Экскурсии
Экскурсии всегда были основным пунктом туристической культурной программы. Их трансформация началась давно: аудиогиды начали вытеснять экскурсоводов с появлением в обиходе наушников. Изменения продолжаются, и эта сфера развивается в ногу со временем.
Сенсорные киоски
Новые технологии в культуре позволили сделать возможными экскурсии без экскурсоводов. Для этого в залах музеев устанавливают сенсорные киоски, представляющие собой программный комплекс на основе компьютера, который оснащён сенсорным монитором. В сенсорном киоске содержится графическая, текстовая, аудио-, видео-, музыкальная и анимационная информация, доступ к которой может получить каждый посетитель музея.
Так как у человека под действием всех типов восприятия поданная информация вызывает больший эмоциональный отклик, то можно быть уверенным, что данные, полученные во время такой экскурсии, долго останутся в памяти. При помощи разноплановой подачи человек может полнее погрузиться в мир культуры и истории. Удобно и то, что иностранные посетители могут выбрать для себя нужный язык и получить исчерпывающую информацию в любом музее мира даже в том случае, если не владеют языком этой страны.
3D-экскурсии
Ещё один формат экскурсий, взятый на вооружение в сфере культуры – 3D-туры и экскурсии. Он поможет тем людям, которые не могут посетить желаемый культурный объект или город, но желают получить о нём исчерпывающее представление. В виртуальной экскурсии собраны объединённые сферические панорамы, которые плавно и поочерёдно могут сменять друг друга. Направление маршрута виртуальный турист может выбирать сам, управляя полем зрения при помощи мышки. Как правило, к обычной визуальной картинке добавляются вспомогательные элементы: всплывающие окна с информацией, надписи, графические клавиши управления и пр.
Благодаря таким экскурсиям можно посетить большинство экспозиций самых известных музеев. Таким же образом совершают виртуальные прогулки по наиболее красивым местам больших городов. 3D-экскурсии позволили миллионам людей, не имеющих возможности побывать в интересующих их местах, посетить эти города или музеи.
Онлайн-обучение как современная технология в образовании
Раньше ребята из регионов стремились уехать учиться в крупные города. Теперь качественное образование потеряло привязку к месту и обучение не по прописке реально — можно заниматься с педагогом любого ранга и национальности, даже если он живёт в другом часовом поясе и говорит на иностранном языке.
Онлайн-образование развивается с невероятной скоростью. Скоро будут применяться не только дистанционные уроки с живыми людьми, но и учёба под руководством искусственного интеллекта. Например, Microsoft уже выпустил обучающее приложение для изучения китайского языка. В нём ученик отвечает на короткие печатные и аудиосообщения преподавателя-бота в чате. Искусственный интеллект анализирует ответы и подбирает нужную нагрузку.
<<Форма демодоступа>>
Современные технологии онлайн-обучения делают образование доступным каждому, у кого есть доступ в интернет, и возможно, в будущем традиционные очные занятия полностью изживут себя.
2020: Более 85% музеев России признают необходимость цифровой трансформации
Более 85% опрошенных музеев Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области признают необходимость цифровой трансформации – показало совместное исследование Microsoft и TAdviser. В частности, 20% респондентов уже активно реализуют стратегию цифровизации, 23% – разработали ее, а 43% – планируют это сделать. Основным приоритетом в этом направлении стало создание цифровых возможностей для посетителей – это отметили 82% респондентов. По данным экспертов, в фокусе находится интерактивное взаимодействие с клиентами не только во время посещения выставок, но и через онлайн-форматы. Для этого сфера искусства и культуры активно использует современные технологии и привлекает специалистов из области ИТ. Об этом Microsoft сообщил 18 марта 2020 года.
Цифровизация музеев
Процессы цифровизации все больше затрагивают различные сферы нашей жизни. Современная аудитория, особенно молодежь, ориентирована на интерактивный и более персонализированный контент, и это меняет подходы к восприятию произведений искусства и способы их представления. Музеи учатся взаимодействовать с посетителями по-другому в онлайн- и офлайн-пространстве, используя технологии и высококвалифицированные кадры в области ИТ. Исследование рынка помогает взглянуть на эту трансформацию с другой стороны и доказывает ее необходимость, отмечает Александр Лавров, эксперт в виртуальной, дополненной и смешанной реальности (VR/AR), президент VRARA Moscow Chapter |
Как показало исследование, достаточно много внимания уделяется взаимодействию с людьми c помощью инноваций: более 50% респондентов уже используют или внедряют технологии виртуальной/дополненной реальности, 33% используют аудиогиды, около четверти – виртуальных помощников (24%) и навигацию по музею (23%).
В качестве инструмента для цифровизации музейных процессов, большинство опрошенных уже использует технологии искусственного интеллекта или планирует начать это делать – так ответили 53%. В 2020 году более трети респондентов также начинают внедрять VR/AR для решения различного рода задач, почти столько же планируют обратиться к мультимедийным решениям (33%). Достаточно широко используются облачные технологии: 26% организаций решают свои задачи с помощью публичного облака, 22% предпочитают гибридные сценарии.
Цифровизация затрагивает все сферы нашей жизни. Учреждения культуры не стоят в стороне и демонстрируют готовность к внедрению современных технологий. Они играют важную роль в обеспечении функционирования музеев, в их научной деятельности и, несомненно, в подходах к работе с посетителями, в том числе дистанционно. Сотрудничество с музеями является одним из приоритетов для Microsoft в России. Оно развивается в различных направлениях: это и способствование созданию инновационных решений партнеров, и изучение международного опыта, и проведение исследований рынка, и, конечно же, подготовка специалистов, начиная с профориентации в школах. Так, в 2020 году мы запускаем образовательную акцию DigiGirlz, посвященную возможностям технологий в сфере искусства и музейной деятельности. Она призвана привлечь интерес молодежи, в том числе девушек, к точным наукам, прокомментировала Елена Сливко-Кольчик, руководитель направления по работе с организациями образования и науки Microsoft в России |
В ходе акции DigiGirlz при поддержке участников педагогического сообщества проекта «Твой курс: ИТ для молодежи» и инициативы «Код-Класс», компания Microsoft планирует провести в марте и апреле 2020 года по всей России ряд образовательных тематических онлайн-уроков, которые посвящены использованию технологий, в частности, искусственного интеллекта, в сфере искусства и культуры. Проект охватит более 15 000 человек по всей стране и станет продолжением глобальной инициативы Microsoft #MakeWhatsNext по привлечению в сферу ИТ молодых квалифицированных кадров в лице девушек.
Подключиться к участию в программе и провести онлайн-занятия для молодежи на своих площадках могут все желающие педагоги и образовательные учреждения.
Умное земледелие
Если говорить о растениеводстве, в первую очередь это точное земледелие. Ведь основным принципом любого бизнеса является повышение производительности, качества продукции и снижение себестоимости. Сельское хозяйство тоже не исключение, любой производитель всегда будет делать выбор в пользу продуктивных сортов растений, эффективных удобрений и экономичных сельхозмашин.
Фактически возникает два основных вопроса: как создать точную карту земель с необходимыми характеристиками и как управлять урожайностью? Эти вопросы уже могут решить существующие технологии точного земледелия, в основе которых лежит программное обеспечение с алгоритмами для анализа массива данных. Данные могут быть получены как посредством спутниковых снимков, так и с помощью дронов. Дроны позволяют детализировать данные со спутниковых снимков. К примеру, дрон может увидеть, заражено растение или нет.
Существующие ИИ-технологии позволяют формировать электронные карты с ретропериодом, которые могут предоставлять фермеру отчёт на регулярной основе: в каком состоянии урожай, где необходим дополнительный полив и удобрения, где есть заводнённые или непродуктивные участки земли.
Важно отметить, что система не только консолидирует и анализирует данные, но и позволяет сформировать точные инструкции для сельхозтехники, выходящей в поле. Машина сама регулирует количество необходимых ресурсов на каждом участке поля
Система в итоге позволяет фермеру оптимизировать затраты и повысить урожайность, особенно тех участков, которые ранее не использовались в полной мере.
В целом мы видим тенденцию на дальнейшее улучшение подобных сервисов с помощью интернета вещей в сельском хозяйстве. Цель — сбор датчиками максимального объёма информации для последующего анализа. Например, с помощью датчиков может быть собрана информация о влажности и химическом составе земли, что, в свою очередь, помогает выстроить эффективную систему мелиорации земель. Чем шире информационный массив больших данных, тем более многофакторную модель по прогнозированию урожая можно построить.
Posthumanist perspectives – Пост-человечные взгляды
В наши дни, грань между физической оболочкой человека и его жизнью в реальном и цифровом мире все больше стирается, но тем не менее «что значить быть человеком?» остается важным вопросом в образовании. Пост-человечность, это система обучения, благодаря которой взаимодействие с животными или роботами не кажется, чем-то необычным, или странным.
Различные технологии все больше и больше входят в обиход, как например в случае чат-ботов, или каких-то медицинских приспособлений. Более того, люди становятся привязаны к ним, как могут быть привязаны к другому человеку. В связи с этим, необходимо изучать взаимоотношения «между человеком, окружающей средой, животными и технологиями».
Что это за площадки
Согласно порядку формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования, федеральные инновационные площадки (ФИП) создают для модернизации системы образования с учётом главных направлений социально-экономического развития страны и приоритетных направлений госполитики в сфере образования.
Инновационными площадками признают образовательные организации и их объединения, которые реализуют инновационные проекты и программы, имеющие существенное значение для развития всей системы образования.
Основной целью работы площадок являются разработка, апробация и внедрение:
- элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в том числе с использованием ресурсов негосударственного сектора;
- образовательных программ — как примерных основных, так и инновационных, а также программ развития образовательных организаций, работающих в сложных социальных условиях;
- профилей подготовки в сфере профессионального образования, которые обеспечивали бы формирование кадрового и научного потенциала в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития России;
- методик подготовки, профессиональной переподготовки и (или) повышения квалификации кадров, в том числе педагогических, научных и научно-педагогических работников и руководящих работников сферы образования, на основе применения современных образовательных технологий;
- механизмов, форм и методов управления образованием на разных уровнях, в том числе с использованием современных технологий;
- институтов общественного участия в управлении образованием;
- механизмов саморегулирования деятельности объединений образовательных организаций и работников сферы образования, а также сетевого взаимодействия образовательных организаций.
Кроме того, инновационные площадки могут заниматься совершенствованием следующих составляющих системы образования:
- научно-педагогической;
- учебно-методической;
- организационной;
- правовой;
- финансово-экономической;
- кадровой;
- материально-технической.
Со скоростью 1200км/ч на поезде
Представьте, что вы едете на поезде, который мчится по туннелю со скоростью реактивного истребителя. Звучит как история из мира научной фантастики, но уже в ближайшем будущем эта картина может стать реальностью. Предприниматель Илон Маск — создатель автомобиля Tesla и ракеты Falcon Heavy — именно так видит развитие общественного транспорта. Этот проект носит название Hyperloop, ожидается, что он очень ускорит нашу жизнь и будет экологически безопасным
Поезда Hyperloop будут двигаться по вакуумным трубам, со скоростью 1200км/ч благодаря сжатому воздуху и асинхронным двигателям. С его помощью добраться из Лос-Анджелеса до Сан-Франциско станет возможным за 35 минут. Столько же вероятное путешествие из Москвы в Петербург.
Самостоятельность в суждениях, выход за пределы навязанной картины мира приобретет особое значение для преодоления негативных сценариев
Конечно, все мы люди и мы не можем быть спокойными, особенно, если многое воспринимаем как несправедливость. Но, если бы мы не дробили своё восприятие на частные эпизоды и не давали возможность использовать наш эмоциональный фон, делая его оружием для управления нами же, то все перемены и процессы были бы более конструктивными и не столь агрессивными.
Ведь стоит задуматься над тем, что элиты тратят огромное количество денег на любые формы устрашения, часто создавая очевидные фейки и поводы для взаимного неприятия. И это всё не только чисто политические шаги, это использование инструмента более тонкого порядка, создание общих физических, вибрационных состояний, при которых мир не может перейти в другой формат и должен будет самоуничтожиться. Вот основная цель ! И эта цель находится вне человеческого управления, но должна осуществляться самим человечеством, так как это не спорит с якобы свободной волей землян.
Так что самостоятельность в суждениях, выход за пределы навязанной картинки станут главным способом выхода из навязанного негативного сценария.
5 технологий будущего, которые не оставят человечество голодным
- Холодильник, наполняющий себя сам. В суете рабочих будней мы часто забываем купить нужные продукты. Эту функцию берут на себя современные холодильники, подключенные к системе «умный дом». Прибор сверяет продукты в наличии с запрограммированным перечнем и заказывает те, которые закончились. Заявка отправляется в службу доставки, деньги списываются с привязанной карты, а вам остается только получить еду и разложить по полкам.
