цифра — это единственный актив, в который мы вкладываемся. Мы создали собственную платформу управления пулингом, и результат проявляется на разных уровнях — от сборки заказов от разных поставщиков и их перемещения по городским маршрутам до отправления по фул траку. FTL-перевозки (англ. full truck load — полная загрузка грузового автомобиля) — доставка грузов с полной загрузкой транспортного средства, предназначены для междугородных и международных грузоперевозок на дальние расстояния.

На онлайн-платформе все участники цепи поставок видят расписание перевозок в определённый распределительный пункт. Поставщики могут поделить между собой транспорт перевозчиков, чтобы оптимизировать процесс, в результате вместо нескольких полупустых грузовиков от каждого поставщика в распределительный центр едет один полный».

По мнению Наумовой, максимум эффекта от пулинга получают производители сектора FMCG, особенно в регионах с труднодоступными транспортными ресурсами. Пулинг не только оптимизирует затраты, но и улучшает ключевые KPI транспортной логистики, в частности, обеспечивает эффективное управление ресурсами, позволяет создавать качественные и дешёвые цепочки для транспортировки любых грузов от любых отправителей.

По мнению экспертов, интеллектуальные платформы в грузоперевозках способны кардинально изменить рынок и роли его участников. Традиционные экспедиторы сойдут со сцены, а дополнительные услуги — бронирование складских мощностей, страхование груза, организация стоянки и ремонта — через подключение к онлайн-платформам станут более дешёвыми и качественными, так как их поставщикам придётся конкурировать друг с другом. Кроме того, платформы аккумулируют данные об огромной клиентской аудитории и тем самым создают основу для диверсификации бизнеса.

Сконцентрироваться на выходе из кризиса

Таким образом, в связи с мировым кризисом, спровоцированным пандемией COVID-19, логистическая отрасль остро нуждается в поддержке. Карантинные меры, принятые для подавления эпидемии коронавируса, привели к загруженности большинства аэропортов и морских терминалов и, как следствие, нарушению условий и сроков доставки грузов.

Транспортная логистика несет потери. Ряд экспертов заявляет, что, например, у многих авиакомпаний запас прочности составляет не более двух месяцев. Судовладельцам будет непросто, но они уже научились с 2008 года с переменным успехом работать в изменяющихся условиях. Автотранспортным компаниям сложнее всего: запаса прочности практически нет. Все зависит от финансовых партнеров, а именно лизинговых компаний, банков и производителей автомобилей, которые кредитуют автопредприятия. Максимальный срок, который они смогут выдержать, – до полугода. Затем может наступить очередная волна банкротств.

Среди тех, кому пандемия дала новые возможности, часто указывают железнодорожных перевозчиков. Ж/д транспортные операторы не реагируют на изменение спроса увеличением ставок, в связи с чем этот вид транспорта представляется наиболее надежным и эффективным при перевозке товаров между Россией, ЕС и Китаем в сложившихся условиях. Железнодорожный транспорт, как правило, в ведении государства – его будут поддерживать. Кроме того, именно железная дорога в ближайшие несколько лет станет одним из основных логистических каналов для обеспечения бесперебойной торговли между РФ, Китаем и Европой и доставки противоэпидемических средств.

Для вывода из кризисного состояния логистической отрасли активно внедряются меры господдержки. Как правило, поддержка оказывается государственному транспортному сектору (железные дороги, авиация). Коммерческому сектору господдержка может быть оказана посредством введения налоговых каникул, отмены или снижения дорожного сбора, а также финансовой помощи компаниям, которые понесут большие убытки в связи с пандемией. Если говорить про автоперевозки, то весомой станет помощь в сокращении затрат на запасные части для транспортных средств, например, за счет снижения ввозных пошлин или ставки НДС на эту группу товаров. Весьма эффективными мерами могли бы также стать: мораторий на штрафы (кроме штрафов, регулирующих безопасность дорожного движения), отмена взимания платы за проезд по федеральным трассам, освобождение от налогов самых незащищенных перевозчиков – ИП с одной-двумя машинами, приостановка лизинговых платежей без штрафов.

Преодоление текущего кризиса – небывалое испытание для управленческой команды всех логистических игроков. Нужно оперативно проинвентаризировать все доступные меры господдержки и разработать дальнейший план действий. Это потребует ресурсов целой команды, включающей юристов, финансистов, экономистов. Параллельно с этим, сейчас настало время пересматривать партнерские отношения с подрядчиками, сроки и обязательства по договорам, тщательно работать с оборотным капиталом и ликвидностью.

После пандемии логистический мир уже не будет таким, как прежде. Но компании, которые следят за трендами и быстро адаптируются к меняющимся обстоятельствам, смогут управлять ситуацией, создавать востребованные услуги и усиливать свои позиции в бизнесе.

Что особенно важно, общая беда объединила и сплотила отрасль логистики. В условиях выхода мировой экономики из «пандемического пике» именно коллаборация логистических компаний может стать одним из наиболее важных и действенных драйверов последующего развития и роста.

Логистика в Китае

Есть положительный пример стран Азии, где пик эпидемии пройден и грузопоток из стран в Европу начинает восстанавливаться. Например, 90% производств Китая восстановили свою работу и уже отправляют грузы.

В Китае пострадали все виды перевозок: авиационные, морские, железнодорожные, автомобильные. Были разрушены привычные мультимодальные схемы. Логистическим компаниям пришлось экстренно искать альтернативу «сломанным» звеньям: например, заменять автомобильные перевозки внутри провинций железнодорожными. Из-за проблем с логистикой самой пострадавшей стороной могла оказаться автомобильная промышленность, где под угрозой оказалась цепочка поставок между производственными площадками автозапчастей и сборочными заводами. Однако логистические заторы удавалось преодолевать.

В условиях эпидемии железнодорожный транспорт стал основным инструментом в перевозках. Именно поездами перемещалась значительная часть противоэпидемических и медицинских грузов Китая. Железнодорожные группы многих китайских провинций работали в круглосуточном режиме и помогли заводам, фабрикам, строительным и торговым компаниям своевременно вернуться к работе. В феврале Гуанчжоу восстановил ж/д сообщение с Россией. В мае 2020 г. наблюдается высокий спрос на ж/д перевозки из Азии.

Удавалось решать и проблемы на морских линиях несмотря на то, что морская логистика менее эластична и требует больше времени на восстановление нормального ритма. Но и здесь операторы старались гибко реагировать на ситуацию, развертывая экстренные фидерные сервисы. Эффективно работали в нелегких условиях и отдельные автомобильные компании.

Эффективно работают в условиях эпидемии и таможенные службы китайских провинций, которые существенно сократили время оформления приоритетных грузов, открыли «зеленые коридоры» для противоэпидемических и медицинских грузов, а также для сырья и запчастей, необходимых для восстановления производства. Многие таможни перешли на режим «сначала выпуск – потом окончание таможенных процедур». Это также помогло возобновить работу предприятий и нормализовать внешнюю торговлю.

В целом, грузоперевозки осуществляются, хотя цепочка поставок между Китаем и Европой до сих пор нарушена.

Логистика в Евросоюзе

Экономика Евросоюза в настоящий момент испытывает на себе все последствия карантинных мероприятий. Движение грузового транспорта полностью не закрыли, однако действуют определённые ограничения. К тому же клиентов у транспортных компаний стало значительно меньше. Экспонента количества заболевших в Европе в настоящее время до сих пор растёт.

В целом, эксперты прогнозируют падение европейского рынка грузоперевозок минимум на 40%.  

Основные логистические тенденции в ЕС:

  • Снизился объем и внутриевропейских, и международных перевозок.

  • В связи с режимом самоизоляции, введенным во всех странах Европы, дороги стали практически пустыми.

  • В ЕС отменили ограничения, запрещающие движение грузового транспорта в выходные дни.

  • Ставки внутри Европы снижаются.

Сервисы для e-сommerce

Планируется открытие сортировочных центров для e-commerce-посылок на базе логистической инфраструктуры X5. Доставка товаров до почтоматов и пунктов выдачи заказов осуществляется с помощью собственного автопарка, обеспечивающего регулярные розничные поставки.

Как рассказал Артем Холин, в настоящее время подразделение управляет несколькими десятками сотен локеров во всех регионах присутствия Х5. Доставка посылок осуществляется как с привлечением партнеров, так и с помощью собственной логистики.

В планах — дальнейшее расширение сети почтоматов, что позволит предложить посетителям магазинов группы дополнительный удобный и востребованный сервис.

«Обсуждаем возможность участия в проекте со всеми крупнейшими российскими и иностранными интернет-ритейлерами и маркетплейсами, занимающимися преимущественно непродовольственными товарами, — говорит Артем Холин. — Кроме этого видим в числе потенциальных партнеров небольших локальных онлайн-игроков, для которых участие в проекте – хорошая возможность доставлять товары широкой аудитории практически по всей стране, используя логистические мощности Х5. Ведь магазины Х5 ежедневно посещает более 12,5 млн человек в 64 субъектах РФ».

По мнению эксперта, точки self pickup на рынке в дальнейшем будут все больше автоматизироваться, поскольку несут ощутимое преимущество для покупателя – быстроту и отсутствие необходимости планировать точный момент получения заказа, а для ритейлера – более быстрый выход на безубыточность.

Главные тренды международной логистики: 5PL или виртуальная логистика

Что нового появилось в современной логистике? Все больше сервисов, и в том числе логистических, оцифровываются. Компании больше внимания уделяют именно ИТ-технологиям. Ранее популярная модель 3PL (Third Party Logistics — предоставление комплекса логистических услуг: от доставки и адресного хранения до управления заказами и отслеживания движения товаров) стала основой мирового рынка логистики за счет уменьшения сроков и стоимости доставки. Однако логистическая технология 5PL может принести еще большую экономию в глобальной цепи поставок.

5PL (Fifth Party Logistics) – это модель логистики как «единое окно», при котором грузовладелец может получить весь спектр логистических услуг на одном ресурсе за счет использования глобального информационно-технологического пространства.

Это может быть:

  • некий «виртуальный» логистический партнер, у которого аккумулируется вся информация о логистических возможностях участников рынка. При этом собственных материальных и финансовых ресурсов, используемых непосредственно в организации перевозок, у такого оператора может и не быть;
  • высокотехнологичная логистическая ИТ-инфраструктура отдельной компании, в которую заведены все сервисы данной компании как в части услуг для клиентов, так и в части инструментов взаимодействия с агентами. Но всегда в рамках глобальных сервисов это комплексный подход к управлению цепочкой поставок.

В последнее время все чаще появляется информация, что крупные логистические операторы запускают собственные проекты создания подобных логистических площадок или создают ассоциации для разработки подобных сервисов. Это дает дополнительный стимул для развития логистического сервиса.

Развитие внутренних грузоперевозок и логистических цепочек

Ещё недавно большинство перевозок было направлено на экспорт или импорт товаров, пренебрегая внутренними рынками. Кризис дал мощный толчок для развития внутреннего продукта, развития производств внутри страны. 

Значительное уменьшение грузовых потоков из других стран Азии и угроза закрытия границ с Китаем при возникновении следующей волны пандемии приводят к тому, что часть ресурсов, товаров, продуктов, которые ранее закупались именно там, производители будут пытаться произвести в своей стране. Например, топ-5 товаров, которые поставляются в Россию из Китая, – смартфоны, чеснок, профессиональное спортивное оборудование, химические удобрения, одежда и обувь – есть возможность производить внутри РФ. Сейчас хочется верить, что для России это шанс замкнуть логистическую цепочку на себе. 

Будет наблюдаться рост внутреннего производства в связи с закрытием границ и, как следствие, развитие внутренней логистики и выход на новый уровень качества.

Цифровые экспедиторы

Многие крупные игроки начали с автоматизации рутинных процессов. «Понимая роль цифры в нашей отрасли, в 2020 году мы запустили проект „Цифровой экспедитор“ для улучшения внутренней эффективности и ускорения отклика на клиентские заявки. Плюс это даст дополнительный сервис для наших партнёров — небольших транспортных компаний, которых мы привлекаем как субподрядчиков. Мы хотим улучшить свою ресурсную базу за счёт привлечения всех возможностей для перевозок», — рассказывает Илья Сатаров, генеральный директор группы Globaltruck.

Однако настоящую революцию в логистике совершила в 2017 году Smartseeds — онлайн-платформа, объединившая участников цепочки поставок сельскохозяйственной продукции: заказчиков, собственников транспорта и водителей. В системе можно заказать перевозку, забронировать время разгрузки на зерновых терминалах и отслеживать перемещение груза.

Эксперты приравнивают роль Smartseeds в грузоперевозках к Uber в пассажирском транспорте. У компании нет своего парка машин, она не занимается ни перевозками, ни торговлей, но объединяет участников рынка на свой платформе и поддерживает услугу полного цикла: от электронного документооборота и бухучёта до проведения и контроля платежей и страхования груза. На сегодняшний день Smartseeds с 8000 зарегистрированных перевозчиков является ведущей цифровой платформой для перевозок зерна в России.

Клиентский сервис

Эта тема идет последней в нашем списке, что не умаляет ее важности для логистического бизнеса. Любой, кто пытался дозвониться до курьера, чтобы узнать, когда он прибудет с посылкой, подтвердит — в такие моменты очень важно ощутить человеческое отношение

Хороший пример применения этих технологий в жизни — опыт Amazon. В списке сервисов, с которыми работает голосовой помощник Alexa есть DHL Express и US Postal Service — пользователь может в любой момент спросить у умной колонки, где сейчас его посылка. Чат-боты и роботизированные консультанты берут на себя значительную часть клиентской поддержки, причем с развитием технологий синтеза речи общение с ними становится все «человечнее». Такой сотрудник всегда предельно вежлив и спокоен и может одновременно общаться с сотнями, тысячами клиентов.

Несомненно, на логистические процессы сильно повлияют и умные дороги, которые будут передавать в центры организации движения данные о транспортной ситуации, и роботизированные офисные системы, берущие на себя работу с документами и сопровождение грузов. Так что можно с уверенностью ждать, что в скором будущем мы увидим, как роботы-помощники принимают посылки от роботов-курьеров, которые отправляют подтверждение заказа роботам-отправителям.

Текст: Помогаев Дмитрий

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бизнес журнал Мономах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: