Арендуй и властвуй: что такое шеринговая экономика и как она работает

Machine Learning для контроля экологической обстановки

Для мониторинга и анализа уровня загрязненности городского воздуха в Сиднее установлено 14 специальных IoT-сенсоров, которые собирают большие данные о состоянии атмосферы и передают их в систему Национального центра ИКТ Австралии (NICTA) и Департамента защиты окружающей среды штата Новый Южный Уэльс (NSW EPA). Методы Machine Learning и алгоритмы прогнозирования обрабатывают эту информацию и рассчитывают индекс качества воздуха на ближайшие сутки. По значению этого показателя система предсказывает уровень загрязненности воздуха на ближайшие 24 часа в различных районах штата. Данная информация позволяет жителям и промышленным предприятиям оценивать качество воздуха и принимать меры по его улучшению 1.

Аналогичный проект планируется реализовать в Чикаго, чтобы уличные датчики измеряли температуру, влажность, уровень загрязнённости воздуха, тепла и ветра. Полученные данные будут использоваться аналитиками Big Data и профильными специалистами для изучения окружающей среды в городе и оперативного решения локальных экологических проблем, а также учитываться при планировании строительства новых жилых и производственных кварталов 2].

Еще больше интересных примеров и других полезных вещей по использованию больших данных, машинного обучения и интернета вещей в нашем учебном центре: практические курсы обучения пользователей, инженеров, администраторов и аналитиков Big Data в Москве.

Смотреть расписание
Записаться на курс

Источники

  1. https://www.pwc.ru/ru/government-and-public-sector/assets/ddc_rus.pdf
  2. http://downtown.ru/voronezh/technology/8847
  3. https://www.cio.com/article/2385245/new-york-turns-to-big-data-to-solve-big-tree-problem.html
  4. https://www.the-village.ru/village/city/transport/265074-transport

Как Ростех и партнеры делают города умными

Госкорпорация Ростех является участником проекта «Умный город», а ее холдинги разрабатывают и производят оборудование для цифровизации городской экономики. На сегодняшний день компании радиоэлектронного комплекса Ростеха, в частности Национальный центр информатизации и холдинг «Швабе», в партнерстве с ПАО «Ростелеком» реализуют проекты по безопасным и умным городам в различных регионах. Эти проекты включают системы управления большими данными, координации работы служб и ведомств, интеллектуального видеонаблюдения, мониторинга сетей ЖКХ, комплексного мониторинга окружающей среды и другие. 

Притом что во всех этих сферах Ростех обладает значительной самостоятельной компетенцией, кооперация с другими участниками проекта также играет важную роль. Примером тому может служить успешная работа с «Ростелекомом», в рамках которой создано совместное предприятие «Цифромед». Оно занимается созданием и поддержкой информационной системы в сфере здравоохранения, которая станет базой для оказания широкого спектра цифровых медицинских услуг населению. Госкорпорация отвечает за развитие и поддержку Единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ). Система обеспечивает доступ населения к цифровым медицинским сервисам, таким как электронные медкарты, онлайн-запись, личный кабинет на портале госуслуг и другие. Одной из подсистем ЕГИСЗ является информационно-аналитическая система госзакупок лекарств.

Еще одним успешным примером кооперации является взаимодействие Ростеха с «Ростелекомом» по развитию сетей связи пятого поколения 5G, распространение которых станет важным шагом в цифровизации городов. Для эффективной совместной работы создан архитектурный совет – управляющий консультативный орган, в который вошли руководители Госкорпорации, «Ростелекома» и Правительства РФ. В Национальном центре информатизации, входящем в Ростех, разработаны дорожные карты, которые лягут в основу реализации проекта сетей 5G.

Другое важнейшее направление взаимодействия Ростеха и «Ростелекома» − совместная работа по системам хранения данных, которые сейчас активно внедряются во всех отраслях экономики. Работа ведется в альянсе с многопрофильной ИТ-структурой «ИКС Холдинг». Разработки альянса по своим характеристикам не уступают зарубежным аналогам и позволяют отечественным компаниям организовывать сбор и хранение данных в соответствии с федеральными законами.

Новикомбанк, опорный банк Госкорпорации Ростех, активно поддерживает программы, реализуемые холдингами Госкорпорации в рамках проекта «Умный город». На данный момент банк уже выделил предприятиям Ростеха кредиты на общую сумму более 15 млрд рублей для разработки и внедрения информационных технологий и интернета вещей. 

Какие ещё шеринг-сервисы могут быть востребованы в России?

Люди и еда

Михаил Петров, директор по продуктам и инновациям финтех-маркетплейса VR_Bank:

— Шеринг в России развит крайне мало. Мы начали развивать эти сферы гораздо позже, чем за границей. Как следствие, эффект низкой базы стимулирует предпринимателей создавать проекты практически во всех сферах. Например, у нас вообще не развиты шеринги человеческих ресурсов: в Америке считается нормой набирать людей в пиковые дни/часы — это балансирует пиковую нагрузку в ресторанах и не только. Шеринги скутеров: в Европе, например, во Франкфурте вы можете арендовать электроскутер фактически на каждом шагу. Предпринимателям стоит подумать о медицине, ведь это колоссальная база для эффективного использования медицинского оборудования, которое более 60% времени просто простаивает без дела. Это даст колоссальный импульс для развития компаний, которые смогут воспроизвести модель совместного потребления сервиса такого уровня. Большие перспективы у фудшеринга — это передача или распродажа продуктов за несколько дней до окончания срока годности. Около 30 млн людей можно кормить целый год, если не выбрасывать еду, а отдавать тем, кто готов её съесть прямо сейчас.

Промышленное оборудование

Олег Дю, директор по развитию ГК «Галактика», основатель компании «Самокат Логистика»:

— Я не верю в развитие в ближайшем будущем всего, что связано с шерингом одежды, еды и т. д. Потому что это прежде всего вопрос гигиены, и никакая экономия, разумное потребление ещё долго не смогут это изменить. В первую очередь по модели совместного потребления будут использоваться вещи повседневного обихода, не связанные с гигиеническими нюансами

Важное условие — их доступность «на расстоянии вытянутой руки», то есть можно взять в любом месте и отдать в любом месте. Например, это велосипеды или самокаты, техника для ремонта (например, шуруповерт) и т

д.

Еще одна интересная история, которая пока не развита, но у которой большой потенциал, — это промышленный шеринг. Сейчас есть много маленьких предприятий, у которых может не быть какого-то оборудования: покупать дорого, и даже если купить, то загрузить полноценно не получится. Возможность арендовать на почасовой или посуточной основе нужные станки была бы для них наиболее эффективным вариантом.

Кстати, в массовом сегменте такие примеры уже есть, это производственный коворкинг, то есть по сути шеринг различных станков и инструмента для массового потребителя. В Санкт-Петербурге уже пару лет работает открытая столярная мастерская «Мой цех», где любой желающий может прийти поработать. И это направление будет и дальше развиваться. Так или иначе, но за шерингом будущее. Это просто вопрос времени.

Техника и секонд-хенд

Сергей Богданов, партнёр венчурного фонда YellowRockets.vc:

— Если говорить о проектах в сфере моды, в сфере каршеринга, карпулинга, то они уже показали свою работоспособность. Это направление будет развиваться, как и шеринг техники вообще. Они хорошо соотносятся с экономикой осознанности, когда люди стараются осознано потреблять, следят за происхождением продукта, за этичностью, хорошо относятся к повторному использованию вещей. Возможно, некоторые стартапы станут работать на очень узких рынках, и масштабирования будет сложно добиться, но как хороший устойчивый бизнес это вполне жизнеспособно.

В России есть запрос на шеринг-стартапы, но проектов в этой области очень мало. Мы верим, что проекты будут появляться. Меняется парадигма потребления в целом. Формула «Потребляй и властвуй» уже не в моде, и корпорациям, которым это было очень на руку и они были основными двигателями философии тотального потребления, приходится перестраиваться. Например, IKEA в Сиднее недавно открыла секонд-хенд. Там на полках рядом с новыми товарами лежат вещи, которыми уже пользовались.

Фонд YellowRockets.vc готов инвестировать в шеринг-стартапы. Областей много, какие-то решения могут быть очень перспективны. Но, например, мы очень настороженно смотрим на рынок p2p-кредитования. Это сложный бизнес. В России были попытки построить шеринг-системы в сфере финансов, но пока особого результата они не принесли. Пока что такая бизнес-модель и этот рынок в России не очень привлекательны.

Преимущества и недостатки

К основным достоинствам шеринговой экономики можно отнести:

  • экономию. Вы тратите меньше средств, а также меньше времени на поиск нужного товара или услуги. Кроме того, арендуя вещи, используемые не слишком часто, вы экономите пространство, которое потребовалось бы для их хранения;
  • широкий выбор. Шеринг предоставляет огромный выбор товаров и услуг: от эконом-класса до класса люкс. Арендовать яхту на один день для романтической прогулки – вполне реально, а вот приобрести ее в собственность может далеко не каждый;
  • экологичность. Благодаря шерингу появляется возможность дать вещи вторую жизнь, тем самым сокращая количество мусора. Использование каршеринга сокращает количество выбросов в атмосферу от частных автомобилей;
  • социальные связи. Развитие некоторых онлайн-площадок способствует поиску единомышленников. Например, общение коллег на форумах фрилансеров или в коворкингах, а также установление приятельских отношений с людьми, которые путешествовали или арендовали жилье совместно с вами.

Недостатки шеринга:

  • как уже упоминалось, шеринг трудно поддается государственному регулированию, в частности, налоговому контролю. Ввиду отсутствия нормативной базы сокращается размер налоговых поступлений в бюджет, а также страдает безопасность участников сделки. Существует риск хакерских атак на онлайн-платформы, где содержатся персональные данные пользователей, в т.ч. реквизиты платежных карт;
  • пользоваться благами «здесь и сейчас» выгодно в молодости. Но когда человек достигнет пенсионного возраста, хватит ли его накоплений на аренду жилья и авто – большой вопрос.

Что предлагает сервис

Мы предлагаем путешествие без оплаты с перспективой выхода на внутренний рынок, а дальше — Европа и США. На мой взгляд, это самые перспективные направления в сфере туризма.

Исследуя рынок, я пришел к выводу, что с каждым годом цены на путешествия возрастают и обычным гражданам все труднее проводить отпуск вдали от своего постоянного места проживания. Поэтому решил создать такой сервис путешествий. Главное в данной системе – это баллы TSP.

Их можно получать разными способами. Приветственные баллы в размере 5 тыс. выдаются платформой при регистрации на ней. Дальше вы можете предложить разные услуги:

  • Жилье во время отпуска
  • Катание на велосипеде, автомобиле, катере и пр.
  • Переводчика, гида и многое другое

За предоставленные услуги вам не заплатят денег, а отдадут баллы. Их вы можете потратить в другом городе на аналогичных условиях. Другими словами, внутри сообщества идет обмен путешествиями.

Второй способ получения баллов – реферальная программа. Если по вашей ссылке в сервисе пройдет регистрация, вы сразу получите 500 баллов. Дальше ваш счет будет увеличиваться на 5/10% от количества баллов, израсходованных/полученных вашим рефералом.

В конечном итоге вы получаете возможность путешествовать, получать новые эмоции без финансовых затрат.

Путешествие без финансовых затрат

Чем делиться

Есть несколько основных категорий.

Путешествие без финансовых затрат

В сфере недвижимости это:

  • Традиционная аренда. Она может быть краткосрочной либо длительной. Популярнейший онлайн сервис – Airbnb. К услугам потребителей во всем мире жилье как эконом, так и премиум класса
  • Проживание в обмен на разные услуги: общение, оказание помощи по дому и пр.
  • Совместное проживание. Можно общаться на темы, интересные обеим сторонам, обмениваться знаниями

В области транспорта могу упомянуть:

  • Каршеринг. Автомобили можно арендовать на разных онлайн сервисах. Самые популярные — Делимобиль и YouDrive
  • Аренда разных транспортных средств, даже самокатов и велосипедов. ТС берется напрокат у станций метрополитена, чтобы быстро добраться до требуемого места. Транспорт оставляется на ближайшей станции
  • Поиск в нужном направлении попутчиков/водителей. Самый известный сервис — BlaBlaCar

Путешествие без финансовых затрат

Также отмечу другие важные сферы:

  • Товары/услуги. В интернете есть много сервисов, предлагающих в аренду подержанную вещь и специалистов для выполнения той или иной работы. Пример – сайт Авито
  • Коворкинг. Фрилансерам за умеренную плату предлагается рабочее место с доступом в сеть, нужным оборудованием и кофе. Сервис будет полезен, если дома невозможно работать, либо отсутствует какое-либо оборудование (сканер, принтер)
  • Образование. Во время COVID-19 дистанционное обучение получило мощный толчок в развитии. Когда в разных странах правительство закрыло традиционные школы, люди перешли на обучение в интернет. Стали создаваться видеоконференции, начали качать лекции, онлайн выполнять домашние задания и даже экзамены сдавали с помощью глобальной сети
  • Медицина. Вошла в моду онлайн консультация. Врачи стали через скайп и прочие мессенджеры консультировать больных по результатам обследований и предоставленных анализов (их копии пересылаются по почте или в самих мессенджерах), не говорю уже про видеоуроки лечебной физкультуры. Даже создан специальный сервис. Он называется восстановись рф. Его предназначение — помощь больным для восстановления после коронавируса
  • Краудфандинг. В онлайн режиме собираются средства для финансирования благотворительных проектов
  • Краудлендинг. Это коллективное финансирование бизнеса. Цель — получение дохода от размещения средств. В качестве примера могу указать на Национальную инвестиционную платформу или Money Friends
  • Аутсорсинг. Аренда персонала на конкретный срок. Допустим, предстоят сезонные работы. Это может быть сбор урожая в сельском хозяйстве или продажа прохладительных напитков на улице в жаркие летние дни

Путешествие без финансовых затрат

Основные подходы к определению шеринговой экономики

Сегодня существует много подходов к определению шеринговой экономики. В общем смысле шеринговая экономика представляет собой социально-экономическую систему, основанную на совместном использовании ресурсов.

Шеринговая экономика рассматривается как совокупность взаимоотношений, в которых люди создают для людей, то есть экономика обмена свободными ресурсами и коллективного потребления. Такой подход предполагает доступ к товарам при минимальных вложениях или за счет обмена.

Всемирная торговая организация, рассматривает термин «шеринговая экономика» как одноранговую деятельность (P2P), которая связана с приобретением, предоставлением или продажей доступа к товарам и услугам, что облегчается поддержкой онлайн-платформы.

Модель шеринговой экономики, как правило, используется в отношении предметов, которые являются дорогостоящими для покупки одним человеком, а также имеет популярность среди людей, которые не пользуются некоторыми собственными вещами ежедневно.

Шеринговая экономика – это быстрорастущий набор платформ, которые позволяют пользователям получать временный доступ к различным ресурсам. Также шеринговую экономику рассматривают, как реальную возможность создавать новые потоки доходов и рыночные преимущества.

Некоторые исследователи рассматривают шеринговую экономику как новую модель отношений между людьми, которая позволяет получить доступ к необходимому товару только в момент потребности, вместо его приобретения. Такая модель напрямую связана с формированием экономики разумного потребления, поскольку она подчеркивает необходимость экономии ресурсов, в связи с истощением их запасов.

Профессор Дж. Шор, определяет шеринговую экономику как экономику, в которой потребители предоставляют друг другу временный доступ к неиспользованным материальным активам, возможно за деньги. Необходимо отметить, что шеринговая экономика является следующим переходным этапом бартерной экономики. Ведь, в новой модели экономики, происходит обмен товаров на полученную ценность.

В соответствии с Оксфордским английским словарем, термин «шеринговая экономика» рассматривается как экономическая система, в которой активы или услуги распределяются между частными лицами бесплатно или за плату, как правило с помощью сети Интернет.

Всемирный экономический форум и рассматривают шеринговую экономику как организационное взаимодействие, в котором лица или организации обмениваются друг с другом неиспользованными «излишками» ресурсов или своими активами, для определенного вида оплаты или услуги.

По мнению Р. Бостмана, понятие шеринговой экономики не может иметь общего определения и имеет разделение на несколько связанных сфер. Эти сферы образуют каркас очень гибкой экономической сети – шеринговой экономики, которая позволяет людям обмениваться материальными и нематериальными вещами друг с другом. Эти обменные связи отчасти разрушают традиционные торговые механизмы, путем сокращения сроков транзакции или привлечения посредников.

Таким образом, обеспечивая более простой обмен ресурсами по требованию, шеринговая экономика повышает его эффективность. Во многих случаях это позволяет участникам получать деньги, не обладая ценными предметами, такими как автомобиль, а также создавать возможности для других людей и получать пользу от свободного владения.

Шеринговую экономику от традиционной экономики отличает три вида функций: использование цифровых технологий для объединения покупателей и продавцов (онлайн-платформы), использование свободной емкости (например, места в авто во время путешествий), проверка на доверие (экспертные оценки, посторонние проверки и прочее).

Как новая модель отношений она может оказывать влияние на объемы производства и торговли посредством воздействия на уровень спроса на товары длительного использования. Шеринговая экономика также способна менять традиционную модель потребительского поведения, поскольку предоставляет возможность монетизации неиспользованных активов или же стимулирует отказ от их приобретения.

Приоритет отечественному

«При устранении пробелов в нормативном регулировании той части умных городов, в которую вовлечено государство, спрос на решения будет высоким, а подавляющую их часть составят отечественные разработки», – считает Сергей Сахненко.

Большая часть данных, которые будут обрабатываться в умных городах, относится либо к данным об инфраструктуре, либо к персональным данным. И обе эти категории должны быть хорошо защищены

Поэтому использование отечественного оборудования, исключающего внешнее воздействие, критически важно для умного города.

Кроме того, задача реализовать лучшие технологии в области создания безопасной и комфортной среды обитания поставлена Правительством РФ в том числе и с учетом реализации политики импортозамещения. Также развитие умных городов позволит увеличить долю оборудования и технологий двойного назначения на отечественных предприятиях.

Создание и внедрение систем комплексной безопасности обеспечит работой научно-исследовательские организации и производственные предприятия. По словам Сергея Сахненко, уже сейчас сформированы условия для развития научных и технологических возможностей в интересах обеспечения безопасности людей и территорий в самых различных производственных отраслях − от микроэлектроники, радиоэлектроники, микросхемотехники, приборостроения до телекоммуникаций, аппаратного и прикладного программного обеспечения.

Причины популярности

Идеи,  лежащие в основе шеринга на самом деле не новы – библиотеки в привычном нам виде появились ещё в Новое время, а они являются самым ярким примером шеринга. Но сама идея совместного потребления как концепция появилась после начала 2000-х, а окончательно отшлифовали её экономисты Рэйчел Ботсман и Ру Роджерс в книге «What’s Mine Is Yours: The Rise of Collaborative Consumption» в 2010 году. В том же году Ботсман выступила с ней на конференции TED, а спустя год журнал TIME назвал совместное потребление одной из десяти идей, которые изменят мир. Прошло семь лет и, кажется, прогноз TIME сбывается – шеринг-экономика становится все более популярной социально-экономической моделью. Почему?

Это дешевле. Одна из главных причин роста популярности шеринга — возможность сэкономить. Большинство сервисов совместного пользования ощутимо дешевле, чем их традиционные аналоги. Арендовать машину при необходимости доехать из точки А в точку Б выгоднее, чем купить её и заниматься техобслуживанием

Особенно это важно для тех, кому машина нужна не на постоянной основе, а лишь в путешествиях или в отпуске. В крупных агломерациях важна мобильность, а в мегаполисе машина быстро из помощника становится проблемой

Это быстро и доступно. Большинство сервисов, которые предоставляют шеринг вещей и услуг, работают в собственном приложении. Человек уже во время трансфера в аэропорту может арендовать себе машину в конечной точке прибытия, не затратив время на вызов и ожидание другого транспорта. То же самое с арендой квартир – выбор варианта, обсуждение деталей с хозяином, заезд. Возможность быстро получить необходимую услугу – важный критерий в условиях современного мира, когда времени, кажется, нет ни на что.

Это менее вредно для окружающей среды. Временное и массовое владение одним и тем же предметом позволяет эффективнее использовать его ресурсы. Десяток людей, проехавшие тысячи километров на одном автомобиле, очевидно, навредят окружающей среде меньше, чем десять людей на десяти автомобилях. Это подкупает современную аудиторию, для которой экологичный образ жизни перестаёт быть маргинальным объектом для шуток в интернете и становится трендом.

Это регулируют сами пользователями. Во всей шеринг-нише очень важную роль играет онлайн-репутация. Прочитав отзывы о том или ином сервисе, человек сам решает, чем пользоваться, исходя из своих предпочтений. Плюс онлайн-репутации в том, что она формируется и внутри приложения, и на сторонних сайтах, и поэтому не может быть сфальсифицирована. Например, очень активное сообщество сосредоточено в твиттере, где пользователи зачастую обсуждают самые разные сервисы шеринга: от такси до объявлений на Авито.

Примеры использования шеринговой экономики

Приведем классический пример шеринговой экономики для частного лица.

Андрей работает в IT-сфере и может себе позволить выполнять заказы из любой точки мира. В большом городе Андрей имеет двухкомнатную квартиру в собственности. Климату северных широт молодой специалист предпочитает тепло и близость океана.

Андрей принимает решение о сдаче своей квартиры с использованием платформы Airbnb. На том же сайте он находит жилье в Тайланде на длительный срок. Кроме того, вырученные деньги от сдачи квартиры и доход от работы позволяют Андрею вести вполне безбедную жизнь в комфортном для него климате, включая аренду транспорта и питание в ресторанах.

Теперь приведем пример для бизнеса. Компания занимается организаций мероприятий: корпоративов, юбилеев, свадеб и др. Во многих случаях требуются услуги специалистов: фотографов, дизайнеров и др. Как правило, это разовые заказы: фотограф иногда у заказчика свой или приглашенный из другой компании; дизайнер нужен не всегда и т.д.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бизнес журнал Мономах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: