Образ учителя в российской культуре: от ссср до наших дней

Как считать зарплату по новой системе

  • должностной оклад в фиксированном размере;
  • ставку заработной платы;
  • предусмотренные компенсационные выплаты и их размер;
  • условия получения стимулирующих надбавок.

Ставка устанавливается за календарный месяц или за норму труда. Имеется в виду количество академических часов, которые следует отработать в определенный период за ставку заработной платы. В локальных нормативах закрепляется, сколько часов в 1 ставке учителя, — обычно норма устанавливается из расчета 18 часов в неделю.

  • за интенсивность (например, работу на 2 ставки);
  • за высокие результаты (достижения учеников, правительственные награды);
  • за стаж непрерывной работы;
  • за качество работы (например, применение инновационных педагогических технологий);
  • премии по итогам отчетного периода.

Компенсационные выплаты предусмотрены за работу в экстремальных климатических условиях, сверхурочные часы, совмещение должностей, выход в выходные или праздники.

В качестве примера рассмотрим, какая зарплата получится при ставке учителя за 18 часов в неделю у педагога русского языка и литературы высшей категории со стажем 16 лет. Исходные данные:

  • должностной оклад — 5000 руб.;
  • работает в неделю — 18 часов;
  • надбавка за стаж — 500 руб.;
  • повышающий коэффициент за высшую квалификационную категорию — 0,2;
  • доплата за проверку письменных работ — 0,1.

В итоге получим:

Где работали дореволюционные педагоги

Система школьного образования России начала формироваться ещё в 1780-е годы во времена царствования императрицы Екатерины II. Тогда в городах и уездах стали создаваться народные училища.

Окончательно же система начального и среднего образования стала очерчиваться при внуках Екатерины Александре I и Николае I. К начальным учебным заведениям относились уездные (городские и сельские), а также народные училища. Последние в 1860-х годах стали земскими школами. Их задача ограничивалась в основном обучением грамоте и счёту. В уездных училищах дополнительно обучали азам истории, географии и физики. Функции среднего образования выполняли реальные училища, гимназии и прогимназии. Здесь ученики получали гораздо более широкие знания — как в естественных, так и в гуманитарных науках.

Деление на начальную и среднюю школы было не только функциональным, но и сословным. Так, в народных училищах занимались дети крестьян и небогатых мещан (горожан). В уездные (позднее их преобразовали в городские) училища ходили ребята из более обеспеченных семей: купцов, ремесленников, зажиточных крестьян и горожан. Гимназии и прогимназии же были элитарными учебными заведениями с платой за обучение. Их посещали в основном отпрыски дворян и чиновников, хотя в начале ХХ века встречались среди гимназистов и дети представителей простых сословий (они учились в основном за счёт благотворителей). Кроме того, были ещё реальные училища — прообразы современных физмат-школ и инженерных классов (их выпускники, желавшие продолжить образование, как правило, шли в технические институты).

Какие преимущества давал статус университетского преподавателя

Императорские университеты считались государственными учреждениями, а их сотрудники — чиновниками.

В течение XIX века соответствие должностей и учёных степеней университетских преподавателей классам гражданской службы, согласно Табели о рангах, неоднократно менялось.

К началу XX века оно было таким:

  • декан, ординарный профессор — V класс (статский советник);
  • экстраординарный профессор — VI класс (коллежский советник);
  • лектор, приват-доцент, доктор — VII–VIII класс (надворный советник, коллежский асессор);
  • магистр — IX класс (титулярный советник).

Любой из этих уровней сословной системы давал своему носителю личное дворянство. На потомственное дворянство мог рассчитывать только ректор.

По условиям пенсионного обеспечения ординарным и экстраординарным профессорам, а также приват-доцентам полагалась ежегодная пенсия в размере полного годового оклада после 25 лет службы и после увольнения. Заслуженные профессора имели право на пенсию даже в том случае, если продолжали преподавать или переходили на другое место работы.

Если университетский преподаватель после десяти лет работы не мог продолжать службу по болезни, ему полагалась пожизненная пенсия в размере половины годового оклада. Аналогично после 15 лет стажа присуждалась пенсия в размере ¾ оклада и полная — по прошествии 20 лет.

В случае смерти преподавателя на службе государство выплачивало пенсию его вдове и детям.

Дети университетских преподавателей освобождались от платы за получение высшего образования.

Кроме того, преподаватели университетов могли получать ордена, наличие которых тоже давало право на пенсию определённого размера: от 86 рублей для кавалеров ордена Св. Станислава III степени до 600 рублей для кавалеров ордена Св. Владимира I степени в год. Награждения были нередким явлением. Так, из 500 штатных университетских преподавателей в 1877–1878 годах ордена имелись у 399 из них.

Как рассчитывается зарплата учителей в Москве и регионах

Учителя готовятся к новой системы оплаты труда. Зарплата педагога, как правило, состоит из нескольких частей:

  1. Базовая часть. Ведение уроков и дополнительных занятий, проверка тетрадей.
  2. Стимулирующая часть. Порядок её формирования определяется управляющим советом школы. В качестве критериев начисления могут быть установлены стаж, повышение квалификации, внедрение новых технологий в образовательный процесс, достижения и победы учеников на олимпиадах, успехи учеников на экзаменах.
  3. Компенсирующая часть. Сюда входят добавки за работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья, разные формы поддержки сельских учителей, как, например, оплата им коммунальных услуг.
  4. Премии. Решение о выплате премий принимает руководство учебного заведения.

За руководство классом с 1 сентября 2020 года будет осуществляться дополнительные 5000 рублей. Это решение уже утверждено Министерством финансов, ФНС и Казначейством. И, главное, это никак не повлияет на другие выплаты. То есть, это реальное увеличение оплаты труда.

В настоящее время, многие надбавки начисляются и выплачиваются по решению руководства учебного заведения. Поэтому, у двух педагогов со схожей учебной нагрузкой, доход может существенно различаться.

Более 85% сотрудников образовательной сферы, в настоящее время, трудятся сверхурочно. При чём, по опросам, классное руководство и сверхурочная работа, часто оплачиваются в размере 40% от реальных часов. Также на общественных началах приходится заниматься организацией избирательных участков, организацией ЕГЭ ведением отчетности и иногда уборкой помещений.

Какой была градация учёных степеней и должностей

Система университетского образования имперской России во многом копировала германскую — одну из самых передовых на тот момент.

Структура должностей в российских университетах неоднократно менялась. Окончательный свой вид она приобрела с введением устава 1884 года. Университетские должности того времени условно можно разделить на младшие и старшие, штатные и внештатные. Иерархия их была следующей (от низшей к высшей).

  • Приват-доценты (младшая, внештатная должность) — ими становились выпускники, желавшие сделать университетскую карьеру. Они читали курсы, не входящие в основную программу. Предполагалось, что именно из них должен пополняться штатный преподавательский состав.
  • Лекторы (младшая, штатная) читали публичные лекции.
  • Экстраординарные профессора (старшая, внештатная) — как и приват-доценты, читали курсы, не входившие в программу, не могли занимать кафедры, не входили в совет. Фактически это были помощники ординарных профессоров. Несмотря на внештатный характер должности, экстраординарным профессорам, в отличие от приват-доцентов, платили жалованье.
  • Ординарные профессора (старшая, штатная) — университетская элита: только они из всех университетских преподавателей входили в университетский совет, занимали кафедры. Также они читали курсы, входившие в обязательную программу.


Дмитрий Николаевич Анучин — первый в России профессор географии, заслуженный профессор Императорского Московского университета (1906). Фото: Центр физической антропологии Института этнологии и антропологии РАН

Таким образом, «полноценными» штатными преподавателями были только ординарные профессора и лекторы. Но при этом нештатных преподавателей численно было больше. Штатных должностей попросту не хватало, чтобы читать студентам все необходимые курсы в нужном объёме.

Конечно, всякий, кто начинал преподавательскую карьеру, мечтал достичь профессорской позиции. Для этого нужно было получить учёное звание доктора, то есть защитить докторскую диссертацию, поработать не меньше двух лет экстраординарным профессором, ну а главное — дождаться соответствующей вакансии. Как раз в последнем шаге заключалась главная сложность, так как профессорских мест в 11 университетах было совсем немного.

Если степени у талантливого преподавателя ещё не было, его могли назначить исполняющим обязанности ординарного или экстраординарного профессора.

Приват-доценты и лекторы обычно имели магистерскую степень или готовились к ней. Начать преподавать можно было ещё до её получения: на соискание должности приват-доцента сдавали специальный экзамен, который в том числе включал чтение показательной лекции. Но в целом магистратура была необходимым этапом для дальнейшей университетской карьеры. Именно подготовка диссертации была той целью, которая позволяла остаться при университете после окончания курса учёбы, а получение степени магистра предоставляло право писать докторскую диссертацию.

Типичная успешная карьера преподавателя выглядела так: выпускник университета оставался при факультете как профессорский стипендиат (то есть для подготовки диссертации, это был прообраз современной аспирантуры), потом становился приват-доцентом, затем экстраординарным профессором и наконец — ординарным профессором. Но далеко не всем, кто вступал на путь преподавательской карьеры, так везло.

Доплата за квалификационную категорию

Сколько: 15-25 процентов от оклада за первую категорию, 25-35 процентов — за высшую.

Кто может рассчитывать:

  • специалист, отработавший два года в учебном заведении (первая категория); 
  • педагог, имеющий первую категорию не менее двух лет (высшая категория).

Как получить: 

  • пройти аттестацию;
  • раз в пять лет подтверждать квалификацию. 

Претенденты на первую категорию собирают профессиональное портфолио и демонстрируют квалификационной комиссии свой практический опыт. 

Для присвоения высшей категории необходимо участие в профессиональных конкурсах, а также стабильные и высокие результаты учеников. Категории сохраняются при переходе в другое образовательное учреждение и при работе по совместительству. 

Квалификацию учителя отражает также уровень образования, наличие ученой степени и стаж. За них начисляется ежемесячная надбавка в размере 10-30 процентов от оклада. 

Проект «Земский учитель»

Сколько: 

  • подъемные 1 млн. рублей и 2 млн. рублей (при переезде на Дальний Восток); 
  • единовременная выплата от 5 до 10 окладов для обустройства жилья.

Кто может рассчитывать: учителя в возрасте 18-55 лет, имеющие среднее профессиональное или высшее образование, переехавшие в село или удаленные районы страны для работы с местными детьми.

Как получить:

  • переехать для работы в сельские населенные пункты, рабочие поселки, поселки городского типа или города с населением до 50 тысяч человек;
  • учить детей на протяжении пяти лет с нагрузкой не менее 18 часов в неделю.

Для участия в программе нужно зарегистрироваться на официальном сайте проекта с 1 января по 15 апреля и предоставить требуемый пакет документов: 

  • копию паспорта; 
  • документ об образовании; 
  • трудовую книжку; 
  • согласие на переезд и другие. 

Регионы размещают список актуальных вакансий, требования к претенденту по каждой из них и дополнительную информацию для своей территории. Анкета кандидата проходит экспертную оценку, по результатам которой формируется балльный рейтинг участника. При отборе учитывают:

  • достижения в научной и профессиональной сфере; 
  • уровень квалификации; 
  • стаж и опыт работы. 

Учителя-победители подписывают трехсторонний договор с правительством региона и школой и подают заявку на выплату денежных средств в региональный департамент образования. 

Деньги можно потратить на любые цели по своему усмотрению. Но чаще всего это покупка или строительство жилья. 

Как учителю стать миллионером

У российских учителей есть уникальная возможность получить от государства один миллион рублей. Эту сумму выплачивают участникам программы «Земский учитель». Полученный миллион можно потратить на выплату ипотеки, строительство дома или покупку квартиры.

Программа предназначена для поддержки учителей в небольших селах и деревнях. Условия участия по каждому конкретному региону можно посмотреть на официальном сайте «Земский учитель», а общие условия таковы:

  • Нужно иметь профобразование и выполнять квалификационные требования.
  • Возраст участников — до 55 лет.
  • Работать придется в школе, расположенной в населенном пункте с населением до 50 000 человек (исключение — г. Севастополь).
  • Недельная нагрузка — не меньше 18 часов.
  • Необходимо отработать пять лет со дня заключения договора, в противном случае придется вернуть государству всю полученную выплату — 1 млн рублей.

Чтобы принять участие в программе, нужно выбрать вакансию и собрать пакет документов. На одну вакансию могут подать заявки несколько учителей, и между ними состоится конкурс.

Открытые вакансии есть не в каждом регионе — осенью 2021 года нет вакансий примерно в четверти регионов, например, в Ивановской, Ленинградской, Московской, Смоленской, Саратовской, Калининградской областях.

Зато можно переехать в Республику Крым, Севастополь, на Камчатку, в Карелию. Москва и Санкт-Петербург в программе как регионы не участвуют.

Прогнозы

В декабре 2018 года министр просвещения Ольга Васильева заявила, что в России учителей не хватает, особенно в сельских школах в глубинке.

Немногим раньше Общероссийский народный фронт сообщал:

  • 39% учителей говорят о нехватке в их школах учителей иностранных языков;
  • 30% – преподавателей русского языка и литературы;
  • 26% – педагогов начальных классов.

«Российская школа непрерывно занимается латанием кадровых дыр. В результате получается, что учитель истории начинает вести уроки географии, а учитель начальных классов – математику в средней школе» (Л. Духанина, депутат Госдумы, член центрального штаба ОНФ).

Для привлечения молодых учителей в школы, где нехватка педагогических кадров ощущается особенно остро, используются подъемные выплаты. Возрастная планка установлена в 35 лет.

Размер выплат может составлять от одного оклада, до весьма солидных сумм. Особенно велики подъемные в сельской местности. Начинающие педагоги при устройстве в государственные средние школы вправе рассчитывать на получение от 20 до 100 тыс. руб. подъемных. Но это еще не все. Начинающие педагоги и учителя, работающие в российских школах и детских садах, вправе ожидать денег или специального сертификата для решения жилищного вопроса и др.

Видеосюжет о лучших учителях России:

Аттестация и оплата труда учителей

Одной из целей запуска НСУР и новой системы аттестации было установление действительно понятной и справедливой системы оплаты труда. Однако до сих пор не появилось никакой ясности касательно того, как именно это будет работать.

Сейчас учитель может претендовать на надбавку к зарплате, если имеет определенную категорию:

  • соответствие занимаемой должности – около 10%;
  • первая категория – в среднем от 15% до 25%;
  • высшая категория – от 30% до 40%.

Так как порядок расчета зарплаты устанавливается на уровне региона, города и даже отдельной школы, коэффициенты могут плавать от случая к случаю.

И эта проблема должна будет уже скоро решиться. В 2020 году Госдума приняла закон, разрешающий Правительству устанавливать отраслевые системы оплаты труда для работников бюджетной сферы. Суть таких систем в том, что они будут едиными для всех таких учреждений в масштабах всей страны.

Первая такая отраслевая система оплаты труда появилась как раз для педагогических работников. В отличие от «Майских указов» (которые устанавливают зарплату учителя в размере 100% от средней по региону), в новой системе все детализировано чуть лучше. Если она будет принята в таком виде, зарплата учителей будет складываться из:

  • ставка зарплаты – она будет учитывать уровень квалификацию педагога. Изначально говорилось, что базовые оклады будут устанавливаться в разных регионах отдельно;
  • компенсационные и стимулирующие выплаты – согласно четко установленному перечню и размерам согласно постановлению правительства;
  • региональные надбавки – субъекты РФ смогут вводить их по своему усмотрению.

Зарплата учителя по новой системе не сможет быть ниже, чем была на дату, когда эта система вводилась (то есть, зарабатывать меньше учителя точно не станут). Идеи ввести базовый оклад на уровне МРОТ или двух МРОТ в итоге в окончательный проект системы не вошла.

Правда, даже в пилотном режиме эта система будет работать с мая 2022 года по май 2023-го в пяти регионах России: Белгородской, Нижегородской, Сахалинской и Ярославской областях, и в Республике Мордовия. И если в этих регионах новая система покажет себя с лучшей стороны, ее затем распространят на всю страну.

Какой уровень жизни предполагала такая зарплата

Получается, что со всеми надбавками в среднем зарплата ординарного профессора в конце XIX — начале XX века составляла примерно 3300 рублей в год или 275 рублей в месяц.

Для сравнения: в 1890-е годы на военной службе приблизительно тот же заработок — 3711 рублей в год — мог получать командир полка. В 1907 году годовое жалованье генералов составляло 2100 рублей, генерал-лейтенантов — 1800 рублей, генерал-майоров — 1500 рублей, полковников — 1200 рублей. Однако сверх жалованья офицеры получали ещё и так называемые столовые, а также добавочные деньги. С их учётом у генерала выходило около 8000 рублей в год, у генерал-лейтенанта — около 6000, генерал-майора — около 4800, а у полковника около 2500.

То есть ординарные профессора по уровню своих доходов находились где-то между полковниками и генерал-майорами, при этом выходили на пенсию гораздо раньше военных — через 25, а не через 35 лет.

Доходы лекторов можно сравнить с жалованьем и довольствием капитанов, а из штатских служащих — с заработком учителей классических гимназий (те получали в среднем 1200–1500 рублей в год).

И ещё для сравнения: представители одной из самых сложных (и, пожалуй, самой дефицитной) в то время профессий — инженеры — зарабатывали в 1910-х годах на заводах по 2000–3000 рублей в год.

Как академическая успешность коррелирует с допобразованием

Исследование показало, что неуспешных детей больше всего среди тех, кто не посещает какие-либо кружки и секции: 33,2% против 17,3% среди хорошистов и 11,9% среди отличников.


Источник данных и инфографики: Информационный бюллетень «Мониторинг экономики образования» №28

Кроме того, отстающие ученики реже посещают дополнительные занятия и в школе, и других организациях. То есть они чаще занимаются только по одной программе допобразования, в то время как хорошисты и отличники посещают две или более секции. Согласно статистике, половина неуспешных детей участвует только в одной внеурочной программе. А среди хорошистов и отличников таких ребят 39 и 29,6% соответственно. Причём последние чаще всего осваивают по три и более программы одновременно.

Интересно, что родители отстающих школьников чаще, чем родители хорошистов и отличников, позволяют ребёнку полностью самостоятельно выбрать программу допобучения. Но и тех, кто сделал это за ребёнка, в этой группе родителей тоже больше, чем среди остальных. Таким образом, в этой группе чаще встречаются как родители, не вовлечённые в учёбу ребёнка, так и те, кто контролирует её слишком сильно. Видимо, и то и другое плохо в равной степени, так как способствует развитию у ребёнка проблем с учёбой.

Сколько в среднем получают учителя

Независимо от метода начисления заработной платы, ежегодно бюджетникам повышают выплаты на уровень инфляции и выше. Есть еще так называемые «майские указы», которые предусматривают, что зарплаты школьных учителей власти обязаны поднять до 100% от средних трудовых доходов по региону, а вузовских педагогов — до 200%. У некоторых номинальные размеры зарплат значительно выросли с 2012 года. В 2022 году педагогам из «майских указов» зарплату не повышали. Плановое увеличение с последующей перетарификацией окладов и надбавок планируется с 01.01.2022. Точные проценты увеличения пока неизвестны.

Пока ситуация с зарплатами учителей такая (по данным Росстата за январь-июнь 2021 года):

Педагогические работники дошкольных образовательных организаций

Педагогические работники образовательных организаций общего образования

Преподаватели образовательных организаций высшего профессионального образования

Российская Федерация

39 100

53 839

105 792

Центральный федеральный округ

Белгородская область

39 817

44 535

71 030

Брянская область

29 089

37 781

58 814

Владимир

32 795

44 491

66 232

Воронеж

30 767

39 498

70 796

Ивановская область

27 615

35 676

54 664

Калужская область

35 374

49 050

83 130

Кострома

27 809

39 425

61 409

Курская область

33 192

41 130

67 782

Липецк

31 424

42 418

71 452

Московская область

61 257

73 012

117 435

Орловская область

26 384

36 418

62 360

Рязань

30 074

41 451

67 964

Смоленск

28 353

40 580

67 287

Тамбовская область

26 424

35 151

67 331

Тверь

29 892

40 321

75 701

Тула

33 750

45 730

81 987

Ярославль

32 654

43 761

74 755

г. Москва

101 256

176 519

Северо-Западный федеральный округ

Карелия

45 266

60 083

99 285

Коми

45 418

57 837

113 076

Архангельская область, в том числе:

Ненецкий авт. округ

81 151

120 654

Архангельская область без авт. округа

46 528

65 270

109 209

Вологодская область

39 272

50 325

88 358

Калининград

35 258

43 422

72 985

Ленинградская область

48 954

53 451

84 654

Мурманск

62 684

85 348

134 761

Новгород

28 810

33 660

Псковская область

28 993

38 568

65 838

г. Санкт-Петербург

62 168

65 813

132 961

Южный федеральный округ

Республика Адыгея

26 708

37 317

78 860

Калмыкия

27 210

38 542

Крым

26 447

42 263

71 512

Краснодарский край

32 466

43 721

79 922

Астрахань

27 158

42 228

62 635

Волгоград

30 020

40 103

67 264

Ростовская область

28 463

39 486

74 475

г. Севастополь

38 832

50 809

75 747

Северо-Кавказский федеральный округ

Дагестан

22 515

32 793

53 563

Ингушетия

26 792

28 324

Кабардино-Балкария

27 254

32 854

61 652

Карачаево-Черкесская Республика

25 435

30 064

49 537

Республика Северная Осетия — Алания

25 323

33 763

58 333

Чеченская Республика

22 346

25 898

59 666

Ставропольский край

26 821

36 858

64 761

Приволжский федеральный округ

Башкортостан

32 626

36 787

81 106

Республика Марий Эл

25 812

37 015

Мордовия

23 805

30 295

65 619

Татарстан

37 610

44 300

84 894

Удмуртская Республика

31 906

43 300

72 891

Чувашия

30 117

37 615

72 433

Пермский край

34 691

49 382

90 662

Кировская область

28 028

39 713

68 332

Нижегородская область

33 447

44 814

88 374

Оренбург

29 695

43 365

76 814

Пензенская область

27 992

32 513

65 164

Самара

34 491

42 153

82 400

Саратов

29 022

36 936

71 118

Ульяновск

28 650

39 046

68 099

Уральский федеральный округ

Курганская область

27 575

37 457

70 478

Свердловская область

42 726

57 028

97 066

Тюменская область, в том числе:

Ханты-Мансийский авт. округ — Югра

66 800

100 680

174 761

Ямало-Ненецкий авт. округ

92 381

138 860

Тюменская область без авт. округов

46 853

63 608

103 916

Челябинск

32 375

46 620

80 292

Сибирский федеральный округ

Республика Алтай

31 011

42 847

Тыва

34 433

48 086

Хакасия

33 269

52 693

76 338

Алтайский край

30 055

35 208

67 489

Красноярский край

46 636

62 598

117 396

Иркутская область

42 597

59 849

117 696

Кемеровская область

39 166

51 523

93 810

Новосибирск

35 966

49 081

88 220

Омская область

29 886

43 040

74 290

Томская область

37 036

52 463

103 833

Дальневосточный федеральный округ

Бурятия

38 141

56 363

80 884

Республика Саха (Якутия)

66 953

92 191

174 819

Забайкалье

35 201

50 667

88 133

Камчатка

80 980

105 680

172 124

Приморский край

43 101

63 832

91 103

Хабаровский край

45 945

67 134

109 285

Амурская область

43 644

65 225

96 437

Магадан

87 582

119 312

Сахалин

79 538

101 372

Еврейская автономная область

39 505

58 921

Чукотский автономный округ

94 735

121 716

Как была организована работа преподавательского состава

К началу XX века факультетов в университетах было немного:

  • историко-филологический,
  • юридический;
  • физико-математический;
  • восточных языков;
  • медицинский.

При каждом из них была факультетская комиссия. В неё входили профессора, которые могли вести лекции, а могли быть уже на пенсии или вообще не преподавать. Они избирали новых профессоров и приват-доцентов, решали, каких студентов стоит оставить на факультете, распределяли средства, устанавливали учебные планы, присваивали учёные степени.

Профессора также руководили кафедрами и входили в университетский совет. До 1905 года такие советы возглавляли ректоры, назначаемые Министерством народного просвещения. После 1905 года университетские советы получили право сами избирать ректоров.


Группа студентов и преподавателей в аудитории. Фото: альбом медицинского факультета Императорского московского университета / издательство «Шерер, Набгольц и Кº», 1911 г. / Российская государственная библиотека

Изменения в школах в 2022 году в части приёма на обучение

Закон «Об образовании» предоставляет преимущество при зачислении в начальную школу тем детям, чьи полнородные и неполнородные братья и сёстры уже обучаются в данном учебном учреждении. Другими словами — если кто-то из детей уже ходит в школу, ребёнка возьмут в это же заведение в первую волну приёма

При этом неважно, проживают ли дети в одной семье и по одному адресу, зарегистрирован ли будущий первоклассник на закреплённой за школой территории

В связи с этим обновлён перечень документов для приёма в учебное заведение: добавлено свидетельство о рождении брата и (или) сестры. Прочих приложений изменения в школах в 2022 году не коснулись, для зачисления нужно также предъявить:

  • документ, удостоверяющий личность родителя;
  • свидетельство о рождении ребёнка.

При поступлении в общем порядке потребуется документ о регистрации ребёнка по месту жительства или пребывания на закреплённой территории.

В отдельных случаях понадобятся:

  • документ, подтверждающий установление опеки или попечительства;
  • документ, подтверждающий право внеочередного, первоочередного, преимущественного приёма;
  • заключение психолого-медико-педагогической комиссии (при наличии);
  • документ, подтверждающий право ребенка на пребывание в России;
  • аттестат об основном общем образовании.

Все документы, кроме аттестата, предоставляются в копиях с предъявлением оригиналов.

Пособия молодым учителям

Сколько: размер выплат определяется нормативными актами местного самоуправления:

  • единовременная выплата (подъемные) — в среднем 15 тысяч рублей; 
  • надбавка 20-50 процентов от размера ставки ежемесячно на протяжении трех лет работы. 

Кто может рассчитывать: выпускники педагогических вузов (до 30-35 лет в зависимости от региона трудоустройства). Максимальные надбавки получают специалисты, окончившие вуз с красным дипломом. 

Как получить: 

  • устроиться на работу по специальности в течение трех месяцев после окончания обучения;
  • заключить трудовой договор не менее, чем на три года.

Есть и другие выплаты: дотации на канцтовары и учебные пособия, компенсации за проезд в денежном эквиваленте, премия по итогам трехлетней успешной работы. Но, если молодой учитель увольняется с места работы по личному желанию, он обязан выплатить все деньги, которые ему предоставлялись. 

Дефицит учителей в российских школах — миф или реальность?

Ситуация с учителями в российских школах — настоящая магия. Министр просвещения отчитывается Госдуме, что в целом по стране дефицита педагогических кадров нет.

По данным Общероссийского народного фронта, более половины учителей сообщают о нехватке в своих школах педагогов-предметников. Это подтверждают региональные новостные порталы. 

На 1 сентября 2021 года в Кургане были открыты 183 вакансии для учителей. Сейчас на портале «Работа в России» можно найти 263 вакансии для учителей в Курганской области.

В Свердловской области на начало 2021‒2022 учебного года в школах было открыто 755 вакансий учителей. Сейчас в этом регионе все еще актуальны 726 вакансий.

В школах Иркутска весной не хватало 3161 учителя — это 47 процентов от нужного количества педагогов при условии, что каждый работает на одну ставку. В декабре 2021 года в Иркутской области открыто 1107 вакансий для учителей.

В сентябре 2021 года школы Владивостока предлагали учителям 150 вакансий. В декабре на весь Приморский край открыто 524 вакансии.

В Новосибирской области на ноябрь 2021 года не хватало 777 учителей. На декабрь открыто 960 вакансий.

По данным департамента образования Тюмени, школы города полностью укомплектованы учителями. Однако сейчас в Тюменской области открыто 427 вакансий для учителей.

В Омской области на апрель 2021 года требовались 603 учителя. В декабре 2021 года вакантны 700 мест в школах области.

На октябрь 2021 года в Ростовской области не хватало более 30 процентов учителей. В декабре по области все еще не закрыты 605 вакансий.

Новинки государственной итоговой аттестации

Изменения в образовании, которые затронут нынешних выпускников, касаются процедуры и структуры ЕГЭ. 

Так, продолжительность устной части экзамена по иностранному языку увеличена — для английского, французского, немецкого и испанского до 17 минут, для китайского — до 14 минут. Обществознание и историю, напротив, сократили — на 55 минут. Всё это связано с обновлениями в заданиях, которые коснулись практически каждого предмета.

На ЕГЭ по литературе теперь можно пользоваться словарём. Что ещё разрешено использовать на экзаменах и какие правила нужно соблюдать — рассказываем в отдельной статье.

Если в прошлом году выпускники, которые не собирались поступать в вузы, вместо ЕГЭ могли выбрать ГВЭ, то в 2022 году такой поблажки не предусмотрено — единый госэкзамен сдают все. Исключение сделано только для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Для получения аттестата о среднем общем образовании снова нужна базовая математика. Профильная тоже подойдёт, просто в прошлом году аттестат выдавали только на основе русского. Как ЕГЭ влияет на школьный аттестат, рассказали в статье «Школьный аттестат: зачем он нужен и как его получить». 

Девятиклассники будут сдавать четыре экзамена — обязательные русский язык и математику и два предмета на выбор. В предыдущем году испытания ограничивались двумя основными дисциплинами, а в позапрошлом ОГЭ не сдавали вовсе.

Подготовиться к ЕГЭ с учётом изменений в образовании поможет онлайн-школа Вебиум. Мы следим за всеми новинками, сами периодически сдаём единый экзамен и в нескучном формате разбираем каждое задание ЕГЭ.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бизнес журнал Мономах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: