«чтобы получить хорошего маркетолога, нужно вырастить его самостоятельно». зачем создавать систему обучения в агентстве

О виртуальных мирах и реальности

— На каком горизонте мы увидим значительные и явные изменения в гейминге как неотъемлемой части жизни?

— На горизонте 30 лет часть человечества должна полностью уйти в VR, потому что есть климатические проблемы, перенаселение. А пандемии и войны делают невыносимым пребывание в реальном мире.

— Ты допускаешь, что знакомства в любых виртуальных мирах могут помочь с социализацией человеку в офлайне?

— Люди редко делятся, чем они занимаются в виртуальном мире. Поэтому тут сложнее найти точки пересечения, кроме игры .

Честно говоря, это какой-то сложный путь нетворкинга. Ты можешь просто в Facebook найти чувака, который тебе нужен, и написать ему. Аудитория в игре очень разбросанная.

У меня всегда был обратный переход из офлайна в онлайн, причем довольно неожиданный. Ты общаешься с партнёром, вдруг вскользь упоминаешь какое-то слово из игры, и он такой: «Ого, а ты играешь?» И дальше вы соединяетесь в комьюнити и начинаете играть вместе. У нас так было с партнёрами из Deloitte.

Всегда интересно узнать, что кто-то из списка друзей играет с тобой, например, в одном компьютерном клубе. Это да, прикольно. Ты общаешься с людьми, которых сначала видел в сверхсерьёзной атмосфере, а теперь — настоящими.

— Это добавляет простоты общения с ними?

— Сто процентов, да. Более того, мне кажется, что это гораздо сильнее сближает, чем обычная встреча в баре. Это уже очень интимный уровень.

— Как при всех плюсах, которые мы успели обсудить, перевести увлечение в правильное русло?

— Проблема современного человека в том, что он не проводит время наедине с собой. Он все время пытается куда-то сбежать. Социальные сети, Google, Facebook стимулируют тебя как можно больше быть «животным», которое просто просматривает сториз, живёт жизнью других людей. То же самое отчасти делают компьютерные игры.

Я рекомендую использовать их тогда, когда нужно отдохнуть и снять стресс. Тратить не больше, чем час в день, лучше — меньше. И выделять под это специальное время, потому что в жизни много отвлекающих факторов. Они мешают быть наедине с собой, достигать целей, зарабатывать деньги.

Я бы периодически смотрел на количество отыгранных часов и думал о том, что было бы, если бы я это время потратил на чтение книг. 1039 часов вижу сейчас на последнем моём аккаунте. Сколько это времени? Достаточно. Но у меня одна отмазка — что я каждый из этих 1039 часов читал, соответственно, я за это время прочитал более 150 книг. Это довольно круто.

А если вы всё это время ничего больше не делали, то это повод задуматься. Вы кем хотите быть в конечном итоге? Если геймером, тогда нужно всё время в это инвестировать. Если вы хотите добиться чего-то другого, нужно распределять время между образованием, знакомством с новыми людьми и прокачиванием предмета, в котором вы хотите стать лучшим.

Три типа маркетологов

Напоследок расскажу о типах специалистов, которые к нам приходили на собеседования. В своё время я собеседовал огромное количество людей на должность аккаунт-менеджеров и партнёров по перформанс-маркетингу. После примерно трёхсот собеседований я понял, что на рынке почти никто по-настоящему не разбирается в инструментах продвижения. Для себя я выделил три типа маркетологов: «Всезнайка», «Проект ради проекта» и «Управленец».

«Всезнайка» обычно говорит: «Я знаю Facebook, Instagram, бла-бла…». Но если его спросить, что конкретно можно делать на этих площадках и задать элементарные вопросы по интерфейсу, человек начинает плыть. Плюсом к этому всегда можно расспросить, за счёт каких факторов удалось привлечь клиентов и сколько денег на это ушло. Скорее всего, ответа соискатель не знает. Хороший маркетолог всегда должен ориентироваться на цифры.

Второй тип — «Проект ради проекта». Чаще всего это маркетолог из большой компании. Он тоже не сможет назвать внятных цифр, но хочет много денег. Как правило, раньше он отвечал только за один блок задач, и поэтому рассказать про другие у него не получается.

«Управленец» — это маркетолог из крупного агентства. Его работа выглядела так: взять у клиента бриф, отдать в другой отдел, дождаться ответа, прислать его клиенту. При этом клиентам он говорит, что запускал рекламу везде и управлял миллиардным бюджетом, а по факту делал красивые отчёты.

Чтобы получить хорошего маркетолога, нужно вырастить его самостоятельно.

Я увольняю за отсутствие структурированности и желания делать хорошо, но хочу увольнять как можно реже, — поэтому мы решили самостоятельно обучать перспективных молодых ребят.

Как работают профессионалы. Роман Кумар Виас, директор по маркетингу и совладелец Qlean и Shelly +8

  • 01.12.15 09:51


megamozg

#22292

Компания

1900

Управление продуктом, Карьера в IT-индустрии
Рекомендация: подборка платных и бесплатных курсов тестировщиков — https://katalog-kursov.ru/

Рубрика «Как работают профессионалы» продолжает знакомить читателей «Мегамозга» с рабочими привычками самых разных специалистов на IT-рынке.
У Романа достаточно яркая биография: окончив в 10-м году Финансовую Академию при Правительстве РФ, с 2008 он успел поработать в трёх банках: Ситибанке, «Открытии» и у Тинькова.
Вероятно, этот опыт пригодился Роману, который занимается маркетингом двух быстрорастущих стартапов: Qlean и Shelly, ведь будучи совладельцем обеих компаний, ему наверняка приходится решать большое количество различных вопросов и задач.
Слово профессионалу.Текущее местоположение:
Москва, ст. м. Парк ПобедыТекущее место работы:
Qlean.ru и Shelly.ru — директор по маркетингуОбразование:
Финансовая Академия при Правительстве РФОдно слово, которое лучшее всего описывает, как вы работаете:
Пока очень часто — это хаос, из-за большого обилия задач и источников привлечения, но мы уже выросли из стартапа в достаточно крупный бизнес и сейчас всеми силами стараюсь, чтобы этими словами стали: порядок и стратегия.Сколько часов в сутки вы работаете?
12-14Текущий мобильный девайс:
iPhone 6Текущий компьютер:
MacBook Pro 15″ последнего поколенияБез каких приложений, программ, утилит вы не можете жить?
Все типы мессенджеров, на первом месте Skype, Slack и Telegram. Жду, когда кто-то из коллег по цеху, стартаперов сделает агрегатор мессенджеров, хотя наверное никто из них не согласится отдать свое Api и увести клиента в агрегатор. Это решило бы много проблем. Также пользуюсь блокиратором ленты в Facebook (News Feed Eradicator) и Gliphy для построения процессов. + нас есть JIRA, в которой мы ставим задачи на разработку.Какой лайфхак помогает вам экономить время?
Не передвигаюсь на машине, поэтому 40 минут в метро использую, чтобы разгрести почту, спланировать задачи на день и решить 1-2 quickkill’a.Каким to-do менеджером вы пользуетесь?
Использовал Workflowy, потом блокнот, сейчас остановился на Trello. Причем мы используем его в компании для постановки задач и учета времени дизайнеров, но я одновременно сделал там отдельную доску для собственных задач. Пока планирую там.Что вы слушаете, когда работаете?
Когда надо сконцентрироваться над документами, договорами и т.д. — слушаю индийские и тибетские мантры. Во время рабочего дня обычно: Wu-tang, Ice Water, Die Antwoord.Что вы читаете сейчас?
Только что закончил Оруэлла, сейчас читаю одновременно Салмана Рушди и лекции Питера Тиля. Какая книга из последних прочитанных запомнилась больше всего?
Эйн Рэнд — Источник. Книга, которая укрепила меня в правоте своей жизненной позиции.Вы используете электронные читалки или предпочитаете бумажные книги?
Читаю на телефоне через Лит.Рес, в основном. С бумажной книгой становится очень неудобно, и ее нужно везде с собой таскать. Однако, у меня есть библиотека из бумажных книг, которая стоит в офисе, в основном издательства МИФ, и каждый сотрудник может взять себе почитатьСколько времени вы спите?
5-6 часовВы сова или жаворонок?
ЖаворонокКак вы завтракаете?
Чашка кофе + сигарета в пути. Знаю, что вредно. Но когда-нибудь исправлюсь. Или нет.Как вы проводите время в пути на работу/с работы?
По дороге на работу я планирую задачи на день. По дороге с работы читаю что-нибудь образовательное и отвечаю на вечернюю почту.Какой совет, который вам когда-либо давали, вы можете передать другим?
«И запомни — нет такого, что кто-то проебался. Всегда проебался только ты, потому что не выстроил процесс и отношения». Нужно быть более требовательным к себе и не скидывать ответственность на других. Не решать локальные проблемы, а строить процессы для их решения.

Мемы и мат: как устроено обучение

Стажёр начинает со стартовых позиций: например, становится таргетологом и продолжает учиться — осваивает больше обязанностей. Большая часть обучения проходит на базе взаимосвязанных электронных курсов, которые мы сами разработали с нуля. К новичку приставлен ментор — опытный сотрудник. Он уделяет новичку время, отвечает на возникающие вопросы и проверяет самостоятельные задания. У нас много молодых ребят, поэтому иногда мы используем мемы из поп-культуры, даже нецензурщину — атмосфера обучения при этом дружелюбная и свободная. Для организации дистанционного обучения мы используем платформу Teachbase.

Скриншот из учебной презентации Qmarketing

Обучение мы начинаем с логики работы с каждым каналом: Google, Яндекс, Facebook, ВКонтакте, Instagram, Twitter, MyTarget и другими. Затем стажёр берётся за аналитику, вплоть до сложных типов настройки Google Tag Manager: клиенты часто просят сделать настройку быстро и вручную, а на их стороне аналитического ресурса нет.

Еще мы следим за всеми обновлениями функциональности используемых каналов. За каждый канал или инструмент ответственен отдельный специалист, и актуальность наших знаний включена в его систему мотивации. Так что если Facebook опять изменит условия использования или внедрит новую фичу, мы сразу об этом узнаём — поэтому быстро адаптируем программу обучения и тесты, которые сдают стажёры.

Когда новички проходят месячный стартовый блок, начинается основной блок по аккаунт-менеджменту. Здесь стажёры получают уже более глубокие знания в аналитике, учатся креативить, делать триггерный контент, активизировать воронку продаж. В то же время мы учим их грамотно общаться с клиентом: для этого используем теорию и специально разработанные кейсы. Вчерашние новички обучаются всему, что влияет на результат работы. В процессе учёбы они в режиме просмотра следят за личным кабинетом клиента, а по итогу сдают экзамен лично руководителю отдела. После этого идут в реальный бой.

О Dota 2, аудиокнигах и тимбилдинге

— Расскажи, что ты сам ищешь в играх. Для тебя это вдохновение или разрядка?

— Я наоборот использую игры для того, чтобы сфокусироваться. У меня в какой-то момент возникла проблема: я понял, что нужно прочитать большое количество книг, при этом я не мог сосредоточиться на чтении.

— Синдром рассеянного внимания, знакомо.

— Да. У меня сразу же возникала куча идей, какие-то вещи, которые хотелось реализовать. В общем, читать книги стало тяжело.

Я подумал, как мне соединить желание играть с потреблением контента. И нашёл решение. Что я делаю? Включаю Dota 2 и аудиокнигу параллельно. Я расслаблено играю, за что постоянно получаю люлей от своих тиммейтов. Но мне пофиг на это

Моя задача — не качать скилл, а разгрузить мозг и «привязать» свое внимание. В процессе я концентрируюсь на аудиокниге, а не на игре

— Сколько лет тебе потребовалось, чтобы так органично встроить в жизнь привычку играть и найти дополнительные плюсы? Сразу так было?

— Конечно же нет. Для меня игры имеют большую аддиктивность. В своё время мы с друзьями прогуливали институт и сидели в компьютерных клубах, играли в Counter Strike, WoW и первую «доту». За всё время обучения мы, наверное, в совокупности провели в компах несколько месяцев. Нас очень это драйвило.

Когда мне было лет 20, у меня настал тяжелый период, связанный с работой. Я чувствовал, что я, как алкоголик, который уходил в депрессию, сбегал в виртуальный мир. Мог неделю только играть, заказывая себе еду. Отвратительное состояние.

При этом спортивных успехов в играх у меня никогда не было. Уже в более зрелом возрасте в некоторых компаниях я играл в Counter Strike лучше, чем остальные. А раньше это было тупое потребление игрового контента в попытке сбежать от реальности.

— Как справился с этим?

— Что меня вытащило… В какой-то момент я сказал себе: «Чувак, я удаляю Steam и начинаю заниматься делами».

В моё время в компьютерном клубе в Чертаново тебе легко могли всадить нож, тебя могли ограбить. А сейчас компьютерные клубы стали как рестораны и бары. Ты можешь в них спокойно покурить кальян после работы — вот только главное «после», а не «вместо». В Qlean у нас тоже была такая традиция.

— Это был тимбилдинг для партнеров?

— Да, это был такой тимбилдинг, играли абсолютно все. Даже не только для партнёров, для сотрудников в том числе. Так продолжалось где-то год, пока мы не разрослись и ламповость не растерялась.

— Чат, в котором всё начиналось, остался?

— Там даже не было чата, так как мы все сидели в одной комнате.

Потом идея периодически возникала по пьяни: пойти в компьютерный клуб поиграть. Вернулся я в это дело уже в агентстве, буквально год назад. Оказалось, что некоторые наши сотрудники играют в Dota 2, и мы стали гонять в клуб рядом с офисом. Вот это мы уже сделали традицией. Мы ходим туда в пятницу в ночь чуть ли не всем агентством, это очень круто.

Многие в нашей команде сейчас играют, причём в разные игры. Я думаю, чуть меньше половины сотрудников.

— А остальные не испытывают какого-то дискомфорта из-за этого?

— Вообще нет. Мы никогда не делились на кланы. Мы не обсуждаем это на работе.

Зачем мы самостоятельно обучаем аккаунт-менеджеров

В основном к нам приходят недавние выпускники вузов или студенты последних курсов. Раньше для привлечения крутых кадров хватало Facebook, но сейчас мы публикуем вакансии и на сайтах вроде hh.ru. Мы принципиально не жалеем времени на тщательный отбор кандидатов. Если мы видим в кандидате эмпатию, структурированность, ответственность и амбиции, мы его берём. Конечно, к прямым обязанностям аккаунт-менеджера новичков мы допускаем не сразу.

Обучение длится один квартал и начинается с азов.

Обучение новичков обходится примерно в 1,5 миллиона рублей в год, но это гораздо лучше, чем нанимать готовых специалистов.

Если вы нанимаете человека с улицы, то учитываете ту информацию, которую получаете во время собеседования, и часто платите ему завышенный оклад. Гораздо выгоднее взять недорогого сотрудника и вложить деньги в его обучение — оно окупится уже через год. Система обучения — святой грааль для каждого агентства.

Об играх в бизнесе

— Является ли для тебя тот факт, что человек играет, плюсом или айсбрейкером?

— Мне, честно говоря, всё равно, играет человек или нет. Я никогда не делил людей на геймеров и не геймеров. Более того, я думаю, что человек младше 25 лет в любом случае им окажется. Он как минимум во что-то играл. Сейчас ведь детство редко проходит за прогулками.

У меня был в своё время вопрос на собеседовании для кандидатов: «В какие игры вы играли в детстве?». Я однозначно брал тех, кто называл «Цивилизацию», потому что у меня была чёткая корреляция: такие люди умнее.

— Откуда такая теория? 

— Я просто опросил ряд своих друзей, которых уважаю и которые являются для меня примерами, о том, в какие игры они играли в детстве. И все вспоминали «Цивилизацию». Я стал искать какого-то тупого человека, который тоже играл в неё ребёнком, и не нашёл. Понятно, что у меня была выборка от силы в 50 человек, но все равно мне кажется, что это достаточно прикольная взаимосвязь. И дополнительный вопрос на собеседовании.

— Ты собеседования до сих пор проводишь? 

— Да, конечно. Собеседования провожу сам, так как фаундер должен это делать, пока у него меньше ста сотрудников. Это же потенциальные носители корпоративной культуры.

— Кто, кроме фаундера, может транслировать миссии и ценности компании? 

— «Борд-1», то есть люди, которые находятся непосредственно под фаундером. Но они должны быть с твоим майндсетом. Ты потом уйдешь завоевать новые рынки, а ядро останется транслировать твои ценности. Поэтому нужно нанимать этих людей самостоятельно.

— У тебя есть фирменные вопросы для чёткого фильтра?

— У меня есть коронный вопрос про яичницу, в котором я проверяю структурированность кандидата. Спрашиваю, как он будет готовить её. Есть вопрос на проверку амбиций — нужно представить, что ты открываешь бутылку своего любимого шампанского через год, и сказать, что ты празднуешь.

Я люблю делать стресс-интервью, когда ты помещаешь человека в кейс, с которым он столкнется в работе, и на все его ответы говоришь: «Нет, это не работает». И смотришь, сколько раз человек предпримет попытку, чтобы получилось. Таким образом я оцениваю упорство.

— Делаешь ли ты акцент на возрасте сотрудников?

— В своё время у меня на проектной основе работало очень много молодых ребят из поколения Z. У нас был проект, связанный с онбордингом блогеров в TikTok.

Если, например, человек играет в Dota 2, то он либо лидер, либо керри. Или же занимают какую-то ещё роль из игры. Когда ты начинаешь формировать такие же команды, как у людей в играх, и чётко распределять задачи между ними, чтобы одна другую дополняла, то связка отлично работает

Еще хорошо для этих ребят придумывать общего врага. Это может быть ваш конкурент, даже ваш клиент в какой-то момент. Его наличие помогает им сплотиться.

— Как методологически вы это делали? Теория классная, а на практике?

— Это решается прописанными обязанностями у каждого из сотрудников, ежедневным сбором с командой и напоминанием им об их ролях и общем враге. И всё, этого достаточно.

— То есть всегда должен быть капитан, самоорганизация здесь не работает? 

— Работает очень плохо. Особенно, если ты первый работодатель у этих людей. Кстати, часть из них выросла и по-прежнему остаётся в нашей команде, но они встраиваются уже в общую систему.

— А в жизни как характеризует человека выбор многопользовательских игр или соло? Что ты сам выбираешь?

— Честно говоря, я бы опасался делать выводы, основанные на принадлежности к типу игр, потому что у меня пока небольшая выборка. Я не могу принимать решение в отсутствие данных. Это всё будет исключительно гипотезами.

Я сам люблю командную игру. Люблю, когда есть импакт, который ты можешь привнести. Не когда ты свою фермочку отстраиваешь в далёкой галактике, а когда понимаешь свою роль, челленджишь себя каждый раз. Поэтому мне нравятся Counter Strike и Dota 2.

Плюс мне кажется, что это более быстрый доступ к дофамину. Ты за 15-20 минут понимаешь, что либо выигрываешь, либо проигрываешь. Поэтому мне эти игры гораздо ближе, чем долгосрочные.

Об индустрии и образовании через гейминг

— Следишь за индустрией игр? За тенденциями и нововведениями?

— Мне очень нравится эта индустрия с точки зрения бизнеса. Я даже прошел парочку курсов по геймдизайну. Хотел бы сделать свою игру, создать и спроектировать сценарий. Я думаю, что в какой-то момент человечество должно переместиться в VR полностью, и там будет гигантский спрос на большое разнообразие игр и персонажей, неотличимых от реальных людей, с которыми можно в эти игры играть.

Поэтому я считаю, что у гейминга большое будущее. Разработчики, по сути, будут проектировать человеческие жизни в виртуальной реальности.

— При таких гипотезах, можно ли в игре прокачивать прикладные навыки, которые потом будут использованы в жизни?

— Опыт в «Цивилизации» однозначно дает буст с точки зрения зумаута. Ты с ранних лет начинаешь базово понимать, как работают разные системы. Этому способствуют те же школы и университеты. И мне кажется, что стратегические игры подобного рода развивают общее видение, помогают подниматься над существующими задачами, проблемами и смотреть на то, как всё функционирует в целом.

Я считаю, что человек для собственного развития должен читать много книг независимо от возраста, но сейчас это делать сложно. Думаю, что надо представлять книги в виде игр. То есть берём механику Fortinite или «Цивилизации», но каким-то образом интегрируем туда контент о том, как устроен мир.

Мы делаем сейчас лекцию в «майнкрафте» и пытаемся сделать её в «фортнайте» для того, чтобы посмотреть, насколько вообще возможно в игровой паттерн встроить какие-то education-механики.

— Что делает в этом момент ученик-пользователь?

— В том то и дело, что самое сложное — это спроектировать сценарий. Шаг первый — это просто нагнать людей на сервер и что-то им читать. Но это вообще не то. Такой формат решает ту же самую задачу, что и видео.

Важно пробовать в уже существующие механики интегрировать образовательный контент. Это пока не получается делать на текущих возможностях движка

Но мы пытаемся к этому подступиться.

— Вы хотите это делать самостоятельно или при участии разработчиков игр?

— Пока самостоятельно. Нам нужно понять, а есть ли вообще возможность.

Разработчикам не интересно, пока у нас нет кейса. Нам нужно чуть больше вырасти, чтобы это изменилось.

— Звучит амбициозно, это может всё перевернуть.

— Да, но это очень большая работа. Это сложнее, чем разработать образовательную программу. Скорее, как создать игру.

Если хочешь поменять будущее, надо в любом случае инвестировать именно в детей, потому что некоторым взрослым уже поздно вбивать в голову какой-то контент. Надо с детства закладывать правильные знания и привычки.

Важно, что я не хочу нашу инициативу рассматривать как только коммерческий проект. Это про более глобальные вещи

Можно будет внедрять её как госпрограмму в тех локациях, в которых это возможно. Либо — в качестве каких-то благотворительный акций. Одна из целей нашей компании — это в какой-то момент инвестировать в доступное образование для детей по всему миру.

— Я думаю, например, в Южной Корее можно расчитывать на хорошую поддержку таких инициатив.

— Возможно. Знаешь, у этой инициативы есть очень большой конкурент в виде стриминговых сервисов и просто тупого потребления контента в соцсетях. Вместо того, чтобы учиться, люди залипают на TikTok-видео.

Поэтому в Южной Корее — с одной стороны, да, может быть, а с другой — большое количество отвлекающих факторов и много людей. У человека из Южной Кореи, возможно, уже настолько клиповое мышление, что оно не позволит ни на чём сконцентрироваться.

Кто это придумал

Все маркетологи пользуются примерно одинаковыми инструментами, но в каждом агентства система обучения должна быть своя. Нельзя просто отправить человека учиться на сторонние курсы по перформанс-маркетингу: учёба в отрыве от реальных задач не даст результата. Чтобы деньги не ушли в никуда, лучше нанять собственного менеджера по обучению.

Наш менеджер по обучению пришёл к нам сам. Он поймал меня на какой-то конференции и сказал, что хочет у нас работать. Времени на собеседование не было, поэтому поговорили в машине, — так я взял его на работу. Теперь благодаря ему мы экономим много денег и сил.

Первый месяц он интервьюировал всех людей в компании, чтобы изучить наши внутренние процессы и разложить всё по полочкам. Это помогло не только выстроить стратегию обучения, но и структурировать работу каждого сотрудника.

Интервью с сотрудником

Впоследствии он придумал обучающий курс не только для стажёров, но и для топ-менеджеров. Мы сформировали перечень тем: ораторское искусство, переговоры, стратегия управления людьми. В течение недели менеджер по обучению выбирает самые сочные и полезные отрывки из профильных книг и делает небольшую подборку материалов. Каждый понедельник в 9 утра мы собираемся, читаем и обсуждаем то, что он для нас подготовил — это помогает нам не тупеть и оставаться в тонусе.

Утренняя встреча

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бизнес журнал Мономах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: