Деньги к деньгам, или сколько зарабатывают чиновники

В сравнении

По данным Минфина, на 1 июля 2019 года в России около 2,4 миллиона человек работало в государственных и муниципальных органах. На их содержание до последнего времени уходило 1,4 процента ВВП. К слову, СССР до такого количества чиновников дошёл лишь к середине восьмидесятых, ко времени своего «заката». Вот данные об изменениях в чиновничьем стане, происходивших в России. Таблица показывает ситуацию до 2010 года – однако, общая тенденция по задумке инициаторов реформы изменится лишь в 2021 году.

Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв в интервью изданию «Свободная пресса» так описал вечный процесс чиновничьей борьбы самих с собой:

«Сокращение госаппарата – любимая игра любого госаппарата. Это связано с тем, что он растёт не только количественно. Под каждую задачу создается или выделяется некий институт – министерство, департамент, управление, назначается какое-то количество ответственных чиновников. Потом задача исчезает, а институт остаётся, поэтому постоянно необходимо сокращение. Так было всегда: в русском царстве начинали с 12 приказов, заканчивали 500, потом всех разогнали, сделали 12, а через 200 лет опять стало 500. У Ленина есть в 1918 году записка – “мы 2 раза сокращали аппарат, он у нас в 2 раза вырос”. Потому что на следующий день после сокращения опять начинается ревизия задач. И каждый прибегает с криком, что него новая задача и ему нужен новый аппарат под неё. При этом никто не закрывает подразделения, которые были сделаны под другую задачу, чиновники продолжают ходить на работу».

Да, много в России чиновников. Правда, в соседних странах, к Западу от нас, их подчас в разы больше, даже при том, что в кое-где к таковым причисляют, например, медицинских работников.

А вот чем восточнее – тем чиновничья рать реже (здесь вопрос: считать ли США страной на востоке от России, или на Западе – географически, разумеется):

И, наконец, таблица, представляющая по времени немного устаревшие, но, возможно, наименее подверженные изменениям показатели:

Подытожить можно одним предложением. В России чиновников не слишком мало – но и не так уж чтобы очень много, и доверия к ним не слишком много – но не совсем уж так, чтобы мало.

Какие зарплаты получают чиновники в России

Президент РФ В. Путин в 2017 г. получил 3,36 млн рублей — почти 300 минимальных зарплат. Для сравнения: согласно данным РБК, премьер-министр Сингапура получает 1,76 млн долларов (112,7 млн рублей) в год, президент Швейцарии — 437 тыс. долларов (27,4 млн рублей) в год, премьер Австралии — 396 тыс. долларов (25,3 млн рублей) в год, Люксембурга — 224 тыс. долларов (14,3 млн рублей), Канады — 254 тыс. долларов (16,2 млн рублей), президент Австрии — 314 тыс. долларов (20,1 млн рублей), канцлер Германии — 244 тыс. долларов (15,6 млн рублей). Президент США зарабатывает всего 1 доллар (64 рубля) в год. Д. Трамп отказался от официальной зарплаты президента (400 тыс. в американской валюте в год, или 25,6 млн рублей), когда вступил в должность.

В администрации президента и правительственном аппарате средняя заработная плата составляет приблизительно 240 тыс. рублей ежемесячно — такие данные опубликовала в марте 2019 г. Газета.ру. По отношению к предыдущему периоду (2017 г.) зафиксирован рост на 8,8 %. Гражданские федеральные чиновники в среднем зарабатывали 126,6 тыс. рублей. Зарплата в МЧС — 145 тыс. рублей в среднем, в Министерстве иностранных дел — 151,1 тыс. рублей, Минэкономразвития — 121,3 тыс. рублей, Минфине — 139,1 тыс. рублей. Доходы сотрудников Следственного комитета РФ ниже — около 59,4 тыс. рублей ежемесячно.

Еще меньше получают государственные служащие низшего эшелона. По данным аналитиков, в налоговой службе, например, рядовым сотрудникам в Москве платят 21,5 тыс. рублей в месяц. Относительно высокие зарплаты налоговиков в таких городах, как Норильск (39,6 тыс. рублей), Чайковский (27,5 тыс. рублей), Анадырь (26,5 тыс. рублей).

Работники Пенсионного фонда РФ получают в среднем 17–20 тыс. рублей в месяц. Именно такая информация размещена на официальном сайте ведомства в разделе «Вакансии». А вот глава ПФ РФ Антон Дроздов, согласно официальной декларации, в 2017 г. заработал 3,9 млн рублей, его жена, которая не занималась бизнесом, а только инвестировала личные средства — 4,9 млн рублей. Заместитель главы ПФ Николай Козлов вместе с супругой задекларировал 26 млн рублей.

Средняя зарплата работника Пенсионного фонда — 17–20 тыс. рублей, согласно официальному сайту

Сколько их было и сколько их стало

По данным Центрального статуправления СССР, наибольшего уровня численность управленцев в Советском Союзе в 1985 году составляла 2,03 миллиона человек на 280 миллионов всего населения. Простой подсчёт показывает, что в СССР в годы расцвета бюрократии количество чиновников от остального населения, включая младенцев, составляло 0,72 процента.

Первый заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко в интервью «РИА Новости» подсчитала процент чиновников в современной России:

«Их около 2,4 миллиона человек. Получается, на 10 тысяч населения России приходится 163 чиновника. Это 3,3 процента от численности занятых в экономике».

А в сравнении со всем населением России, составляющем в 2020 году 144 миллиона человек, добавим, это 1,6 процента. Более чем вдвое больше, чем в погрязшем в бюрократии Советском Союзе.

Чтоб не радели «родным человечкам»

Почему подавляюще большинство экспертов без энтузиазма смотрят на перспективы сокращения госаппарата в регионах? А уж если речь заходит о сокращениях в южных субъектах, девять из десяти экспертов просто улыбаются.

Потому что, доверь региональному начальнику исключительное право проводить совершенно узаконенные, да ещё и основанные на требованиях федерального правительства сокращения в своём ведомстве, полетят головы мало-мальски «косо посмотревших» на такого начальника, даже если такой взгляд он поймал лет десять назад. Опять же, как уволить сына тёти Патимат? Где мальчик – ныне, например, замминистра республики – себе такую работу ещё найдёт?

Полноценного описания того, каким образом будут проходить сокращения и одновременно увеличена эффективность работы чиновников, пока не представлено, считают эксперты.

Дмитрий Журавлёв предполагает, что «скорее всего, произойдет некоторое сокращение расходов бюджета в чисто “бухгалтерском” выражении. Оптимизацию должны сопровождать перемены в системах подготовки и переподготовки, рекрутирования и ротации кадров, оплаты труда и т. д. Также необходимо каким-то образом “сломать о колено” токсичную корпоративную культуру в системе госуправления. , …в ходе сокращений первыми будут уволены, скорее всего, сотрудники, не связанные с руководством посредством личных связей либо в целом не демонстрирующие высокого уровня лояльности. Также наверняка охотно пожертвуют людьми, потенциально не способными активно сопротивляться увольнению».

Пожертвуют, например, теми же техническими работниками.

Вот в госдепартаменте США сейчас жалуются: с очередным сокращением аппарата посольства США в России его оставшиеся сотрудники вынуждены убирать снег собственноручно…

Посему, если увидите на пороге республиканского министерства или администрации региона местного главу, работающего лопатой для уборки снега, будьте уверены: вместо бездельника-племянника он сократил дворника.

Другого пути нет? Или пока не нашли?

Без чиновников в России нельзя. Слишком огромна наша страна, слишком сложно ею управлять. Слишком сложно контролировать, если контролёров мало. Поэтому их много.

А где контроль – там коррупция. Значит, чтобы государству от неё избавиться, надо либо контролировать контролирующих, и так до бесконечности. Либо позволить ей жить, попытавшись извлекать пользу. Да, пользу из коррупции для государства.

Вот в чём эта польза: сейчас все – ВСЕ! – отечественные чиновники, едва выйдя на заметный уровень, берутся на карандаш. Правоохранительные органы всё о них знают, все схемы известны, известны и суммы, и как принято говорить в самих этих органах, известны и деяния. Таким образом в государстве поддерживается порядок: кради, но делись, кради, но не зарывайся, кради, но знай у кого и сколько. Кради, но знай: чуть взбрыкнёшь – и мы к тебе придём.

Чиновник в России (потом – в Советском Союзе, потом – снова в России) всегда это понимал и соответствовал. В большей или меньшей степени – это зависело даже не от эпохи. Это зависело от уровня благосостояния государства и размеров свободы, кои государство в тот или иной исторический период имело возможность предоставить большинству своих граждан. И при Юрии Долгорукове, и при Петре Великом. И при Сталине, и при Путине. И пока что другого пути, для того чтобы сохранить в России государственность, не находится. За более чем тысячелетнюю историю не нашли мы другого пути, кроме как иметь на своей шее эту всё растущую и жиреющую, но абсолютно не меняющуюся ни в уровне чванства и хамства, ни в степени вороватости толпу паразитов.

Может, его и нет вовсе, иного пути, пока существует государство?

Сила в классике

Интерьеры в квартирах госслужащих очень разные — от классики до хай-тека. «Все зависит от личных предпочтений покупателя», — отметил Роман Амелин. В Москве, очевидно, давно вышел из моды царский стиль в интерьере, но «золотые унитазы» все еще популярны в отдельных регионах. В Ставрополье, например, летом задержали руководителя краевого управления ГИБДД Алексея Сафонова (его заподозрили в злоупотреблениях), проживавшего в частном особняке, который стал интернет-легендой. В доме нашли позолоту, хрусталь, колонны и капители, ту самую «золотую» сантехнику (впоследствии выяснилось, что она довольно дешевая). До этого образцовым чиновничьим домом считался особняк бывшего генпрокурора Украины Виктора Пшонки.

Фото: Алексей Куденко / РИА Новости

В целом за последние годы предпочтения покупателей высокобюджетной недвижимости, в том числе чиновников, не особо изменились, рассказала Ирина Доброхотова. Главные факторы при выборе жилья — это престижность локации, благоприятное социальное окружение, высокое качество строительства и интересная концепция комплекса (в частности, приветствуется участие в проекте известных архитекторов и дизайнеров).

По словам Амелина, в Москве иногда меняются модные среди госслужащих районы. Если в 2015-2018 годах они предпочитали Арбат и Тверскую, то затем спрос переориентировался на Патриаршие пруды и на «Москву-Сити». Сейчас больше всего востребованы Патриаршие пруды, Пресня, Якиманка.

Наши менты и чиновники воруют, чтобы почувствовать себя дворянами, пожить немного в «Эрмитаже» на своих 25 сотках. Вроде деление на пролетариат и дворян давно изничтожили, но силовой пролетариат по-прежнему хочет доказать всем, что он «аристократия»

Ксения Собчакоб интерьере дома Алексея Сафонова

Михаил Куликов, директор департамента вторичного рынка «ИНКОМ-Недвижимость», заявил, что никаких чиновничьих предпочтений на рынке жилья нет. «Как и люди других видов деятельности, чиновники выбирают жилье, руководствуясь собственными потребностями и вкусом, а также предпочтениями своих семей, — отметил он. — Нельзя сказать, что приобретаемые ими лоты чем-то отличаются от жилья, которое приобретают граждане сопоставимого с ними уровня достатка». Представители власти могут жить где угодно, подчеркнул эксперт, в том числе и на городских окраинах, и за пределами городов. И жилье они выбирают разное — от обычных квартир до апартаментов и таунхаусов.

Число чиновников в прошлом

В целом, по оценкам специалистов, Россия не является страной с самой большой численностью чиновников и ранее тоже всегда уступала по этому показателю другим государствам.

Например, сообщалось, что в начале 19 века на каждую 1 тыс. жителей Российской Империи приходилось лишь 1,3 чиновника. В то же время в других европейских странах было гораздо больше. Например, на 1 тыс. англичан приходилось 4 чиновника, на 1 тыс. французов – почти 5 чиновников.

В 1917 году численность чиновников в России была на уровне 576 тыс. Англия на тот момент располагала 779 тыс. чиновников, США – 1,2 млн госслужащих. При этом надо помнить, что эти страны уступали России по численности населения, но зато опережали по количеству работников госаппарата.

Что касается времен СССР, то и здесь нет оснований говорить о чрезмерно раздутом штате чиновников. Примерно к концу существования Союза количество госуправленцев, которые относились к РСФСР, составляло около 1 млн человек.

Один к семи.Россия побила исторические рекорды по числу госслужащих

Росстат обнародовал оперативный мониторинг за госслужбой. В некоторых регионах статистические данные восприняли как насмешку над здравым смыслом: в Орловской области, например, соотношение трудоспособных орловцев, платящих налоги, и представителей власти, получающих зарплату из бюджета — семь к одному.

 

Например, в Орловской области – самой маленькой среди российских регионов, с населением 759 143 человека, в органах власти всех уровней — государственных и муниципальных — трудится 13 988 служащих. Местные СМИ тут же подсчитали: на одного чиновника приходится 55 «подопечных», включая младенцев и детей школьного возраста.

 

Для сравнения: в 2000 году общее количество служивых людей в области составляло 8 652 человек (рост в 1,6 раза). Население за тот же период сократилось на 75 тысяч человек, закрылись пять промышленных предприятий, практически ликвидирован малый бизнес, едва дышит сельское хозяйство… Люди делают вывод: в области активно плодятся только чиновники. Зачем?

— Самовольно расширять штаты государственных и муниципальных служащих мы не имеем права, — заявили в Департаменте государственной гражданской службы, кадров и противодействия коррупции Орловской области. – Это зависит от политики центра, он решает, какая численность служащих необходима для лучшей управляемости государством. Будем команда на сокращение – значит, будем сокращать.

Дамоклов меч над армией российских служивых в общем-то висит беспрерывно. Бывалые чиновники рассказывают, что половина рабочего времени у них уходит на гаданья: когда их будут «резать». И главное – за что?

— В истории России ни разу не проводили анализ эффективности работы чиновников: кто чем занимается и насколько эта работа вообще нужна, — поделился Павел Кудюкин, доцент кафедры теории и практики госуправления ВШЭ, экс-зам​министра труда РФ. — В XVII в. государевых людей было около 15 тысяч на всю страну. Начиная с Петра I, управленцы в России множатся. К 1982 г. госаппарат вырос до 2,5 млн чел. С тех пор не раз предпринимались попытки сократить аппарат, например, в 2010 г. было принято решение о сокращении чиновников на 20% к 2014 г. Сами чиновники в это не поверили, и, как видите, для них все обошлось наилучшим образом.

 

Точное количество работников, состоящих на службе у государства, трудно посчитать даже Росстату — чиновник умеет маскироваться, многие организации называются по-хитрому – типа концернов с частичным госучастием. На деле эта «частичность» является полным содержанием штата на бюджетные деньги. Тем не менее, даже и без этих хитростей чиновничья армия в стране составляет более 6 млн. человек. Из открытых источников мы сделали небольшую выборку по ветвям власти, дающую представление, сколько управленцев на них сидит. Вот что получилось.

 

Законодательная власть (члены Совет Федерации, депутаты ГД, помощники и аппарат двух палат парламента) – 15 тыс. чел. Плюс 35 тысяч депутатов республиканских, краевых и областных законодательных собраний и их аппарат. Плюс 700 тысячдепутатов законодательных собраний с аппаратом (в России — 24 тысячи муниципалитетов).

Исполнительная власть : министерства, ведомства и их региональные филиалы – 700 000. Администрации регионов, региональные министертва и ведомства с аппаратами – еще 600 000 человек. Чиновники муниципальных образований – 1 млн. чел.

Контролёры: лицензирующие, контролирующие и регистрационные органы —1 млн. 300 тыс. чел.

Фонды: пенсионные, социльные, страховые и пр. — 1 млн 500 тыс. чел.

Росстат называет более скромную цифру госслужащих — 1 млн. 107,3 тысяч человек. Но в любом министерстве вы найдете еще и секретарш, уборщиц, работников столовых, водителей и прочих нечиновников. А зарплата им из бюджета капает. Если посмотреть, сколько физически людей сидит в зданиях с гербом и флагом, то на одного настоящего бюрократа приходится как минимум два из «обслуги» (такую пропорцию вывел журнал «Вопросы экономики»). Вот вам и шестимиллионная армия, сравнимая по численности со средним европейским государством.

Статистика, похоже, не поспевает не только за мимикрирующими туда-сюда служащими, но и не учитывает «новообразования», растущие в России как грибы. Простые налогоплательщики о них либо уже забыли, либо вообще не подозревают, что они есть.

 

[править] Критика бюрократии

Российской бюрократии свойственны многие черты, общие для всех бюрократий на планете. Эти черты часто формулируют как законы Паркинсона по имени английского автора, который, проанализировав английскую бюрократию, пришёл к выводу, что численность бюрократов имеет тенденцию к росту, которая практически не зависит от реально необходимой работы. Так, согласно Паркинсону, правительственный отдел, решающий вопросы английской колониальной политики, неуклонно разрастался, несмотря на то, что Англия постепенно лишалась своих колоний. Сходные тенденции роста наблюдались и у российской бюрократии. Так, бюрократический аппарат советской России насчитывал 700 человек в 1919 году, но несколько лет спустя вырос до 15 300 человек.

[править] Литература

  • Восленский М. С. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза (Гл. 6. Диктатура номенклатуры. Ч. 1., 6. Борьба за власть в Кремле)
  • Табель о взятках
  • Соловьев С. М. Глава 1. Внутреннее состояние русского общества во времена Иоанна IV. // История России с древнейших времён. Т. 7
  • Выписки из кн.: Московская Русь (1359—1584): культура и историческое самосознание. Под ред. А. М. Клеймола, Г. Д. Ленхофф. М.: ИЦ-Гарант, 1997. C.606.
  • Ключевский В. О. Лекции XXXVIII и XXXIX // Курс русской истории
  • Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации»
  • Колташов В. Г. Эрос и бюрократия. Секс в жизни российских чиновников М.: КомКнига/URSS, 2006. Избранные главы

Как в России пытались сократить число чиновников

По некоторым оценкам, в России насчитывается 2,4 миллиона государственных и муниципальных служащих. Это именно служащие – сотрудников бюджетных учреждений, государственных предприятий и акционерных обществ в государственной собственности (вроде Сбербанка). Также еще есть несколько миллионов силовиков – военнослужащих, сотрудников МВД, ФСБ, МЧС и других ведомств.

Естественно, что такое количество тех, кто получает зарплату от государства, не может не вызывать споров и претензий. И если необходимость врачей, учителей, военных и полицейских вполне очевидна, то чем занимаются 2,4 миллиона чиновников, понимают не все. А иногда этого не понимают даже сами чиновники.

В России за последние 10 лет предпринималось несколько попыток сократить количество государственных служащих:

  • в 2011-2013 годы чиновников должно было стать меньше на 20% – но по данным Росстата, их стало меньше всего на 8%;
  • в 2016-м планировалось урезать штат госслужащих еще на 10% – но сократить удалось только 5,6% ставок. Причем сократили почему-то низовой персонал, сохранив и даже увеличив количество руководящего состава.

Новая, уже третья по счету волна сокращения была запланирована на 2020-2021 годы, в ходе нее планировалось сократить штат центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) на 10%, а их территориальные подразделения – на 15%.

Как пояснил премьер-министр Михаил Мишустин в ноябре прошлого года, откладывать реформу больше нельзя – к тому же и президент поручил настроить систему государственного управления, чтобы она стала более эффективной.

Правда, сразу же стало понятно – частично сокращение госаппарата будет «бумажным». То есть, вместо уменьшения численности чиновников планировалось сократить их ставки, которые зачастую были вакантными. Например, в центральных министерствах или иных ведомствах незанятыми оставались 20% должностей, и их штат планировалось сократить на 5%, а в территориальных подразделениях, где вакантны были 18% мест – на 10%. И Мишустин прямо сказал – сокращение произойдет в основном за счет вакантных позиций.

Более того – все финансовые ресурсы, которые были запланированы на оплату труда чиновников, никуда не денутся. По факту, эти деньги будут получать оставшиеся чиновники (что вполне справедливо – ведь на них ляжет вся та работа, которая числилась за сокращенными позициями).

Реформа должна была стартовать с 1 января 2021 года и закончиться уже за 3 месяца – то есть, до 1 апреля. Получилось ли это? Разберемся дальше.

Помогите, люди добрые

Пока одни чиновники приобретают пентхаусы в модных небоскребах, другие получают субсидии, чтобы хоть как-то улучшить жилищные условия. Право на такие выплаты имеют только госслужащие с низкими зарплатами, заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, комментируя недавний скандал с субсидиями, которые якобы были выделены совсем не бедным чиновникам.

Материалы по теме

  • Красиво житьЗажиточных россиян становится все больше. На обычные дома и квартиры они уже не согласны
  • «Дорожать уже точно не будут, это потолок»Когда ждать обвала цен на квартиры в России?

«Во-первых, чиновники не обладают серьезными финансовыми средствами, — пояснил Песков. — Действительно, есть чиновники, которые обладают такими средствами, но такие чиновники просто не могут пользоваться программами поддержки».

До этого в СМИ появилась информация, что субсидии на жилье были предоставлены сотням служащих, которые на момент приобретения квартир на бюджетные деньги уже владели дорогостоящими объектами недвижимости. У некоторых из «нуждающихся» нашли по несколько квартир, жилых домов и дач.

Разбираться в этой истории предстоит надзорным органам, а обычным покупателям жилья, далеким от чиновничьих кабинетов, тем временем посоветовали не покупать квартиры у госслужащих — на всякий случай. Если впоследствии выяснится, что объект куплен на незадекларированные доходы, его изымут (даже если покупатели добросовестные).

Особенно важно знать, а не с коррупционером ли заключается сделка, когда имущество приобретено госслужащим в течение трех последних лет. Если квартира досталась чиновнику раньше, риски снижаются — но не исключаются полностью

Правда, покупателям жилья в России не привыкать к опасностям: отечественный рынок недвижимости — и без того минное поле, поэтому риск нарваться на плохого чиновника можно назвать довольно экзотическим.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бизнес журнал Мономах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: