Зачем уметь мыслить критически?
Критический подход необходим нам везде. Чтобы не быть голословными, мы приведем лишь несколько примеров его практической пользы:
В профессиональной и повседневной жизни критическое мышление помогает думать и работать более аккуратно и точно, быстро определять важное и второстепенное, эффективнее разрешать проблемы, внимательнее и результативнее справляться с различными задачами.
В обучении вместе с развитием критического мышления вы разовьете навыки быстрого распознавания аргументов, быстрого определения ключевых идей в текстах, использования доказательств и свидетельств экспертных лиц и специалистов, различения критических и аналитических материалов от других.
В личной сфере критическое мышление научит вас быстро анализировать суждения, взгляды, доказательства и мнения окружающих, грамотно обосновывать свои слова и аргументированно оспаривать то, с чем вы не согласны, глубже понимать чужие и собственные убеждения, мысли и поступки.
Человек, способный мыслить критически, умеет:
Наблюдать и быть внимательным к деталям.
Внимательно и сосредоточенно изучать информацию.
Быстро определять самое важное, не рассеивая внимания на второстепенное.
Реагировать на ключевые моменты сообщений.
Без особых усилий обосновывать свою точку зрения.
Применять аналитические навыки в самых разных ситуациях.
В дополнение к этому, развитие критического мышления формирует и ряд вспомогательных навыков, таких как:
- Умение грамотно изъясняться.
- Умение быть убедительным.
- Умение эффективно интерпретировать.
- Умение выносить собственные суждения.
- Умение анализировать и критиковать.
- Умение принимать эффективные решения.
- Умение быть рассудительным.
- Умение рассуждать логически.
Зачастую бывает, что человек переоценивает свою способность критически осмысливать то, что он видит, слышит, читает; то, с чем сталкивается на учебе или в работе. Ко всему прочему многие считают, что знают «больше всех» и могут каждому рассказать «что почем». Но когда окружающие не соглашаются, появляется неуверенность в себе и проявляется неумение обосновать свою позицию. Это служит причиной ненужных проблем как в учебе и работе, так и в банальном общении.
Мы можем предположить, что и вы уже в некоторой мере применяете навыки критического мышления (вы ведь различаете хорошее и плохое?). Но по мере взросления, получения образования и нового жизненного и профессионального опыта вам, безусловно, понадобятся более совершенные навыки. Чем большим количеством умений вы овладеете, тем увереннее вы будете справляться с новыми проектами, задачами и проблемами.
Критическое мышление является интеллектуальной деятельностью, и чтобы ее освоить, нужно располагать хорошими теоретическими и практическими материалами. К таковым и относится наш курс «Критическое мышление», на уроках которого вы познакомитесь со всеми его базовыми элементами.
Аспекты умения мыслить критически, которые рассматривает наш курс, можно успешно применять в обучении и работе, при подготовке презентаций и написании научных трудов, при разрешении конфликтных ситуаций и бытовых проблем.
Цель курса: углубленно изучить принципы и приемы критического мышления и научить вас их уверенно использовать. Основная информация, как и следует полагать, будет дана в уроках (их содержания мы еще коснемся), но уже сейчас мы хотим немного поговорить о практике.
Прежде, чем вы перейдете к развитию критического мышления, предлагаем вам решить кейс и проверить, насколько этот навык развит у вас сейчас.
Методы и приемы для развития критического мышления
Критическое мышление не является какой-то тайной наукой или уделом избранных. Обучиться ему может каждый, кто понимает, насколько это может быть полезно для карьеры и обычной жизни.
Есть ряд приемов обучения, которые используют преподаватели в школах и вузах, коучи на тренингах, психологи. Рассмотрим каждый из этих приемов.
Мозговой штурм
Такой метод используют, чтобы найти решение какой-либо проблемы или задачи. В чем его суть: нужно четко сформулировать для себя вопрос и написать на бумаге все возможные способы его решения, пусть даже большая часть из написанного окажется несостоятельной или фантастической.
Отражение мыслей на бумаге позволяет более наглядно представить ситуацию и прийти порой к неожиданным открытиям.
Сравнение
Техника предполагает тренировку наблюдательности и внимания к деталям. Приучите себя сравнивать любые события, вещи и явления, находите сходства и различия между ними.
Кроме того, полезно сравнивать себя и свои результаты с самим собой в прошлом. Так вы сможете обнаружить слабые места и понять, к чему нужно двигаться.
Метапознание
Первым, кто заговорил об этом понятии, был Аристотель. Метапознание называют мышлением о мышлении или знанием о знании. Это способность человека размышлять о своем мышлении, об особенностях познавательной деятельности и способах ее контроля.
Метапознание включается, когда мы пытаемся измерить свою память, оценить собственный мыслительный процесс и его эффективность. Это можно делать с помощью тестов, ведения дневников, планирования.
Дедукция и индукция
Два противоположных друг другу метода:
- Дедукция – это метод логических умозаключений, который также называют методом Шерлока. Новое положение здесь выводится исходя из предшествующих положений и на основе построения логических цепочек. Дедуктивное мышление тренируется игрой в шахматы, решением различных головоломок и задач.
- Индукция – это процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему умозаключению. Подобное мышление осуществляется путем анализа причин и следствий, но не строго через законы логики, а преимущественно через психологические и фактические представления. Развивать такие способности можно через классификацию и систематизацию разрозненных элементов.
Анализ
Представляет собой метод исследования предмета или события путем изучения его отдельных частей. Приведу бытовой пример: при желании совершить какую-либо покупку нам нужно взять для рассмотрения несколько моделей, сравнить их характеристики, почитать отзывы, изучить доступный ассортимент в ближайших магазинах, сопоставить цены и т. д.
Анализу можно подвергнуть любое явление нашей жизни, чтобы принять наиболее правильное решение и избежать ошибок.
Синтез
Представляет собой мыслительную операцию, обратную анализу. Это способность собирать в единое целое разрозненные детали. К примеру, проанализировать несколько источников новостей и составить единую картину произошедшего события.
Системность
Навык, который позволяет объединять разные факты, делать выводы, искать альтернативы, давать своим умозаключениям оценку и находить им применение. Системный подход побуждает человека следовать своим решениям и не подвергать их сомнениям после того, как они были приняты.
Полезные материалы
Приведу небольшую подборку книг по теме:
- Том Чатфилд “Критическое мышление. Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение”
- Роберт Бертон “Разум VS Мозг. Разговор на разных языках”
- Никита Непряхин, Тарас Пащенко “Критическое мышление”
- Ася Казанцева “В интернете кто-то неправ! Научные исследования спорных вопросов”
- Бен Голдакр “Обман в науке”
- Стелла Коттрелл “Искусство мыслить и успех в учебе, карьере, жизни”
- Дарелл Хафф “Как лгать при помощи статистики”
Еще больше изданий вы можете найти в большой подборке книг о критическом мышлении. Также приглашаю вас заглянуть в подборку лучших книг про мышление, с помощью которых вы научитесь мыслить нестандартно и эффективно.
Курсы и тренинги:
- Критическое мышление – 4brain
- Критическое мышление – Викиум
- Курс критического мышления на работе и в бизнесе – Яндекс Практикум
Больше обучающих программ можно найти в статье про курсы по развитию критического мышления.
Распределение донорских органов
Распределение донорских органов в соответствии с принципом справедливости решается путем включения реципиентов в трансплантологическую программу, основанную на практике «листов ожидания». «Листы ожидания» представляют собой списки пациентов, которым необходима пересадка того или иного органа с указанием особенностей состояния его здоровья. Проблема заключается в том, что пациент, даже в очень тяжелом состоянии, может находиться на первом месте в этом списке и так и не дождаться спасительной для него операции. Это связано с тем, что из имеющегося объема донорских органов очень трудно подобрать подходящий данному пациенту орган в связи с иммунологической несовместимостью. Эта проблема в определенной степени решается путем совершенствования методов иммуносупрессорной терапии, но все еще остается очень актуальной.
Максимальное обеспечение равных прав пациентов, включенных в «лист ожидания» осуществляется благодаря следованию следующим правилам: выбор реципиента осуществляется только в соответствии с медицинскими показаниями, учитывающими тяжесть состояния пациента, его иммунологические и генетические характеристики; приоритет донорских органов не должен определяться выявлением преимуществ отдельных групп и специальным финансированием.
Как быть в ситуации, когда двум реципиентам орган практически одинаково подходит, и они оба находятся в критическом состоянии и не могут долго ждать? В этом случае решение принимается на основании критерия очерёдности. Врач также должен принимать в расчет длительность нахождения реципиента в «листе ожидания». Предпочтение отдают тому, кто раньше «встал» в «лист ожидания». Помимо трех названных критериев, в соответствии с действующим законодательство, учитывается расстояние (удаленность) реципиента от места нахождения донорского органа, так как время между изъятием органа и его пересадкой строго ограничено.
При «распределении» органов большое значение имеет принцип прозрачности; в Беларуси он обеспечивается созданием реестра реципиентов, которым уже проведена трансплантация, а также тех, кто изъявил несогласие об изъятии органов (Единый регистр трансплантации). Листы ожидания остаются закрытыми, в них включены как граждане Беларуси, так и иностранцы. Во многих странах введен мораторий на проведение трансплантации иностранным гражданам, чтобы исключить конкуренцию за дефицитные органы между собственным и иностранным населением.
Признаки и примеры
Для критического мышления нужен определенный набор навыков, который включает в себя:
Наблюдательность
Человек способен обращать внимание на детали и фиксировать их в памяти.
Логику. Позволяет сравнивать данные между собой, классифицировать их, находить сходства и различия по тем или иным признакам.
Умозаключения
Критический мыслитель опирается на доказуемые факты и на их основе делает выводы, невзирая на личные эмоции и чьи-то суждения.
Современные исследователи выделили ряд отличительных признаков, которые характеризуют идеального критического мыслителя. Итак, критически мыслить – это:
- Всегда искать основания и доказательства.
- Ясно выражать свои мысли и приводить аргументы.
- Стараться быть хорошо информированным.
- Искать альтернативы даже там, где информация кажется справедливой.
- Быть открытым для качественно новых знаний и не цепляться за консерватизм.
- Воздерживаться от суждений, если оснований пока недостаточно.
Люди с критическим складом ума производят впечатление любознательных, смелых и решительных людей, которые не боятся бросить вызов авторитетам и суждениям, устоявшимся в обществе.
Примеры проявления критического мышления мы находим на протяжении всего развития человечества. Все величайшие открытия в математике, физике и других науках совершались людьми с сильным критическим мышлением. Ведь любые эксперименты и изобретения требуют умения докопаться до сути, взвесить все доказательства и факты, найти закономерности и истину.
В качестве еще одного примера можно назвать судебный процесс. Судья не может вынести приговор, опираясь на свое чутье и отношение к подсудимому. Справедливый суд должен разложить по полочкам все доказательства, учесть улики, выслушать адвоката, свидетелей, сторону обвинения и только после этого принять решение.
Как правильно критиковать
Когда даете оценку действиям другого человека, важно, чтобы он услышал то, что вы хотите сказать. В этом помогут правила конструктивной критики:
- Высказывайте свое мнение, когда находитесь один на один с человеком. Уважайте оппонента, не делайте его промахи достоянием общественности.
- Предложите варианты решения проблемы. Помогите советом или делом, иначе смысл критики будет неясен.
- Будьте спокойны. На агрессивные высказывания оппонент ответит агрессией.
- Оценивайте работу своевременно. Если конструктивная критика будет высказана спустя длительное время, вас посчитают склочным, злопамятным человеком.
- Чередуйте негативные моменты с похвалой. Человек почувствует, что его ценят, несмотря на допущенные ошибки. Он будет стараться оправдать доверие и не допустит в будущем подобных ошибок.
- Критика – это диалог. Дайте высказаться оппоненту. Возможно, он не мог повлиять на ситуацию, которая привела к ошибкам.
- Нельзя критиковать, ссылаясь на других. Отвечайте за свои слова, иначе вас обвинят в распространении сплетен.
- Когда причины ошибок и пути решения найдены, оставьте этот вопрос. Не нужно постоянно напоминать оппоненту о его промахах.
- Если оппонент раздражен и неспособен адекватно воспринимать ваши слова, отложите разговор на некоторое время.
Виды этики
Несмотря на свою неконкретность, у этики есть функции:
- нравственно-воспитательная;
- познавательно-просветительская.
Разные функции обуславливают разделение дисциплины на направления:
- Нормативная этика. Поддерживает в обществе принятые нравственные ценности, создает и обосновывает нормы. Отличие научного подхода от обычного морализаторства в том, что дисциплина старается аргументировать и доказать положительное влияние заданной модели поведения на жизнь человека. Такие правила находят больше благосклонности со стороны людей, настроенных на критическое мышление.
- Теоретическая этика. Изучает происхождение, развитие и роль в обществе норм и ценностей. Это научное познание морали и нравственности, целью которого является анализ. В теоретическую этику входит метаэтика — дисциплина, направленная на самоосмысление этики как научного направления.
- Прикладная этика. Решает реальные и гипотетические проблемы согласно правилам, принятым нормативной этикой. Это направление наиболее тесно связано с другими научными сферами: медициной, политологией, экологией и др.
Почему люди критикуют?
Одни делают это постоянно в силу привычки, другие являются профессиональными критиками. Да, есть и такие. Это самостоятельная профессия. Есть, например, литературные критики, кинокритики, люди, профессионально оценивающие музыку, качества людей (специалисты по связям с общественностью, создающие имидж для публичных личностей).
Часто суждения профессионалов об анализируемых, оцениваемых объектах и субъектах являются справедливыми, объективными. Дело в том, что справедливость и объективность – буквально должностные обязанности в приведенных примерах. Такие люди не преследуют личные интересы, их не поглощает зависть или эмоции. У них есть цель. И она носит строго профессиональный характер.
Есть и такие люди, для которых критика – это нечто вроде привычки. Они намеренно выискивают в чем-либо или в ком-либо отрицательные качества, чтобы показать другим свой «острый» ум и даже превосходство. Им не знакомы добрые намерения. Критиканам ближе язвительность, им необходима моральная подпитка самим фактом того, что кто-то или что-то хуже, чем принято считать. Несправедливые суждения – это все, чем живут такие люди. Они могут быть объективными, но подавать себя и свое мнение не умеют. Вместо того чтобы решить проблему или исправить ошибки, допущенные в приступе стремления осуждать все и вся, они будут стоять на своем.
Таким образом, в контексте темы профессиональный критик – человек, занимающийся серьезной работой и дающий объективные оценки.
Любитель – зависимый от суждений о других человек, он не может жить без этого. Ему важен факт поиска и нахождения изъянов в предметах, вещах, явлениях, людях. Он испытывает удовольствие от этого.
Указанный последним тип людей – это субъективные личности, суждения их не имеют ничего общего с реальностью. Они считают себя профессионалами и думают, что должны поучать окружающих. Однако в отличие от любителей, что следует отметить, такие люди не «питаются» злобой или гневом.
Кем вы считаете себя: профессионалом, любителем или субъективным критиком?
Я критикую людей и предметы, явления исключительно объективно. Я – профессионал. 53.33%
Я люблю критиковать людей и вещи вокруг меня, мне это нравится. 13.33%
Если честно, я постоянно, по делу и не по делу критикую все и вся, но делаю это субъективно. 33.33%
Проголосовало: 15
Недооценка роли буржуазии.
Первый том «О процессе цивилизации» имеет подзаголовок «Изменение поведения светских высших слоев Европы». И во втором томе много внимания уделено анализу отношений между королем и знатью. Большое значение, которое Элиас придает борьбе за власть в рамках аристократии может быть более понятным, если учесть, что вслед за этими двумя томами следовала хабилитационная работа, непосредственно посвященная исследованию придворного общества. Такую концентрацию на фигуративной динамике высших социальных слоев европейских стран некоторые критики рассматривают как недостаток, указывая на недооценку автором революционной роли буржуазии, так как, по их мнению, именно она была той силой, которая разрушила абсолютистский механизм королевской власти, что хорошо видно на примере Франции .
О том, что эпоха абсолютизма закончилась подъемом бессословной буржуазии, корни которой уходят в традицию средневековых городов, Элиас отмечал особо, а возникновению буржуазных слоев и их отношению к знати посвящена даже целая глава . То, что объектом своего анализа он избирает институт королевской власти и придворного общества, имеет две причины. Во-первых: основные цивилизационные сдвиги и процесс создания государств начались еще до буржуазных революций. Эти процессы следует, в первую очередь, объяснять с помощью анализа баланса власти и конкурентной борьбы в рамках фигурации абсолютистского господства
Во-вторых: Элиас сознательно подчеркивал важность механизма королевской власти
В качестве «коррективы», но больше вопреки основному течению социальной мысли, считавшему именно буржуазию творцом современного мира или, говоря словами самого автора, «в качестве контраста», он обратил особое внимание на функциональную роль придворной знати
В конечном счете следует учесть тот факт, что дискуссию о движущей силе общественного развития, — буржуазии или аристократии, — Элиас попросту трансцендировал, указав при этом, что свои истоки социальные изменения имеют не в том или ином слое, а возникают из «взаимосвязи силовых напряжений между различными функциональными группами определенного социального поля и между конкурирующими индивидами» . Что касается недостаточного внимания буржуазии, то это следует расценивать не как некий дефицит, а как желаемую составляющую «теоретико-цивилизационного исследования».
Понятие
Критическое мышление – это один из видов мышления, которые я разбирала в отдельной статье. Давайте посмотрим, какое определение дает Википедия этому понятию.
Мыслить критически – значит рационально, ясно и непредвзято воспринимать информацию, всегда искать доказательства ее правдивости и достоверности. Если говорить простыми словами, это такой мыслительный процесс, когда вы не просто принимаете информацию на веру, а ставите ее под сомнение, пытаетесь проверить на достоверность, умеете находить неточности и отсеивать их, отделяете факты от их интерпретаций и т. д.
По мнению некоторых ученых, именно переход общества к критическому уровню мышления является предпосылкой для начала цивилизационного развития.
Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга
Начать развиваться
Впервые о критическом типе мышления заговорили в конце XIX века. Сам термин был предложен философом Джоном Дьюи. Но только на рубеже XX и XXI вв. вопрос начал исследоваться более детально. Так в 1995 году Ричард Пол выделил классификацию и задачи критического мышления.
Некоторые психологи сегодня склоняются к тому, что данный тип мышления является психической активностью, которая позволяет контролировать свои решения и действия, что повышает вероятность получить желаемый результат. Критически мыслящий человек за счет логических умозаключений может сделать выводы, принять какое-либо суждение, отклонить или временно отложить его рассмотрение.
Методы развития критического мышления
Если вы считаете себя всесторонне развитой личностью или же стремитесь стать ею, без критического мышления вам не обойтись, ведь именно оно позволяет человеку сформировать свои взгляды и не зависеть от мнения со стороны, именно оно помогает человеку личностно расти и развиваться.
Технология развития критического мышления такова, что нужно регулярно тренироваться, причем начинать такие тренировки можно совершенно в любом возрасте. Систематические занятия позволяют достичь нового уровня развития и новых целей. Несмотря на то, что развивать критическое мышление и не сбиваться с этого пути может быть непросто, если вы изначально расставите приоритеты и определите свои жизненные задачи, приблизиться к результату станет намного проще.
Обучение критическому мышлению требует времени. Практически всегда человек располагает свободным временем, просто тратит его на ненужные занятия, например, смотрит телевизор, «зависает» в соцсетях или играет в компьютерные игры. И первый шаг к критическому мышлению следует делать как раз здесь – критически оценить, куда уходят ваши свободные минуты и часы.
Еще один способ начать осваивать новый навык – ежедневно анализировать свой день: чем вы занимались, каких успехов достигли, какие были неудачи, в чем допустили ошибки и т.д. Когда анализ будет сделан, можно начинать составлять план по устранению ошибок, исключению хронофагов («пожирателей времени»), управлению временем.
Даже эти простейшие действия начнут развивать вашу способность подходить ко всему критически. Если вдруг перед вами встает новая задача, пробуйте искать максимальное количество информации по ее решению, рассматривайте самые разные варианты действий и выбирайте самый эффективный. Кстати, советуем и к прохождению нашего курса отнестись критически: тщательно обдумать, как и когда вы будете его проходить, и найти для этого время в своем распорядке.
Вот вам уже несколько приемов критического мышления. Поначалу применять их может быть непривычно, но это лишь вопрос практики. Старайтесь постоянно оценивать то, как вы мыслите, о чем думаете, занимаете ли мозг полезными вещами или занимаетесь тем, куда занесет попутный ветер.
Чтобы ваше критическое обучение было более эффективным, формируйте правильный подход ко всему, что делаете и с чем сталкиваетесь. Это значит:
1 |
Адекватно оценивайте реальность. Все, что с вами происходит, не всегда зависит от ваших желаний и стремлений. Принимайте это как данность. Оценивайте действительность: на что вы можете повлиять, а что вам неподвластно. |
2 |
Будьте готовы к новой информации всегда и везде. Если вы будете закрыты для нового, вы сами отрежете себя от реальной жизни. |
3 |
Принимайте уверенные и четкие решения. Но прежде чем это делать, вооружайтесь знаниями и не забывайте о предыдущем пункте. |
4 |
Откажитесь от инстинкта стадности. Это не значит, что вы должны срочно перестать ходить в кино или посещать спортивные матчи. Это значит, что вы всегда должны думать своей головой, составлять свое мнение на тот или иной счет. |
5 |
Проведите черту между наблюдением и выводами. Проверяйте все интересное для вас, что узнаете. |
6 |
Сохраняйте чувство юмора. Развивайте умение смеяться над собой и событиями, которые преподносит вам жизнь. Так ваш ум всегда будет ясным, а мнения – более объективными. |
Однако применять приемы критического мышления – это лишь одна сторона вопроса. Другая состоит в том, что нужно формировать критический склад ума. Расскажем, как это делается.
Современная этика
В современном мире есть две тенденции: нигилизм (отречение от норм морали и навязанных обществом ценностей) и расширение этических понятий
Также смещаются акценты: человечество стало больше обращать внимание на взаимоотношения с природой, а с развитием технологий — на собственные возможности в разных отраслях науки (клонирование, эксперименты на эмбрионах, создание и эксплуатация искусственного интеллекта)
Биоэтика и медицинская этика анализируют принятие сложных решений и аргументированность такого выбора. Эта сфера влияет не только на развитие науки, но и на юриспруденцию.
Также этика сейчас как никогда исследует гендерные роли и пересматривает понятия мужественности и женственности.
В 20 веке эта наука получила развитие в прикладной математике, когда в теории игр появилась новая проблема — «дилемма заключенного». Согласно ей, рациональные участники стараются максимально увеличить свой выигрыш, не заботясь о других, что осложняет сотрудничество.
Оправдания этического релятивизма
Геродот был греческим историком пятого века до нашей эры, который продвинулся в этой точке зрения, когда заметил, что разные общества имеют разные обычаи и что каждый человек считает, что обычаи их собственного общества являются лучшими.
Некоторые современные социологи и антропологи в том же духе утверждают, что мораль — это общественный продукт, развивающийся по-разному в каждой культуре..
По мнению этих авторов, разные социальные коды — это все, что существует. Не существует такого понятия, как «действительно» правильное, кроме этих социальных кодексов, поскольку нет нейтральных культурных норм, к которым можно прибегнуть, чтобы определить, какая точка зрения общества верна..
Каждое общество разрабатывает стандарты, которые люди используют для различия между приемлемым и недопустимым поведением, и каждое суждение о добре и зле предполагает одну или другую из этих норм..
Другой аргумент, который пытается оправдать этический релятивизм, связан с шотландским философом Дэвидом Юмом (1711-1776), который сказал, что моральные убеждения основаны на чувствах или эмоциях, а не на разуме..
Эта идея была разработана более поздними философами, такими как Чарльз Л. Стивенсон (1908-1979) и Р. М. Хэйр (1919-2002), которые утверждали, что основная функция морального языка состоит не в том, чтобы декларировать факты, а в выражении чувства одобрения или неодобрения по отношению к некоторым тип действия или влиять на отношение и действия других.
Этический релятивизм привлекателен для многих философов и социологов, так как он, кажется, предлагает лучшее объяснение изменчивости моральных убеждений. Это также предлагает правдоподобный способ объяснить, как этика вписывается в мир, как описано современной наукой.
Наконец, этический релятивизм оправдывает то, что он прав, чтобы объяснить добродетель терпимости, поскольку он стремится принять ценности и ценности всех обществ..
Бизнес-консультанты новой формации — результат опытов корпораций
Сегодня нейромаркетинг — это далеко не только нейрофизиологические исследования, для интерпретации которых требуются познания в нейронауках. И нейромаркетологи сейчас — это не только нейрофизиологи с «шапочкой» и датчиками, но ещё и когнитивные консультанты.
Крупнейшие мировые компании развивают нейромаркетинг и в том числе упомянутую нейрофизиологию в собственных исследовательских лабораториях. Киностудии, например, Universal и Disney, используют MRI-системы, в которых респонденты смотрят фильмы в магнитно-резонансном томографе. Специалисты Билайна исследуют решения клиента в собственной айтрекинг-лаборатории. Косметические гиганты разрабатывают и продвигают косметику на основе знаний об изменениях в гормональном профиле своих покупательниц. Это история всего нескольких последних лет.
Большие компании содержат собственные нейромаркетинговые лаборатории и формируют междисциплинарные команды, которые качественно интерпретируют и интегрируют получаемую информацию. В таком виде нейромаркетинг полноценно встраивается в производственный цикл, и результаты нейромаркетологов и нейроконсультантов реализуются на принципиально ином уровне качества.
В этих условиях появляются бизнес-консультанты со знаниями в области когнитивных, социальных и поведенческих наук, способные ответить на вопрос «И что?» и дать действенные рекомендации.
История этики
Идею того, что единственный источник общепринятых норм морали и нравственности — разум, подхватили Сократ и Платон.
Аристотель, ученик Платона, оценил этику как часть «практической» философии, так как главный вопрос этой дисциплины должен звучать как «что нам делать?». По его мнению, результат нравственного, правильного поведения — счастье. К нему должны привести логичные и осознанные поступки, которые не относятся ни к одной из крайностей.
Таким образом, по Аристотелю, основные добродетели — это благоразумие и умеренность, стремление к «золотой середине». При этом он осознавал, что в отличие от математики этой дисциплине не свойственна точность, поэтому и результаты исследования достаточно гибкие, а значит, они не могут быть приняты всеми и безоговорочно.
Цель этики как науки по Аристотелю — не знания, а поступки
Любая деятельность человека направлена на достижение каких-либо идеалов, которые сами по себе тоже могут быть лишь ступеньками к чему-то более важному. Эту главную цель Аристотель называл высшим благом, а ее реализацию отождествлял со счастьем
Золотое правило этики — «не делай другим того, чего не желаешь себе» — находило отражение в том или ином виде в разных культурах.
С развитием и появлением новых этических теорий философы стали испытывать сложности из-за отсутствия объединенной терминологии. Основными часто объявлялись субъективные или противоречивые понятия. Разработка и глубокий анализ этики как науки осложнен восприятием индивидуума (любого человека): мораль, которая часто находится в подсознании, мешает объективному анализу собственных установок и норм социума.
Важный период в истории занимает тенденция к религиозности и персонификации Бога. В таких этических системах нормы — божественные и непреклонные, а сам человек за свои поступки отвечает не перед обществом или собой, а перед Богом.
Какая польза от критики?
Критика может принести вред, но иногда она полезна. Она может быть разрушительной и негативной, но иногда является конструктивной и доброжелательной. Мы будем говорить о последнем случае, потому что пользы от вреда не может быть.
Итак, критика, строящаяся на «золотом правиле» и указанных ранее принципах, может стать основой для:
- самоанализа. «Прав ли человек?». Если да, найдите причины в себе и проработайте их;
- саморазвития и самосовершенствования. «Он говорит о реальных изъянах, я буду работать над ними»;
- проработки проблемных ситуаций. «Я могу не только работать над саморазвитием, но и прислушаться к объективному мнению, чтобы не допускать в будущем повторения неприятных событий».
Есть ли польза от критики или она – зло?
Польза однозначно есть. Особенно тогда, когда дело касается мнения компетентного в той или иной области человека. 26.67%
Пользы в критике не может быть по определению. Зачем обижать или стараться уколоть человека или умалить качества какой-то вещи? Не нравится – молчи. 26.67%
Не могу сказать. Наверное, все зависит от случая и типа суждений, от манеры их подачи. 46.67%
Проголосовало: 15
Выводы
1. Формирование этического мышления психологов-консультантов является сложной задачей, не сводимой к формальному заучиванию этических правил и умению применять стандарты.
2. По данным пилотажного исследования, пятая часть психологов-консультантов, участвовавших в онлайн-опросе, практикует, не имея высшего психологического образования, 40% опрошенных не прошли углубленную подготовку в каком-либо психотерапевтическом подходе.
3. Для психологов-консультантов характерны выраженные разногласия в этических представлениях, что позволяет прогнозировать конфликты и трудности в принятии коллегиальных решений по вопросам этики, рекомендуемых этическими кодексами.