15 самых кассовых фильмов за всю историю

Кинотеатр

После завершения проката 50% прибыли от продажи билетов на фильм кинотеатры перечисляют прокатчику. Компании-прокатчики так и зарабатывают: выкупают права на прокат ленты в конкретной стране, делают копии, предоставляют их в кинотеатры на определенный срок для показа. 6% кинотеатр перечисляет в Российское авторское сообщество. Словом, от показа фильма кинотеатры зарабатывают около 40% от общей выручки.

Плюс они несут естественные расходы как компании, предоставляющие сервис: залы, оборудование, коммунальные расходы, аренда помещений, налоги, реклама кинотеатра, зарплата сотрудников, закупка продуктов питания для последующей продажи их перед сеансами и так далее. Кстати, о еде. Проверить эти данные сложно, но по слухам кинотеатры зарабатывают до 50% выручки на газированной воде и попкорне. Хороший доход приносит и реклама: на билетах, перед сеансом и так далее.

В США раньше процент студии был 80–90% в первые две недели проката, а лишь затем снижался. Ситуация изменилась, когда несколько крупнейших киносетей страны попросту обанкротились.

Легче всего тем прокатчикам, которые сами являются владельцами кинотеатров или покупают лицензию на фильм, то есть имеют эксклюзивные права на его прокат. Лицензия стоит дорого, поэтому чаще всего дистрибьюторы приобретают ограниченные права на показ и получают комиссию в 7,5% от кассовых сборов фильма. Так как на популярных лентах кинотеатры зарабатывают куда больше, отсюда и 20 сеансов в день какого-нибудь «Человека-паука» и только два-три — у «Нелюбви».

О чем молчат все?

В «Золотой век Голливуда» кинотеатры были собственностью студий, и вся выручка шла напрямую к создателям. Этого больше нет, да и получить доход фильм может сегодня множеством разных способов: телевидение, интернет, скачивания, реклама, сувенирная продукция и так далее. Кассовые сборы — показатель важный, но по нему не понять, сколько же заработали создатели ленты. Мы видим лишь сумму выручки с продажи билетов, то есть самую верхушку айсберга. Зато студии используют эти цифры для дополнительной рекламы. Всем хочется пойти на ленту, которая уже заработала миллиард долларов в мировом прокате.

Но когда студия получает деньги, она начинает отдавать: за дистрибуцию, затраты на рекламу, производство прокатных копий, страховки, пошлины, сборы, налоги, банковские комиссии…Что касается продажи еще недавно популярных DVD, то непосредственно создатели ленты получали лишь 20% от суммы выручки. Одним словом, пирог вроде большой, но и едоков ох как много. Реальный заработок картины (или выход ее из убытков) можно увидеть через год, когда поступает большинство доходов от покупок в сети, телеканалов, сувенирной продукции и так далее. Пример — «Красавица и чудовище». Бюджет проекта $160 миллионов, на маркетинг потрачено по разным источникам от $70 до 100 миллионов. Фильм является одной из самых громких премьер года, главной премьерой весны, главной премьерой марта, проектом для самой широкой аудитории. В мировом прокате он собрал $1,2 миллиарда. И по заявлениям создателей еще не окупился настолько, чтобы их удовлетворить. Еще не окупился, но уже считается прибыльным. Что до выручки, то она идет, но мы этого «движения» уже не видим.

Для особо интересующихся есть отличная статья в англоязычной Wikipedia — «Голливудская бухгалтерия», которая собирает подобные истории сверхприбыли и провала даже при огромных сборах. Одна из самых известных — произошедшее с «Форрестом Гампом», когда студия сообщила об отсутствии прибыли при сборах в $677 миллионов и бюджете в $55 миллионов. После вычетов на работу до съемок, налогов, выплату кинотеатрам и прочее создатели получили около $190 миллионов. В суд на киностудию подал Уинстом Грум — автор романа-первоисточника, получивший лишь 250 тыс и не дождавшийся обещанных ему 3% от чистой прибыли.

Открываем калькулятор на телефоне и понимаем, что писателя развели на $5,7 миллионов. Когда же начался суд, то выяснилось, что «Форрест Гамп» признан… убыточным. Как же так? Из $191 миллиона по $31 миллиону забрали в качестве гонораров режиссер Роберт Земекис и актер Том Хэнкс (191–31–31=129 миллионов). Маркетинг, печать копий и прочее стоили около $75 миллионов (129–75=57 миллионов). $55 миллионов стоила сама съемка (смотри бюджет выше), $62 миллиона отдано дистрибьюторам по всему миру и еще $6 миллионов забрали финансисты и юристы (57–55–62-6= итого минус 66). То есть создатели картины с бюджетом в $55 миллионов и сборами в $677 миллионов ушли в минус на $61 миллион?!

Производственный бюджет

Над всеми тремя частями картины в качестве режиссера работал Чад Стахелски. Правда, в «Джон Уик 2» он был только вторым в этой роли, но в третьей части трилогии снова стал главным по части режиссуры. Он же является и сценаристом фильма.

Чад Стахелски раньше был каскадером и знает о трюках все. С Киану Ривзом они когда-то встретились на съемках «Матрицы». Чад признается, что самое большое впечатление в киноиндустрии на него произвели создатели этой легендарной фантастической ленты Вачовски. Также он упоминает в интервью Тарковского, которому старается, по его словам, хоть немного подражать.

Чад говорит, что привел в «Джона Уика 3» целую команду профессионалов, включая каскадеров-лошадей и каскадеров-собак. Поэтому работа над фильмом оказалась достаточно долгой и сложной. В третьей части франшизы герой Киану Ривза виртуозно скачет на лошади. К счастью, актер был знаком с верховой ездой, но трюки все же пришлось ставит отдельно.

Производственный бюджет картины составил 55 млн $, или 3,2 млрд руб. (данные Кинопоиска).

Рис. 2. Съемочный кадр

11 фактов о фильме «Джон Уик 3»

16 мая в российский прокат вышла третья часть боевика «Джон Уик». Синемафия рассказывает 11 интересных фактов о фильме.

Критики уже признали фильм достойным продолжением одной из лучших современных экшн-франшиз, впереди непростое сражение за кассовые сборы с «Мстителями» и «Детективом Пикачу». В этом материале мы собрали 11 интересных фактов о фильме, очевидных и не очень.

Оригинальное название фильма «Джон Уик, глава третья: Парабеллум» отсылает к известной пословице: «Хочешь мира — готовься к войне». На латыни она звучит следующим образом: «Si vis pacem, para bellum».

Официальный хронометраж фильма — два часа десять минут. Таким образом, «Джон Уик 3» на данный момент является самой продолжительной частью франшизы. Он на пять минут длиннее второй части и на полчаса — первой.

Изначально серия фильмов о Уике задумывалась именно трилогией. Сейчас заявлено уже несколько спин-оффов, а исполнитель главной роли Киану Ривз утверждает, что готов играть своего персонажа и дальше.

Вместе с Ривзом на экран возвращаются сыгравшие в предыдущих частях фильма Лоренс Фишбёрн и Иэн МакШейн. При этом Коммона, сыгравшего одного из основных злодеев во второй части, в фильме не будет.

По словам Чада Стахельски, Холли Берри хотела сняться в фильме ещё до того, как сценарий был написан — она просто пришла к режиссёру в офис, и попросила дать ей роль во франшизе. С двумя собаками, которые везде сопровождают её героиню и принимают активное участие в экшн-сценах, актриса сработалась в первый же съёмочный день.

Марк Дакаскос изначально рассматривался для эпизода с парой сцен, но после встречи со Стахельски ему была предложена роль главного злодея. По словам актёра, он был выбран одним из последних, и по этой причине на подготовку образа у него ушло всего несколько дней. Финальный бой Дакаскоса и Ривза был снят за четыре недели.

Изобретательные экшн-сцены всегда были отличительной чертой фильмов о Уике, и создатели не останавливаются на достигнутом. В третьей части франшизы в них принимают участие не только люди, но и собаки, кошки, птицы и лошади. Сцену, в которой мотоциклисты преследуют Джона Уика, скачущего на лошади по Манхеттену, Стахельски называет «своей одой вестернам».

Оператор фильма, Дан Лаустсен, получивший «Оскар» за «Форму воды», работает со Стахельски уже во второй раз. Он старался сделать изображение максимально ярким и контрастным, даже при естественном освещении. По его собственным словам, его главная гордость — не только длинные планы, но и сложные сцены погонь под дождём.

Съёмки фильма проходили в Нью-Йорке, Монреале, России и Марокко.

Несколько лет назад Джон Уик уже становился персонажем компьютерной игры, и теперь, перед премьерой третьей части фильма, анонсирована игра, полностью сконцентрированная вокруг него. Для неё будет использована оригинальная история, а в озвучании примут участие Иэн Макшейн и Лэнс Реддик.

По словам Киану Ривза, изначально предполагалось, что у его героя будет не только любимая собака, но и оригинальное хобби. В сценарии первой части указывалось, что в свободное от работы время он подклеивал кожаные переплёты старых книг. Было даже снято несколько сцен, в которых Уик демонстрировал навыки реставратора, но в фильм они не вошли. А жаль, это было бы неплохое сочетание — истребление врагов и подклеивание переплётов. Не считая любви к собакам.

Если вы поклонник серии фильмов про Джона Уика, вы, вероятно, помните, что стало началом развития событий: кража автомобиля и смерть собаки. После трагической гибели своей жены отставной киллер Джон Уик (Киану Ривз) пытается вести уединенную жизнь. Но однажды в его дом врываются воры. Они забирают машину и убивают щенка, которого Джону подарила жена. Эти события становятся спусковым крючком. Джон Уик снова берет в руки оружие, чтобы убить каждого, кто причастен к ужасному инциденту.

Хотя щенок бигля, Дейзи, не появляется в фильме очень долго, ее смерть невероятно впечатляет. Именно она становится толчком для возвращения Джона к убийствам. Он готов на все, чтобы отомстить людям, которые убили пса. В более поздних фильмах тоже присутствуют собаки

Они занимают важное место в жизни Джона и на протяжении всех фильмов серии. Но тень Дейзи нависает над всей историей Джона. Вот правда о собаке, которая играла Дейзи

К счастью, закадровая история гораздо менее трагична

Вот правда о собаке, которая играла Дейзи. К счастью, закадровая история гораздо менее трагична.

Как сделать кино?

Опустим подготовительный процесс (выбор локаций, поиск денег, подбор актеров, постройку декораций, репетиции, работу над сценарием) — текст все же про деньги. Итак, продюсер со своей или партнерской компанией (их может быть и несколько) придумывают проект. Они ищут на него деньги, и здесь на помощь приходят инвесторы, фонды либо государство, а возможно, и сама студия выделяет часть бюджета. Съемки только начались, а пиарщики и маркетологи уже начали работу, плюс — анонсируется дата премьеры. Стартует промо и реклама, и суммы здесь могут быть многомиллионными. Студии главное — застолбить хорошую дату, не встать рядом с конкурентом, не попасть в «мертвый сезон», — словом, выбрать лучшее время для выхода. Из отснятого материала берутся первые кадры, тизеры, трейлеры, представительская группа создателей начинает презентовать ленту на кинорынках и фестивалях. Задача: показать еще не снятую ленту в наилучшем свете для того, чтобы ее купило наибольшее число стран.

Фильм снимают, следует монтаж (может занимать до года), дублирование (делает студия, дистрибьюторы или аутсорсинговые компании), подготовка для релиза в разных странах, работа армии менеджеров проекта для попадания на топовый фестиваль в качестве фильма-участника или вне конкурса. Далее организуется красивая мировая премьера со звездами ленты, шоу и селебрити (если мы говорим о массовом кино), а в назначенный день фильм выходит в прокат. Чем мощнее промо создателей и дистрибьюторов, тем лучше прокат. Чем лучше прокат, тем пышнее «денежный пирог». Прокатчики, в свою очередь, покупают картину не на время проката, а на годы. За это время их задача — выжать из нее все возможное. И здесь и начинается продажа фильма для показа на телеканалах, работа с онлайн-кинотеатрами и так далее. У студии и прокатчика есть договор, в котором указана минимальная сумма, которую компания должна собрать для заработка, поэтому в ход идет все.

Первые две части франшизы

«Джон Уик» появился в кинотеатрах в 2014 году и собрал в общемировом прокате 86 млн $, или более 5 млрд руб. «Джон Уик 2» был выпущен спустя три года, его сборы в мире составили практически вдвое больше – 171,5 $, или более 10 млрд руб.

Это интересно! Кассовые сборы «Годзилы» 2014 г. в мировом прокате составили 34 млрд руб.

Важным для популярности фильма оказалось то, что главную роль исполняет знаменитый Киану Ривз. Некогда блиставший на киноэкране, актер в последнее время снимается не так часто. Поэтому для поклонников вдвойне приятно сегодня увидеть его в отличной форме в новом блокбастере. Напарницей Киану Ривза в съемках стала известная американская актриса Холли Берри.

Рис. 3. Холли Берри

«…я понял, чтобы все сложилось, нужно нанимать на работу великолепный актерский состав. Они принесут с собой новые идеи. <…> За три «Джона Уика» мне еще ни разу не приходилось начинать с чистого листа — как только мы утверждали актерский состав, они приходили к нам с идеями.» – из интервью Чада Стахелски.

Холли Берри здесь сыграла нового персонажа, причем ей пришлось самостоятельно выполнить несколько трюков. До этого ей уже приходилось играть в боевиках, например в части Бондианы «Умри, но не сейчас».

По словам режиссера, первая часть была задумана как триллер, вторая – как боевик, а третью посвятили боевым искусствам. В прокате фильм себя окупил, а значит, расчет его создателей оказался верным.

Официальный трейлер к фильму

Кассовый провал

«Фильм провалился в прокате» — что это означает? Проект не достиг тех экономических показателей, которые были запланированы на стадии создания ленты и привлечения инвестиций. Сегодня это напрямую влияет и на репутацию режиссера, и на будущее проекта, в частности, будет ли у картины сиквел. Есть другой термин — box office bomb, когда неуспех картины оказался неожиданностью и случился из-за одного или нескольких факторов.

Очень часто причиной финансового провала фильма становится его слишком большой бюджет. Так случилось с дилогией Никиты Михалкова «Утомленные солнцем 2», убытки которого составили от $31 до 46 миллионов.

Прокат

День старта проката каждого нового фильма в России — четверг, в США — пятница. Стандартная продолжительность — 2 недели, далее все зависит от политики кинотеатра и заполняемости залов.

Широким прокатом в России будет являться прокат на всех экранах страны или их половине, ограниченным — даже 3–4 копии. В США иначе: там ограниченный прокат — это до 500 экранов, широкий в среднем выглядит как 2500–3000 экранов, при том что в Америке около 40 тысяч экранов. Как правило, в каком формате фильм вышел, там он и останется. Исключения в виде увеличения числа экранов во время проката редки, но бывают. Свежий пример — «Ла-Ла Ленд», вышедший на родине до «Золотого глобуса» и «Оскара» ограниченным прокатом и ставший представителем широкого после церемоний.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бизнес журнал Мономах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: