Сервис, который наступит завтра

Перспективы сверхлегких носителей

Последние годы возникают и закрываются много стартапов по созданию сверхлегких ракет-носителей. Но сделать космическую ракету не так просто, даже сверхлëгкую. Поэтому большинство проектов не доводят свои изделия до летной эксплуатации. Длинный перечень несостоявшихся ракет и закрытых проектов занял бы изрядную часть страницы, но нет смысла приводить названия выбывших. Ряд действующих проектов еще не дошел до стадии летных испытаний или не закончил его успешным выведением на орбиту. Это российская ракета «Таймыр», южнокорейская Blue Whale 1, британские Prime и Skyrora XL, индийская Vikram I, бразильская VLM, японская ZERO, филиппинская Haribon SLS-1, и многие другие. Верно прогнозировать успех очередного кандидата в игроки рынка запусков и перспективы его ракеты так же трудно, как точную форму облаков над Плесецком в полдень следующего вторника.

Работающих сверхлегких носителей сегодня пока немного. Безусловным фаворитом выступает Electron с 20 успешными пусками за последние 4 года (и три или четыре пуска запланированы на текущий год). «Куайчжоу-1A» приближает число успешных пусков у полутора десяткам. Остальные представлены единичными пусками с выведением нагрузки в орбитальное движение, но уже готовятся очередные пуски.

Не будем традиционно оценивать объемы мирового рынка запусков сверхлегких носителей. Его значения постоянно меняются, и cкладывается обычная взаимосвязь развития: спрос рынка запусков вызывает разработку ракет, появление ракет создает предложение и рынок запусков. Рост его реального объëма будет зависеть от того, насколько удастся ракетчикам сделать эффективными свои конструкции и процессы в них.

С ростом летной эксплуатации очередных сверхлегких носителей число новых разработчиков будет расти, их вдохновит пример победителей. А относительно небольшие инвестиционные объемы для стартапов сверхлегких ракет можно привлечь гораздо проще и в большем количестве (по сравнению с финансированием средних и тяжелых носителей). Поэтому стоит ожидать в ближайшее десятилетие широкий забег желающих и гонку разработок сверхлегких ракет. В значительной мере это похоже на развитие малой авиации, ставшей массовой и создающей огромный рынок легких перевозок.

Для некоторых игроков создание работающего сверхлегкого носителя может стать шагом к средним ракетам. Та же Rocket Lab уже создает среднюю ракету Neutron грузоподъемностью 8 тонн на низкую околоземную орбиту. Другие владельцы действующих сверхлегких носителей пока не объявили о разработке средних ракет. Им только предстоит наработать опыт запусков в космос – бесценный актив, с которым проще разворачиваться к более мощной технике.

Определенно можно сказать одно: разработки сверхлегких ракет-носителей нарастают быстрой волной, и со временем все больше сверхлегких ракет будет приниматься в эксплуатацию. К насыщению рынка запусков малых полезных нагрузок это вряд ли приведет – скорее наоборот, будет стремительно расширять этот рынок. Сегодняшние перспективы сверхлегких ракет-носителей выглядят многообещающими. Как они будут воплощаться, мы увидим уже в ближайшие несколько лет.

В раунде pre-seed

Украинский SpaceTech-стартап Promin Aerospace привлек $500 тыс. для постройки самой маленькой орбитальной ракеты в истории. Стартап планирует создать двигатель для сверхлегких ракет, а также вложиться в дальнейшее развитие и продвижение продукта. Инвестором проекта выступил венчурный фонд QPDigital. Компания привлекла инвестиции в раунде pre-seed, пишет itc.ua.

Инновация компании ― уникальный двигатель, который во время полета сжигает твердый топливный стержень, служащий корпусом ракеты. Равномерная пульсация двигателя позволяет выстраивать точную траекторию полета. Двигатель создается при помощи аддитивных технологий, а вес ракеты при этом составит от 100 до 500 кг. Разработкой занимается своя команда инженеров с привлечением экспертов из главных технических ВУЗ-ов Украины.

По словам разработчиков, технология Promin Aerospace в десятки раз дешевле всех представленных на рынке альтернатив. Запуск на суборбиту и орбиту обойдется в сумму до $200 тысяч. Ключевыми заказчиками могут стать международные корпорации, для которых Promin Aerospace будет выводить на орбиту телекоммуникационные спутники, спутники съёмки поверхности Земли и т.д.

«Партнерство с QPDigital — важный этап развития нашего проекта. Мы надеемся закрепиться на рынке SpaceTech, а экспертиза фонда поможет нам масштабировать производство и правильно реализовать маркетинговую стратегию. Наш продукт во много раз снизит затраты на вывод ракеты в космос для корпоративного сектора», — говорит Миша Рудоминский, Сo-founder и CEO Promin Aerospace.

«Доступность космоса — давняя мечта человечества. Благодаря Promin Aerospace станет возможным запуск космической ракеты практически из любой точки планеты, быстрее и дешевле существующих аналогов. Это позволит демократизировать доступ к этому рынку для небольших компаний и обычных людей. Мы будем рады помочь команде Promin Aerospace достичь этой цели» — комментирует Денис Вальвачев, CEO и управляющий партнер QPDigital.

Кроме того, двигатель представляет интерес и для исследователей ― он снизит нагрузку на бюджет научных институтов, которым необходимо запускать спутники для подтверждения экспериментальных гипотез. Первый коммерческий запуск Promin Aerospace планируется через 1,5 года.

Как сообщалось ранее, украинский фонд стартапов проводит отбор проектов для презентации в Лас-Вегасе.

Каким будет будущее на самом деле?

Предугадать, каким будет ответ на этот вопрос, – крайне сложно. Неожиданные технологические открытия и созданные ими эффекты могут привести к тому, что все рассматриваемые сегодня варианты безракетных космических запусков станут в один ряд эффективности. Сейчас это не так, о чем можно убедиться хотя бы из сравнительной таблицы .

Взять хотя бы потенциал технологии молекулярной сборки в качестве примера. Как только мы освоим эту сферу, нам больше не потребуется запускать ничего в космос. Мы просто будем ловить находящиеся в Солнечной системе астероиды и создавать из них (а точнее полезных материалов, содержащихся в них) все что захотим прямо в космосе. Самое интересное, что прогресс в этом направлении виден уже сегодня. Например, астронавту NASA Барри Уилмору как-то потребовался компактный разводной ключ. Казалось бы, в чем проблема – сходить в ближайший магазин инструментов? Только вот ближайшего магазина инструментов на тот момент рядом с Уилмором не было, так как астронавт находился на борту Международной космической станции! NASA вышло из положения изящно – отправило по электронной почте на МКС схему нужного ключа и предложила Уилмору самостоятельно его распечатать на имеющемся на борту 3D-принтере. Это лишь один из примеров, показывающих, что в относительно скором времени нам вообще не потребуется ничего запускать в космос. Все будет создаваться уже на месте.

Что касается нужных ресурсов, то это тоже перестанет быть проблемой. Астероидный пояс полон необходимого материала: его объем равен почти половине массы нашей Луны. Когда-нибудь мы придем к тому, что целый рой «Филы»-подобных космических зондов просто будут высаживаться на очередном астероиде или метеорите и производить на них добычу полезных ископаемых. NASA хочет в 2020 году провести первую подобную миссию. Планируется поймать небольшой астероид, вывести его на стабильную лунную орбиту и уже там высадить на него астронавтов, которые смогут изучить космический булыжник и даже собрать интересные образцы его грунта.

Доставка людей в космос – это другая проблема, особенно если учитывать, что в будущем планируется переход к массовой отправке людей в космос. Некоторые из предложенных идей вроде космического лифта действительно могут сработать. Но только в том случае, если речь идет не о покорении дальнего космоса. Поэтому в этом вопросе нам придется еще долгое время полагаться на традиционные реактивные ракетные запуски. Свои идеи уже озвучиваются как на государственном уровне, так и в частной сфере. Взять опять же того же Элона Маска со своим проектом колонизации Марса.

Еще мы должны принять во внимание тот факт, что человеческий организм на самом деле не рассчитан на очень долгое пребывание в космосе. Поэтому до тех пор, пока мы не придем к эффективным технологиям, позволяющим создавать искусственную гравитацию, частичным решением этой проблемы могут стать роботы

Роботов можно отправить в космос и удаленно управлять с Земли, используя дополненную или виртуальную реальность.

Роботы имеют реальный шанс стать ключом к началу нашего освоения дальнего космоса. Вполне возможно, в более удаленном будущем мы научимся оцифровывать свой мозг и передавать эту информацию в суперкомпьютеры на борту удаленных космических станций, где она будет загружаться в самые разные виды роботов-аватаров, с помощью которых мы будем прокладывать свой путь к дальним космическим рубежам.

Что не так с микросервисами

Основные минусы MSA — низкая производительность и сложности, которые подстерегают вас на всех уровнях.

Проектирование продукта. Сложно правильно выделить границы сервисов. Цена ошибки довольно высока, потому что иногда, чтобы её исправить, может потребоваться несколько команд, куча денег и времени. И даже если вы всё сделаете правильно, то всё равно потратите много времени на проектирование.

Поддержка контрактов. Микросервисы общаются между собой и используют формат данных, который вы для этого определили. Но будьте уверены: рано или поздно вам придётся обновлять контракты, и чем больше у вас микросервисов, тем сложнее это сделать.

Распределённые транзакции. Вообще, распределённых транзакций нужно избегать. Но если вы всё-таки допустили ошибку в проектировании и обратной дороги нет, они могут потребоваться. Также иногда невозможно достичь компромисса в НФТ и продукт приходится разделять на два сервиса, но транзакционные границы приходится сохранять.

Поиск ошибки. Найти ошибку в MSA — часто нетривиальная задача, потому что в процессе могут участвовать несколько сервисов. Также усложняется процесс тестирования межсервисных взаимодействий, хоть тестирование отдельных сервисов — довольно простой и приятный процесс.

Дорогой мониторинг. Чем больше компонентов и интеграций в вашей системе, тем важнее становится мониторинг. В то же время мониторить такие системы сложнее и дороже.

Необходимость DevOps. С MSA точно не удастся обойтись без DevOps. Такая архитектура в принципе неотделима от контейнеризации, оркестрации и других DevOps-практик :)

Низкая производительность. Тут всё просто: чем больше сервисов участвует в цепочке вызова, тем больше задержка. Согласитесь, вызов функции намного быстрее сетевого запроса.

Высокая цена. Несложно догадаться, что реализовать и поддерживать такую махину очень дорого.

Формула эффективного клиентского сервиса

Сервис (или клиентский опыт) можно представить простой формулой: С = О – В, где О – ожидания потребителя, а В – восприятие реального опыта.

Представьте: вы отправились в кафе или магазин, впервые, до этого увидев только рекламу или вывеску. Если ваши ожидания оказались выше реальности, вы получите ужасный сервис: липкий расшатанный стол, только наличный расчет или узкий ассортимент. Последствия очевидны: жалобы, разочарование, и вы повторно не посетите данное кафе. Если же реальность превзошла ожидания – это WOW-сервис (комплимент, дополнительные услуги и пр.). Такое обслуживание приносит рекомендации, повышение чека и лояльного клиента.

Не обязательно в сервисном случае ждать чуда. Даже знак «равно» между ожиданиями и реальностью – хороший знак для бизнеса. Чтобы каждый клиент был доволен, удовлетворите его базовые ожидания. Загвоздка только в том, что ожидания нужно знать.

Что такое микросервисная архитектура


Топология микросервисной архитектурыИнфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

Приложения с микросервисной архитектурой (MSA) состоят из n небольших подсистем, или микросервисов. Эти подсистемы и их экземпляры могут выполняться как на одной физической машине, так и на нескольких. Во втором случае отказоустойчивость сервиса выше.

Часто в микросервисной архитектуре можно встретить API layer — это общая точка входа в систему. Она балансирует нагрузку и ограничивает доступ к сервисам, но не является обязательным компонентом.

В основе дизайна MSA лежат принципы domain-driven design, в частности ограниченные контексты и домены. Таким образом, каждый микросервис реализует домен или поддомен, имеет собственную базу данных (или не имеет, но у сервисов нет общей БД) и не имеет общей кодовой базы с другими микросервисами. Хотя есть и исключения, например шаблон sidecar.

Микросервисы слабо связаны друг с другом. Чаще всего они общаются синхронно через HTTP или асинхронно с помощью очередей сообщений (RabbitMQ, Redis, Amazon SQS) или логстрима (Kafka, Amazon Kinesis). У такого подхода много преимуществ.

Масштабируемость. Благодаря высокой гранулярности и отсутствию централизованных баз данных масштабируемость микросервисной архитектуры достигает наивысшего показателя. Дополнительные экземпляры микросервисов поднимаются легко, и при этом база нагружается запросами лишь от одного микросервиса, а не от всей системы. А ещё мы экономим деньги, потому что масштабируем только те сервисы, на которые идёт трафик.

Эластичность. Этот показатель тоже достигает экстремально высокого уровня. Новые экземпляры запускаются в течение десятых, а то и сотых долей секунды. При резком увеличении нагрузки на определённые микросервисы система может автоматически поднять дополнительные реплики.

Гибкость и изменяемость. Как бы хорошо ни был спроектирован монолит, когда система разрастается, его всё тяжелее поддерживать. Поэтому рано или поздно код придётся рефакторить. Микросервисы в этом плане очень удобны. Они похожи на кубики лего, из которых можно пересобрать новую фигуру, а если нужно, дополнить проект новыми «кубиками».

Скорость и изолированность доставки. Микросервисы просто разрабатывать и деплоить. Отдельный микросервис устроен довольно просто, а значит, его гораздо легче дорабатывать, тестировать и развёртывать, чем монолит с комплексной логикой.

Изолированность разработки. Много маленьких команд справятся с общей задачей быстрее, чем одна большая. Согласитесь, менеджерить работу в команде из трёх человек куда проще, чем в команде из 30.

Надёжность. Тут тоже всё на высоком уровне, хотя не всё так однозначно. С одной стороны, изолированность микросервисов повышает отказоустойчивость всей системы, а с другой — чем больше интеграций, тем выше риск отказа. Тем не менее на практике этот показатель у проектов на MSA — выше среднего.

Кроме того, каждый микросервис может строиться на любых технологиях — полная свобода! И всё-таки лучше держать техническую фантазию под контролем, чтобы не развести технозоопарк.

Катапультные системы

Если все предложенные идеи для рядового читателя могут показаться совсем уж научной фантастикой, то следующие – гораздо ближе к реальности, чем может показаться на первый взгляд. Еще одной альтернативой ракетным запускам являются катапультные системы, в которых космические аппараты будут запускаться в космос как из пушки.

Вполне очевидно, что в данном случае сам груз должен будет рассчитан на воздействие экстремальных сил. Однако катапультные системы могут стать действительно эффективным инструментом отправки полезной нагрузки в космос, где его будут подхватывать находящиеся там космические корабли.

Катапультные системы можно разделить на три основных типа: электрические, химические и механические.

Электрические

В этот тип входят рельсотроны, или электромагнитные катапульты, работающие по принципу электромагнитных ускорителей. Во время запуска космический аппарат будет помещаться на специальные направляющие рельсы и резко ускоряться с помощью магнитного поля. Силы ускорения при этом будет хватать для того, чтобы вывести аппарат за пределы земной атмосферы.

Проект электрической катапульты

Однако особенность конструкции подобных систем будет делать их очень массивными и дорогими в строительстве. Кроме того, такие системы будут потреблять огромный объем электроэнергии. Несмотря на свою мощность, электромагнитным катапультам все равно придется сталкиваться с некоторыми проблемами, связанными с гравитацией и плотной атмосферой Земли. Если их и использовать, то скорее на планетах с более низкой гравитацией и разряженной атмосферой.

Химические

Здесь предлагается запускать объекты в космос с помощью огромных орудий, работающих на горючем газе вроде водорода. Однако, как и в случае любой катапультной системы, отправляемому в космос грузу придется испытывать повышенные нагрузки при запуске. Кроме того, такие системы невозможно использовать для отправки людей в космос. Помимо этого, пришлось бы использовать дополнительное оборудование, которое позволило бы выводить груз, например, компактные спутники, на постоянную орбиту. В противном случае запущенный объект, набрав максимальную высоту, просто упадет обратно на Землю.

Логичным развитием проекта HARP стал проект SHARP (Проект сверхвысоких исследований, Super High Altitude Research Project). В 90-х годах прошлого века исследователи из Lawrence Livermore Lab провели демонстрацию запуска снарядов со скоростью 3 километров в секунду (правда, не в высоту, а на земле). В конце концов ученые пришли к выводу, что на строительство реального рабочего образца подобного орудия потребуется не менее 1 миллиарда долларов. Картину сгущал еще и тот факт, что запланированной скорости полета снаряда в 7 километров в секунду ученым добиться не удалось.

Механические

Альтернативой электромагнитным и химическим пушкам могут служить механические. Правда пушками такие системы называть не совсем корректно. Скорее это своеобразные рогатки. Примером может служить проект Slingatron компании HyperV Technologies Corp. Сама система представляет собой спиралевидную полую внутри структуру. Помещенный внутрь спирали объект получает ускорение за счет вращательных движений всей структуры вокруг фиксированной точки.

Теоретически «слингатрон» способен придать необходимое ускорение. Однако, как указывают сами разработчики, система не подойдет для запуска людей и больших грузов на орбиту. Но данный способ мог бы использоваться для отправки в космос небольших грузов, вроде запасов воды, топлива и строительного материала.

Альтернативные виды реактивных запусков

Лазерная реактивная тяга

Перенаправление потока плазмы для повышения тяги

Использующиеся сейчас ракеты требуют использования огромного количества твердого или жидкого топлива, и чаще всего их дальность полета и эффективность ограничены тем, сколько этого топлива они могут с собой нести. Однако есть вариант, который в будущем позволит преодолеть эти ограничения. Решением могут стать специальные лазерные установки, которые будут отправлять ракеты в космос.

Российские физики Юрий Резунков из Института разработки оптоэлектронных инструментов и Александр Шмидт из Физико-технического института имени Иоффе недавно описали процесс «лазерной абляции», согласно которому тяга летательного аппарата будет генерироваться с помощью лазерного излучения, создаваемого лазерной установкой, находящейся вне космического аппарата. В результате воздействия этого излучения будет сжигаться материал принимающей поверхности и создаваться плазменный поток. Этот поток и будет обеспечивать необходимую тягу, способную разгонять космический корабль до скоростей в десятки раз больше скорости звука.

Если опустить всю фантастичность данного метода, перед созданием подобной системы нужно будет решить две проблемы: лазер в этом случае должен быть невероятно мощным. Настолько мощным, что будет способен в буквальном смысле испарять металл на расстоянии нескольких сотен километров. Отсюда и другая проблема – этот лазер можно будет использовать в качестве оружия уничтожения других космических аппаратов.

Стратосферные запуски и космические самолеты

Менее концептуальным и более реальным кажется метод запуска космических аппаратов с помощью специальных мощных несущих воздушных тягачей

Кто сказал, что метод, предложенный компанией Virgin Galactic, может использоваться только для космического туризма? Компания планирует использовать свой аппарат LauncherOne в качестве транспортировочной системы для вывода на орбиту Земли компактных спутников весом до 100 килограммов. Учитывая то, с какой скоростью происходит миниатюризация космических систем сейчас, – задумка весьма интересная.

Другими примерами системы для стратозапуска являются космический аппарат XCOR Aerospace Lynx Mark III (на изображении выше) и аппарат Orbital Sciences Pegasus II (на фото ниже).

Одним из преимуществ космических запусков из воздушного пространства является то, что ракетам не придется преодолевать отрезок очень плотной атмосферы. В результате этого на сам аппарат снизится нагрузка. Кроме того, воздушный аппарат гораздо проще запустить. Он менее подвержен атмосферным погодным изменениям. В конце концов, особенность таких запусков открывает более широкие возможности в плане выбираемого масштаба.

Еще одним вариантом являются космические самолеты. Эти многоразовые летательные аппараты будут аналогичны «вышедшим на пенсию» шаттлу и «Бурану», но, в отличие от последних, не будут требовать использования огромных ракет-носителей для вывода на орбиту. Одним из самых перспективных и передовых проектов на этот счет является британский космоплан British Skylon (на фото выше) – одноступенчатый летательный аппарат для выхода на орбиту. Реактивная тяга аппарата будет создаваться за счет двух воздушно-реактивных двигателей, которые будут разгонять его до скорости в 5 раз выше скорости звука и поднимать на высоту почти 30 километров. Однако это всего лишь 20 процентов от необходимой скорости и высоты, необходимых для выхода в космос, поэтому космоплан после набора потолка высоты будет переключаться на так называемый «ракетный режим».

К сожалению, на пути реализации этого проекта по-прежнему имеются многие технологические трудности, которые еще предстоит решить. Например, ожидается, что космопланам придется сталкиваться с незапланированным изменением траектории подъема вследствие высокого динамического давления и чрезмерных температур, которые непременно будут воздействовать на самые чувствительные части летательного аппарата. Другими словами, такие космопланы могут быть опасными.

Еще одним примером разрабатываемых космопланов является аппарат Dream Chaser, разработанный Sierra Nevada Corporation для аэрокосмического агентства NASA (на видео выше).

Птицу видно по полету, или Орбита и ее эффективность

«Чтобы понять всю красоту Лейлы, нужно смотреть на нее глазами Меджнуна», как писал Фирдоуси. Чтобы прочувствовать возможности сверхлегких ракет-носителей, совершим небольшую экскурсию в орбитальную баллистику. А затем вернемся к ракетам, уже с баллистическим пониманием их способностей.

Эффективность спутника определяется не только его начинкой, но и тем, как именно устроен его путь в космосе

Эти ключевые геометрические параметры орбиты зададут особенности движения по ней — скорость полета, период обращения, особенности прецессии (постепенного поворота орбитальной плоскости в пространстве), прохождение трассы полета по поверхности Земли, и другие моменты.

С какой высоты и под каким углом вести съемку местности и объектов на ней? Чем ниже, тем лучше и подробнее можно рассмотреть интересующие детали — расстояние имеет значение. А чем выше, тем больше подспутниковое пятно обзора. Но тоже до определенного предела — ведь края обзора тонут в атмосферной дымке, не выявляя в ней деталей. Каков наилучший баланс между широтой обзора и детализацией снимка для данного спутника, его аппаратуры и его задачи? Выбор этого баланса определит оптимальную высоту съемки — то есть оптимальную высоту полета.

Кубсаты на околоземной орбите. Изображение: ESA/

А в каком географическом районе проводится съемка? Небольшой спутник можно запустить в интересах наблюдения отдельной местности. И чем меньше спутник и дешевле его запуск, тем доступнее такое решение для отдельного района. Это может быть акватория заданного моря — для контроля рыбных ресурсов, метеоусловий, ледовой обстановки или движения судов. Или нам нужно, допустим, наблюдать за состоянием сельскохозяйственных площадей отдельной области. Точно и быстро наносить на карту региональные пожары. Контролировать горные местности. Да мало ли есть важных региональных задач!

В таком случае необходимо обеспечить такой полет спутника, чтобы он после прохождения экватора поднимался (или, в южном полушарии, опускался) до нужной географической области. Добирался до той широты, на которой лежит целевой район, вплоть до его самых северных (или южных) границ. Это задаст наклонение плоскости орбиты спутника — оно должно быть не меньшим, чем географическая широта района. Ведь если наклонение орбиты недостаточное, то спутник просто «не дотянет» до этой широты, и не пройдет над целью. Наклонение можно сделать и больше широты района съемки — тогда спутник будет прочеркивать заданный район наискось, поднимаясь к полярной зоне или спускаясь оттуда.

Помимо достижения нужной широты, спутник не должен проходить сильно западнее или восточнее целевого района. Иначе район будет виден спутнику лишь в виде линии далеко в дымке горизонта, или не виден вообще. Как часто спутник будет проходить вблизи района, и где именно? Ведь трасса полета — линия из подспутниковых точек на поверхности Земли — в большинстве случаев проходит не через одно и то же место Земли. Земля вращается, и это дает сразу два смещения трассы при каждом витке спутника.

Во-первых, Земля просто немного прокручивается на восток за один виток спутника. Она поворачивается за час на 15 градусов. Низкоорбитальный спутник (возьмем высоту 320 км) делает виток за полтора часа — за это время планета повернëтся на 22,5 градуса. На эти градусы спутник, прилетев в те же широты, пройдет западнее своей прошлой трассы. Для экватора это составит 2505 км — совсем не маленькое смещение. Для широты, например, Краснодара, смещение будет 1774 км: между соседними витками трассы поместится почти пять Кубаней или полтора Чёрных моря. Для широты Москвы смещение низкоорбитального спутника за оборот составит 1413 км. Сколько раз в сутки спутник будет проходить над целевым районом или вблизи него? Задача оптимизируется выбором рабочей орбиты спутника. Она и станет целевой орбитой для сверхлегкой ракеты-носителя.

Облигации со структурным доходом

Правильные ответы на вопросы тестирования расположены ниже.

Можно ли в дату приобретения облигации, величина и (или) факт выплаты купонного дохода по которым зависит от изменения стоимости какого-либо актива (изменения значения какого-либо показателя) или наступления иного обстоятельства (облигаций со структурным доходом), точно рассчитать общий размер купонного дохода по такой облигации, который будет выплачен ее эмитентом?

Ответ: нет. Размер купонного дохода не может быть точно рассчитан, поскольку известен порядок расчета, но неизвестны точная рыночная стоимость активов и (или) точные значения финансовых показателей, от которых зависит величина купонного дохода.

Что из перечисленного не является риском по облигации со структурным доходом?

Ответ: риск получения убытков при погашении облигации со структурным доходом в виде разницы между номиналом облигации и суммой, выплаченной эмитентом при её погашении

Возможно ли точно определить, как повлияет изменение рыночной стоимости активов и (или) значений финансовых показателей, от которых зависит размер купонного дохода по облигации со структурным доходом, на цену продажи такой облигации инвестором на вторичном рынке?

Ответ: нет, точно определить невозможно поскольку на цену облигации со структурным доходом влияет значительное число факторов

Выберите верное утверждение относительно рыночной стоимости облигации со структурным доходом, который зависит от цены определенной акции.

Ответ: рыночная стоимость облигации со структурным доходом зависит от многих факторов, одним из которых является изменение цены соответствующей акции, но не определяется им напрямую

Кем и в какой момент устанавливается порядок определения сумм выплат по облигации со структурным доходом?

Ответ: Порядок устанавливается уполномоченным органом эмитента до даты начала размещения выпуска облигаций со структурным доходом.

Выберите правильное утверждение. Размер дохода инвестора по облигациям со структурным доходом…

Ответ: зависит от обстоятельств и значений, определяемых в отношении базовых активов, которыми могут быть акции, товары, валюты, процентные ставки и иные законодательно определенные показатели

Облигации со структурным доходом гарантируют их владельцам выплату …

Ответ: только номинальной стоимости при погашении ?

Вы приобрели облигацию со структурным доходом, по которой предусмотрен доход по фиксированной ставке купона и купонный доход (не является фиксированным).

Купонный доход по такой облигации зависит от цены акции компании А и выплачивается при погашении облигации при условии, что цена акции компании А на дату наблюдения выше первоначальной цены. Цена акции на дату наблюдения оказалась ниже первоначальной цены на 1%. При этом на дату выплаты купонного дохода цена акции была выше первоначальной цены на 5%.

Что будет выплачено при погашении облигации?

Ответ: доход по фиксированной ставке купона и её номинальная стоимость

Два пути изучения ожиданий

Как изучить ожидания клиента?

Первый путь – исследования. Качественные и количественные, с разбивкой по отраслям, географии и профилям клиентов. Например, в ходе серии глубинных интервью можно составить список сервисных атрибутов, задавая вопрос: «Из чего состоит сервис для вас?»

Самые популярные ответы от потребителей – это чистота, скорость, вежливость, широкий ассортимент, удобная локация, наличие скидок и акций, сервисов доставки и возврата и др. Зная ожидания клиентов, менеджмент может фокусно улучшать сервис.

Второй путь изучения ожиданий – знание трендов, тенденций, прогнозов и мнений лидеров отрасли. После сложного 2020-го, каждый бизнес пытается заглянуть в будущее.

Что же ждет нас в области клиентского сервиса в ближайшие годы? Не так уж много нового. То, что раньше было намечено пунктиром, сейчас написано жирным шрифтом.

Часть трендов приходит не только с Запада, но и со стороны Китая. На фоне кризиса в экономике многих стран руководители принимают решения о замене человеческого труда технологиями. Лучшим сотрудником 2021 года станет чат-бот. С другой стороны, особенно актуальными становятся гибридные формы работы: дом и офис соединяются, все ищут баланс между интересами клиентов, сотрудников и бизнеса.

Ниже мы хотим представить 2 группы трендов. Первая касается клиентского сервиса, вторая – опыта сотрудников. Клиент и тот, кто его обслуживает, – две руки здорового сервиса. Прямая взаимозависимость счастья сотрудника и клиента доказана. Потому тренды в сервисе и удовлетворенности сотрудников можно рассматривать только вместе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бизнес журнал Мономах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: