Что случилось с Болонской системой
Всего два месяца назад, в марте, в Минобрнауки сообщили «Интерфаксу», что отказ от участия в Болонском образовательном процессе в министерстве не обсуждается.
Более того, в этом году внепланово увеличивают количество бюджетных мест в магистратуре по приоритетным направлениям подготовки — инженерным, по промышленным технологиям и цифровой трансформации. Соответствующий законопроект 17 мая был принят в Думе и направлен в Совет Федерации.
А 24 мая глава Минобрнауки Валерий Фальков заявил «Коммерсанту», что Болонская система — «прожитый этап»:
«К Болонской системе надо относиться как к прожитому этапу. Будущее за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента» — сказал он.
25 мая глава Рособрнадзора Анзор Музаев сообщил ТАСС, что, по его мнению, отказываться от Болонской системы нужно поэтапно, хотя бы за два года:
«Те заявления, что мы видим и слышим, и министр говорил, что поэтапный переход , иначе никак. Здесь главное — снова не наделать ошибок, которые приведут, в первую очередь, к тому, что пострадают от этого у нас студенты, качество знаний и так далее».
В тот же день этот вопрос был вынесен на обсуждение Государственной думы, и Telegram-канал «Дума ТВ» опубликовал видеозапись, где председатель Госдумы Вячеслав Володин сообщает о том, что, по его сведениям, позицию министра образования и науки поддерживают все фракции: «Нам необходимо выходить из Болонской системы». Далее это мнение подтверждает и председатель комитета Государственной думы по науке и высшему образованию Сергей Кабышев: «Это результат последовательной и принципиальной позиции комитета».
Кстати, Вячеслав Володин провёл в своём Telegram-канале голосование, в котором приняли участие свыше 9 тысяч подписчиков. И 90% из них отметили, что поддерживают выход из Болонской системы. Ничего удивительного в этом нет. Если бы было предложено голосование об отмене ЕГЭ, то, наверное, вариант «за» поддержали бы вообще 100%. И ЕГЭ, и двухуровневая система «бакалавриат и магистратура» вошли в нашу практику давно, но до сих пор воспринимаются большинством как нечто новое и чужое. Даже из тех, кто работает в сфере образования, а уж из тех, кто не знаком с внутренней кухней, и подавно, многие склонны списывать причины всех бед и проблем системы на «чуждые реформы», а старую систему — идеализировать. Это феномен ностальгии и свойственной человеку нелюбви к любым инновациям.
Но похоже, что планы чиновников и депутатов не означают полный отказ от двухуровневой системы образования, которую предполагает Болонская система, — то есть бакалавриат с магистратурой могут остаться. Однако есть вероятность, что переход между ними утратит гибкость, то есть можно будет поступить в магистратуру лишь по направлению, близкому тому, по которому был окончен бакалавриат (сейчас это необязательно). Такое предположение можно сделать исходя из того, что рассказал «Коммерсанту» первый заместитель Сергея Кабышева Олег Смолин. По его словам, сейчас готовится законопроект, согласно которому специалитет станет основной формой высшего образования, но не единственной.
Смолин пояснил, что вузы смогут реализовывать программы и по двухуровневой системе: «Например, в таких областях, где не требуется высокой квалификации. Или же где бакалавриат и магистратура интегрированы между собой, когда студент продолжает обучение в магистратуре по той же специальности».
26 мая Сергей Карбышев сообщил в своём Telegram-канале, что на заседании комитета Государственной думы по науке и высшему образованию «обсудили ход реализации мероприятий „дорожной карты“ по формированию национально-ориентированной стратегии развития системы высшего образования в Российской Федерации». Он также пояснил позицию:
важно учитывать при совершенствовании системы образования как положительные стороны советской системы образования, так и «уроки» Болонской;
система образования должна соответствовать стремительным изменениям в экономике и обществе в целях обеспечения суверенитета российского государства.
Фото: сайт фракции «Единая Россия»
В свою очередь, председатель комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова сообщила ТАСС, что подготовка изменений для создания отечественной системы высшего образования займёт не менее года, а до её внедрения должен пройти как минимум четырёхлетний цикл. Видимо, имеется в виду, что сначала должны отучиться в бакалавриате те, кто поступает в этом году. Гумерова также сообщила, что вопрос отказа от Болонской системы будут обсуждать 6 июня на расширенном заседании комитета.
Сроки приема документов в 10 класс
После окончания 9 класса перед школьником стоит выбор – пойти в средние учебные заведения или получить полное среднее образование. Время на раздумье ограничивается началом следующего учебного года. То есть, подать заявление на переход в 10 класс, можно даже во второй половине августа. Но стоит помнить о том, что обрабатывается документ в течении недели, а окончательные списки поступивших появляются в конце последнего месяца лета. Необходимо написать два экземпляра заявления для того, чтобы один был сдан в школу, а на другом была поставлена отметка о приеме документа с указанной датой.
Количество школ и школьников в России
Как ни странно, количество школ в ежегодник не попало. Находим его в другом источнике (правда, самые свежие данные – за 2018 год), и видим следующее:
Год | 2005/2006 | 2010/2011 | 2015/2016 | 2016/2017 | 2017/2018 |
Количество школ, в тысячах | 63,2 | 50,8 | 43,4 | 41,8 | 42,0 |
Количество учителей, в тысячах | 1591,4 | 1079,0 | 1077,3 | 1074,1 | 1079,9 |
Теперь сравниваем с количеством учеников:
Год | 2000/2001 | 2010/2011 | 2017/2018 | 2018/2019 | 2019/2020 |
Обучающихся по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования, тысяч | 20550,2 | 13642,4 | 15705,9 | 16137,3 | 16565,6 |
… из них – в городах, тысяч | 14446,4 | 9834,8 | 11845,5 | 12232,7 | 12624,6 |
… из них – в сельской местности, тысяч | 6103,7 | 3807,6 | 3860,4 | 3904,6 | 3941,0 |
Получается, что количество лицеев, как и обычных школ, падает, при этом количество учеников любой ступени общего образования тоже падает, но – куда меньшими темпами. Вот с какой скоростью падает количество школ:
Что такое Болонский процесс
Основными целями Болонского процесса провозглашены такие:
- построить европейскую зону высшего образования как ключевое направление развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;
- повысить качество образования;
- обеспечить конкурентоспособность европейского образования;
- достичь наибольшей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования;
- формировать и укреплять интеллектуальный, культурный, социальный и научно-технический потенциал европейских стран, повысить престижность европейской высшей школы в мире;
- повысить центральную роль университетов в развитии европейских культурных ценностей (университеты при этом рассматриваются как носители европейского сознания).
Под выражением «Болонская система» в России обычно имеют в виду двухуровневое обучение: бакалавриат и магистратуру. Но сближение национальных систем образования разных стран не ограничивается только тем, что везде действуют эти две ступени. Это сближение, среди прочего, включает ещё такие планы:
- Принять систему сопоставимых степеней, в том числе через внедрение приложения к диплому, чтобы обеспечить возможность трудоустройства европейских граждан. Проще говоря, диплом и степень, полученные в одной стране Болонской системы, должны признаваться и в других странах, присоединившихся к декларации.
- Внедрить единые критерии для оценки качества образования и преподавания.
- Поддерживать и развивать традиционный европейский подход к реализации высшего образования, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.
В итоге обучение в университете любой страны — участницы Болонского соглашения должно быть сопоставимо по содержанию с обучением в других странах, чтобы студенты из разных государств могли учиться на совместных программах, переходить из вуза в одной стране в вуз другой страны с зачётом дисциплин, без особых трудностей после бакалавриата в одной стране поступить в магистратуру в другой и устраиваться со своим дипломом на работу.
Осуществление намеченных в декларации целей — процесс небыстрый, и раз в несколько лет страны-участницы актуализируют приоритетные шаги на ближайшие годы.
Что выбрать: профиль или база
Профильное обучение – показатель заинтересованности старшеклассника. Большое количество часов, отведенное на изучение определенного предмета, окажет либо положительное влияние на состояние ребенка, либо отрицательное. К тому же в последние годы учебы определяется склад ума учащегося: гуманитарный или технический. Конечно, есть дети, которым легко дается изучения всех дисциплин. Родителям не стоит настаивать на выборе одного определенного направления. Ведь, создав яркую картину будущего, ребенок согласится на уговоры семьи. Но при отсутствии способностей и тяги учащийся будет терпеть стресс и может потерять интерес к учебе.
Документы необходимые для поступления
Порой даже родители не знают, что нужно для поступления в 10 класс. Для зачисления требуются следующие документы:
- Заявление о приеме в учебное учреждение.
- Паспорт родителя.
- Оригинал паспорта ребенка.
- Копию документа, удостоверяющего родство заявителя.
- Личное дело ученика.
- Медицинская карта.
- Оригинал свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства.
- Аттестат об основном общем образовании.
Отбор осуществляется администрацией или приемной комиссией. Правила приема в 10 класс должны быть опубликованы на официальном сайте и быть доступными к ознакомлению для каждого. Поданное заявление обрабатывается в течении 7 дней. По их истечению ученик получает ответ, принято ли его заявление.
Статистика доказывает: спрос на СПО растёт
В недавнем исследовании учёные из Института образования Высшей школы экономики Вера Мальцева и Алексей Шабалин пересчитали абитуриентов и выпускников в вузах и в системе СПО за 2005–2020 годы. Данные они взяли из ежегодных федеральных статистических наблюдений и демографической статистики Росстата. Вывод — потоки поступающих перетекли от вузов к СПО уже в середине 2010-х годов.
Но популярность приобрели не все программы СПО, а только те, на которых готовят специалистов среднего звена. Спрос на программы подготовки квалифицированных рабочих или служащих, наоборот, медленно, но непрерывно снижается.
Эти два вида программ отличаются по продолжительности, требованиям к абитуриентам и по итоговой квалификации. Например, после 11 класса можно всего за десять месяцев выучиться на младшую медицинскую сестру по программе подготовки квалифицированных рабочих (служащих). На программе подготовки специалистов среднего звена «Сестринское дело» нужно будет учиться не меньше двух лет и десяти месяцев.
Чтобы определить охват молодёжи разными программами профессионального образования, исследователи вычислили долю людей соответствующего возраста, которые обучались в колледжах или вузах или уже имели диплом. Для программ подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ППКРС) типичный возраст обучения — 15–17 лет, для подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) — 15–19, для бакалавриата и специалитета — 17–25 лет. По диаграмме ниже видно, что за 15 лет СПО расширило охват, а доля молодёжи с высшим образованием немного снизилась.
Источник данных: Мальцева В. А., Шабалин А. И. Не-обходной манёвр, или Бум спроса на среднее профессиональное образование в России // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2021 г. № 2. С. 18. Иллюстрация: Skillbox Media
Это подтверждают и результаты ежегодных приёмных кампаний. В 2020 году на программы подготовки специалистов среднего звена впервые поступило больше людей, чем на бакалавриат и специалитет: 900 тысяч против 873. На программы подготовки рабочих и служащих было принято 214 тысяч человек.
С 2005 года доля тех, кто выбирает среднее профессиональное образование, выросла среди выпускников и 9-х, и 11-х классов. Как видно на графике ниже, для 9-х классов доля поступающих на программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) увеличилась за десятилетие с 25,5 до 38%.
Источник данных: Мальцева В. А., Шабалин А. И. Не-обходной маневр, или Бум спроса на среднее профессиональное образование в России // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2021. № 2. С. 20. Иллюстрация: Skillbox Media
Какой есть альтернативный законопроект
В свою очередь, первый зампредседателя комитета по образованию и науке Госдумы Олег Смолин сказал, что хотя он и готов поддержать законопроект Совета Федерации, в его комитете тоже разработан аналогичный законопроект. Он допустил, что может появиться и третий законопроект — с подачи Министерства образования и науки.
Упомянутый Смолиным проект предполагает возвращение к той системе, которая была до 2011 года. А именно: стандарты специалиста должны разрабатываться по всем программам, но университеты имеют право сами выбирать между специалитетом и треком «бакалавриат плюс магистратура». Во втором случае это должно быть интегрированное обучение по одному или сходным направлениям, «чтобы не получался волшебник-недоучка». То есть тут тоже идёт речь о запрете поступления на непрофильную магистратуру.
Дело в том, что двухуровневая система появились в России, как объяснил Смолин, не в связи с Болонским процессом в 2011 году и даже не в 2003-м, а гораздо раньше — на основании закона 1996 года «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Тогда специалитет оставался главной формой, но по желанию вузы могли применять бакалавриат с магистратурой. Желающих, по словам спикера, нашлось немного — процентов 10, пока двухуровневую систему не ввели принудительно, что было ошибкой.
«То есть при свободной конкуренции, которую так любят отечественные либералы, специалист у бакалавриата выигрывал с разгромным счётом», — вспомнил Смолин.
Количество школьников
По данному показателю в последние 18–19 лет наблюдалась противоречивая динамика. На начало 2000/2001 учебного года в стране было 20553,5 тысяч школьников. На начало 2011/2012 учебного года их было 13737,8. После этого начинается их рост. На начало 2013/2014 учебного года в школах училось 13877,4 тысяч человек. В 2017 году количество школьников составило 15705,9 тысяч человек. В 2018 году школьников было уже 16137,3 тысяч.
Однако судя по динамике рождаемости, обольщаться не стоит. Имевший место рост объяснялся некоторым увеличением рождаемости из-за рождения детьми довольно многочисленным поколением второй половины 80-х годов, введением материнского капитала, некоторым улучшением уровня жизни, которое имело место в России в первое десятилетие XXI века. Сейчас специалисты отмечают новый спад рождаемости, который объясняется двумя факторами:
- экономическими трудностями в стране и ухудшением уровня жизни за последние 5 лет;
- вступлением в активный детородный возраст немногочисленного поколения второй половины 90-х годов.
В связи с этим, через несколько лет, количество школьников в России начнёт, скорее всего, сокращаться.
Что именно хотят изменить в действующей системе
Председатель профильного комитета Совфеда Лилия Гумерова сообщила, что сенаторы уже подготовили законопроект, касающийся новой системы высшего образования. Документ пока находится в стадии обсуждения.
Ключевых предложений, по её словам, три:
- сократить количество бакалавриата на некоторых, прежде всего инженерных, направлениях подготовки;
- дать возможность поступать в магистратуру на бюджетные после специалитета (сейчас такое право есть лишь у бакалавров);
- ввести ограничение на поступление в магистратуру после непрофильного бакалавриата или специалитета (когда направления подготовки там и там не близки).
По некоторым направлениям, как считает Гумерова, стоит сохранить подготовку бакалавров и магистров, в том числе учитывая интересов иностранных студентов «и помня нашу интегрированность в международное образовательное пространство».
По словам Гумеровой, ректоры и работодатели уже поддержали поэтапный отказ от Болонской системы. Однако разработка новой системы образования — процесс, требующий серьёзного подхода, и ему должна предшествовать «дискуссия на самых разных площадках».
Замглавы Минобрнауки Дмитрий Афанасьев согласился с необходимостью дискуссий: «Очень важно услышать позицию регионов, отраслей и самих студентов, кстати, тоже». Он также отметил, что речи не идёт ни «о каком-то катастрофическом сломе», ни о возвращении к советской системе: «Мы когда перелистываем страницу, мы её не сжигаем, а осмысливаем»
Нужно взять из накопленного опыта хорошее и отбросить неудачное.
«Речь не идёт о возвращении к какому-то предшествующему состоянию, к советскому. Мы должны понять, какие задачи сегодня стоят перед системой образования и перспективы развития экономики и социальной сферы, внешнеполитической ситуации, нашей безопасности. И адаптировать, как это всегда было в истории, нашу систему образования к этим вызовам и трендам», — пояснил он.
Причём интегрировать в новую систему, по мнению Афанасьева, нужны как лучшие практики советского и российского, так и мирового образования: «Мы же не закрываем нашу систему: и образование, и наука является и будет всё равно гуманитарным мостом поверх каких-то конфликтов и идеологических расколов», — надеется он.
Словом, планы, по его словам, — придумать что-то своё, и хорошо бы с красивым, привлекательным названием. При этом предстоит разобраться в следующих вопросах:
- как сделать специалитет равноправным с бакалавриатом уровнем образования (тут, скорее всего, имелось в виду право на поступление в магистратуру после него);
- как обеспечить преобладание специалитета в необходимых областях;
- как изменить подходы к магистратуре;
- где географически сосредоточить основные места специалитета и магистратуры.
При этом новая система, подвёл итог Афанасьев, будет оригинальной, не станет копировать и подчиняться каким-то однозначным внешним стандартам, а будет исходить из национальных интересов и задач научно-технического развития страны.
Она будет сложной в том смысле, что в таких ключевых сферах, как инженерное дело, безопасность, медицина, образование и какие-то ещё, о которых ещё предстоит договориться, должен преобладать специалитет — где-то пятилетний, а где-то и шестилетний. Вместе с тем там, где не требуется такой долгий срок, можно сохранить короткий трек подготовки бакалавров, считает замминистра.
Основания для отказа
Это возможно, если речь идет о переходе в 10 класс родной школы. Ведь статьи 5 и 34 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» позволяют настаивать на продолжении обучения в том же месте. Случай требует получения причины отказа от директора и последующего обращения в специальные органы. Это может потребовать судебных разбирательств. Если существует возможность получения отказа, то рекомендуется подготовить дополнительные варианты.
Если учреждение отказывается принимать заявление, аргументируя это тем, что оно принадлежит к другому микрорайону, то родителю необходимо обратиться в соответствующий орган. Там должен решится вопрос о приеме ребенка в конкретную образовательную организацию.
Также школа не может отказать учащемуся в выборе формы обучения. Если ученик желает учиться в базе, то он не должен соглашаться на продолжение обучения в профиле.
Что будет с дипломами бакалавров? И стоит ли теперь поступать в бакалавриат и магистратуру?
Отказ от Болонской системы не произойдёт одномоментно — будет предусмотрен переходный период, как и в любых больших реформах.
Ранее выданные дипломы, конечно, не утратят юридическую силу. Просто в течение многих лет в России будут в ходу разные типы дипломов о высшем образовании. Нам к этому не привыкать — точно так же происходит с тех пор, как Россия ввела двухуровневую систему, сохранив и специалитет. Другое дело, что бакалавры рискуют оказаться в проигрыше по чисто психологической причине: отношение к ним как к недоучкам, если они не окончили магистратуру, может усилиться на фоне роста количества выпускников с дипломами специалистов.
Поэтому тем выпускникам бакалавриата, которые в этом году собирались поступать в магистратуру, не стоит отказываться от своих планов. А тем, кто до сих пор не задумывался о дипломе магистра, возможно, самое время это сделать, пока на рынке представлена широкая линейка магистерских программ.
Те образовательные программы бакалавриата, на которые состоится набор в 2022 году, прямо сейчас, на коленке, не могут быть преобразованы в специалитет. Программы и учебные планы формируются и утверждаются задолго до приёмной кампании. Именно поэтому Лилия Гумерова о необходимости выдержать четырёхлетний цикл, прежде чем вводить изменения.
Проходной балл для поступления в 10 класс
Чтобы изучать профильные предметы, ученик должен получить проходной балл в 10 класс. Ниже представлена таблица, содержащая информацию об этом.
Предмет | Количество баллов |
Математика | 18-19 |
Русский язык | 31 |
Физика | 30 |
Химия | 23 |
Биология | 32 |
Английский | Более 50 |
Литература | 19 |
Обществознание | 30 |
История | 32 |
Информатика | 15 |
География | 24 |
При поступлении в базу берутся в учет оценки в аттестате. При нехватке мест проводится конкурс по среднему баллу. Те, кто углублялись в один определенный предмет и занимали высокие позиции в региональных или областных олимпиадах, продолжат учиться. Ведь они, участвуя в подобных мероприятиях, отстаивали честь учебного заведения.
Развитие в России
В 2020 г. Российская Федерация будет отмечать 265 лет с того дня, как императрица Елизавета Петровна подписала Декрет о создании в Империи университета. В 2019 г. вузов в России насчитывается уже 741.
С развалом СССР и возникновением новой России в стране наметился рост числа образовательных учреждений. Тенденция коснулась и высшей школы. Получил развитие частный сектор.
Правда, на качестве образования этот процесс сказался не лучшим образом.
Советская молодежь, по оценке ООН, входила в тройку самых образованных поколений своего времени. Подобными достижениями сегодня Россия похвастать не может. Каждый из нас на практике не раз убеждался, что людей, имеющих документы специалиста, и при этом не слишком грамотных и умных, предостаточно. Да и ООН отводит нашей стране теперь только 41-е место. А российские вузы не попадают в сотню лучших.
Round University Ranking
Обратимся к результатам Мирового рейтинга университетов RUR-2019. Ранжировано 820 высших учебных заведений из 74 стран. Самое высокое место из российских – традиционно у МГУ – 115-е.
Фото: twitter @ lifenews_ru
Таблица 1. ТОП-10 вузов России, вошедших в рейтинг RUR
ВУЗ | Место |
МГУ им. Ломоносова | 115 |
МИФИ | 157 |
МФТИ | 216 |
Новосибирский ГУ | 314 |
Томский политехнический университет | 412 |
Российский университет дружбы народов | 418 |
ИТМО | 445 |
МИСиС | 491 |
Нижегородский ГУ им. Лобачевского | 493 |
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого | 500 |
По количеству заведений-участников RUR Россия занимает второе место. Первое у Штатов.
Реформы
Из первой сотни рейтинга МГУ «вылетел» в 2012 г. Он занимал 33 строку.
«Проблема в том, что начиная с 1991 г. примерно по 2010 г. у нас количество вузов и филиалов в стране выросло ровно в два раза. И значительная часть из них, надо это признать и сказать по-честному, превратилась не в вузы, а в лаборатории по штамповке «корочек» (В.В. Путин)
Тогда же в стране началась «зачистка» вузов. Необходимость ее вызвана несколькими причинами:
- демографическими – более чем в 1,5 раза сократилось количество студентов из-за низкой рождаемости в 90-х;
- низкий уровень образования – большинство из отечественных вузов, по словам Фурсенко, не соответствует современным стандартам образования;
- содержание заведений требует немалого финансирования – по оценке «Эксперт РА» средний объем затрат на одного студента в лучших университетах страны – 640 тыс. руб. в год (от 315,5 тыс. руб. до 1 100 тыс. руб.);
- слишком много людей с высшим образованием – на 70 человек с ним приходится только 30 со средним, а потребность рынка — 20 на 80. По словам ППП РФ в УФО И. Холманского, «высшее образование — благо, но нам нужны люди рабочих специальностей».
Первые 132 вузов признаны неэффективными уже в 2013 г. А за три года реформ их число и филиалов сократилось почти наполовину — на 1097 организаций. Из 741 заведений 245, или 33,1%, частные. Среди 1134, начавших 2008/09 учебный год – максимальное количество за всю историю РФ – 58,2% были государственными.
Как Вы думаете вузы в России должны быть государственными или частными?
Государственными
Частными
Лучший в России
Им безусловно признается МГУ. Университет – крупнейший в стране, ведущий научно-исследовательский центр. Это шесть филиалов, 39 факультетов, 87 специальностей, почти 40 тыс. студентов, собственные стандарты обучения, на уровень выше государственных. Студенты и преподаватели ВУЗА (11 человек) становились лауреатами Нобелевской премии. На долю бывших учащихся приходится 12% открытий от всех зарегистрированных в СССР.
Справочно! Стоимость обучения в МГУ начинается от 390 тыс. руб. в год
Как скоро произойдёт реформа
В отличие от Николая Лютова, депутаты, сенаторы и представители министерства высказались за то, что рубить с плеча не стоит. Но в то же время подчеркнули, что решения действительно надо принимать быстро.
Так, Константин Косачёв сказал: «То, что входило в систему образования на протяжении десятилетий, не может быть отменено сегодня или завтра». Но отметил он и то, что решения о реформе нельзя откладывать в долгий ящик, поэтому они «будут носить мобилизационный характер». Однако при этом они должны быть такими, чтобы работали и через пять, и через десять, и через двадцать лет. То есть — продуманными.
Дмитрий Афанасьев согласился, что не стоит принимать скороспелых непродуманных решений, но в то же время «поменять целеполагание и стратегический вектор развития надо быстро».
А Олег Смолин заключил: «Какие-то решения должны быть приняты очень быстро, а над какими-то нам предстоит подумать. Учитывая цикл планирования КЦП, запуск нового перечня направлений подготовки, новый макет ФГОС, а я бы ещё сказал, что надо будет систему профстандартов корректировать, это Минтруда надо подключать — это большой объём работы. Надо начать, а дальше очень чётко работать над каждым пунктом».