- Еда из 3D-принтера. Стремительное развитие этой технологии позволяет надеяться, что совсем скоро продукты можно будет просто печатать на бытовом 3D-принтере. Эксперименты в этом направлении проводят несколько компаний, так что времена, когда приготовление завтрака будет заключаться в нажатии кнопки на печатающем устройстве, не за горами.
- Лабораторное мясо. Население Земли растет, и некоторые страны уже испытывают постоянный дефицит продовольствия, особенно животного белка. Решением этой проблемы может стать выращивание искусственного мяса на специальных «фермах». Такой способ добывания еды позволит снизить экологический ущерб от животноводства, накормить голодающих и снабдить полезным белком вегетарианцев.
- Биохолодильники. Участник конкурса Electrolux Design Lab дизайнер Юрий Дмитриев предложил принципиально новый вариант хранения продуктов. В его холодильнике нет полок, отделений и даже дверей. Он не нуждается в электроэнергии для поддержания низкой температуры. Еда помещается в биополимерный гель, который сохраняет продукты за счет света, генерируемого при низкой температуре. Разместить такой биохолодильник можно на стене или на потолке.
- Лабораторные молочные продукты. В основе этой технологии будущего лежит процесс ферментации, в результате которой ученые получают казеин, сыворотку и молочные белки. Процесс считается более простым, чем выращивание искусственного мяса, а значит, весьма перспективным. Первые инновационные молочные продукты уже можно найти на полках американских магазинов. Сейчас исследователи работают над улучшением вкусовых качеств искусственных молока, сыра и мороженого.
Science art — научное искусство, помогающее популяризации знаний
Сегодня многие видят искусство и науку как полюса особой культуры. Есть и те, кто считает, что искусство, технологии и наука вовсе начинают сливаться в новую область под названием sci-art, или science art.
Такова точка зрения Артура Миллера, профессора Лондонского университетского колледжа, который популяризировал эту идею в своей книге «Сталкивающиеся миры: как передовая наука переосмысливает современное искусство». Он считает, что sci-art — это новое авангардное движение, или «третья культура», рождающая работы, которые радикально отличаются от всего, что было раньше. Искусство становится неотъемлемой частью научной коммуникации, оно привлекает аудиторию на эмоциональном уровне. Но, к примеру, научная иллюстрация или рентгеновские снимки цветов — это не сайнс-арт.
Сайнс-арт — это, например, магнитно-резонансная визуализация человеческого тела, изображение мухи на кристаллах сахара, захваченное микроскопом, или причудливый узор из кровеносных сосудов или раковых клеток, ярко светящихся благодаря внедрению в них гена флуоресцентной медузы.
Из наиболее громких проектов sci-art можно вспомнить прозрачные стеклянные скульптуры вирусов (вроде ВИЧ, гриппа H1N1, малярии и других патогенов), представленные в рамках проекта «Микробиология в стекле». Их автор Люк Джеррам таким образом показывает, насколько сложны структуры микроорганизмов, которые безжалостно уносят множество жизней.
Другая художница — Анна Думитриу — сотрудничает практически с каждым британским университетом и создает работы с использованием реальных бактерий. Тем самым она показывает аудитории, сколько микроскопических существ населяет наши тела, поверхности домашней мебели и не только. Так, один из ее авторских экспонатов представлял собой интерактивную панель, имитирующую чашку Петри. Любой желающий мог поднести руку к ее поверхности, «оставить» на ней микробы со своей ладони и посмотреть, как они будут себя вести. Так Анна Думитриу предложила поразмышлять о наших представлениях о чистом и грязном, о больших и самых маленьких организмах.
А, к примеру, лаборатория молекулярной физики в европейском CERN, где находится Большой адронный коллайдер, учредила целую программу под названием COLLIDE. В рамках этого проекта художники мирового класса приезжают в лабораторию и университетский городок в Женеве на срок до трех месяцев, чтобы пересказывать историю исследований арт-языком.
Не отстает и легендарный MIT (Массачусетский технологический институт). Там в 2012 году открылся Центр искусств, науки и технологий с целью интеграции искусств в научные исследования и инженерные разработки. Таким образом один из ведущих мировых вузов признает роль искусства в науке и технологическом образовании, а также в культивировании творческой атмосферы, которая помогает раскрыться потенциалу студентов и ученых.
Все эти примеры говорят об одном. Продвижение науки через искусство — это отличный способ расширить доступ к достижениям ученых. Ведь обмен информацией интересным или необычным способом помогает улучшить распространение знаний и вовлечь более широкую аудиторию. Наука может подвести к истине, в то время как искусство позволит почувствовать ее. Поэтому, когда наука встречается с искусством, горизонты представлений расширяются, а пробелы в нашем понимании обеих этих сфер заполняются.
Беспроводная зарядка в дороге
Фото: electreon.com
Поскольку страны взяли на себя обязательство по снижению уровня CO2, зеленые технологии бурно развиваются по всему миру. За первую половину 2021 года продажи электромобилей выросли на 160%, но водители по-прежнему сталкиваются с серьезным препятствием: зарядка транспорта может занять несколько часов. Израильская фирма ElectReon придумала незаурядное решение проблемы. Электромобили могут пополнять запасы энергии прямо во время движения, если под асфальт вмонтировать катушки, генерирующие электрические поля. Это позволит машинам иметь батареи меньшего размера, сделав их легче и эффективнее. Возможно, при таком обустройстве улиц аккумуляторы в электротранспорте вообще окажутся не нужны. Компания уже проводит испытания в Германии, Италии и Швеции. В октябре 2021 года она заключила контракт на зарядку электробусов в Тель-Авиве на сумму $9,4 млн.
Самая точная карта Земли
Вопрос о том, как изображать шарообразную планету на плоской карте, волновал картографов еще в XVI веке. Проекция фламандского географа Герарда Меркатора оказалась очень удобной для моряков и закрепилась на века. И хотя Северная Америка и Евразия выглядят на ней непомерно большими, а Антарктида и Гренландия сильно искажены, до сих пор она была основой веб-карт, включая «Google карты». Три американских профессора: Готт, Голдберг и Вандербей — сделали самую точную плоскую карту Земли, устранив искажения. Выглядит она непривычно, но зато соотношения размеров материков соблюдены, как и расстояния между океанами.
Выставки
Культурные экспозиции и различные выставки получили новый виток развития благодаря применению инновационных предложений.
Видео-мэппинг
За последние 5 лет в выставочной культуре появился новый формат, который очень быстро набирает обороты – видео-мэппинг. Он подразумевает использование проекций изображений на любые физические объекты. При помощи видео-мэппинга можно преобразовать пространство помещений и объектов с учётом его формы и расположения.
Эта технология становится центральным механизмом выставок благодаря тому, что является легко воплощаемым в жизнь механизмом шоу и презентации. Физическим объектом, на котором будет визуализировано изображение, может стать предмет любого размера: от маленького макета до огромной поверхности строения многоэтажного дома.
Системы дополненной реальности
Ещё одна технология, активно применяемая на культурных выставках – система дополненной или расширенной реальности. Она представляет собой результат введения в поле зрения разного количества сенсорных данных, которые дополняют имеющуюся картинку для формирования более полного образа. При помощи этого механизма совмещается виртуальное и реальное, а их взаимодействие в реальном времени становится возможным.
Интернет вещей
Это взаимосвязь разных устройств, которые работают друг с другом без участия человека, образуя единую систему. Технология чаще используется в промышленности, где автоматизируются не только отдельные конвейеры, но и целые заводы.
Интернет вещей даёт возможности многим отраслям: логистика, рестораны, сельское хозяйство, энергетика. Здесь системы и датчики будут анализировать текущий спрос на товары или услуги и автоматически подстраиваться под него.
Есть большой простор и для быта: мониторинг расхода воды, электричества, отопления, объединение умных домов в умные районы.
Читайте: Что такое интернет вещей, как он работает и чем полезен
Искусственный интеллект
Долгое время писатели-фантасты обещают будущее, где человечество обзаведётся кибернетическими друзьями, коллегами и, вполне возможно, вторыми половинками. Они будут способны понимать нас, наши просьбы, эмоции и даже наше молчание, не говоря уже о юморе. Но мечты до сих пор остаются мечтами, а количество попыток создать настоящий искусственный интеллект всё растёт.
Уже сегодня есть программы ИИ, распознающие грусть и злость на лице человека, а некоторые способны описывать то, что «видят» вокруг себя. Может и система распознавания лиц, внедряемая сегодня в смартфоны, нацелена на развитие возможностей ИИ для лучшего понимания человеческих эмоций.
Всё это очередные шаги к созданию искусственного интеллекта, способного анализировать окружающий мир, а затем, через полученный опыт, делиться своими знаниями с человеком. Следуя подобным идеям, ученые всего мира рассчитывают на скорую возможность создать машину, умеющую рассуждать, иронизировать и понимать человека. Ждём, надеемся и верим!