Бензин в казахстане: сколько стоит

Получение сертификата СТ-1

Основной пропуск для таможни — сертификат СТ-1, или подтверждение, что экспортируемая продукция произведена на территории РФ. Документ выдаётся в региональных представительствах торгово-промышленной палаты (ТПП). Подразделения есть в каждом крупном городе России:

  • Москве,
  • Санкт-Петербурге,
  • Екатеринбурге,
  • Омске,
  • Севастополе,
  • Адлере и других.

Уточнить адрес регионального представительства можно на официальном сайте ТПП РФ. Затем предпринимателю необходимо обратиться в Департамент и подать заявление о проведении экспертизы происхождения товара, оборудования, отдельных компонентов. К заявлению прилагается пакет документов со сведениями о сырье, комплектующих, месте производства, используемой технологии и расчётами стоимости товара или оборудования.

Правдивы ли «обвинения»

До 2018 г. доля бензина Российской Федерации в общем объеме казахстанского ГСМ составляла только 30%. После проведенной в 2019 г. модернизации трех главных нефтеперерабатывающих заводов появились излишки. Такие данные привел «КазМунайГаз», который заявил, что сегодня в РК производится бензина на 24% больше реальных рыночных потребностей.

Рейтинг сайта globalpetrolprices.com подтверждает: цены у нашего южного соседа, действительно, являются одними из самых низких в мире. Страна занимает 10 место по стоимости топлива для автомобилей. Её обгоняют: Венесуэла, Ливия, Алжир, Кувейт, Саудовская Аравия, Туркменистан, Иран, Катар и Бруней.

Если пересчитать на мировые масштабы: в Республике он стоит 0,39 $ за литр. Для сравнения, средняя цена этого топлива на планете составляет 0,97 $ за л.

Возможность будущего снижения стоимости

Аналитики считают, что, несмотря на меняющиеся рыночные условия, такие цены сохранятся в течение всего 2020 г. Они не должны отображаться на себестоимости продуктовой корзины.

Нефтеперерабатывающие заводы Республики не участвуют в дальнейшей судьбе своего производного. Они работают по так называемой давальческой схеме.

Суть заключается в следующем: поставщик нефти (давальщик) приобретает сырье для его отправки заводам. НПЗ изготавливают соответствующие продукты из материалов. Интересно, что продукция даже на этом этапе остается собственностью давальщика. Он же в последующем самостоятельно реализует все получаемые в результате переработки продукты.

После наращивания собственного производства можно заявлять о тенденции к снижению цены – прогнозы в ролике канала Мир 24:

Полезная информация! Как получить компенсацию с АЗС за некачественный бензин.

Канат Бозумбаев рассказал, чем выгоднее дорогие бензин и газ

Как Бозумбаев повлиял на цены бензина

В четверг, 2 марта, министр энергетики РК Канат БОЗУМБАЕВ на пресс-конференции рассказал о ценообразовании бензина на казахстанских АЗС. Он отметил, что в основе этого процесса лежат цены на топливо в России. Чиновник даже принялся на пальцах подсчитывать сколько должен стоить АИ-92 в Астане. И рассказал, что на границе с Россией литр горючего стоит 123 тенге.

— В 5,1 тенге обходится доставка в Астану. 12-15 тенге – расходы АЗС. Это электроэнергия, зарплаты сотрудников и так далее. На уровне 140-143 тенге российский бензин продается у нас на заправках, — прикинул министр.

Неизвестно, что послужило причиной – то ли рыночные колебания, то ли оценка Бозумбаева, но в этот же день бензин на заправках столицы подскочил со 140 тенге до 143 тенге за литр. Впрочем, министр философски относится к росту цен на топливо.

— Бензин несколько дороже, но он есть. Это гораздо лучше, чем, когда он дешевле и его нет. И появляется дефицит. Дефицит – это плохое качество. Низкооктановый бензин начинают искусственно повышать химическими присадками, моторы летят и так далее, — безмятежно рассуждал он.

Безальтернативный союз

К слову, Канат Бозумбаев уже не первый раз обещает, что в 2018 году Казахстан решит проблему дефицита бензина на внутреннем рынке. Правда, и в этом случае особого снижения цен на топливо ждать не приходится.

— Мы не можем говорить, что наша цена будет в два раза дешевле российской. Если наша цена будет в два раза ниже, его вывезут в Россию. Потому что у нас нет границы, у нас нет таможни, нет проблем с перемещением товаров, в том числе нефтепродуктов. Раз мы говорим, мы вошли в единый союз, где-то все время наши цены будут рядом, — поставил крест на надеждах казахстанцев главный энергетик страны.

Чтобы как-то сгладить впечатление, Канат Бозумбаеву пришлось воззвать к патриотическим чувствам сограждан. Он отметил, что доходы будут получать казахстанские компании, которые в виде налогов вернут часть средств в виде налогов. А это, по словам министра, позволит снизить размер акциза.

Лучше дороже, но чище

Кроме того, Канат Бозумбаев поделился новостью о том, что разработано технико-экономическое обоснование строительства газопровода с юга страны на север. Новую трубу предлагают проложить от Кызылорды через Жезказган, Караганду до Астаны, а потом и до Кокшетау.

— В целом позитивно разработано ТЭО, я его видел, смотрел. Сейчас мы передали его на государственную экспертизу. Эксперты должны посмотреть: может быть, где-то проектировщики ошиблись и так далее. Наверное, будут дискуссии на эту тему, и в течение месяца они должны либо утвердить, либо вернуть на доработку, — отметил чиновник.

Кстати, в вопросе с газификацией столицы министр энергетики придерживается примерно той же позиции, что и с бензином. Правда, тут в дело пошли немного другие аргументы – экологические.

— Через месяц мы точно скажем — возможен ли этот маршрут, эффективен ли этот маршрут, сколько будет газ стоить, тариф на транспортировку, потянут ли жители Астаны, если мы это будем сравнивать с угольным топливом и так далее. С дизельным или со сжиженным газом – наверное, точно будет эффективнее природный газ, с углем – скорее всего, нет. Это вопросы экологии

За зиму несколько раз взвесь в воздухе была в Астане, поэтому этот вопрос под пристальным нашим вниманием находится, — заявил Бозумбаев

ТЭО без заключения экспертов – это х…

Вопрос о расчетной стоимости прокладки газопровода вызвал у Каната Бозумбаева раздражение. Он всячески пытался проигнорировать эту тему.

Зато с удовольствием откликнулся на предложение журналистов одного из телеканалов поздравить женщин с наступающим 8 марта. На очередной вопрос о примерной стоимости газопровода главный энергетик страны, наконец, откликнулся.

— Не мешай мне. Я же сказал, через месяц, — разозлился министр.

— Но вы же ознакомились с ТЭО…

— Отвечать не буду. Потому что ТЭО госэкспертизу не прошло. Когда ТЭО эксперты посмотрят, тогда цифры можно озвучивать. А все до этого – это х…, — запнулся он, но взяв себя в руки продолжил, — это предварительные цифры.

После чего под возмущенное шипение свиты вальяжно повернулся к камере.

Чем российский бензин мешает Казахстану

Правительство Казахстана принимает меры по ограничению ввоза в страну бензина из РФ. Причина – увеличение стоимости российского топлива. Когда в стране образовался переизбыток собственного, российский бензин стал конкурентом собственным казахстанским нефтепродуктам.

Почему в РК бензин дешевле, чем в РФ

По сравнению с российским, казахстанский бензин стоит дешево. Население приграничных районов практикует «бензиновый» туризм. Благодаря Таможенному союзу люди могут свободно ездить заправляться в соседнюю страну, заграничный паспорт для этого не нужен.

Костанайский бензин реализуется по 26-27 руб. за литр, пропан-бутан – 11 руб. Самые низкие цены на горючее в Актобе. Здесь АИ-95 можно купить за 144,5 тенге. На карагандинских АЗС российской компании «Газпромнефть» ценник существенно ниже, чем в РФ.

Низкая цена на казахское горючее – не новость. Стоимость топливной продукции формируются под влиянием следующих факторов:

  • цена сырья;
  • налог;
  • ценовой порог у конкурентов;
  • потребительский спрос.

Казахстанский бензин не обременен таким объемом налогов, как РФ. В то время как казахские власти не увеличивают акцизы на топливо, Россия повышает акциз на 4000 руб. за тонну.

Ближайшие прогнозы

Эксперты поделились на Tengrinews.kz: по идее, НПЗ в состоянии самостоятельно выходить на оптовые и розничные рынки, занимаясь покупкой и реализацией нефти.

Поэтому среди заинтересованных лиц уже не раз озвучивались мысли о создании Единого оператора. В задачи этого регулятора будет входить переработка и реализация нефтепродуктов на внутреннем рынке.

Подобное решение помогло бы в оптимизации бизнес-процессов и последующем снижении цен на горюче-смазочные материалы. Ещё один положительный момент от этой идеи – уменьшение долговой нагрузки на нефтеперерабатывающие заводы. На сегодняшний день они все закредитованы в связи с модернизацией производства.

Пока однозначно ясно одно: к 2025 г. должен заработать общий рынок по нефти и нефтепродуктам. Это явление будет происходить в рамках ЕАЭС, что повлияет на уравнение цен на горюче-смазочные материалы между странами-участницами. Если прибавить ещё к этому и повышение стоимости процессинга (переработки нефти для давальцев) и выкуп заемных средств, то становится неизбежным будущее повышение цен на бензин и в РК.

А пока цифры на табло АЗС в Казахстане являются не прихотью производителей или продавцов этого топлива. Под их формирование попадают много факторов, среди которых – стоимость сырья, налоговые отчисления, ценовой порог конкурентов и спрос потребителей. Но последние не очень страдают от них.

Сколько стоит бензин на заправках в Казахстане

На сегодня РК остается государством с самыми низкими тарифами на углеводородное сырье в Евразийском экономическом союзе.

Бензин в Казахстане за последние месяцы подешевел в среднем на 5,1%. Сегодня литр АИ-95/96 стоит 169 тенге, АИ-98 – 186.

За май текущего года популярный бензин АИ-92 в среднем подешевел до 148 тенге. 1 литр бензина 92 в разных городах стоит по-разному. В Костанае можно заправиться за 153 тенге, в Караганде и Нур-Султане – за 151, в Каменогорске – за 150. Цены на бензин в Алматы сегодня зафиксированы на отметке 146,1 тенге.

Крупные сети АЗС тестируют бензин по всей сети автозаправок ежемесячно. По отзывам автомобилистов, качество казахского топлива улучшается.

Цены на другие виды топлива: разница

Размер акциза на ввозимый в Казахстан бензин вырос с 4,5 тыс. до 10,5 тыс. тенге за тонну. По сравнению с ценами на бензин в Казахстане, дизельное топливо успело подорожать на 13,5% к уровню прошлого года. В апреле текущего года стоимость литра дизеля в розницу превысила 190 тенге. При этом цена импорта тонны акцизного ДТ осталась 540 тенге.

Цены на топливо в РК и РФ, Украине, странах СНГ и ЕС

Стоимость бензина в Казахстане снижается, когда топливные ресурсы в других странах СНГ продолжают повышаться.

Таблица сравнения цен на ГСМ на 01.07.2019 г.

Страна Бензин, $/л Дизельное топливо, $/л Газ (СУГ), $/л
Казахстан 0,45 0,50 0,21
Азербайджан 0,47 0,35 0,26
Узбекистан 0,52 0,56 нет данных
Россия 0,72 0,71 0,34
США 0,81 0,79 нет данных
Беларусь 0,81 0,81 0,44
Грузия 0,85 0,86 0,51
Китай 1,03 0,92 нет данных
Украина 1,15 1,13 0,52
Франция 1,70 1,62 0,98

Среднемировая цена бензина составляет 1,11 долларов за литр.

Общее понимание вопроса

Владельцы транспортных средств уже привыкли, что цены на бензин в РФ растут постоянно. Правительство каждый раз приводит различные правдоподобные причины для такой тенденции. Однако стоит проехать пару километров до ближайшей заправки от казахстанско-российской границы по территории РК, как аргументы «разбиваются» о цифры с ценником топлива.

Негодование наших граждан объяснимо: у соседа за копейки продается отечественный бензин. Более того, подобной продукт можно купить в казахстанских «дочках» компании РФ «Газпромнефть». И ведь в эту цену уже заложена экспортная пошлина.

Чтобы предотвратить массовые перевозки углеводородов из Казахстана в Россию, в августе 2019 г. Министерство энергетики соседней страны установило ограничения. Действует лимит на вывоз – не более 20 литров в канистре на человека.

Недружественные страны: куда нельзя экспортировать сырьё и материалы

Постановление № 313 определяет список недружественных стран и виды продукции, которые в них нельзя ввозить из РФ. Недружественными признаны государства, принявшие и поддержавшие санкции против России. В перечень входят:

  • Австралия;
  • Албания;
  • Андорра;
  • Великобритания, включая остров Джерси — коронное владение Британской короны — и подконтрольные заморские территории: остров Ангилья, Британские Виргинские острова, Гибралтар;
  • Государства — члены Европейского союза;
  • Исландия;
  • Канада;
  • Лихтенштейн;
  • Микронезия;
  • Монако;
  • Новая Зеландия;
  • Норвегия;
  • Республика Корея;
  • Сан-Марино;
  • Северная Македония;
  • Сингапур;
  • Соединенные Штаты Америки;
  • Тайвань (Китайская Народная Республика);
  • Украина;
  • Черногория;
  • Швейцария;
  • Япония.

В эти страны нельзя вывозить древесину в виде щепок и стружек, необработанные лесоматериалы, листы для облицовки, полученные распиловкой, расщеплением, строганием, лущением и так далее.

Ранее также были приняты постановления № 361 и № 362, ограничивающие экспорт зерновых в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и вывоз белого сахара и тростникового сахара-сырца в третьи страны. Запрет будет действовать по зерну до 30 июня, по сахару — до 31 августа 2022 года. Исключения составят транзитные перевозки по территории РФ и поставки в рамках гуманитарной помощи.

К слову, запрет на вывоз российской древесины уже ударил по европейским производителям мебели. Так, в Британии себестоимость дивана, самого популярного и часто обновляемого вида мягкой мебели, выросла на 25%. Обоюдные санкции введены, а альтернативных поставщиков древесины не найдено. Вполне закономерно, что цены растут: компании вынуждены работать с остатками складских запасов. Это неизбежно отражается на всех участниках рынка: поставщиках, производителях и потребителях. Прогнозы пока неутешительные — рост цен продолжится по крайней мере до конца 2022 года.

Михаил Бурцев «Справедливости ради стоит отметить, что древесина стала одной из немногих категорий товаров российского происхождения, запрещённой для экспорта. Правительство прекрасно понимает, что ограничивать в продажах отечественных производителей чревато для экономики катастрофическими последствиями. Поэтому предпринимателям разрешено продавать товары на экспорт. Но для этого нужно получить сертификат СТ-1. Это документ, подтверждающий, что продукция действительно российского происхождения. Он не только позволит работать с зарубежными партнёрами, но и освободит от уплаты таможенных пошлин. Одно из преимуществ для предпринимателей в текущих, крайне жёстких экономических условиях». 

Товары, запрещённые к вывозу из России

Согласно закону от 26.03.2022 № 73-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ об экспортном контроле», за рубеж больше нельзя вывозить критически важные для России товары, оборудование, технологии и их компоненты. Исключение — страны члены ЕАЭС (кроме Республики Беларусь), Абхазия, Южная Осетия, ДНР, ЛНР. Перечни контролируемых товаров и технологий утверждены постановлением Правительства РФ № 311. 

Основные группы запрещённой к экспорту продукции:

  • сельскохозяйственное оборудование и его составные части: бочки, цистерны, тракторы, печи хлебопекарные и кондитерские;
  • транспортные средства и комплектующие: двигатели, летательные аппараты, суда и плавучие конструкции, железнодорожные локомотивы, трамвайные вагоны, подвижной состав и другие компоненты железнодорожного транспорта;
  • отдельные виды бытовой и промышленной техники: холодильники, кондиционеры, компьютеры, станки, оборудование, счётчики газа, прочие товары;
  • телекоммуникационное оборудование: телефоны, устройства хранения информации, мониторы, кабели, звукозаписывающие и звуковоспроизводящие аппараты, оборудование для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука;
  • отдельные виды лабораторного, геологоразведочного, геофизического, горнодобывающего оборудования: машины для фильтрации жидкостей, бетономешалки, арматура, машины для добычи угля или горных пород, инструменты для бурения, промышленные или лабораторные печи и камеры, газо- или дымоанализаторы;
  • товары медицинского и фармацевтического назначения: гипс, дезинфицирующие средства, диагностические или лабораторные реагенты, ампулы из стекла, колготы/гольфы для страдающих варикозным расширением вен, одноразовые халаты и простыни, резиновые перчатки.

Перечень товаров, запрещённых к вывозу, достаточно обширный. Полный список приведён в приложении к постановлению Правительства РФ от 09.03.2022 № 311. 

Запреты касаются любого таможенного мероприятия: экспорта, в том числе временного, транзита по территории РФ

Крайне важно обращать внимание на коды ТН ВЭД — товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. Именно по ним таможня ориентируется при оформлении груза на границе. Если товар входит в перечень временно запрещённых к экспорту, то предпринимателю будет отказано в вывозе

Поэтому настоятельно рекомендуется изучить приложение. В нём подробно перечислена вся ценная для экономики РФ продукция с кодами ТН ВЭД.  

Если товар входит в перечень временно запрещённых к экспорту, то предпринимателю будет отказано в вывозе. Поэтому настоятельно рекомендуется изучить приложение. В нём подробно перечислена вся ценная для экономики РФ продукция с кодами ТН ВЭД.  

Михаил Бурцев «Простой пример для общего понимания процесса. Юрлицо имеет в собственности немецкое горнодобывающее оборудование, оно сдавалось в аренду. Сложные, редкие и дорогостоящие механизмы пользовались спросом среди небольших компаний соответствующей отрасли. Оборудование использовалось как на территории России, так и в странах ближнего зарубежья: Республике Беларусь, Грузии, Армении, Казахстане. 

Собственные ресурсы Казахстана

Нефтедобывающая промышленность является одной из экономикообразующих отраслей РК. Первая казахская нефть была добыта 120 лет назад. В Казахстане разведано и эксплуатируется более 200 нефтегазовых месторождений. Прогноз общих запасов – 11-12 млрд. тонн. Ежегодно добывается более 620 млн. баррелей черного золота. Наблюдается устойчивая динамика увеличения добычи.

Самые большие объемы горючих полезных ископаемых добываются на западе страны:

  • Кагашан – ежегодная добыча нефти до 13 млн. тонн. Запасы составляют 4-6 млрд. тонн, из них коммерческие ресурсы – 1,3-1,7 млрд. тонн.
  • Тенгиз– гигантская нефтегазовая кладовая. Извлекаемые запасы – 0,8-1,2 млрд. тонн черного топлива. Запасы попутного газа – 1,8 трлн. кубометров.
  • Узень– месторождение нефти и газа на полуострове Мангышлак. Объем запасов сырья – 1,1 млрд. тонн.

Договоры РК с РФ и другими странами о поставках топлива

Между Астаной и Москвой в 2013 году было заключено торгово-экономическое соглашение о сотрудничестве в области экспорта углеводородов. Согласно ему, РК ввозила бензин из России без таможенных пошлин. В другие страны Казахстан экспортировать продукты нефтепереработки не мог.

В ноябре 2018 года Минэнерго РФ и РК были внесены изменения в соглашение. Изменения позволяют регулировать ввоз сырья из России в Казахстан и вывоз углеводородов из Республики за границы таможенной зоны ЕЭС.

Объемы годового экспорта сырой казахской нефти составляю около 70 млн. тонн в год на общую сумму 37,8 млрд. долларов. Крупнейшим покупателями нефтепродуктов являются Италия, Нидерланды, Швейцария и другие страны. Ежегодно Ташкент закупает до 110 тыс. тонн казахстанского нефтяного битума.

Переработка нефтепродуктов в Казахстане: объемы, себестоимость, виды нефтепродуктов

В Казахстане функционируют три крупных нефтеперерабатывающих завода:

  1. Атырауский НПЗ спроектирован под марки нефти месторождений Западного Казахстана. Мощность переработки – 36,7 млн. баррелей в год.
  2. Шымкентский НПЗ с мощностью 43,9 млн. баррелей в год, глубина переработки – 76%.
  3. Павлодарский – крупнейший из казахстанских НХЗ. Годовая мощность переработки составляет 44 млн. баррелей. Предприятие подключено к нефтепроводу Омск – Павлодар. 100% потребления завода – российская нефть.

Совокупно казахстанские заводы перерабатывают 18 млн. тонн сырой нефти в год. Произведено продукции:

  • бензина – 2800 тыс. тонн;
  • дизтоплива – 4200 тыс. тонн;
  • мазута – 3400 тыс. тонн.

Компании по производству нефтепродуктов

«КазМунайГаз» – казахстанский национальный оператор на рынке углеводородов. Его доля на внутреннем рынке горючего превышает 19%. КМГ владеет сетью АЗС и АГЗС. 210 автозаправочных станций работают в городах, а 140 – на трассах Казахстана. В год на автозаправках КМГ реализуется 650 тыс. тонн бензин АИ-92 и 450 тыс. тонн солярки.

Цены 2020 года на бензин в РК

Прослеживается такая политика в отношении топливного продукта.

График 1. Сравнение популярных марок ГСМ в российской валюте.

Справочно! Для расчетов применен курс тенге к рублю на 19 марта 2020 г. – 5,6:1.

Разница с РФ является довольно ощутимой.

Таблица 1. Сравнение средних цен бензина в РК и России

Марка продукта В Казахстане, руб. В РФ, руб.
А-76/80 15,47
АИ-92 25,34 42,52
АИ-95 28,74 45,93
АИ-98 36,95 52,02

Основной составляющей розничной стоимости топлива является акциз. Этот пункт закладывается на государственном уровне. Разница за тонну в ценах на 2020 г. у обеих стран очень ощутима.

В России акциз представлен так:

  • за автомобильный бензин, не соответствующий классу 5, – 13 100 руб., соответствующий – 12 752 руб.;
  • 8 835 руб. – за дизельное топливо (ДТ).

В то время как в Казахстане ставка на акциз рассчитывается без классового деления. Здесь берутся следующие цифры для конкретных видов реализации по тонне топлива.

Таблица 2. Акцизы на продажу бензина и ДТ в РК за 2020 г. внутри страны

Цель реализации Бензин Дизельное топливо
декабрь-июнь июль-ноябрь
Оптовая производителями своего продукта 4 363 96,4 1 660
Розничная производителями собственного продукта 4 452 107 1 671
Розничная физическими и юрлицами 89,2 10,7

Отдельно стоит сказать о ставках для импорта «автоеды»:

  • 4 363 руб. – для бензина;
  • 96,4 руб. – для дизтоплива.

По данным ОПЕК, РФ занимает второе место на планете по добыче нефти, а Казахстан – только 15, то очевидным становится странный диссонанс.

Так отличается ценовая политика на горючее в странах СНГ.

Таблица 3. Средняя стоимость литра АИ-92

Государство Цена за л, руб.
Казахстан 25,34
Кыргызстан 38,5
Россия 42–47,17
Украина 68,41

Вы знали, что в Казахстане и Кыргызстане бензин дешевле, чем в России?

Да, и это меня возмущает
Не знал, но не удивлен

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бизнес журнал Мономах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: